Во время проведения уроков технологии (уроков труда) в школе детьми используются различные инструменты, неправильное обращение с которыми может привести к травме.
Здесь мы рассмотрим правила использования ножниц, швейной иглы, клея, пластилина, канцелярского ножа, шила, а также поговорим о правилах подготовки места к работе и его уборки в конце урока.
Обучение учащихся соблюдению правил безопасности на уроках технологии в школе — это залог успешного проведения урока и, самое главное, опыт правильного использования различных инструментов детьми в будущем.
Правила безопасной работы с ножницами
- Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
- Перед работой проверь исправность инструментов.
- Не работай ножницами с ослабленным креплением.
- Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
- Работай ножницами только на своем рабочем месте.
- Следи за движением лезвий во время работы.
- Ножницы клади кольцами к себе.
- Подавай ножницы кольцами вперед.
- Не оставляй ножницы открытыми.
- Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
- Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
- Используй ножницы по назначению.
Подходящий возраст
Любой предмет маленькие дети могут использовать для создания своих первых шедевров, но больше всего их привлекает пластилин. Этот органичный материал открывает огромные возможности для детского творчества. Но, кроме этого, пластилиновая лепка отлично развивает мелкую моторику, что способствует умственному развитию, особенно в том возрасте, когда малыши уже посещают среднюю группу в детском саду.
Пластилин — удивительный материал. С ним легко и удобно работать даже малышам. Пластичная структура позволяет воплощать самые неожиданные детские фантазии, придумывать новые формы и неожиданные образы. Но чтобы декоративно-прикладное творчество приносило полезные плоды, нужно знать правила организации занятий. В этом вопросе огромное значение имеет возраст, когда ребенка можно знакомить с лепкой из пластилина.
Некоторые взрослые предлагают малышам ощутить свойства этого материала на втором году жизни. Конечно, в столь раннем возрасте у малютки яркие, мягкие брусочки способны вызвать сугубо гастрономический интерес. Маленькие дети стараются попробовать пластилин на вкус, а этого допускать нельзя.
Несколько полезных рекомендаций помогут родителям правильно привить пошагово творческие навыки ребенку:
- Знакомство с любым материалом для творчества следует начинать с объяснения его свойств и предназначения.
- Пластилин уникален тем, что за несколько минут можно рассказать и показать все его возможности. Начинать уроки лепки из пластилина для детей следует после двух лет. В этом возрасте ребенок уже понимает значение предметов и их функции. Он хорошо запоминает советы взрослых, последовательность действий. Моменты риска в детской памяти тоже хорошо откладываются, только о них надо постоянно напоминать ребенку.
- Первые занятия должны носить исключительно ознакомительный характер. Их продолжительность не должна превышать 10 минут. Причем взрослые обязаны помнить, что в творчестве нет места диктату и насилию.
- Малыша надо настроить положительно на созидательную деятельность, поощрять каждый его маленький успех.
- Если по какой-то причине кроха не желает заниматься лепкой, следует перенести мероприятие на более благоприятное время.
Правила уборки своего рабочего места
- Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
- Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
- После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
- Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
- Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
- Сними рабочую одежду.
- Все принадлежности убери.
Конспект урока по трудовому обучению «Работа с природным материалом. Ёж»; 3 класс
Конспект урока по трудовому обучению составлен на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2010 год, рекомендаций ФГОС НОО образования от 19.12.2014 г, в соответствии с положениями ФЗ РФ «Об образовании» и ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Конспект урока рассчитан на контингент учащихся с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в 3 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Цель: учить детей изготавливать поделку «Ёж» из бросового материала (шишки ели). Задачи. Коррекционно — образовательные:
- учить детей изготавливать ежа из бросового материала (шишки ели);
- учить детей расчленять целое на отдельные части;
- учить детей подбирать необходимый природный материал.
- формирование умений лепить и в правильной последовательности соединять детали;
- закрепление знаний о правилах работы с пластилином.
Коррекционно — развивающие:
- Развивать внимательность при рассмотрении образца;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение).
Коррекционно — воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, терпения в работе, интерес к лепке.
Оборудование: презентация, картинки. Оборудование для учащихся: шишка ели, пластилин, стек, салфетки, подложка.
