Требования к результатам изучения темы
- Учащиеся знают:
– биологические и социальные факторы антропосоциогенеза; – основные этапы эволюции человека, их характерные черты; – характерные расовые признаки.
- Учащиеся умеют:
– раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека); происхождение и единство рас человека; – распознавать на таблицах, рисунках расы человека, его исторические формы.
- Учащиеся могут:
– раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас; – доказывать роль социальных факторов в эволюции человека, единство происхождения рас.
Планирование темы
Урок 1. Происхождение человека. Этапы его становления.
Урок 2. Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза.
Урок 3. Расы человека, их происхождение и единство.
Урок 1. Происхождение человека, этапы его становления
Задачи:
сформировать у школьников знания о происхождении человека, этапах его эволюции; развивать умения выделять усложнения в строении и поведении исторических форм человека; содействовать формированию закономерностей познаваемости мира.
?
Какие условия сыграли роль в появлении человека?
Методические рекомендации
I. Введение в тему
Происхождение человека. Исторические предки человека, особенности их строения, образа жизни. Причины различий и совершенствования. (Актуализация знаний о человеке по материалам, изученным в предыдущих классах. Беседа.)
II. Изучение нового материала
1. Эволюция древних предков – гоминидов. (Беседа с элементами рассказа учителя; поисковая работа с текстом учебника по выявлению характерных признаков гоминид.)
2. История возникновения человека. (Рассказ учителя; практическая работа с учебником по заполнению таблицы «Становление человека»; беседа по результатам практической поисковой работы; формулировка выводов.)
3. Эволюция становления человека. (Беседа по результатам поисковой работы и таблице; формулирование выводов о биологических изменениях человеческого организма.)
III. Закрепление знаний
Закрепление знаний об этапах становления человека.
1. Выполнение учащимися заданий рубрики «Проверьте свои знания» (1–4). 2. Беседа по обсуждению проблемного вопроса урока ?
.
IV. Задание на дом:
изучить статью «История возникновения человека сложна и противоречива»; разобрать практическую работу-повторение; ответить на вопросы.
Урок 2. Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза
Задачи:
сформировать у учащихся знания о факторах антропосоциогенеза, выяснить причины изменений в биологии и образе жизни исторических форм человека; продолжить развивать умения выявлять признаки усложнения стадий эволюции человека.
Оборудование:
см. урок 1 (тема 1); кодоскоп.
?
Какие данные указывают на то, что Человек умелый стал родоначальником рода Человек?
Методические рекомендации
I. Проверка знаний учащихся об исторических формах становления человека
Беседа по вопросам 1–5 на стр. 15; самостоятельное выполнение задания: I вариант – «Какие утверждения верны?», II вариант – «Выберите правильный ответ»; проверка знаний.
II. Изучение нового материала
1. Биологические факторы эволюции исторических предков человека. (Рассказ учителя с элементами беседы; работа с текстом учебника, рисунками, коллекцией «Происхождение человека»; словарная работа.)
2. Социальные факторы эволюции человека. (Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником по выявлению признаков изменений в биологии человека.)
III. Закрепление знаний
Закрепление знаний учащихся о биологических и социальных факторах антропосоциогенеза.
1. Беседа по обсуждению проблемного вопроса урока. 2. Составление плана ответа на следующие вопросы.
Каковы биологические факторы эволюции человека? (I вариант.) Каковы социальные факторы эволюции человека? (II вариант.)
Обсуждение планов в паре и всем классом.
IV. Задание на дом: изучить текст учебника, ответить на вопросы
Конспект урока для 9 класса «Антропогенез (возникновение человека)»
биология – 9 класс
Тема 4. «Антропогенез (возникновение человека)»
урок на тему Основные этапы антропогенеза.
цели урока: а) сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза;
б) продолжить формирование знаний о роли биологических и социальных факторов на разных этапах эволюции человека.
оборудование урока: таблицы, иллюстрирующие этапы эволюции человека, видеофильм «Земля. Происхождение человека».
Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с историей изучения проблемы происхождения человека. Рассмотрим для начала общие представления о происхождении человека.
- а) Анаксимен, Аристотель выдвинули идею, что человек – «родственник животных». Аристотель также выявил различия между человеком и животными:
- Прямохождение;
- Головной мозг крупный;
- Речь и разум.
б) Карл Линней поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один ряд – приматы.
в) Жан – Батист Ламарк в 1809 году в книге «Философия зоологии» описывал происхождение человека: исходный предок «четверорукое» высокоразвитое существо, которое спустилось на Землю и постепенно превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению.
