Конспект и презентация урока по Орксэ в 4 классе «Свобода и ответственность»
Сергиенко Марина
Конспект и презентация урока по Орксэ в 4 классе «Свобода и ответственность»
Муниципальное общеобразовательное учреждение —
средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области
Урок по предмету:
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 класс
Тема: Свобода и ответственность
Выполнила:
учитель высшей квалификационной категории Сергиенко Марина Петровна
2017 учебный год
Технологическая карта урока № 11
по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
Учитель Сергиенко Марина Петровна Школа МОУ-СОШ №4 г. Маркса
Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4 «б»
Тема урока Свобода и ответственность
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Понимание взаимосвязи свободы и ответственности, форм ответственности и осознанного выбора.
Уточнить смысл понятий «свобода»
,
«выбор»
,
«ответственность»
П. Развитие умения выделять главное в тексте в
соответствии с учебным заданием. Устанавливать причинно-следственные связи между свободой выбора человека и ответственностью за свой выбор.
Р. Формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
К. Развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы; формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие умения оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки.
Формирование уважительного отношения к интересам, ценностям, свободе других людей.
Цель урока Подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными)
за последствия
свободного выбора, поступка.
Основные понятия, изучаемые на уроке Свобода, ответственность, последствия.
Средства ИКТ, используемые на уроке Мультимидийный проектор, экран, ноутбук.
Ресурсы, используемые на уроке (информационные, литературные, искусство)
Эпиграф Татьяны Ярошевич, определение Шарля Луи де Секонде де Монтескьё, пословица
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!»
.
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
6 минут Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности к уроку.
— Представьте: летний теплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки… Вы стоите, широко раскинув руки, ваш взгляд устремлен ввысь, к бездонному голубому небу, подставив лицо солнышку, дышите глубоко и ощущаете легкость, свободу и желание познавать мир.
Сегодня на нашем уроке присутствуют много гостей. Давайте молча пошлём им импульсы доброжелательности. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Ползти. Идти. Бежать. Лететь. Стремиться. Верить и хотеть. Забыть. Устать. Застыть. Стоять. Хандрить. Поддаться. Угасать. Два выбора. И две судьбы. Ну, а итог решаешь ты. Татьяна Ярошевич
Вопросы:
— Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку? Попробуйте сформулировать тему урока.
Учитель открывает тему: Свобода и ответственность.
Запишите в тетрадях тему урока.
Обратите внимание, у вас на столах есть оценочные листы работы на уроке. Заполняйте их в ходе урока. Новая тема. Вводная беседа с учащимися. Поднимите руку, кто хочет быть свободным? А что значит быть свободным? Вспомните, что такое свобода? На прошлом уроке мы говорили об этом.
Свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Свобода — это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. Шарль Луи де Секонде де Монтескье — французский писатель,правовед и философ дал такое определение: Свобода – это право делать всё, что не запрещено законом.
Как вы понимаете его слова?
Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами. Узнаете, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность. Ответим на вопрос: «Связана ли ответственность с необходимостью и умением человека сделать правильный и свободный выбор»?
Проверка домашнего задания. Вам предлагалось вспомнить героев из сказок, перед которыми стоял моральный выбор. Приведите свои примеры. Как поступили герои в разных ситуациях? Как бы поступили вы?
Волевая саморегуляция, принятие и сохранение учебной задачи (Р)
Извлечение необходимой информации из текстов (П)
Осознанное построение речевых высказываний, высказывания своего собственного мнения (К)
Планирование учебного сорудничества с учителем (К)
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
14 минут Работа с литературным текстом по ролям (ПРИТЧА)
.
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!»
Взял ее и положил в кошель. Идёт дальше и думает: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелёк вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — удивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, –и видит: лежат сто тысяч рублей!Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, и так расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…
— Как вы думаете, почему исчезли деньги? Правильно ли думал парень? Как бы вы поступили на его месте?
Работа с учебником
— Найдите в тексте учебника определение, что такое ответственность. (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор)
— Попробуйте объяснить смысл слова «ответственность»
.
— Что вы представляете, когда слышите слово «ответственность»
? Как оно для вас выглядит? Какие мысли у вас возникают в связи с ним? Запишите в тетрадях определение, что такое
ответственность.
