Конспект урока истории в 5 классе «Религия Древних Египтян


Религиозные представления в Древнем Египте

Отношение египтян к религии было особенным, что оказывало влияние и на их повседневную жизнь.

Лучшим подарком для египтянина на день рождения были не деньги или драгоценные вещи и даже не оружие. Самым лучшим подарком был саркофаг, который гарантировал имениннику достойное пребывание в Царстве Мертвых.

Древние египтяне считали, что на свою жизнь можно влиять при помощи культов. Даже мелким знакам они придавали сакральный смысл и расценивали как судьбоносные знаки. В древнеегипетских домах размещался алтарь, возле которого проводились молитвы богам, а храмы считались обителью небесных святил. В их честь совершались жертвоприношения и устраивались различные торжества.

Особенностью религии древних египтян было уникальное отношение к загробному миру. Он представлялся как вечное продолжение жизни на Земле.

Каждый фараон готовился к своей загробной жизни с самого рождения. Этот факт подтверждают религиозные захоронения, где рядом с покойным оставляли огромное количество необходимых в загробном мире вещей.

Своеобразной «Библией» древних египтян является Книга Мертвых. Она описывает судьбу человека на Суде Осириса и дальнейшую загробную жизнь.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Боги Древнего Египта
  • 2. Мифы Древнего Египта
  • 3. Фараоны Древнего Египта — список и описание
  • 4. Библейские сказания (5 класс)

Рис. 1. Суд Осириса.

Говоря кратко о религиозных верованиях в Древнем Египте, следует отметить количество почитаемых богов – их было около 5000. Изначально, когда Древний Египет еще не был объединен под властью одного фараона, который считался наместником богов на Земле, практически в каждом городе имелся свой верховный бог, но постепенно пантеон богов приобрел единый стандарт.

Первыми фараонами в Древнем Египте считались боги, а их отцом – бог Амон-Ра (или просто Ра).

Солнце представлялось символом бессмертия и цикличного перерождения. Человек был двуединым и поэтому для загробной жизни он должен был сохранить кроме души еще и тело. Это повлекло за собой возникновение обряда мумификации и строительство сначала мастабов (усеченных пирамид), а затем ступенчатых и гладких пирамид.

Рис. 2. Пирамида Джосера.

Боги в Древнем Египте изображались людьми с частями тел животных. Самыми почитаемыми были кошка, лев, шакал, ибис, крокодил. Отсюда возникли боги Осирис, Исида, Бастет, Гор, Сет, Анубис и другие. Каждый бог обладал своим набором функций и имел свою зону ответственности.

Рис. 3. Бог Гор.

За тысячи лет религиозная система прошла большой процесс формирования и коррекции. Даже после религиозной реформы Эхнатона, приведшей к монотеизму, египтяне не смогли принять нового уклада и после смерти фараона реформа была отменена.

План конспект по истории 5 класс Урок 13. Религия древних египтян

Урок 13. Религия древних египтян

Цели: ознакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян; продолжить формирование умений анализиро​вать исторические факты на элементарном уровне, формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

Оборудование: карты Средиземноморья и мира, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия».

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

LI. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 12.

КАРТОЧКА № 12

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?» Для этого вспомни:

-​ Для чего фараоны Египта организовывали военные походы?

-​ Как было вооружено войско фараона?

-​ Как выглядели боевые колесницы?

-​ Что привозили из походов их участники?

-​ Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расши​рить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона име​ло на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное — рабов. Таким образом,

фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали.

2. Индивидуальная письменная работа (на листочках). Два уров​ня — на выбор учителя. Первый уровень

— Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в пра​вом и левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта 1. …
2. … 2. Высокий тростник в Египте, из которого делали мате​риал для письма.
3. Фараон 3. …
4. … 4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.
5. … 5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.
6. … 6. Специалист по строительству зданий.
7. Религия 7. …
8. … 8. Сбор в пользу государства.

Ответы: 1 — место, где река делилась на несколько рукавов; 2 — папирус; 3 — повелитель всего Египта; 4 — крестьянин; 5 -ре​месленник; 6 — архитектор; 7 — вера в сверхъестественные суще​ства; 8 — налог.