г) Ч. Дарвин в 1871 году в труде «Происхождение человека и половой отбор» доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов.
д) Ф.Энгельс в 1896 году в труде «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «Труд создал самого человека».
2. а) Антропогенез – эволюция человека и становление его как вида.
б) Антропология – наука, изучающая происхождение человека
(демонстрация кадров видеофильма «Земля. Происхождение человека».)
3. Основные этапы эволюции человека.
№№
Предки человека | Где и когда жили | Прогрессивные черты во внешнем облике | Прогрессивные черты в образе жизни | Орудия труда | |
1. | Исходные формы – австралопитеки | 10 – 15 млн. лет назад, в Африке | Масса головного мозга не превышала 500 г., рост 120 – 130 см, масса тела 30 – 40 кг | Достаточно свободно передвигались по открытой местности на двух ногах, полностью освободив от передвижения руки | Использовали палки и камни в качестве оружия при защите и охоте на животных |
2. | Древнейшие люди – питекантропы (обезьяночеловек) | Африка, Азия (Индонезия, Китай) и на юге Европы 1,5 млн. лет назад | Рост их составлял примерно 160 см, головной мозг достигал 850 – 900 см³ | Похожи на людей, активные охотники на крупную дичь, они открыли употребление огня и научились поддерживать его, но добывать огонь так и не научились | Ручное рубило |
3. | Древнейшие люди – синантропы (китайский человек) | 400 000 лет | Объем головного мозга составляет 850 – 1220 см³, теменные доли мозга развиты сравнительно сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабо, правая рука была развита сильнее левой. | Синантропы ходили достаточно прямо и передними конечностями о землю не опирались. Синантропы умели пользоваться огнем, находки антропологов указывают на то, что синантропы были людоедами. | Орудия труда были небольших размеров и грубо обработаны, длина их не превышала 15 см. |
4. | Древние люди – неандертальцы | Западная Европа, Алжир, Марокко, в долине реки Неан — дерталь | Объем мозга составлял 1000 – 1600 см³, лобные доли были развиты значительно слабее, ростом были несколько ниже человека современного. | Для них характерна сутулая походка, они держали ноги немного согнутыми в коленях | Изготовляли одежду из шкур животных, жили в пещере или строили жилище. При помощи камней они изготовляли орудия труда более совершен — ные, чем те, которые изготовляли синантропы. |
5. | Первые современные люди – кроманьонцы | Впервые останки этих людей были найдены во Франции в гроте Кро-Маньон | Это были довольно красивые люди, рост их достигал 190 см, объем мозга доходил до 1800 см³ | Научились обрабатывать землю и разводить домашних животных, строили дома и освоили гончарное производство. Они были отменными художниками и скульпторами. | Каменные орудия труда, сделанные при помощи отжима, и не путем обкалыва — ния, а обтачивания |
3. Закрепление изученного материала: формулирование выводов и запись их в тетради.
- Австралопитеки были первым этапом на пути от дриопитеков к человеку. В африканской саванне было достаточно жарко, спасительная тень деревьев была здесь редкостью, поэтому австралопитеки начали постепенно терять волосяной покров. В итоге сформировались прямоходящие, почти безволосые обезьяны. По своему виду они уже походили на людей.
- Именно питекантропы были переходным звеном от обезьяны к человеку. Недаром антропологи называют питекантропов древнейшими людьми.
- Неандертальцы не имели развитой речи, они лишь обладали зачатками речи. Орудия труда, которые они изготовляли легко можно разделить на ряд отдельных групп, в зависимости от тех трудовых операций, для которых они предназначены.
- Очень важным дополнением к находкам питекантропов являются находки другой группы древнейших людей – синантропов, сделанные в Китае, в пещере Коцетанг. У синантропов теменные доли мозга были развиты сравнительно сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабее и сохраняют черты сходства с лобными долями полушарий головного мозга у человекообразных обезьян. Изучение немногочисленных фрагментов бедренных и плечевых костей показало большое сходство этих костей с соответствующими им костями современных людей.
- В целом кроманьонцы мало, чем отличались от людей современного типа, и в палеонтологии соединяют ископаемых людей современного типа и современных людей в один вид – Человек разумный (Homo sapiens).
4. Задание на дом: читать и пересказывать материал, с.295 – 308.
Свежие документы: Конспект урока по физкультуре «НА ПЛАНЕТЕ ЗДОРОВЬЯ» 5 класс
Тема урока: Происхождение человека. Этапы его становления. — презентация
Тема урока: Происхождение человека. Этапы его становления
Цели: Цели: Сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции. Сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции. Развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе. Развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе. Содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира. Содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира.
