Что такое русская народная музыка?
Из поколения в поколение в народе передается огромное количество музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что принято называть народной музыкой или музыкальным фольклором.
Самые давние народные песни сочинялись в деревнях, потом в городах. Народные песни не записывались, а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Носителями народной музыки были не музыканты-профессионалы, а самоучки. Переходя от исполнителя к исполнителю в процессе коллективного сотворчества, народная песня подвергается изменениям, возникали ее варианты.
Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни. В настоящее время записано много замечательных русских народных песен.
Музыка волшебства
Еще одной находкой Глинки было изображение волшебных существ и вообще всего потустороннего при помощи симметричных ладов и созвучий.
Мажор и минор, в которых написано подавляющее большинство всей классической музыки с восемнадцатого века по начало двадцатого, изначально несимметричны, то есть семь нот внутри октавы распределены неравномерно по высоте, а находятся на разном расстоянии друг от друга. Точно так же асимметричны, но каждый по-своему лады народной музыки в разных культурах. А Глинка впервые в истории сознательно и целенаправленно применил для изображения волшебника Черномора в опере «Руслан и Людмила» целотонную (или целотоновую) гамму, то есть симметричный лад, в котором расстояние между всеми звуками внутри октавы одинаково — равно целому тону. В честь этого приема целотонную гамму иногда еще называют «гаммой Черномора».
Симметричные лады разной структуры регулярно использовались композиторами для изображения в музыке «иных» персонажей и явлений. К ним относится, например, знаменитая гамма «тон — полутон», которая неоднократно встречается в операх Римского-Корсакова, начиная со сцены «чуд морских» в опере «Садко». Во всем мире ее принято называть гаммой Римского-Корсакова.
Когда и где родилась русская народная музыка
Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 веке. Песни древних славян были связаны с обрядовыми формами языческих религиозных верований, ритуальных действий. Исполнение обрядов сопровождалось пением, игрой на музыкальных инструментах, плясками с элементами театрализованного действия, которые превращались в «игрища».
Народная музыка зарождалась функционально, то есть в связи с какой- либо житейской необходимостью: укачать ребенка; выразить радость или горе; вымолить у природы дождь или солнце, урожай и т.д.
Русские романсы
Еще одним интонационным источником музыки Глинки стал русский городской романс. Это был излюбленный жанр светских кругов Санкт-Петербурга и Москвы, в котором соединялись зачастую талантливое стихосложение и выразительный музыкальный аккомпанемент. Будучи светским человеком, Глинка дружил с известными поэтами того времени, в частности с Александром Пушкиным.
Неслучайно значительное место в его творчестве занимали романсы, текстами для которых становились произведения Александра Пушкина, Василия Жуковского и Михаила Лермонтова. С тех пор написание романсов на стихи известных русских поэтов стало доброй традицией многих русских композиторов, даже вполне серьезных, для которых основными жанрами были опера или симфония.
Основные направления и стили в народной музыке
Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные, обрядовые, свадебные, лирические песни, частушки; эпос; танцевальные жанры. Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.
В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен.
Первый календарный праздник отмечался в ночь с 24 на 25 января, то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться. Эта веселая ночь называлась у восточных славян колядой. Молодежь ходила из избы в избу с пением величальных песен-колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки. Праздник, начинавшийся 24 января и длившийся до 6 февраля, назывался святками. Девушки пели песни и под звучащую музыку гадали на судьбу.
В конце зимы был еще один праздник — проводы зимы, масленица. По окончании праздника изображение масленицы сжигали в лесу и при этом пели: «Масленица-мокрохвостка, поезжай со двора», что должно было способствовать скорейшему приходу весны. Праздник весны — «зеленые святки» был связан с культом растений. Девушки плели венки, украшали жилища березовыми ветками и пели.
В жизни людей было много важных событий, которые отражались в народной музыке. И одним из них был свадебный обряд. Он представлял собой целое театрализованное действие, которое сопровождалось песнями, хороводами. Свадебные песни подразделялись на величальные, шуточные и плясовые. Величались не только молодые, но и все гости, и исполнялись эти песни специальным певчим ансамблем.
