Родительское собрание в 5 классе «Трудности адаптации пятиклассников» материал (5 класс) по теме

В первую очередь, это связь между новым и старым, наличие элементов уже хорошо знакомого в возникающих ситуациях. Таким образом, преемственность призвана обеспечить единство образовательного процесса.

«Адаптация» (лат.) — приспособление организма к новой среде. Применительно к школе термин означает физиологическую, социальную и психологическую готовность ребенка к изменениям. Детям предстоит не просто приспособиться к новым условиям, но и выработать свою позицию, наиболее способствующую успешному продвижению в социуме.

Что же меняется при переходе в 5 класс?

Темп жизни. Новые условия требуют быстрого реагирования на возникающие ситуации, когда приходится встречаться со старшеклассниками, новыми учителями, выполнять требования во все возрастающем темпе (объем знаний и умений, необходимый для усвоения, резко возрастает). Увеличивается количество предметов и учебных часов.

Стиль жизни. Дети сами переходят из одного кабинета в другой. Этого требует кабинетная система обучения. Теперь нет «своей» парты и своего закрепленного места, как это было в начальной школе. Соседи также меняются, так как предметники могут пересадить учеников по своему желанию или требованиям образовательного процесса.

Учителя. Учитель начальных классов прощается с классом, и в жизни пятиклассников появляется новая «классная мама». В основной школе нет такого контроля за детьми, как в начальной школе. У учеников появляется не 1-2, а множество новых учителей.

Цели и задачи. Осознание своего места в мире, личных предпочтений и возможностей в разнообразных видах деятельности.

Более подробно читайте: Проблемы адаптации пятиклассников.

Родительское собрание в 5 классе «Трудности адаптации пятиклассников» материал (5 класс) по теме

Родительское собрание №2 в 5 классе

Тема. Трудности адаптации пятиклассников.

Классный руководитель 5б класса

Сыч Наталья Ивановна

Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.

Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

Уважаемые папы и мамы!

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.

  1. Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе».

Медицинская сестра и психолог школы знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменениями статуса ребёнка. Обращают внимание на следующие моменты:

— изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

— изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.

  1. Далее предлагаются рекомендации для родителей.
  2. Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления».

— повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребёнка в пятом классе;

— повышение уровня тревожности самого ребёнка. Зависимость степени адаптации ребёнка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

— степень учебной и социальной мотивации пятиклассников, их желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

— состояние физического здоровья учащихся, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

— влияние самооценки ребёнка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).

  1. Подведение итогов.
  2. Комментарии классного руководителя по проведенному классному часу.

Рекомендации для родителей

  1. Первое условие школьного успеха пятиклассников – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  2. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
  3. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  4. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  5. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  6. Учёт темперамента ребёнка а период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  7. Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности.
  8. Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
  9. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.

Протокол родительского собрания №1

от 27.10.2012 г.

Тема собрания: «Трудности адаптации пятиклассников к школе».

Присутствовали: 6 человек

Отсутствовали: 1 человек

Повестка дня:

  1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
  2. Психологические трудности адаптации; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.
  3. Пути возможной помощи детям в этот период. Рекомендации родителям.
  4. Анализ учебных достижений учащихся класса.
  5. Разное:

а) ознакомление с Уставом школы;

б) организация горячего питания в школьной столовой;

в) обязательное страхование жизни ребенка на период 2012-2013 учебного года;

г) план мероприятий на время осенних каникул, техника безопасности;

в) выборы родительского комитета, обсуждение нужд класса.

5. Личные беседы с родителями.

Ход собрания.

  1. Выступление классного руководителя по теме родительского собрания. Ознакомление родительского коллектива с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации. А также была предложена система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению, и даны соответствующие рекомендации по этому вопросу.
  2. Медицинская сестра и психолог школы познакомили родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменениями статуса ребёнка. Обратили внимание на следующие моменты:

— изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

— изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.

3. Классным руководителем была предложена система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению, и даны соответствующие рекомендации по этому вопросу.

4. Классный руководитель 5б класса Сыч Н.И. сделала анализ учебных достижений класса:

а) участие в общешкольных мероприятиях;

б) участие в предметных олимпиадах;

в) итоги успеваемости за 1 четверть.