История возникновения человека сложна и противоречива. История возникновения человека сложна и противоречива. Эволюция приматов, как и других отрядов млекопитающих, происходила в третичный период, который начался примерно 60 млн лет назад. Ученым трудно проследить. Как развивались и эволюционировали предки человека. Поэтому существуют различные версии эволюции человека. Эволюция приматов, как и других отрядов млекопитающих, происходила в третичный период, который начался примерно 60 млн лет назад. Ученым трудно проследить. Как развивались и эволюционировали предки человека. Поэтому существуют различные версии эволюции человека.
Рамапитек Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, России. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину. Обитал он на территории современных Индии, Восточной Европы, России. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину.
Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост см, масса кг), с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см(что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян).Однако, считать австралопитека предком человека нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено( ведь известно, что изготовление и использование орудий труда- один из основных признаков человека ) Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост см, масса кг), с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см(что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян).Однако, считать австралопитека предком человека нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено( ведь известно, что изготовление и использование орудий труда- один из основных признаков человека )
В этот же исторический период существовало животное, внешне очень сходное с австралопитеком. Объем его головного мозга был значительно больше. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т.е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец противопоставлялся другим пальцам. В этот же исторический период существовало животное, внешне очень сходное с австралопитеком. Объем его головного мозга был значительно больше. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т.е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец противопоставлялся другим пальцам.
Первые ископаемые остатки этого человека прямоходящего были обнаружены голландским ученым Е. Дюбуа в 90-х гг. прошлого века на о. Ява. Это было существо среднего роста(160 см.). Тело человека прямоходящего мало чем отличалось от тела современного человека. В то же время череп его имел многочисленные отличия: низкий лоб, над глазами мощные надбровные дуги, массивная и тяжелая нижняя челюсть. Почти не выделяющийся подбородочный выступ. Основными эволюционными приобретениями человека прямоходящего были изготовление каменных орудий, появление абстрактного мышления и речи. Первые ископаемые остатки этого человека прямоходящего были обнаружены голландским ученым Е. Дюбуа в 90-х гг. прошлого века на о. Ява. Это было существо среднего роста(160 см.). Тело человека прямоходящего мало чем отличалось от тела современного человека. В то же время череп его имел многочисленные отличия: низкий лоб, над глазами мощные надбровные дуги, массивная и тяжелая нижняя челюсть. Почти не выделяющийся подбородочный выступ. Основными эволюционными приобретениями человека прямоходящего были изготовление каменных орудий, появление абстрактного мышления и речи.
Человек неандертальский назван так в честь долины Неандерталь (Германия), где в горах были обнаружены скелетные остатки этого древнего человека. Рост неандертальцев достигал 1 м 70 см; они имели крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой, недюжинной физической силой. Неандертальцам выпало жить на земле в суровое время- в ледниковый период. Спасаясь от холода, они научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду. Жили неандертальцы небольшими группами, по человек. У них существовало разделение труда: взрослые мужчины охотились на крупных животных, женщины и дети поддерживали огонь и собирали съедобные растения. Человек неандертальский назван так в честь долины Неандерталь (Германия), где в горах были обнаружены скелетные остатки этого древнего человека. Рост неандертальцев достигал 1 м 70 см; они имели крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой, недюжинной физической силой. Неандертальцам выпало жить на земле в суровое время- в ледниковый период. Спасаясь от холода, они научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду. Жили неандертальцы небольшими группами, по человек. У них существовало разделение труда: взрослые мужчины охотились на крупных животных, женщины и дети поддерживали огонь и собирали съедобные растения.
Ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами. Это были высокие, рослые люди( до 180 см).Они обладали всеми признаками современного человека: высокий свод черепа. Развитый подбородочный выступ. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду- Человек разумный. К нему же относимся и мы с вами. Ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами. Это были высокие, рослые люди( до 180 см).Они обладали всеми признаками современного человека: высокий свод черепа. Развитый подбородочный выступ. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду- Человек разумный. К нему же относимся и мы с вами.
Вывод: Предшественниками человека были ископаемые высшие обезьяны, обитавшие в Южной и Восточной Африке. В процессе эволюции человека выделяют три стадии: древнейшие люди, древние люди и современные люди. Представителем древнейших людей является человек прямоходящий, древних- неандерталец, современных- кроманьонец. Предшественниками человека были ископаемые высшие обезьяны, обитавшие в Южной и Восточной Африке. В процессе эволюции человека выделяют три стадии: древнейшие люди, древние люди и современные люди. Представителем древнейших людей является человек прямоходящий, древних- неандерталец, современных- кроманьонец.