Длинными, зимними вечерами и старики, и молодежь собирались в чьей-нибудь просторной избе и здесь, подчас выполняя какую-нибудь мелкую хозяйственную работу, пели лирические песни.
В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, и о многом другом.
В трудах и недолгих праздниках проходила жизнь. И когда человек умирал, его похороны также сопровождались музыкальным обрядом. Родственники или специальная плакальщица исполняли глубоко трагические причитания и плачи, в которых выражалось чувство невозвратимой потери, любви и уважения к ушедшему.
История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением. О важнейших событиях, о героях своих дней рассказывалось в «старинах» или былинах. Созданные в 10 и начале 11 века, они прославляли мощь и величие русского человека. О защите родины от иноземных захватчиков рассказывалось в возникших позднее исторических песнях. Огромной любовью народа пользовались песни о Степане Разине, об Отечественной войне 1812 года.
К древнерусской эпохе относят и возникновение народных хороводных песен, когда они, очевидно, исполнялись наряду с обрядовыми песнями. Обычно хороводные песни исполнялись поющим кругом, хороводом молодёжи, который двигался по «солнцу». Каждая песня при её исполнении тут же «разыгрывалась» внутри круга соответственно её содержанию – это особое назначение хороводных песен и определило их тематику и художественный стиль.
Сюжеты и образы русской народной музыки
Песенные сюжеты представляли собой маленькую картинку жизни, эпизод, событие, в которых песенные герои не только чувствуют, но и действуют: гуляние молодца и девушки, хороводные «действия», проводы в армию, походы солдата и его смерть в чистом поле, путь-дорога ямщика и др.
Лирическое обращение к силам природы, которые в песнях нередко являются яркими песенными пейзажами, служат поэтическим фоном, на котором изображаются основные действующие лица, развёртывается музыкальный сюжет.
В песнях олицетворяют образ девушки с «белой лебедушкой», «голубкой», «берёзонькой», «ивушкой», «земляничкой-ягодкой»; символ молодца – образ «ясного сокола», «сизого орла», «ясного месяца»; жениха с невестой – «голубя и голубки»; свекрови – «горькой полыни» или «крапивушки»; замужней женщины – «горькой кукушечки» или «серой утушки». В песнях существуют и общие образы-символы: радости и веселья («зелёный сад», цветы, «зелёная роща»); печали и грусти(опавшие цветы, засохший сад, «бел-горюч камень»); верной любви(золотое колечко); судьбы («доля») и др. Песням присущи различные эпитеты для большей эмоциональности, лиризма и поэтической выразительности: «цветы лазоревы», «очи ясные», печаль горькая», «слеза горючая» и др. Особо задушевный характер придают песням слова с уменьшительно-ласкательными окончаниями.
Русская народная песня всегда была и, надеюсь, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные свойства и переживания: «Что затуманилась, зоренька ясная…», «Липа вековая над рекой стоит…», «Калинка…». Это олицетворение природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в «Тонкой рябине»:
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина, Головой склоняясь до самого тына?
По выражению знаменитого русского историка В.О.Ключевского, непосредственное бытие русского народа, это — река и лес, степь и поле, тем самым он утверждает слияние человека с природой, укорененность в ней. И в русской песне утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских необъятных просторов: «Ах ты, степь широкая…», «Вниз по матушке, по Волге…», «Всю-то я вселенную проехал…». Образ Родины проницательно запечатлен в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова:
Слышу песни жаворонка, слышу трели соловья. Это — русская сторонка, это — Родина моя!
Русская полифония
В Берлине Глинка изучал классическую западноевропейскую полифонию под руководством известного педагога Зигфрида Дена. С тех пор строгость, теоретическая безупречность и тщательная разработанность полифонической ткани, при общем романтическом характере музыки, были характерными признаками симфонических и хоровых партитур Глинки. Он приводил «русскую народную» полифонию в соответствие с классическими принципами немецкой музыкальной науки.
Так, начиная с Глинки, основой русской классической музыки стали интонации народной песни, украшенные на манер бельканто, разработанные по правилам европейской теории и заключенные в стройные рамки классических музыкальных форм.
Автор: Алексей Сканави
Выдающиеся исполнители народных песен
Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим
русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Фёдор Шаляпин, Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, Борис Штоколов, Людмила Зыкина, Дмитрий Хворостовский и многие другие.
Фёдор Иванович Шаляпин
Особое место в этом списке занимает Ф.И. Шаляпин (1873-1938), который, будучи оперным певцом, постоянно давал концерты, исполнял русские народные песни. В своей автобиографической книге «Маска и душа. Мои сорок лет жизни на театре» он многократно отмечал, какое значение для его становления как оперного певца имела русская народная песня. По его убеждению математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвы до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством.
Этот высокий дух Шаляпин вобрал в себя от народной песни. Песня — не случайная комбинация звуков, а результат творческого акта народа. «Я считаю знаменательным, — писал он, — и для русской жизни в высокой степени типичным, что к пению меня поощряли простые мастеровые русские люди. Русские люди поют песни с самого рождения. Так это было в дни моего отрочества. Народ, который страдал в темных глубинах жизни, пел страдальческие и до отчаяния веселые песни. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. От природы, от быта русская песня и от любви. Ведь любовь — песня».
Учился пению Шаляпин в церковном хоре, как и многие певцы из народа того времени. Благодаря природным данным, а Шаляпин обладал богатырским телосложением, был истинный русак, ему была присуща безмерная даровитость и какая-то, особая разбойничая удаль. Он воплотил в себе некий эталон русского человека на сцене.
Тем не менее, он всегда подчеркивал, что душевное начало, состояние души должны быть в каждом слове, в каждой музыкальной фразе, а они невозможны без воображения. Воображение актера должно соприкоснуться с воображением автора и уловить существенную ноту пластического бытия персонажа. Певца, у которого нет воображения, ничто не спасет от творческого бесплодия — ни хороший голос, ни сценическая практика, ни эффектная фигура.
Этот тезис Шаляпин иллюстрирует, делясь опытом исполнения народной песни «Помню, я ещё молодушкой была». «Певец должен вообразить, что это была за деревня, что это была за Россия, что это была за жизнь в этих деревнях, и какое бьется сердце в этой песне». Надо всё это прочувствовать, чтобы певцу стало больно, если он вообразит как в деревне работали, как вставали до зари, в какой сухой обстановке пробуждалось юное сердце.
Эти шаляпинские размышления многократно подтверждались и на практике; он рассказывает, как они вместе на природе исполняли «Лучину» с мельником Никоном Осиповичем, какие нюансы, какие тонкости заимствовал он и смог воплотить в своей концертной деятельности. Благодаря звукозаписи, мы и сегодня можем внимать звуку шаляпинского голоса, как он пел «Из-за острова на стрежень…», «Дубинушку» и многие другие песни. Коронным номером в каждом концерте Шаляпина, несомненно, была всем известная песня:
Эх, вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской, По Тверской-Ямской, да с колокольчиком…
И.А.Ильин в своей статье «Художественное призвание Шаляпина» анализирует те влияния, под воздействием которых пробудился, вырос и окреп талант артиста. Это, прежде всего, русская простонародная песня, льющаяся по всей России из конца в конец много сот лет. Ей искренность и эмоциональность, её выразительность сделали Шаляпина, как национальное явление, возможным. Мы знаем, что Шаляпин её наслушался и от неё пошел.