Ход урока. I. Организационная часть — Здравствуйте, уважаемые гости! — Здравствуйте, мои дорогие ребята! — Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.
а) Рапорт дежурного (на вопросы учителя). Какое сегодня число? День недели? (ответы детей) Время года? (осень) Ребята, назовите осенние приметы. (похолодало, стали часто идти дожди, птицы улетают на юг; желтеют, краснеют, опадают листья; пожелтела трава, вода в реках и озерах стала холодная. Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу) Назови все осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь) Какая сегодня погода? (ясно, тепло или холодно, сыро, идёт дождь)
б) Осмотр учителем рабочих мест. Все приготовились к уроку? Проверьте, все ли у вас готово? Сегодня на уроке вам понадобится: пластилин, подложка, специальный нож для пластилина, который называется стек, шишка от ели, салфетка.
К какому уроку вы подготовили рабочее место? (мы подготовили рабочее место к уроку труда) Сейчас у нас урок ручного труда. А с какими ещё материалами мы работаем на уроках труда? ( на уроках труда мы работаем с пластилином, природным материалом, бумагой, картоном, тканью) Мы работаем под девизом: «Кто старается, у того на 5 получается». Учимся работать аккуратно, старательно, терпеливо.
II.Основная часть. Итак, у нас урок труда. На этом уроке у нас много и долго будут работать пальчики. Давайте сделаем упражнение для пальцев.
1. Пальчиковая гимнастика Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку. Подготовились к уроку. Молодцы! Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке. (на прошлом уроке мы изготавливали флаг РФ) Из чего мы его делали? (флаг мы делали из цветной бумаги) Из каких цветов состоит флаг России? (флаг состоит из белого, синего и красного цветов) Белый цвет — цвет чистоты. Синий — неба синевы. Третий — ярко-красный, Что рассвет прекрасный! Три оттенка флага, И страна им рада. Флаг наш — символ доблести И народной гордости.
2. Введение в тему Игра «Четвёртый лишний». А сейчас мы поиграем. Посмотрите на экран. Что лишнее и почему? (лишняя картинка ёжа) Почему? (потому что ёж – дикое животное, а корова, кошка, собака – домашние животные)
3. Сообщение темы урока Отгадайте загадку Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек, Звать его конечно… (Ежик)
4. Ребята, посмотрите на план работы. План работы. Что нужно сделать сначала?
- Сначала сделаем голову.
- Затем сделаем 4 лапки.
- Потом сделаем носик и глазки.
- Сделаем яблоки и грибы.
- Теперь присоединяем голову к туловищу. Примазываем.
- Соединяем ноги и туловище.
- Присоединяем носик и глазки.
- И на иголки ёжа насаживаем яблоки и грибы.
- Наконец создаём выставку.
А) Игра «Кто живет в лесу?» Ежик так долго шёл, что забыл всех своих друзей, которые живут с ним в лесу. Давайте поможем ему вспомнить. Кто живет в лесу?
Б) Задание для развития памяти. А чтобы у ёжика была хорошая память, мы вместе с ним сделаем задание. Посмотрите внимательно на картинку. Что на ней нарисовано? Запомните все детали. Через несколько секунд я отверну картинку, и вы по памяти расскажите всё, что запомнили. (лиса, медведь, заяц…) Ура! Ёжик вспомнил! Молодцы, теперь у нас будет хорошая память. Ёжик говорит вам: «Спасибо»!
В) Физминутка. Давайте отдохнём. А теперь все тихо встали… А сейчас мы в лес пойдём… А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.
5. Правила безопасности. Ребята, с каким материалом мы будем работать сегодня на уроке? (сегодня на уроке мы будем работать с пластилином и с природным материалом – еловой шишкой)
Давайте повторим правила работы с пластилином:
- работать на подложке, чтобы не испачкать парту и одежду;
- перед работой нужно размять пластилин;
- после работы с пластилином руки нужно вытереть салфеткой.
Правила работы с природным материалом:
- соблюдать осторожность при работе с шишками, чтоб не обрезать пальцы об чешуйки;
- не мусорить.
Правила личной гигиены.
- работать на подложке.
- следить за чистотой рук.
- после работы убрать рабочее место, вымыть руки с мылом.