Работа в парах. Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения (вслух)
. Приведите свои примеры.
1. Ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора. 2. Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)
3. Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.
Фронтальная работа. Прочитайте стр. 25, 1 абзац. — Что такое внутренняя обязанность человека? Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? Прочитайте. Стр. 25, 2 абзац.
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П)
Принятие и сохранение учебной задачи (Р)
Поиск необходимой информации, её интерпретация, обобщение и структурирование, анализ и объяснение понятий (П)
Развитие навыков сотрудничества в процессе групповой работы, умение участвовать в коллективном обсуждении, учитывать мнения других, корректно отстаивать свое мнение (К)
Этап 3. Практикум
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся Формируемые УУД
10 минут Групповая работа. Таблица «Отношения ответственности»
Кто отвечает?Люди: человек, родители, дети, учителя и др.
Перед кем отвечает? Перед природой, обществом, друг перед другом.
За что отвечает? За решения, поступки и действия
Определите отношения ответственности и заполните таблицу. Прокомментируйте свои записи. Каждая группа отвечает, другие комментируют, соглашаются. Какой можно сделать вывод?Вывод: Ответственность у всех разная. Она зависит от возраста и от того, какое положение человек занимает в обществе. Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела. Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся. Люди отвечают не только друг за друга, но и за все, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.
Физкультминутка. Игра «Могу и делаю»
. Встаньте.
Отвечать на вопросы дружно. А если не согласны с ответом, то хлопайте в ладоши.
Вопросы:
-Умеешь ли ты одеваться сам? — Одеваешься ли ты сам всегда? -Умеешь ли ты благодарить, — Говоришь ли ты спасибо и говорить спасибо? когда это необходимо? — Умеешь ли ты убирать свои вещи? — Ты убираешь игрушки сам? — Умеешь ли ты кричать? — Кричал ли ты сегодня в школе? — Умеешь ли ты толкаться и — Делал ли ты это сегодня? дразнить своих товарищей? — Умеешь ли ты лениться? — Ленился ли ты вчера на уроках? — Умеешь ли ты ухаживать за — Делает ли это за тебя мама? своими домашними питомцами? На примере этой игры попробуйте объяснить, чем различаются понятия «Могу»
и
«Делаю»
?
Умение работать в паре, развитие навыков сотрудничества; формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию (К)
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция
Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции Формируемые УУД
10 минут Как может пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!»
быть связана с темой сегодняшнего
урока? — Любой поступок влечет за собой какие-либо последствия. Давайте разберём несколько ситуаций. Прочитайте текст, обсудите в группах и выскажите свои аргументы.
1-я ситуация.
Костя решил прогулять уроки, потому что не выполнил домашнее задание и просил Дениса сказать учителю, что заболел. Какие будут последствия поступка Кости?
2-я ситуация.
Света после школы, не заходя домой, пошла гулять с девочками и не предупредила родителей. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Родители сильно волновались.
3-я ситуация.
Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите?
4-я ситуация.
Игорь и Дима катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги. Какими могут быть последствия поступка для мальчиков?
Вывод: Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.
Свобода без ответственности — это путь в никуда. Свободный человек отличается тем, что он готов нести ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу,задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей.
Формулировка выводов на основе анализа ситуаций (П)
Устанавливать причинно-следственные связи между свободой выбора человека и ответственностью за свой выбор (П)
Формирование умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми (Р)
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Длительность этапа Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам Формируемые УУД
4 минуты
Наш урок подходит к концу.
Я прошу вас закончить высказывания о сегодняшнем уроке: Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Ребята, завершите заполнение ваших самооценочных листов и в конце урока передайте учителю. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов, находящихся на ваших столах. Обратите внимание на их значение.
Зелёный – было интересно, всё понял, работал хорошо. Жёлтый – что-то не понял, остались вопросы. Красный – было не интересно, скучно, ничего не понял. Можете нарисовать такой смайлик в своей тетради. Спасибо, ребята, за активную работу на уроке. Групповая рефлексия (К)
Домашнее задание 1 минуты Дифференцированное домашнее задание: Прочитать сказку Антуана де Экзюпери “Маленький принц”и обсудить вместе с родителями: «Как научиться быть ответственным?»