5. Разное.

а) ознакомление с Уставом школы;

б) организация горячего питания в школьной столовой;

в) обязательное страхование жизни ребенка на период 2012-2013 учебного года;

г) план мероприятий на время осенних каникул, техника безопасности;

в) выборы родительского комитета, обсуждение нужд класса.

Постановили:

  1. Принять к сведению рекомендации классного руководителя о том, как преодолеть трудности адаптации ребенка к школе, как помочь ему разобраться в самом себе и т.д.
  2. Усилить контроль выполнения домашних заданий. Уделить должное внимание здоровью ребенка.
  3. Застраховать жизнь детей на период 2012-2013 учебного года.
  4. Принять активное участие в школьной акции «Семья помогает семье».
  5. Принять к сведению рекомендации классного руководителя по технике безопасности (растительные яды, правила дорожного движения, пожарная безопасность, бдительность на улицах, проверка состояния здоровья ребенка ежедневно).

Председатель родительского комитета:

Гречкина Ольга Сергеевна

Секретарь: Гречкина Жанна Игоревна

Почему необходимо говорить об адаптации с родителями?

Ребенок несет в семью все свои проблемы, а с переходом в 5 класс трудности удваиваются. Дети могут стать более раздражительными и капризными, наработанный авторитет «отличника» или «хорошиста» подвергается проверке другими учителями. Успех оказывается не столь очевиден, а вот трудности достижения поставленной цели налицо.

В 5 классе начинаются дисциплинарные проблемы, и резко падает успеваемость. Педагоги и психологи обозначают эту тему так: «Проблемы адаптационного периода». Некоторые добавляют тезис о начале кризиса подросткового возраста. Хотя тут можно и не согласиться. До подросткового возраста еще года два.

Отношения учителей и учащихся, строившиеся на модели начальной школы, терпят существенные изменения. Происходит распад одной формы школьной жизнедеятельности и ее замена другой. Основные кризисные явления таковы:

  • спад учебной мотивации;
  • нарастание дисциплинарных трудностей;
  • рост тревожности;
  • дезориентация в жизненных ситуациях.

Собрание, где все родители явятся активными участниками, может предполагать особую форму, например, «Круглого стола», или «Работа в группах». Опыт показывает, что родителей привлекают такие необычные варианты.

Как подготовить родительское собрание

При проведении собрания учитель опирается на факты и цифры. Поэтому понадобится:

  • анализ текущей успеваемости, который лучше представить в форме газеты на доске или слайда презентации. Электронные дневники не всегда и не всеми родителями просматриваются, как показал опыт;
  • обзор проведенной в классе, накануне собрания, анкеты среди пятиклассников «Как живешь, пятиклассник?» или аналогичных;
  • отзывы учителей. Лучшим вариантом здесь представляется присутствие учителей-предметников и школьного психолога на родительском собрании.

Родительское собрание в 3 классе «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению»

Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку «Родительское собрание-презентация»

Родительское собрание в 3 классе.

Тема. Как воспитать у ребёнка любовь к чтению.

Цель:

создание условий для понимания родителями важности семейного чтения, формирование положительной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

Задачи:

• Познакомить родителей с требованиями ФГОС о технике и нормах чтения в начальной школе.

•Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников.

Ход родительского собрания.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить важный вопрос. Как помочь детям полюбить книгу и чтение. (слайд 1)

Анализ статистики.

Как показывают статистические данные, современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире), к сожалению, не стала исключением. Сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации? (ответы родителей).

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

Знакомство родителей с требованиями ФГОС о технике и нормах чтения в начальной школе.

Целью уроков чтения в начальной школе является «овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности, в том числе читательской компетенции.

Читательская компетенция — это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Формирование читательской компетенции реализуется по следующим направлениям: (слайд 2)

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса

3.Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Задача родителей в начальной школе является оказание помощи в формировании навыка чтения.

Что понимают под техникой чтения? (слайд 3)

Чтение — это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) — скорость (темп), правильность и выразительность чтения. Осмысленность чтения

предполагает понимание читающим:

•значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

•содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

•содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

•основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Правильность чтения-

выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.

Скорость (темп) чтения (слайд4)

характеризуется количеством слов, произносимых в минуту

.