Ребята, расскажите ёжику как подготовить пластилин к работе? ( отрезать нужный кусок пластилина, хорошо размять его в руках) Чем можно разрезать пластилин? ( специальным ножиком — стэком) Как слепить шарик? (скатать его между ладошками, слегка нажимая на пластилин) Как слепить маленький шарик? (отрезать от пластилина часть по меньше и скатать её между большим и указательным пальчиками) Как слепить колбаску (жгутик)? (раскатать часть пластилина между ладошками или на подложке)
6. Повторим план работы. План работы. Что нужно сделать сначала?
- Сначала сделаем голову.
- Затем сделаем 4 лапки.
- Потом сделаем носик и глазки.
- Сделаем яблоки и грибы.
- Теперь присоединяем голову к туловищу. Примазываем.
- Соединяем ноги и туловище.
- Присоединяем носик и глазки.
- И на иголки ёжа насаживаем яблоки и грибы.
- Наконец создаём выставку.
7. Самостоятельная работа. Выполнение: изготовление ёжика под руководством учителя по образцу. Посмотрите на картинку ежа. Какая у него голова? Какой у него носик? Какие ножки? Молодцы! Какие красивые работы у вас получились! Ёжик доволен! Теперь у него есть запасы на зиму, и он не пропадет.
III. Итог урока. 1. Выставка работ. Выберем самую лучшую работу. Кто хочет выбрать? А почему эта работа лучшая? Эта работа аккуратная. Все детали правильно распределены. Это работа самая лучшая, но у нас есть еще хорошие работы. Кто их найдет? А почему эта работа хорошая? У нас еще есть работы, и все они хорошие, потому что вы старались. (Ставлю работы на полку и выставляю оценки) Посмотрите на нашу прекрасную выставку. Вы довольны своей работой? Все получили отличную оценку.
2. Рефлексия. Посмотрите на эти мордашки и выберите, тот рисунок, который соответствует вашему настроению и состоянию.
3. Гимнастика для глаз. Мы с вами много работали глазками, теперь давайте отдохнем. Положили локти на парту, скрестили пальчики в замок, положили подбородок на руки, головой не двигаем, двигаем только глазами.
4. Повторение. Какой сейчас был урок? Вспомните, что мы делали. Ёжик очень доволен! И говорит вам: «Спасибо, ребята!» Теперь ёжик может отправляться в лес и готовиться к зиме. Ребята, вы очень хорошо работали на уроке! Молодцы! Я желаю всем хорошего осеннего дня! Урок закончен, всем спасибо. Убираем рабочее место. Готовимся к следующему уроку.
Полный текст материала Конспект урока по трудовому обучению «Работа с природным материалом. Ёж»; 3 класс смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.
Автор: Ускова Татьяна Владимировна → ТатьянаУ9038 27.11.2016 0 6743 426 | Комментировать |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Вход | Регистрация
Есть мнение? Оставьте комментарий
Первые поделки
Пластилин хорош тем, что в случае неудачной работы ее можно без труда переделать. Именно этот момент надо продемонстрировать малышу. Дети любят волшебные превращения. Поэтому возможность из одного кусочка каждый раз лепить отличные друг от друга предметы ребенку обязательно понравится. Обучение должно быть поэтапным, то есть сначала следует показать элементарные действия с пластилином:
- Как отщипнуть от целого брусочка маленький фрагмент. Выполнять это действие надо большим и указательным пальчиком.
- Из полученных кусочков надо попробовать создать что-то цельное. Удобней всего лепить из пластилина для малышей первых лет жизни колбаски и шарики. Потом из нескольких заготовок можно выполнить фигурки зверей и человека. В процессе творческого труда малыш должен работать пальчиками и ручками. Например, раскатывать колбаски нужно между ладошками.
- Затем надо показать ребенку, как из шариков получить плоские лепешки, разминая кругляши.
- После того как малыш хорошо усвоит эти базовые приемы лепки, можно приступать к более сложным действиям, то есть создавать из материала предметы. Первой творческой пробой может стать, например, яблоко. Хороший вариант работы для этого возраста — фигурка гусеницы.
Ребенок должен сам освоить все навыки, то есть уметь отщипывать пластилин, скатывать его в шарики, делать колбаски.