Второй уровень

Дается детям, наиболее подготовленным ученикам, или работа над этим заданием выносится на факультативное занятие.

— Найдите ошибки в тексте.

Молодой фараон Тутмос III, вскочив на коня, поскакал осматривать строительство своей пирамиды. Его приближенные ехали на верблю​дах. Владыку Египта сопровождали послы от вавилонского царя Хаммурапи, а также из стран Урарту и из государства хеттов. Ярко блестели стальные мечи греков — наемных телохранителей фараона.

Руководитель строительства Птахотеп, верховный жрец бога Антона, рассказал царю о ходе работ и пожаловался, что не хватает рабов для об​жига кирпичей, — иначе стройка шла бы гораздо быстрее. Фараон сказал, что скоро он отправится воевать с ассирийцами и приведет много новых рабов. Тогда стройка быстро закончится и гробница Тутмоса превзойдет высотой гробницы его великих предков — Джосера и Хеопса. Фундамент пирамиды в этот раз сделали достаточно глубоким, так что она не утонет в песке, как случилось с гробницей невезучего фараона Эхнатона.

Ответы:

1)​ При Тутмосе III в XV в. до н. э. египтяне еще не ездили верхом, а запрягали лошадей в колесницы.

2)​ У Тутмоса III не было пирамиды, а только подземная гробница.

3)​ Верблюдов тогда в Египте еще не было, они появились около 1000 г. до н.э.

4)​ Хаммурапи правил в Вавилоне еще раньше, т. е. до Тутмоса III.

5)​ Страна Урарту во времена Тутмоса III еще не существовала. Она возникла в IX в. до н. э.

6)​ Государство хеттов в Малой Азии уже существовало при Тутмосе III, но египтяне с ним не сталкивались.

7)​ Стальные мечи в XV в. до н. э. еще нигде не умели делать.

8)​ Египтяне почти не применяли кирпич в строительстве, у них было много дешевого камня-известняка.

3.​ Работа с классом по карте.

-​ Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)

-​ В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину Сирию, Финикию.)

4.​ Беседа по вопросу.

-​ Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства.(1. Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. 2. Огромное количество ра​бов в стране — это источник недовольства властью, своим по​ложением. В любой момент они могут поднять восстание.)

5.​ Заслушивается устный ответ по карточке № 12, дается отзыв на ответ по плану-памятке (см. образец, урок № 10). Собираются на проверку индивидуальные задания.

III.​ Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали ста​тую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг и т. д. На стенах гробниц худож​ники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загроб​ную жизнь, а значит, были религиозные верования.

-​ Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

IV.​ Изучение новой темы План

1)​ Боги древних египтян.

2)​ Религиозные верования древних египтян.

3)​ Религия и власть фараона.

На доске: тема урока.

Информация для учителя

Данный урок можно построить на изучении фрагментов исто​рических документов: «Книга мертвых», «История в девяти кни​гах» древнегреческого историка Геродота или текста учебника. Поскольку материал урока содержит большое количество назва​ний египетских богов, то не следует просить детей запоминать их. Целесообразно подвести их к пониманию религиозных верований древних египтян: веру в загробную жизнь и культурных животных, показать связь власти фараонов с религией.

1. Работа с текстом учебника.

Прочитайте п. 2 § 10 Вигасина, п. 2 § 14 Михайловского.

Выясните, какие боги существовали у древних египтян.

Заполните таблицу в тетрадях.

Боги Какие силы природы и занятия они отражали

2. Работа с историческими документами. «Книга мертвых» (вера в загробную жизнь)

«Слава тебе, бог великий, владыка обогодной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал… Я не делал зла. Не де​лал я того, что для богов мерзость… Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей… Я чист, я чист, я чист, я чист…»

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 47.

-​ Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком?

-​ Где человек произносил подобную клятву? (На суде Осириса.)

-​ Для чего нужна была эта клятва? (Для того чтобы попасть на чудесные поля царства мертвых.)

Геродот. История (культ животных)

66… .Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.

67. .. .Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и по​гребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…

69. .. .Жители Фив и области Меридова озера почитают крокоди​лов священными. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в свя​щенных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу…

Круьикол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М.,1987. С. 49.

-​ Культ каких животных существовал в Древнем Египте? (Ко​шек, собак, крокодилов.)

3. Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

-​ О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существует между религией и государственной властью? (Египтяне ве​рили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра (бога Солнца). Бог Солнца — царь среди богов, фараон (его сын) — царь среди людей. Между религией и госу​дарственной властью существует самая тесная связь. Рели​гия — важнейшая опора государственной власти в Египте.)

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока вам следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «жрецы» и «вельможи».

Игра

Урок должен представлять собой диспут двух противобор​ствующих сторон о том, кто приносит больше пользы Египту. Выступления должны быть аргументированными, с ссылками на исторические факты. Причем выступающие должны стараться го​ворить с позиции своих героев, а не сегодняшнего дня. Ученики должны задавать вопросы выступающим. Выступающие могут за​давать вопросы друг другу. Также и учитель может вмешиваться в дискуссию. Подытоживая, учитель примиряет стороны, объясняя, что и жрецы, и вельможи были в равной степени важны для функ​ционирования древнеегипетского государства. Наиболее активные и подготовленные ученики получают оценку пять.

V. Закрепление изученного материала

-​ Дайте определение понятию «религия».

-​ Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

— Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия — опора государственной власти.) VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 10 Вигасина или § 14 Михайлов​ского; подготовить ответ на вопрос: «Какие боги и религиозные верования существовали у древних египтян?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 33 (с. 29), придумайте окончание сказки.

Дополнительный материал

Приведенные выше отрывки из исторических документов говорят о своеобразии древнегреческой религии, которое заключается в прочно​сти и живучести религиозных традиций (например, культа животных) и в значении заупокойного культа. Культ животных восходит к родо- племенным верованиям — к тотемизму.

В связи с заупокойным культом в Древнем Египте были распростра​нены учение о загробном мире, мумификации, строительстве гробниц. Поэтому помещенный материал из труда Геродота «История в девяти книгах» может стать дополнительной информацией к уроку.

Бальзамирование покойников

Для этого поставлены особые мастера, которые по должности занимаются ремеслом бальзамирования. Когда к ним приносят по​койника, они показывают родственникам на выбор деревянные рас​крашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования… Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый и, наконец, третий — са​мый дешевый. Потом опрашивают (родных), за какую цену (и ка​ким способом) те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания (растворяющих) снадобий. Затем делают острым эфи​опским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой (ароматическая смола), касией (дикая корица, ароматическое растение) и прочими благовониями (кроме ладана)… (его) снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают (его) повязкой из разрезанного на ленты вис​сонного полотна и намазывают камедью (вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготавливают деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С, 49-50.

Боги Древнего Египта

Особенности воззрения египтян берут корни из мифологии. Люди верили, что первыми управленцами страны были боги, чей отец — Амон-Ра, олицетворял солнце. Практически все древнеегипетские божества изображались полулюдьми-полуживотными. Также в своей религии древние египтяне высоко почитали:

  1. Анубиса, отвечающего за жизнь после смерти. Он представлялся как мужчина с головой шакала. Позже его вытеснил Осирис, но оба бога переводили человека после смерти в другой мир, покровительствовали процессу мумификации.
  2. Апофиса, змея, который был олицетворением зла, хаоса, мрака.
  3. Нута и Геба — богов Неба и Земли.
  4. Исиду, отвечающую за материнство и семейный очаг.
  5. Монту, бога с головой птицы — покровителя войны, победы, сражений.
  6. Бастет, богиню-кошку, которая приносила радость, веселье, женскую красоту и любовь.

Список богов Древнего Египта насчитывает 5 тыс. персон, их значение нашло отражение в истории. Люди боялись и уважали каждого из Высших Фараонов, поэтому делали им преподношения, приносили жертвы и почитали в любом начинании.

Слугами богов называли жрецов, которые делали доклад правителям о жизни смертных, являлись тонкой нитью между миром живых и мёртвых. Они следили за порядком исполнения различных ритуалов: от ежедневных до главного — проведения человека в загробный мир.

Если смертный хотел передать сообщение в мир мёртвых, он обращался к жрецам. Те, в свою очередь, просили жертву для Анубиса, который сможет выполнить такое желание. Зачастую предлагались украшения, золото, но в некоторых случаях служители богов могли попросить и о человеческой жертве.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]