Конспект урока алгебры в 7 классе по ФГОС. Графики функций
Урок алгебры в 7 классе по теме «Графики функций»
Автор: Буторина Виктория Витальевна учитель математики МАОУ «Байкаловская СОШ» Тобольского района Тюменской области Описание работы: Материал предназначен для учителей математики. Сценарий урока составлен в соответствии с ФГОС. В работе использованы задания аналогичные заданиям ОГЭ из раздела «Реальная математика». Цели: Образовательная: • Формирование у учащихся понятия функции и ее графика. Воспитательные: • Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении заданий; • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Развивающие: • Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы; • Развитие умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли (формулировать ответ или вывод). Задачи: • Повторить понятия «график», «график реальной зависимости»; • Дать понятия «линейная функция», «область определения функции»; • Познакомиться с графиком линейной функции; • Формировать навык работы с графиками реальных зависимостей; • Раскрыть применение математических знаний о графиках в различных профессиях; • Закрепить полученные знания при решении заданий ОГЭ из модулей «Реальная математика» и «Алгебра».
Ход урока
Инженер и математик Станет лишь тогда богат, Если применить сумеет Он систему координат. И. Кушнир, Л. Финкельштейн
1. Организационно-психологический момент Деятельность учителя:
Здравствуйте ребята. Я рада видеть всех присутствующих на этом занятии.
Деятельность учащихся:
Познавательная: Настраиваются на работу Ставят перед собой цель: «Что я хочу узнать сегодня на уроке» Коммуникативная: Концентрируют внимание Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивная: Самоопределяются и настраиваются на урок
2. Мотивация Деятельность учителя:
У меня на столе собраны различные предметы: фонарик, телефон, розетка, термометр, кардиограмма, навигатор (курсоуказатель), ноутбук, денежная банкнота. термограф. Что объединяет все эти предметы? (работу каждого из этих устройств можно описать с помощью графика функции) Показ презентации после ответа на поставленный вопрос.
Деятельность учащихся:
Познавательная: Построение логической цепи рассуждений и выдвижение гипотез и их обоснование Анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства Коммуникативная: Отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения, сотрудничают в поиске и выборе информации Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение Регулятивная: Участвуют в диалоге При возникновении ситуации затруднения регулируют ход мысли
3. Актуализация субъективного опыта Деятельность учителя:
Дыхание и сердцебиение — это наша жизнь, и наше сердце на кардиограмме выдает график, который врач-кардиолог должен уметь правильно прочесть. я предлагаю вам сейчас выступить в роли врача-кардиолога и оценить представленные кардиограммы. Что вы можете сказать о здоровье человека по кардиограмме? (2 — слишком частое сердцебиение, 3 — редкое сердцебиение, 4- неравномерное сердцебиение) 1. кардиограмма здорового человека 2. кардиограмма человека, страдающего тахикардией 3. кардиограмма человека, страдающего брадикардией 4. кардиограмма человека, страдающего аритмией
Деятельность учащихся:
Познавательная: Учатся применять определения в процессе самостоятельной решения или работы у доски или в парной работы Самостоятельно планирует свою деятельность, применяет способы решения и прогнозирует результат. Выстраивает в процессе решения задач логическую цепь рассуждений Коммуникативная: Управление поведением партнера, контроль и коррекция, оценка действий партнера Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре и координируют свои действия Регулятивная: Контроль за работой своей и партнера, оценка и коррекция деятельности Проявляют познавательную инициативу
4. Цеполагание. Деятельность учителя:
Для чего нам нужно изучать графики функций и нужно ли? (Для умения ориентироваться в жизненных ситуациях, для успешной сдачи экзамена)
Деятельность учащихся:
Познавательная: Построение логической цепи рассуждений и выдвижение гипотез и их обоснование Анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют понятие правильно и неправильной дроби Коммуникативные: Выходят на необходимость формулирования темы и цели урока Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение Регулятивные: Участвуют в диалоге и учатся приводить примеры В ситуации затруднения регулируют ход мыслей
5. Открытие нового знания Деятельность учителя:
Организую работу с дифференцированными заданиями на выбор учащихся (3 варианта заданий с самопроверкой по шаблону)
Деятельность учащихся:
Познавательная: Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы Самостоятельно выполняют действия по алгоритму Коммуникативная: Выполняют задание на определение величины по графику или вычисление величины по графику Осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой Регулятивная: Контроль за правильностью выполнения заданий, осознание качества и уровня усвоения Проявляет познавательную инициативу. Контролируют свои действия
6. Организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных и измененных ситуациях. Деятельность учителя:
Изучить представленный график. Составить и записать вопрос к графику функции. Ответ на поставленный вопрос записать отдельно. Предложить одноклассникам ответить на поставленные вопросы. Оценить результат работы одноклассника.
