Конспект логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Л в словах и предложениях»


Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [с’]

Тема: Автоматизация звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Цель: закрепить четкое произношение звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи: Образовательная: Закрепление навыков слогового анализа

Коррекционно-развивающая: развитие фонематических процессов

Воспитательная: воспитание контроля над собственной речью

Оборудование: 2 игрушки (поросята), игрушечный дом, шкаф, костюм, бумажные цветочки и листочки, счетные палочки, картинный лабиринт.

Ход занятия

I. Орг. момент

Отгадай загадку и узнаешь, кто к нам сегодня придёт на занятие. Хвостик крючком, носик пяточком. Кто это? (Поросёнок). Правильно. Вот он у нас какой. (Логопед показывает игрушку). А зовут его Сема. Он собирается идти к своему другу Масяне в гости.

II. Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы идти в гости нужно умыться, одеться, нарядиться. Сема идет чистить зубки. Как Сема чистит зубы, язычок? (Упр. почистим нижние зубы, почистим язычок). Сема почистил зубы и улыбнулся. Как Сема улыбнулся? (Упр. улыбка).

III. Массаж лица

А теперь Сема умывается. И лицо мы умываем, Дружно щеки растираем. Моем носик, ушки, лоб, Вот умылись и вперед.

VI. Мимическая гимнастика

Сема думает, что ему одеть. Он вспомнил, что у него есть костюм и обрадовался. (Покажи, как обрадовался Сема). Открыл шифоньер и не нашел костюм. Удивился. Потом расстроился. (Как удивился, расстроился?). Нашел костюм. Обрадовался. (Как обрадовался?).

V. Анализ артикуляции

Какой звук я выделяю в именах СЕМА, МАСЯНЯ. Произнеси его. Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [с’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?

VI. Характеристика звука

Расскажи, что ты знаешь о звуке [с’]? Звук [с’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

VII. Дыхательная гимнастика

Подул ветер и в комнату залетели осенние листья. Их срочно нужно убрать. Один Сема быстро не справится, помоги ему. (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).



VIII. Развитие фонематического слуха в слогах

Поросенок Сема придумал для своего друга игру и хочет с тобой посоветоваться: как ты думаешь, понравится ли Масяне такая игра? Я называю слоги, а ты как только услышишь звук [с’], хлопаешь в ладоши. — СЯ-; -СЁ-; — РЫ-; — ЯСЬ-; — ОСЬ-; -БА-; -АР-; -АСЬ-; И Т.Д.

IX. Закрепление звука в слогах, развитие чувства ритма

Ну пора отправляться в путь. Но вот беда, дверь захлопнулась. Поросенок Сема не может выбраться из дома. Чтобы дверь открылась, нужно произнести заклинание. Я попробую тебе помочь. Повторяй за мной. СЯ – СЯ; СЯ – СЯ – СЯ; ясь – ясь; ясь – ясь – ясь; СЁ – СЁ; СЁ – СЁ – СЁ; Ёсь – Ёсь; Ёсь – Ёсь – Ёсь; СЮ – СЮ; СЮ – СЮ – СЮ; Юсь – Юсь; Юсь – Юсь — Юсь; Последнее заклинание оказалось верным и дверь открылась.

X. Закрепление звука в словах

«Картинный лабиринт». Посмотри какая запутанная дорожка. Сейчас вы с Семой пойдете по этой дорожке, а чтобы было не скучно пойте песенку с’ – с’ – с’. На этой дорожке вам встретятся детёныши животных и птиц, будьте готовы! (Ребёнок ведёт пальцем по лабиринту, называя детёнышей, которые встречаются на пути: лосёнок, рысёнок, поросёнок, лисёнок, гусёнок.) XI. Пальчиковая гимнастика Давай посчитаем, кого вы встретили? (Ребёнок называет детёнышей и загибает пальцы.) С каждым кто вам встретился, вы здоровались. С кем вы поздоровались? (Перечисляет с кем здоровались (Поздоровались с лисёнком, с гусёнком, с лосёнком и т.д.), при этом соединяет поочерёдно большой палец с другими пальцами.)

XII. Развитие фонематического слуха в словах

Вы пришли на скучную поляну, ни одного цветочка на ней нет. Попробуем ее украсить? Я буду называть слова, а ты за мной повторять . Как только услышишь звук [с’] будешь класть цветок на полянку. (СИТО, ПАРТА, СЕМЬ, РАК, ПОСЁЛОК, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ПИСЬМО, СЕТКА, РУЧКА, СИТЕЦ).

XIII. Слоговой анализ

Перед вами река. Ее ни как не перейти. Нужно мастерить мост. Для этого разбери слова на слоги. Сколько слогов в слове, столько и полочек ты кладешь. (КИСЕЛЬ, ТЕСЕМКА, ГУСЬ, ДЕСЯТОК, СЕВЕР, СИТО, ЛОСЬ. РЫСЬ, АПЕЛЬСИН). XVI. Согласована существительных с прилагательными Вот вы и добрались до Масяни, и он вас встречает. Расскажи, Масяне кого вы встретили? Какие они? (Встретили лосёнка, гусёнка и т.д. Гусёнок – маленький, желтый, и т.д. лосёнок — …., поросёнок…

XV. Итог

Автор материала: Гондарь Елена Алексеевна

Также по теме:

Автоматизация звука [С] в предложениях

Конспект индивидуального логопедическое занятия. Автоматизация звука Л

Индивидуальное логопедическое занятие: «Автоматизация звука [л]. Русская народная сказка «Репка»
Назначение: занятие разработано для логопедов.(Ребенок с нарушением зрения (амблиопия)
,
ОНР 4 ур.ЦЕЛЬ: автоматизировать звук/Л/ в слогах, словах и предложениях. Задачи: про¬изнесение звука [л]. — Упражнять в правильном произнесении звука [л] в слогах и словах. -Закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов. -Продолжать учить образовывать приставочные глаголы. -Упражнять в образовании антонимов -Активизировать словарный запас, развивать логическое мышление. — развивать речевое дыхание; — развивать артикуляционный аппарат; — развивать фонематическое восприятие; — развивать грамматический строй и связную речь; — формировать и развивать слуховое и зрительное внимание , мелкую моторику и память.
Оборудование :

герои настольного театра «Репка», тарелка с горохом, пустая тарелка, зеркало.