Не подлежит сомнению, что и цыганская песня дала Шаляпину своё. Церковно-православное песнопение влияло на Шаляпина. Только в лучших молитвенных местах его ролей можно проследить некоторую традицию духовных песнопений. Именно эти влияния положили начало творческому пути Шаляпина. «Шаляпин не просто пел, а дышал вам в душу своим звуком: в его массивном до колокольности глубоком звуке трепетало дыхание, а в дыхании трепетала душа; его голос имел власть взять слушателя и довести его немедленно до суггестивной покорности; с тем, чтобы заставить его петь с собою, дышать с собою и трепетать с собою; дыхание и продыхание давало звуку жизнь; звук переставал быть звоном, а становился стоном: вы слышали в нем вздымающуюся и падающую, сгущающуюся и разрежающуюся линию чувства — и ваша душа плыла в нем и жила им; получался звук, предельно насыщенный одушевлением, повелительно охватывающим душу слушателя».
Однако И.А. Ильин, в некоторой степени и справедливо, указывает отрицательные черты его характера. Всё это привело к тому, что Шаляпин не создал, не оставил после себя школы, подобно школе К.Станиславского, в которой стоило бы воплотить метод своего творчества и живую школу нового оперного искусства. Песенное наследие Шаляпина всегда является своеобразным камертоном и образцом для многих поколений профессиональных певцов и любителей русской народной песни.
Лидия Андреевна Русланова
Великая русская певица
Лидия Андреевна Русланова (1900-1973) родилась в селе Чернавка, Саратовской губернии (подлинное имя — Агафья Лейкина). На протяжении XX века она была одной из самых популярных исполнительниц, а её исполнение русских народных песен принято считать эталонным. Русланова обладала красивым и сильным голосом широкого диапазона. Она создала свой стиль исполнения народных песен, которые собирала всю жизнь.
Среди наиболее популярных её песен — «Степь, да степь кругом», «Златые горы», «Окрасился месяц багрянцем», «Светит месяц», «Валенки», «Липа вековая» и многие другие. Одной из первых она исполнила «Катюшу» М.Исаковского. Некоторое время, благодаря помощи преподавателя М.Медведева, Русланова училась в Саратовской консерватории, но после решила, что её жизнь должна быть связана с народной песней: «Поняла, что академической певицей мне не быть. Моя вся сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня».
В годы Первой мировой войны Русланова была на фронте в качестве сестры милосердия. В 20-е годы окончательно сформировался её стиль в исполнении, поведении на сцене, в подборе концертных костюмов. Это были крестьянские сарафаны, цветные платки и шали. В 30-е годы певица ездила с гастролями по всему Советскому Союзу. Её голос обладал большой силой и выносливостью, нередко за один вечер она участвовала в 4-5 концертах.
С первых дней Великой Отечественной войны Русланова выезжает на фронт в составе одной из лучших концертных бригад. Однажды, за 17 дней эта бригада дала 51 концерт. Песня «Валенки» стала «визитной карточкой» всенародно любимой певицы. Выступать приходилось под открытым небом, в окопах, в землянках, в госпиталях. Своими песнями Русланова вливала в душу солдат жизненный эликсир — русский национальный дух. На свои средства, заработанные во время гастролей по стране в предвоенные годы, Лидия Русланова приобрела две батареи гвардейских минометов «Катюша», которые были отправлены на Первый Белорусский фронт.
Русланова пела на передовой, под обстрелом в кузове грузовика в ярком русском национальном костюме. Пела о России, о Волге, о Родине, напоминая кому мать, кому жену, кому сестру. А после концерта солдаты шли в бой. Однажды на передовой Русланова давала трехчасовой концерт, который транслировался по радио через усилители. На протяжении трех часов не было ни одного выстрела, ни с той, ни с другой стороны фронта.
За эти три часа была проведена передислокация наших войск, была завершена подготовка к контрнаступлению. И в поверженном Берлине состоялось несколько концертов Лидии Руслановой — у здания рейхстага и у Бранденбургских ворот. Всего на фронтах Великой Отечественной войны она дала более 1120 концертов. За все эти достижения Русланова была награждена орденом Отечественной войны I степени.