Деятельность учащихся:
Познавательная: Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы Самостоятельно планирует свою деятельность, применяет способы решения и прогнозирует результат. Выстраивает в процессе решения задач логическую цепь рассуждений Коммуникативная: Управление поведением партнера, контроль и коррекция, оценка действий партнера Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре и координируют свои действия Регулятивная: Контроль за работой своей и партнера, оценка и коррекция деятельности Проявляют познавательную инициативу
7. Рефлексия. Деятельность учителя:
Организую рефлексию «Декартова система координат»
Деятельность учащихся:
Познавательная: Проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативная: Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений Регулятивная: Проводят самооценку
8. Информация о домашнем задании Деятельность учителя:
На сайте sdamgia.ru размещены образцы заданий для проведения государственной итоговой аттестации. Поработайте с заданиями 5, 14,15
Приложение №1 Приложение №2 Вариант №1 1. На графике показано изменение температуры воздуха в некотором населённом пункте на протяжении трех суток, начиная с 0 часов субботы. На оси абсцисс отмечается время суток в часах, на оси ординат — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по графику наименьшую температуру воздуха в ночь с субботы на воскресенье. Ответ дайте в градусах Цельсия.
2. На рисунке изображен график полета тела, брошенного под углом к горизонту. По вертикальной оси откладывается расстояние от земли (в м), по горизонтальной оси — пройденный путь (в м). По рисунку определите, на какой высоте будет находиться тело в момент времени, когда оно пролетит 60 метров.
3. На рисунке жирными точками показана цена олова на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 12 по 28 ноября 2007 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена тонны олова в долларах США. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку, какого числа цена олова на момент закрытия торгов была наибольшей за данный период.
4. В аэропорту чемоданы пассажиров поднимают в зал выдачи багажа по транспортерной ленте. При проектировании транспортера необходимо учитывать допустимую силу натяжения ленты транспортера. На рисунке изображена зависимость натяжения ленты от угла наклона транспортера к горизонту при расчетной нагрузке. На оси абсцисс откладывается угол подъема в градусах, на оси ординат – сила натяжения транспортерной ленты (в килограммах силы). При каком угле наклона сила натяжения достигает 150 кгс? Ответ дайте в градусах.
Вариант №2 1. На графике показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток, начиная с 0 часов 11 июля. На оси абсцисс отмечается время суток, на оси ординат — значение температуры в градусах. Определите по графику, до какой наибольшей температуры прогрелся воздух 13 июля. Ответ дайте в градусах Цельсия.
2. Мощность отопителя в автомобиле регулируется дополнительным сопротивлением, которое можно менять, поворачивая рукоятку в салоне машины. При этом меняется сила тока в электрической цепи электродвигателя – чем меньше сопротивление, тем больше сила тока и тем быстрее вращается мотор отопителя. На рисунке показана зависимость силы тока от величины сопротивления. На оси абсцисс откладывается сопротивление (в Омах), на оси ординат — сила тока в Амперах. Ток в цепи электродвигателя уменьшился с 8 до 6 Ампер. На сколько Омов при этом увеличилось сопротивление цепи?
3. На рисунке жирными точками показана цена золота на момент закрытия биржевых торгов во все рабочие дни с 3 по 24 октября 2002 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена унции золота в долларах США. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линией. Определите по рисунку наибольшую цену золота на момент закрытия торгов в период с 15 по 23 октября (в долларах США за унцию).
4. На графиках показано, как во время телевизионных дебатов между кандидатами А и Б телезрители голосовали за каждого из них. Сколько телезрителей проголосовало к 40-й минуте дебатов за кандидата Б?
Вариант №3 1. На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку разность между наибольшей и наименьшей температурой воздуха 19 декабря. Приложение №3 1. График движения автобуса Москва-Владимир
Вопрос: _____________________________________________ 2. График движения туриста.
Вопрос: _____________________________________________ 3. Графики движения автомобилиста и мотоциклиста.
Вопрос: _____________________________________________
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока урока алгебры в 7 классе. Умножение одночлена на многочлен Конспект урока по алгебре в 7 классе. Разложение на множители Конспект урока алгебры в 7 классе с презентацией по ФГОС. Деление одночлена на одночлен Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по ФГОС. Разложение многочленов на множители с помощь
Похожие статьи:
Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме: «Степень с натуральным показателем. Одночлен»
Конспект урока алгебры в 7 классе «Формулы сокращенного умножения»
Конспект урока по алгебре в 7 классе на тему «Многочлен. Стандартный вид многочлена»
Викторины по математике с ответами, 7 класс
Конспект урока по алгебре 7 класс
Конспект урока
Аттестуемый педагог: Синдеева Елена Николаевна___________________________________________________
Предмет: Алгебра______________________________Класс 7______________________________________
Тема урока: «Взаимное расположение графиков линейных функций.»_________________________________________________________
Цели изучения темы
:
Метапредметные (развивающие):
Коммуникативные:
создать условия для развития коммуникативных умений;
Регулятивные:
создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод; для проявления инициативности и самостоятельности;
Познавательные:
создать условия для формирования навыка работы с готовыми тестами;
Предметные (образовательные): способствовать усвоению взаимное расположение графиков линейных функций;
создать условия для формирования навыков применения полученных знаний.