Показатели по скорости чтения в начальных классах

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Входной контроль 30 – 40 слов 50 – 60 слов 70 – 80 слов
I
полугодие
25 – 30 слов 40 – 50 слов 60 – 70 слов 80 – 90 слов
II
полугодие
30 – 40 слов 50 – 60 слов 70 – 80 слов 90 – 110 слов

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования: (слайд 5)

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Такие требования к чтению предъявляет ФГОС.

Анализ анкет и техники чтения учащихся.

Как же обстоят дела с чтением ребят на уроках и после них?

( Учитель знакомит с техникой чтения учащихся. Каждый родитель получает карту « Мониторинг техники чтения» своего ребёнка. (приложение 1)

Родители имеют возможность сравнить результаты с таблицей «

Показатели по скорости чтения в начальных классах».)

Было проведено в классе анкетирование. Ученикам была предложена анкета.

Анкета для учащихся.

Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?

Что больше всего нравится тебе делать: читать, играть, смотреть телевизор?

Какие книги ты любишь читать: стихи, сказки, о животных?

Что нравится тебе получать в подарок: книгу, игры, одежду?

У вас дома много книг?

( слайды 6,7 знакомят с результатами анкетирования

) (Обсуждение)

О важность чтения написано много статей, многие педагоги и писатели о детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи.

5.Рассказ учителя
о важности семейного чтения.
В своей книге как правильно самостоятельно в домашних условиях заниматься с ребёнком Сесиль Лупан пишет следующее: «Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок, который можем сделать для него.» (слайд 8)

Как же привить интерес и любовь к чтению и книге? (обсуждение)

Во- первых – это совместное чтение.

Читать ребенку сказки необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.

Учитель проводит анкетирование родителей.

Анкета для родителей. (слайд 9)

1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?

2.Сколько времени он проводит за книгой?

3.Вы заставляете ребенка читать или он делает это без принуждения?

4. Как вы это поощряете?

5. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?

6. Считаете ли вы себя активным читателем?

Пять советов родителям. ( слайды 10-14)

Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.

Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?

Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.

Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут.

Можете завести читательский дневник, в котором будут записываться самые интересные произведения.

Во-вторых – это правильный выбор книги для чтения.( слайд 15)

Как выбрать книгу для чтения? Лучшая литература для детей — та, которая учит их воображению, творческому мышлению, умению видеть различные пути и возможности. Кроме того, книга — мощный источник морали и нравственности. В сказках, мифах, пословицах затрагиваются важнейшие вопросы: взаимоотношения в обществе, власть, долг, послушание, нравственный выбор в сложной ситуации. Что же это такое — хорошая детская книга? Хорошая книга — это, разумеется, занимательный сюжет, включающий в себе и преодоление трудностей, и приключения, и — после стольких волнений! — счастливый конец, вызывающий у ребёнка вздох облегчения. Хорошая книга — это и герои, которые на время чтения становятся для детей добрыми друзьями.

Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье.

Родители делятся своим опытом по развитию интереса и любви к чтению.

Итоги родительского собрания.

Решение родительского собрания:

Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников.

Развивать читательский интерес своего ребёнка.

Приложение 1

Мониторинг техники чтения

Начало 2017-18 Первое полугодие 2017-18 Второе полугодие

2017-18

Начало 2018-19 Первое полугодие 2018-19 Второе полугодие 2018-19
Темп чтения
Способ чтения
Правильность
Осознанность
Выразительность
Отметка

Карта развития техники
чтения

Кол-во слов
250
240
230
220
210
200
190
180
170
160
150
140
130
120
110
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0

Учитель: Львова С. А. «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению» PPTX / 3.23 Мб

Советы психолога и классного руководителя

Данный раздел подготовлен на основе реальных ситуаций, возникших на родительском собрании. Приводятся примеры диалога участников собрания.

Мама Кости: «Конечно, после рабочего дня, придя домой, пытаюсь найти время для сына и всегда спрашиваю: «Уроки сделал? Покажи дневник!».

Учитель: «Не стоит ограничивать круг вопросов темами уроков и оценок. Ненавязчиво старайтесь «разговорить» сына, спрашивайте о друзьях, деталях и событиях школьной жизни. Костя должен полюбить рассказывать о своих делах, он начнет советоваться с вами, а вы будете в курсе всех новостей, и сможете вовремя предотвратить нежелательные эксцессы».