Исполнительский стиль Руслановой восходит к певческим традициям крестьян Поволжья. Она обладала глубоким, грудным голосом (лирическое сопрано, переходящее в драматическое, однако «народного плана») большого диапазона и могла переходить от контральто к верхним нотам сопрановского звучания. Обладая абсолютным слухом и превосходной музыкальной памятью, Русланова не стремилась всё время исполнять один и тот же репертуар, собирая русские народные песни.
Она знала так много песен — поволжских, среднерусских, северных, сибирских, казачьих — что могла бы удивить даже опытных фольклористов. Она исполняла памятные, богатырские, молодецкие, разбойничьи, протяжные, заунывные, веселые, игровые, круговые, хороводные, плясовые, балагурные, бурлацкие, скоморошьи, обрядовые, свадебные, гулевые, подблюдные, бабьи, посиделковые песни, а также былины, плачи, заплачки и думы. Каждая песня становилась небольшим спектаклем.
Легкость, с которой Русланова исполняла народные песни, давалась упорным трудом. Она не однократно говорила: «Хорошо петь — очень трудно. Изведешься, пока постигнешь душу песни, пока разгадаешь её загадку. Песню я не пою, я её играю. Это целая пьеса с несколькими ролями». Русланову по праву называли «Царицей русской песни» и «Гвардии певицей» в годы Великой Отечественной войны. И сегодня, в ряде городов России проводятся конкурсы народных песен имени Лидии Руслановой (Саратов, Волгоград, Пенза, Козельск и др.). В своем творчестве Русланова в полной мере воплотила лучшие черты русского национального характера — душевную щедрость, безмерность, страстность, даровитость, соборность и патриотизм.
Людмила Зыкина
Людмила Зыкина родилась 10 июня 1929 года в Москве в семье рабочих. В годы войны работала токарем на Московском станкостроительном заводе. После войны работала санитаркой в подмосковном военно-клиническом госпитале, а затем швеёй в больнице. При этом в то время, по собственным признаниям, заветной мечтой как самой Людмилы, так и её отца было стать лётчицей.
Творческая биография началась в 1947 году с участия во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей, после которого её приняли в хор имени М.Е. Пятницкого. Конкурс в ходе приёма достиг 1500 человек на место, в конце комиссия отобрала четверых: трёх юношей и одну девушку — Людмилу.
В 1957 году Зыкина стала лауреатом Шестого фестиваля молодежи и студентов в Москве а в 1960 году — победительницей Всероссийского конкурса артистов эстрады.
С 1960 Людмила Зыкина — солистка Москонцерта. Помимо России, Зыкина была популярна во всех республиках СССР и во многих странах мира.
В 1977 году Зыкина создала русский народный ансамбль «Россия». Голос Зыкиной — полнозвучное, мягкое и меццо-сопрано. На протяжении всей жизни придерживалась народного русского стиля пения, сначала хорового, затем сольного. Следует отметить, что всенародную известность Зыкиной принесли не столько русские народные песни, сколько советские, стилизованные под народные, песни небольших поселков и рабочих окраин, написанные композиторами Мрком Фрадкиным, Григорием Пономаренко и др.
Знаменитые исполнительские коллективы. Хор имени Пятницкого
Хор имени Пятницкого – один из старейших в России. Он был основан в 1911 году выдающимся собирателем русского народного творчества Митрофаном Ефимовичем Пятницким, который впервые ввёл русскую крестьянскую песню в сферу высокого искусства и прославил её на весь мир. Основа репертуара – песни и танцы разных областей России, которые не только поются, но и «играются» исполнителями.
В 1902 году Пятницкий приступил к созданию ансамбля народной песни. В 1910 году Митрофан Ефимович Пятницкий создал хор из народных певцов Воронежской, Смоленской и Рязанской губерний. 2 марта 1911 года хор впервые выступил в зале Дворянского собрания Москвы. Зал был полон. Медленно раздвинулся занавес, и перед удивлёнными зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен которой стояли грубо сколоченные лавки.
Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты, люлька, прялка, сундук с приданым… На сцену вышли восемнадцать крестьян. Концерт прошёл под оглушительные овации зрителей. Это было чем-то совершенно новым, объединившим в себе народную песню и театрализованное представление. Тот первый концерт хора показал красоту русской народной песни и открыл дорогу на концертные подмостки её исполнителям – простым русским крестьянам.
В 1919 году он снова взялся за формирование хора, объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдалённых сёл и деревень. Кого только не было в возрождённом хоре Пятницкого! Работницы и рабочие, дворники и сторожа – певцы-самородки, не имевшие музыкального образования, но обладавшие отличным слухом, вокальными данными и музыкальной памятью. Репетировали на квартире Пятницкого, многим он совершенно бесплатно давал уроки вокала. После смерти Митрофана Ефимовича Пятницкого хор получил его имя.
Хор имени Пятницкого стал одним из ярких народных символом Советской державы. Его гастроли видели зрители более чем сорока стран мира. В наши дни хор вновь исполнять подлинно русские народные песни и танцы разных областей нашей родины, как: «Кадриль преленских ямщиков», «Касимовская пляска», «Саратовская карачанка».
Ансамбль «Русская песня»
Это своеобразный театр народной песни, один из ведущих популярных коллективов России. Создан в 1975 году известной русской певицей, талантливым музыкантом и общественным деятелем, народной артисткой России Надеждой Бабкиной. Мобильная певческая группа в 9 человек (6 женских голосов и 3 — мужских голоса) поет в основном без сопровождения. Но для большего колорита использует народные инструменты: гудки, трещотки, гармошки и др. Отдельные номера сопровождаются инструментальной группой, владеющей широким набором инструментов, включая эстрадные.
Солистка ансамбля Надежда Бабкина. Родилась будущая певица в 1950-м году, 19 марта, в Астраханской области, в семье Георгия Ивановича Бабкина — потомка казаков, служившего в белой армии. В поселке жили и армяне, и казахи, и русские, и украинцы, и казаки, и чеченцы, поэтому в их доме часто появлялись гости разных национальностей.
Петь девочка полюбила в раннем детстве. Шумные компании часто устраивали различные маскарады с песнями и плясками, отец Надежды играл на всевозможных музыкальных инструментах, поэтому девочка росла в атмосфере праздника и была очень артистичным ребенком. Уже в десятом классе она заслужила признание своего таланта, заняв первое место на Всероссийском конкурсе молодых исполнителей в жанре «Народная песня». Ее кумиром в то время была Людмила Зыкина, песни которой она часто перепевала.
Ансамбль «Золотое кольцо»
Российский эстрадный ансамбль народной музыки «Золотое кольцо» в 1988 году создал Александр Костюк. Надежда Кадышева стала солисткой ансамбля. Песня А. Костюка на слова П. Черняева «Течёт ручей» стала всенародным хитом.
Надежда Кадышева родилась 1 июня в маленькой деревне Горки. С малых лет была самая любимая игра, игра в театр. Они ни разу не были в театре, но это чудо будило фантазию, мечты. Артистками были Надежда и Люба. Из занавесок сооружали «бальные» платья, ходили «на пальчиках» как балеринки, что-то пели. «Я буду артисткой» — заявляла Надежда сестрам. Те аплодировали, поддерживая выступления.
Но детство, пусть и бедное, но счастливое от тепла матери, дома, неожиданно оборвалось. Болезнь подточила здоровье матери и унесла ее жизнь в 42 года. Надежде было 10 лет. Оставшись с малолетними девочками, отец через полгода вынужден был жениться. И в дом вошла мачеха , приведя своих детей и полностью оправдав это слово. Первой уехала Вера, поступив на работу на завод, потом Марию отправили к родственникам на Север, а Надю и Любу послали в школу-интернат в Бугульму.
Заключение
Изучив весь материал, я могу ответить на проблемный вопрос моего проекта.
В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. В них вложен талант и ум многих поколений.
Из песен мы узнаём о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах.
В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.
Из народных песен мы узнаём много нужных нам сведений, поэтому, я думаю, народная песня нам всегда будет интересна.