Личностные (воспитательные): способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду; умению
высказать свою точку зрения и выслушать чужую.
Задачи урока
:
- Проверить выполнение домашнего задания.
- Повторить теоретический материал по предыдущей теме.
- Закрепить умение работать по готовым графикам.
- Развивать способность наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Проверить усвоение материала.
Тип урока
: первичного закрепления новых знаний.
Учебно-дидакдическое обеспечение урока и средства обучения:
, тесты, индивидуальные карточки, таблицы, презентация.
(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)
Содержание этапа
1.
Организационный момент
,
включающий:
- постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, что мы изучали на последних уроках. Определимся, чем нам сегодня предстоит заняться.
Ученик: Мы изучали линейную функцию. Сегодня мы продолжим работу по изучению взаимное расположение графиков линейных функций. Мы должны изучить взаимное расположение графиков линейных функций и уметь применять их на практике.
Цель этапа урока: Способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду, умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую.
Дидактические задачи этапа урока: Включиться в деловой ритм, подготовиться к работе, развивать коммуникативные умения, развивать умения анализировать план действий.
Метод организации работы обучающихся: Устное сообщение учителя.
Форма организации учебной деятельности: Беседа.
Учитель: Сегодня мы работаем используя изображения на экране телевизора, прошу соблюдать правила поведения на уроке. У каждого на столе лист с планом урока , где вы будете вносить свои предложения. Старайтесь работать активно. В конце урока прошу указать ваше отношение к уроку и указать свое настроение.
Деятельность учителя: Озвучивает тему, план и цель урока.
Деятельность ученика: Анализируют и комментируют план урока.
Учитель: Ребята, перед вами план урока, проанализируйте его и внесите свои предложения.
План урока:
- Устная работа.
- Работа по карточкам.
- Проверка домашнего задания.
- Устное выполнение заданий по теме, по готовым графикам.
- Самостоятельная работа по вариантам в парах.
- Выполнение теста.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Результат: Учащиеся анализируют план урока, вносят свои предложения.
2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
, включающий:
- определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
- описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
- описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Учитель: У доски работают 3 человека, решают примеры из домашней работы:
I: у=-4х-1 и у=2х+5
II: у=-2х+3 и у=х-6
III: у=35х-42
А) параллелен графику функции
Б)параллелен графику функции и проходит через начало координат
В) пересекается с графиком функции
Г) пересекается с графиком функции в точке А(0;-42)
2 человека работают по карточкам. (Приложение 1)
Цель этапа урока: Создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод, для проявления инициативности и самостоятельности.
Дидактические задачи этапа урока: Выявить уровень знаний по домашнему заданию, определить типичные ошибки, выполнить коррекцию знаний.
Метод организации работы обучающихся: Самоанализ, самооценка.
Форма организации учебной деятельности: Индивидуальные карточки, работа у доски, беседа.
Деятельность учителя: Предлагает задания по карточкам, организует беседу, используя ранее изученный материал.
Деятельность ученика: Решает задание по карточке, отвечает на вопросы учителя и обучающихся.
Результат: Ученики находят координаты точек пересечения графиков линейных функций, объясняя какие дополнительные знания использовались. Остальные ребята исправляют ошибки и дополняют ответы. Отвечающие у доски получают отметку.
Учитель: Пока ребята решают задачи на доске, мы с вами повторим основные положения, изученные на прошлом уроке, ответим на вопросы устно.
Цель этапа урока: Активизировать знания учащихся, необходимые для выполнения проверочной работы.
- Дидактические задачи этапа урока: повторить понятия функции, графика функции, закрепления геометрического смысла коэффициента k
и
b
функции
y=kx+b;
взаимное расположение графиков линейных функций.
Деятельность учителя: задает вопросы, контролирует правильность ответа, корректирует вместе с обучающимися неправильные ответы.
Деятельность ученика: Отвечают на вопросы: (Приложение2. Презентация. Слайды5,6,7)
Метод организации работы обучающихся: Частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: Фронтальная работа.
- Какую функцию называют линейной?