Ход занятия:

стоит домик, фигурки спрятаны за домиком.

1. Организационный момент.

— Отгадайте, с героями какой сказки мы сегодня встретимся на занятии:
Чтобы урожай собрать, Дедушке пришлось позвать: Бабку, внучку, Жучку, кошку Да еще мышонка-крошку. Так в земле сидела крепко Жёлтая большая… (репка).
2 . Артикуляционная гимнастика.

Проснулся дед
(Ребенок ставит фигурку деда )
, открыл окно
(упражнение «Окошко» )
и начал делать зарядку
(упражнение «Качели»)
Выпил чашечку чая
(упражнение «Чашечка» )
с вареньем
(упражнение «Вкусное варенье»)
.Вышел дед в огород
(упражнение «Забор»)
и решил посадить репку, начал ямку копать
(упражнение «Лопата»)
.Начала репка расти
(упражнение «Парус» ).
Ребенок выполняет перед зеркалом упражнения . 2. Он ее поливал утром и вечером: — л-л-л.
(Обраща¬ет внимание ребенка на положение языка во время произне¬сения звука [л].)
Вокруг репки траву полол:
-ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лэ-лэ-лэ, лу-лу-лу.
Землю рыхлил:
ал-ол-ул, ол-ул-ыл, ул-ыл-эл, ыл-эл-ал.
А когда репка выросла, стал ее тянуть:
пла-плы-плэ, кло-клу-клы, слэ-сла-слу.
Но вытянуть не может.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.
4.

Позвал дед … бабку

. Бежит бабка, из кармана горошинки рассыпает, а из слов звук [л] теряет. Подбери горошинку и скажи слово правильно: ..ампа пи..а сто.. ..ожка мы..о пена..
Ребенок перекладывает горох со стола в тарелочку и произносит слова.
Тянут они репку, а вытянуть не могут.
Ребенок ставит фигурку бабки за дедом.

5.

Позвали … внучку.

А внучка перед зеркалом сидит, прихорашивается да у зеркала спра¬шивает: «Я милая?» А зеркало ей отвечает: «Милая». — «Я славная? Я веселая? Я послушная? Я смелая? Я ласковая?» Что внучке ответило зеркало?
Ребенок отвечает с утвердительной интонацией.
Побежала внучка в огород, но по дороге на нее комары налетели. Хлопает она руками, ловит комаров, а когда услышит в слове-комарике звук [л], радостно кричит: «Поймала!» Помоги внучке, слушай внимательно слова: лодка—ложка—кош¬ка, палка—банка—балка, будка—булка—бурка, стол—стул— стук.
Ребенок ставит фигурку внучки.
Прибежала внучка в огород. Тянут репку, а вытянуть не могут.

6.Устали они, решили отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика.

пальчиковое упражнение «Дед»-
показать руками сверху вниз воображаемую бороду.
пальчиковое упражнение «Бабка»-
показать, как подвязывают под подбородком угол¬ки платка.
пальчиковое упражнение «Репка».-
двумя руками сверху вниз нарисуйте в воздухе круг с заостренным кончиком внизу — по форме репы.
пальчиковое упражнение «Бантик».-
сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмерки.
пальчиковое упражнение «Собака». —
средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки — это «морда» собачки. Указательный па¬лец и мизинец поднимите вверх — это «уши».
пальчиковое упражнение «Кошка»-
средний и безымянный пальцы соедините с боль¬шим так, чтобы получилось колечко — это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите — так торчат кошачьи ушки.
пальчиковое упражнение «Мышка» —
кончики среднего и безымянного пальцев соеди¬нить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.
7 .

Позвали они … Жучку

. А Жучка и Кошка в это время спорят: Жучка говорит слово, а Кошка спорит с ней, помоги Кошке.
Игра «Скажи наоборот»
Труд — лень. Легко — трудно. Друзья — враги. Легко — тяжело. Трудолюбивый — ленивый. Старый — молодой. Сытый — голодный. Лёгкий — тяжёлый. Прибежали Жучка и кошка , но репку вытянуть не получается.
Ребенок ставит фигурки Жучки и Кошки за бабкой.

8. Позвали они тогда …мышку.
Игра «Доскажи словечко».
Услышала мышка, что ее зовут. Логопед показывает на фигурке мышки. из дома …выбежала, по дорожке … побежала. Через мостик речку … перебежала, к огороду … прибежала, в калитку … забежала, к деду близко … подбежала.
Ребенок ставит фигурку мышки за кошкой.
Потянули все вместе и вытянули репку!
Логопед вытаскивает макет репки.
9. Итог занятия.

Вот и закончилась сказка. Как ты думаешь, почему репку вытянули?
Ребенок объясняет.( потому что тянули все вместе, помогали друг другу)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуального занятия в средней логопедической группе по теме «Автоматизация звука С» Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе Тренажер для индивидуально-групповой работы с учащимися на дифференциацию согласных, имеющих акусти Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 3-4 лет

Похожие статьи:

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Звук К

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: