Деятельность человека
И люди, и животные постоянно действуют, но человеческая деятельность имеет ряд отличительных специфических черт:
- Она имеет сознательный характер: человек осознает, для чего он занимается тем или иным делом, может ставить цели, менять виды деятельности;
- Направлена на получение результата, продукта деятельности;
- В ее процессе человек преобразует и себя, и окружающий мир;
- Человек постоянно контактирует с другими людьми.
Конспект по обществознанию ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ (10 класс)
Конспект урока по обществознанию 10 класс
подготовила Османова Леся Петровна
Тема урока:
Деятельность — способ существования людей
Цель:
— образовательная:
дать представление о деятельности человека и ее многообразии;
—
развивающая:
формировать интеллектуальные умения анализировать; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь;
—
воспитательная:
воспитание ответственности и долга и уважения к человеку.
Тип урока
: комбинированный.
Х о д у р о к а
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний.
- В чем состоит сущность мировоззрения?
- Почему мировоззрение нередко называют стрежнем духовного мира личности?
- Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
- Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различие?
- В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
III. Изучение нового материала.
Класс делится на группы.
З а д а н и е. Каждая группа показывает выполнение какой-либо работы (копать, стрелять, рисовать, кидать камни, разговаривать, строгать брусок, вбивать гвозди и т. д.).
— Что вы делали?
— Зачем вы это делали?
— Можем ли мы жить и ничего не делать?
— Осознаем ли мы то, что делаем?
— Отличается ли деятельность человека от «деятельности» животных?
— Присуща ли деятельность животным?
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий труда. Но только человеку присуща деятельность.
Деятельность
— это форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
Деятельность
— целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.
Структура
деятельности
З а д а н и е. Объяснить каждый из структурных элементов деятельности.
З а д а н и е. Самостоятельно или используя текст § 5, охарактеризовать каждую черту деятельности.
Благодаря способности к деятельности человек выходит за рамки тех возможностей, которые были определены для него природой как для биологического вида. Только в процессе деятельности человек создает то, что не является творением природы, — культуру.
— Что является мотивом деятельности человека?
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворять свои потребности.
З а д а н и е. Назовите известные вам потребности. Прочитав текст с. 47, объясните приведенные в учебнике виды потребностей. Выпишите их.
Потребности
— это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
З а д а н и е. Заполнить таблицу:
деятельность
мотив деятельности
Учащиеся записывают свои потребности, определяют, что они будут делать для их осуществления и каков у них побудительный мотив.
Потребность удовлетворяется через благо.
Благо
— некоторый материальный или нематериальный объект, позволяющий ликвидировать ощущение дефицита, решить проблему.
З а д а н и е. Приведите примеры, какие блага вы знаете.
Потребности у людей в основе своей схожи, но вот набор благ, удовлетворяющих ту или иную потребность, различен. Он обусловлен как особенностями самой личности, так и спецификой тех общественных отношений, в которые она вступает.
З а д а н и е. Запишите все свои потребности и набор благ, которые удовлетворят эту потребность.
Блага, призванные удовлетворить мои потребности
Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий.
Помимо потребностей существенное влияние на деятельность человека оказывают интересы.
Интерес
— это некий результат, который, по мнению отдельного человека или сообщества, принесет ему (им) пользу.
— Как интересы влияют на взаимодействие людей в обществе?
Важное значение для изучения человеческой деятельности имеет такая категория, как ценность.
Ценность
— это свойство того или иного явления, предмета удовлетворять определенные потребности, соответствовать определенным интересам.
— Какие бывают ценности? (духовные и материальные, индивидуальные и коллективные).
В систему ценностей человека и общества входят представления о добре, благе, зле, счастье, смысле жизни, здоровье, семье.
Руководствуясь этими представлениями, мы ставим цели, определяем средства, добиваемся нужного результата, т. е. осуществляем деятельность.
II. Закрепление изученного.
1) Как связаны деятельность и целеполагание?
2) Почему из всех живых существ только человек оказался способен к деятельности?
3) каково значение деятельности в жизни человека и развитии общества?
4) Что побуждает человека к деятельности?
5) Каковы основные виды потребностей?
6) Как общество воздействует на набор потребностей человека и способы их удовлетворения?
7) Что такое благо? Как связаны потребности и блага?
В чем различие интересов и ценностей? Какова их роль в деятельности человека?
Домашнее задание: § 5 Документ с.53 вопросы и задания к документу 1-3 с.54
Потребность
Все, что человек делает, направлено на удовлетворение его потребностей. Они подразделяются на группы:
- естественные (пища, воздух, жилище и так далее);
- социальные (труд, творчество, общение);
- духовные (познание мира, самовыражение).
Психологи (А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что полного удовлетворения потребностей человек достичь не может. Это хорошо иллюстрирует сказка А.С. Пушкина «Золотая рыбка»: старуха, получив новое корыто, захотела избу, а затем терем, и желаний у нее появлялось все больше.
Деятельность человека имеет спланированный характер.
- цель
Реализуя деятельность, человек заранее представляет, чего он хочет достичь. Например, портная, создавая вещь, представляет, как она будет выглядеть.
- средства
Для того чтобы выполнить задуманное, необходимы особые средства. Например, для написания реферата понадобятся бумага и ручка или компьютер, а также книги и учебники по выбранной теме.
- результат
Цель воплощается в результатах. Это могут быть вещи, отношения, умения и так далее.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Структура деятельности
- 2. Познавательная деятельность
- 3. Человек, индивид, личность
- 4. Деятельность это … в обществознании?
Уровни потребностей
()
Потребность человека – это определенная нужда, которую индивид удовлетворяет в ходе сознательной деятельности. Все необходимости можно подразделить на те, которые продиктованы физиологическими и психологическими целями, а также формируемые социумом.