- Что является графиком линейной функции?
- Сколько нужно отметить точек на плоскости , чтобы построить прямую?
- Как построить график линейной функции?
- Какую функцию называют прямой пропорциональностью?
- Что является графиком прямой пропорциональности?
- В каких координатных четвертях расположен график функции y=k •x при k>0‚k<0?
- Как называется k?
- Что зависит на графике от k?
- Каким может быть взаимное расположение двух прямых на плоскости?
Результат: Отвечают на вопросы.
Учитель: проверим правильность выполнения домашнего задания (Слайд9,10,11 ) , работы по карточкам, ребята молодцы, сделали все верно. А теперь все вместе решим следующее задание. Запишите число 1.11.13, классная работа и тему урока : Обобщение темы- взаимное расположение графиков линейной функции.
Задание: ( Приложение 1. Презентация. Слайд 13 )
- Среди функций, заданных формулами у=х+0,5 (1) ; у=-0,5х+4 (2) ; у=5х-1 (3) ;
у=1+0,5х (4) ; у=2х-5 (5); у=0,5х-2 (6)
назовите те, графики которых
а)параллельны графику функции у=0,5х+4
б)пересекается с графиком функции у=2х+3
в)совпадает с графиком функции у=4-0,5х
Цель этапа урока: Формировать познавательный мотив. Воспитание личностных качеств обучающихся
( доброта, внимание, помощь нуждающимся).
Дидактические задачи этапа урока: Организовать обучающихся по принятию познавательной задачи.
Метод организации работы обучающихся: Создание проблемной ситуации.
Форма организации учебной деятельности: Проблемно-диалоговая.
Деятельность учителя : Создает проблемную ситуацию по нахождению правильного ответа на заданный вопрос.
Деятельность ученика: Анализируют задание, намечают план выполнения задания,
3.
- Физкультминутка
. Цель: Предупреждение утомляемости.
Цель этапа урока: Создать условия для предупреждения утомляемости.
Не поворачивая головы, посмотрите вверх-вниз-вправо-влево и закройте глаза.
«ДА»-вытянуть руки вверх
«НЕТ»- вытянуть руки вперед
«НЕ ЗНАЮ»- вытянуть руки в стороны.
Верны ли следующие утверждения:
1.График прямой пропорциональности проходит через начало координат,
2.Аргумент функции это зависимая переменная,
3. Чтобы построить график линейной функции достаточно две точки,
4.Если к1=к2,то графики линейных функций пересекаются,
5. Формула у=6/х, задает линейную функцию.
4.
Закрепление учебного материала
, предполагающее:
- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
- Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Цель этапа урока: Способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду, создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод, для проявления инициативности и самостоятельности, для формирования навыков применения полученных знаний.
Дидактические задачи этапа урока: Выявить уровень усвоения материала, корректировать знания, организовать деятельность по применению знаний в измененной ситуации, анализировать успешность усвоения материала.
Метод организации работы учащихся: Самостоятельная работа в форме теста .(Приложение3)
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах .
Деятельность учителя: консультирует обучающихся по выполнению теста, организует проверку выполнения упражнений, акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах деятельности, задаёт вопросы по достижению цели урока, подводит итог урока.
Деятельность ученика: выполняют тест, осуществляют взаимопроверку, коррекцию знаний, используя теорию данного пункта учебника, анализируют работы товарищей, отвечают на вопросы учителя при подведении итогов урока.
Результат: Учащиеся выполняют тест, ставят оценки соседу по парте, разбирают все возникающие вопросы и проблемы.
Учитель: !. Что мы сегодня закрепили на уроке?
2. Зачем нам знать взаимное расположение графиков линейных функций?
3. Когда нам это пригодится?
Результат урока: подведение итогов, достижение цели урока, выставление отметок. Проводится рефлексия по ранее заготовленным вопросам.
5.
Задание на дом
, включающее:
- постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
- определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Цель этапа урока: Вместе с учениками определить план выполнения домашнего задания, дать необходимые пояснения, проверка соответствующей записи в дневниках.
Дидактические задачи урока: Понимать содержание и способы выполнения домашнего задания.
Метод организации работы учащихся: Словесный.
Форма организации учебной деятельности: Консультация.
Деятельность учителя: Дает комментарий к домашнему заданию.
Деятельность ученика: Записывают задание в дневник.
Домашнее задание: Имея перечень 10 заданий по теме главы и не только (в 2 вариантах) ,(Приложение4)
задача учащихся – имея представление о предстоящей контрольной работе, выполнить те из предлагаемых заданий, которые по мнению учащихся им наиболее необходимы для подготовки.
Результат: Записывают в дневник задание, слушают комментарии учителя, задают вопросы.