«Свобода и ответственность» план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Конспект урока по основам светской этики с детьми ОВЗ в 4 классе.
Тема: Свобода и ответственность
Цели: дать понятие «ответственность»,
развивать умение отличать ответственное поведение от
безответственного,
воспитывать нравственную личность
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, электронное приложение к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика. 4 класс»
Ход урока.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
— На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Свобода и моральный выбор». Кому вы рассказали о том, что узнали на уроке? С кем обсуждали эту тему?
— Давайте вспомним, что такое «свобода», «моральный выбор»
Ответы детей
— Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры
Ответы детей
Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, добродетельно, обязательно нужно всё взвесить, подумать, потом принять решение
- Изучение нового материала
- Сообщение темы урока
— Сегодня мы как раз и будем учиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами
— Прочитайте, пожалуйста, тему урока
«Свобода и ответственность»
- Целевая установка
— Какие цели мы перед собой поставим?
Чтение в учебнике с.24
— Мы продолжим разговор о свободе, узнаем, какую ответственность несут люди, за что нужно нести ответственность
- Работа с высказываниями
— Давайте обратимся к «Мудрым мыслям»
Учебник с.25
СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ. Б.ШОУ
— Как понимаете данное высказывание?
Нести ответственность – дело не простое,
трудное, этому нужно учиться
ЧЕЛОВЕК ПО НАСТОЯЩЕМУ СТАНОВИТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ ТОЛЬКО В МОМЕНТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. П.ТИЛЛИХ
Каждый человек должен принимать такие решения,
которые не приносят вреда другим людям
- Работа с учебником
— Прочитайте 1 абзац статьи.
— Найдите, пожалуйста, что такое ответственность
Ответственность – это черта характера личности
и её действий, которая говорит о том, что человек
отвечает за собственный свободный выбор
— Как вы думаете, какие главные, ключевые слова в этом понятии?
Презентация (электронное приложение к учебнику) слайд №1
— Другими словами можно сказать, что ответственность – это необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках, а также обязанность отвечать за их возможные последствия
(запись понятия в тетрадь)
— Достигли ли мы нашей первой поставленной цели?
- Физкультминутка
- Работа в группах
— Прочитайте и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.
1 группа: Ответственность только за те поступки,
которые являются результатом его свободного выбора;
2 группа: Преднамеренность (заранее обдуманный,
умышленный поступок);
3 группа: Отдавать себе отчёт в последствиях
совершаемых действий
- Презентация 2-3 слайды
— Ребята, достигли ли мы с вами второй поставленной перед нами цели?
- Внутренняя обязанность человека
— Прежде, чем сделать что-то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведёт мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-то вред?»
— Как вы думаете, зачем каждый из нас должен уметь задавать себе эти вопросы?
Чтобы не совершать порочных поступков
— Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязанность человека. Она свидетельствует о его ответственности перед собой и другими людьми.
- Отношения ответственности
— Говоря об ответственности, важно уяснить, кто, перед кем и за кого или за что несёт ответственность.
— Конечно, ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от того, какое место человек занимает в обществе
- Презентация. Слайды 4-6
— Определите отношения ответственности и заполните таблицу (самостоятельная работа)
Кто? | За что или за кого? |
Родители | |
Учителя | |
Дети | |
Ученики | |
Друг | |
Человек |
— Проверка заполнения при помощи презентации (Приложение 1)
- Вопросы и задания с.25
- Тестирование на компьютере (4 вопроса из раздела «Контроль»)
- Итог урока
— Легко ли быть свободным?
— Ответственный человек – какой он?
- Домашнее задание
— Прочитайте отрывок из рассказа В.А.Сухомлинского «Как воспитать в себе настоящего человека» и попробуйте ответить на вопрос: каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?
Самое большое счастье для отца и матери — твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы — усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.
Если люди считают тебя плохим человеком — это большое горе для твоей матери и твоего отца.
По-настоящему любить отца и мать — это значит приносить в дом мир и покой.
Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья — это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, — это большое несчастье.
Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери — быть послушными детьми. Подчинение воли родителей — первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу — ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.
ВОПРОСЫ:
1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?
2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?
3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?