Иерархия уровней потребностей по А. Маслоу:
- Физиологические – основаны на желаниях, необходимых для выживания человека. К ним относятся: жажда, голод, воспроизводство. Иначе их называют естественные потребности, то есть основанные на природе человека.
- Экзистенциальные – необходимость в безопасности, комфортных условиях проживания, стабильности и порядке.
- Социальные потребности человека – продиктованы обществом и базируются на желании иметь привязанность, общаться, участвовать в совместной деятельности с другими.
- Престижные – основаны на потребности в признании, уважении со стороны других и самоуважении.
- Духовные потребности человека – желание самореализации, раскрытии потенциала.
Указанные уровни потребностей по Маслоу универсальны.
В основе естественных потребностей человека лежит интерес, он представляет собой состояние мотивации, которое стимулирует начало активной деятельности. Интересы принято подразделять на индивидуальные и групповые. Уточняя, все ли потребности нам нужны, отметим, что они реализуются последовательно. Говоря о том, что такое социальные потребности – это вторичный интерес личности, если удовлетворены физиологические желания.
Онлайн-курсы помогут надёжно закрепить информацию в вашей памяти. Оставайтесь с нами, выберите курс подготовки к экзаменам в режиме онлайн
Перейти
Виды деятельности
Существует много разновидностей деятельности, поэтому для наглядности их принято разделять на группы:
- по отношению к окружающему миру: практическая и духовная;
- по вкладу в развитие общества: прогрессивная и регрессивная, созидательная и разрушительная;
- по соответствию действующим нормам: законная и незаконная, моральная и аморальная;
- по форме объединения с другими людьми: коллективная и индивидуальная;
- по сфере, в которой реализуется: политическая, экономическая, социальная;
- по степени оригинальности и внедрению нового: шаблонная и творческая.
Типы деятельности
()
С точки зрения развития человека выделяется четыре типа деятельности, усваиваются еще в детстве. К ним относятся:
Игра – развлечение и отдых, не происходит создания нового продукта. К чертам игрового процесса относятся:
- создается специальная вымышленная ситуация;
- применяются предметы, которые замещают реальные объекты;
- результатом является удовлетворение желаний членов группы;
- обучает базовым навыкам;
- дополняет личность.
Учение – приобретение новых знаний и навыков. Учение разделяют на:
- организованное – предоставляется в учреждениях образования;
- неорганизованное – получается в результате активности;
- самообразование.
Труд – появление важного результата либо для конкретного человека, либо для общества.К ключевым чертам трудовой активности относятся:
- ориентация на достижение цели;
- применение по ходу действий навыков и знаний;
- наличие полезного результата.
Общение – коммуникация между субъектами. Люди в ходе общения делятся друг с другом знаниями, опытом и приобретенными результатами. Без общения невозможна социализация личности.
Учась в команде проще как сосредоточиться на материале, так и сделать сам процесс обучения более организованным
Многообразие деятельности Обществознание 10 класс. — презентация
Многообразие деятельности Обществознание 10 класс
План урока: Виды деятельности. Виды деятельности. Виды деятельности. Виды деятельности. Особенности творчества. Особенности творчества. Особенности творчества. Особенности творчества. Труд. Труд. Труд. Игровая деятельность. Игровая деятельность. Игровая деятельность. Игровая деятельность. Учебная деятельность. Учебная деятельность. Учебная деятельность. Учебная деятельность. Задания. Задания. Задания.
Виды деятельности. Духовная Практическая Материально- производствен- ная Социально- преобразова- тельная Познаватель- ная Ценностно- ориентиро- вочная Прогности- ческая Разрушитель- ная Созидатель- ная
Творческая деятельность Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Цель. Цель. Результат. Результат. Средства. Средства. Способы достижения. Способы достижения. Фантазия. Фантазия. Интуиция. Интуиция. Трудолюбие. Трудолюбие. Образованность. Образованность. «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» П.И. Чайковский. П.И. Чайковский.
Трудовая деятельность. сознательная деятельность сознательная деятельность из видов деятельности, с определёнными характеристиками: из видов деятельности, с определёнными характеристиками: практическая полезность; практическая полезность; заранее ожидаемые результаты; заранее ожидаемые результаты; мастерство, умение, знания; мастерство, умение, знания; инициатива, творчество. инициатива, творчество.
Игровая деятельность. Цель – не результат, а. Цель – не результат, а. В детстве игра – это необходимая часть развития, образования, воспитания. В детстве игра – это необходимая часть развития, образования, воспитания. Для взрослых игра сохраняется в виде спорта, искусства. Для взрослых игра сохраняется в виде спорта, искусства. реальные действия в нереальных условиях
Учебная деятельность: Цель – приобретение знаний и овладение способами действий необходимых для успешного взаимодействия с миром. Цель – приобретение знаний и овладение способами действий необходимых для успешного взаимодействия с миром. Процесс приобщения отдельного человека к опыту человечества Процесс приобщения отдельного человека к опыту человечества Субъект-субъектная связь: учитель ученик Субъект-субъектная связь: учитель ученик Результат: Результат: -отношение к жизни, -профессия
Задание 1 К каким видам деятельности относятся данные иллюстрации? К каким видам деятельности относятся данные иллюстрации?
Задание 2 Сходство и различия игры и труда. Сходство и различия игры и труда. Значимость творческой деятельности. Значимость творческой деятельности. Взаимосвязь различных видов деятельности. Взаимосвязь различных видов деятельности. Как вы понимаете высказывания: Как вы понимаете высказывания: — «Сизифов труд» — «Все радости жизни в творчестве» — «Муки творчества»
Задание 3. Каким образом можно улучшить в школе развитие творческих способностей? Каким образом можно улучшить в школе развитие творческих способностей?