Совет психолога: «Доверие в семье возникает тогда, когда ребенок чувствует вашу искреннюю заинтересованность в его делах. Если вы раз за разом произносите дежурную фразу о сделанных уроках, ребенок понимает, что вопрос вам на самом деле неинтересен, и доверие к вам падает».

Папа Артема: «А я не знаю других преподавателей, времени нет бегать по кабинетам…».

Учитель: «Если вы почувствовали, что назревает конфликт с одним из предметников, сообщите сначала об этом классному руководителю. Возможно, ситуацию удастся разрешить на начальной стадии».

Совет психолога: «Любой конфликт имеет стадии развития. Если не заметить скрытый этап его формирования, предотвратить следующие бывает невозможно. Будьте внимательны к своим детям».

Бабушка Никиты: «Усаживаю внука за домашние задания, и сама с ним сажусь, так дело быстрей идет».

Учитель: «Помогайте советом, но не готовым решением. Установите время выполнения. Например, вы говорите: «У тебя час на уроки! Минуты пошли!». Ребенок быстрее сконцентрируется и выполнит намеченное» (некоторые дети, наоборот, могут растеряться, когда ограничено время на выполнение задания. Правильным может быть научение ребенка самого планировать свой вечер и в т.ч. и подготовку домашнего задания с учетом расписания на следующий день, общего самочувствия, сложности предметов и объема заданий).

Совет психолога: «Формирование привычки выполнять домашнее задание происходит в процессе ежедневного труда. Необходимо каждый день садиться за уроки в одно и то же время, и привычка будет сформирована».

Приложение №1

Памятка родителям

Способы снижения тревожности у пятиклассников:

  • Ваш ребенок неповторим, не стремитесь к сравнению его с другими детьми.
  • Если хвалите, то ребенок должен понимать, за что.
  • Помните, что воспитывают не словами, а примером, демонстрируйте уверенность в ситуациях!
  • Давайте посильные задания, ибо завышенные требования ведут к упадку сил и разочарованию.
  • Создавайте ситуацию успеха. Овладел очередным рубежом? Хвалите!
  • Не одергивайте без повода, старайтесь делать меньше замечаний.
  • Наказывайте в крайних случаях, применяйте прием «отложенного наказания». Помните, что наказание — это не «стояние на горохе», оно не должно унижать.
  • Не рубите сук, на котором сидите: не подрывайте авторитет учителей своими замечаниями типа: «Ничего не понимает ваша учительница», и т.п. Так вы закладываете основы конфликта.
  • Наблюдайте за играми, в них проявляются профессиональные склонности, подбадривайте детей в полезных начинаниях.

Приложение №2

Анкета пятиклассника

Какие чувства ты чаще всего испытываешь в школе?

а) тревога, б) страх, в) спокойствие, г) радость

Какие новые предметы тебе легче всего даются? Перечисли от одного до трех.

По каким предметам испытываешь наибольшие трудности?

Какой кабинет в школе самый привлекательный для тебя?

Приложение №3

Пример протокола родительского собрания

Тема собрания: «Адаптация учащихся 5 «Б» класса к новым требованиям в школе».

Цель:

  • дать понятие адаптационного периода и определить особенности его прохождения;
  • ознакомление с новыми требованиями образовательного процесса

Задачи:

  • проанализировать успеваемость класса, анкету пятиклассников;
  • ознакомить родителей с особенностями адаптационного периода в 5 «Б» классе
  • выработать общие подходы в решении проблем в семье и школе

Повестка:

  1. Доклад классного руководителя.
  2. Выступления предметников.
  3. Советы психолога.
  4. Вопросы родителей.
  5. Разное.

Резолюция:

  • Педагогам проводить консультации для родителей в определенное время не реже раза в месяц
  • Учителям начальной школы сформулировать рекомендации педагогического сопровождения детей, испытывающих большие трудности в обучении
  • Организовать своевременное выявление проблемных и конфликтных ситуаций силами психолога и классного руководителя путем проведения анкетных опросов и бесед с учащимися.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: