Волшебная роль сказок
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.
Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.
Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человечка.
В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет.
Так почему бы не использовать сказку для исправления детской речи?
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на логопедических занятиях, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.
Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.
Сказка «Как подружились мышонок и котёнок».
Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.
И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.
«Мур, мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка»).
— Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.
Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка»).
— Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.
— Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь поиграть?
— Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!
— Давай! – согласился мышонок.
И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!
Сказка «Находчивый медвежонок».
Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!
Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).
Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).
«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.
— Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).
Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.
Сказка «Невоспитанный мышонок».
Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался (упражнение «Расчёска»).
Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели»). Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше. Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка»), в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач»).
И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик»).
Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.
А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка»).
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик»).
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.
Полезно, чтобы дети повторяли сказки с родителями, воспитателями. Подобное закрепление материла может быть дополнительным заданием по развитию лексики, грамматики, связной речи.
Удачи вам в занятиях, радости в общении!
Приложение.
Психолого-логопедическая сказка для детей 5-7 лет
Психолого-логопедическая сказка для детей старшего дошкольного возраста, с элементами сказкотерапии. «Драчуном быть плохо».
Цели: 1. Психопрофилактика агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста; 2. Развитие связной речи. Задачи: 1. Психопрофилактика агрессии у детей старшего дошкольного возраста через героя сказки, посредством кукольного спектакля; 2. Снятие психоэмоционального напряжения и раскрепощение воспитанников; 3. Развитие у детей творческих способностей; 4. Обучение детей распознаванию различных эмоциональных состояний на примере героев сказки; 5. Обучение детей выразительному пересказу текста сказки по ролям; 6. Активизация и расширение словарного запаса детей по теме «Насекомые»; 7. Обучение детей правильному произношение свистящих и шипящих звуков в связной речи, дифференциация свистящих и шипящих звуков. 8. Воспитание у детей интереса к природе; 9. Обучение нормам правильного поведения и общения. Описание работы: психолого-логопедическая работа с детьми делится на три этапа. I (подготовительный) этап: Взрослые (логопед и психолог) показывают кукольный спектакль для детей. Психологической целью данного этапа является психопрофилактика агрессивного поведения у детей через просмотр спектакля и обсуждение спектакля по его завершении. Дети учатся выделять плохого и хорошего героя, основную идею спектакля, самостоятельно формулировать мораль сказки, получить эмоциональный заряд. Логопедической целью данного этапа является прослушивание детьми образца правильной речи (с учетом голосовых модуляций, пауз) и профилактика аграмматизмов при построении предложений в процессе беседы. II этап На втором этапе дети более близко знакомятся с героями сказки, рассматривают их, наполняют героев своим характером, жизненными ценностями. На этом этапе дети свободно манипулируют с куклами, при поддержке взрослого самостоятельно проигрывают спектакль с помощью кукол. Детям предлагается побыть в разных ролях, поиграть разными куклами. После таких мини-спектаклей обязательно обсуждение всего произошедшего. Дети по очереди рассказывают о своем эмоциональном состоянии, понравилось им играть той или иной куклой, или нет, рассказывают о том, как менялось их настроение по мере проигрывания сказки, хотелось ли им быть этим героем, или нет. III этап Третий этап является заключительным. Здесь дети уже отходят от куклы-героя и принимают роль уже на себя. На этом этапе также важно, чтобы дети побыли в роли хорошего и плохого героя, на себе ощутили разницу между ними, пропустили через себя все переживания героя, после чего дети назначаются на определенную роль и ставят театральную постановку для других детей (младше или старше себя, либо для своих сверстников). Звучит музыка. Ведущий (Даша): «В городе Жужжальске жук Сережка жил (выходит жук)». Жук (Саша): «А вот и я! Ну что, не ждали?». Ведущий: Был жучок проказник, драться он любил. (Жук соглашается) Обижал соседей, пакости творил. Прямо наказанье жук Сережка был. Жук стоит в сторонке, под музыку вылетает пчела. Ведущий: Вот однажды утром Танечка-пчела Для своих знакомых меду принесла.
Пчела (Соня): Меда я собрала для своих друзей, Приходите в гости к чаю поскорей. Под жужжание вылетают все насекомые и пьют чай. Потом вылетает Сережка. Ведущий: Но жучок Сережка, вредная душа, Опрокинул вазу с медом не спеша. (Сережка смеется: Ха-ха-ха!). И еще смеется, усики дрожат, А вот остальные, жалуясь, жужжат. (Все ругают Сережку и жужжат, дальше все разлетаются). Ведущий: Вот проходит время и опять скандал, Наш жучок Сережка еще хуже стал. (Летает бабочка, Сережка толкает ее и она падает). Бабочку обидел, пчелку укусил. (Сережка кусает пчелу и идет бить муравья). Муравьишку Лёньку просто так побил. И воскликнул Лёнька: Муравей: Больше не могу! Я от вас, ребята, лучше убегу! Что же вы молчите, жук ведь обнаглел, За Сережкой числится столько вредных дел! Ведущий: Тут сказала бабочка: Бабочка: А ведь Ленька прав! Трудно выносить нам этот скверный нрав! Стрекозе Аленке больше всех досталось, С обгоревшим крылышком в больнице оказалась. Стрекоза: Крылышко, конечно, быстро залечили! Паучки врачами в той больнице были. Пауки (Давид и Алим) выходят, осматривают стрекозу: Дышите – не дышите, Всегда готовы всем помочь Дежурим мы и день и ночь. Ну, а жуку совет даем: Не забавляйся, жук, с огнем!
Ведущий: И тогда решили Сережку наказать, А пока секрет тот всем не раскрывать. (Все разлетаются под музыку). Ну, а жук Сережка жил, как и всегда! (Появляется Жук). Жук: Быть сегодня слабым – это ерунда! Только самых сильных ждет во всем успех, Буду жить, как раньше, обижая всех! (Жук смеется, машет кулаками, угрожает). Ведущий: Но узнал он вскоре, как он ошибался! В свой же день рождения он один остался. И хоть приглашения каждому раздал, Поздравлять Сережку так никто не стал! (Сережка ходит и плачет). Жук: Я ведь сам такую долю заслужил, Я плохим, драчливым и противным был. Больше я не буду врать, шуметь, ругаться! Я забуду даже, как кусаться, драться. Сделаюсь добрее, попрошу прощенья, И придут, быть может, все на день рождения! (Звучит радостная музыка и все насекомые слетаются с подарками, жук просит прощения) Ведущий: И пришли, конечно, и жука простили! И ему волшебные крылья подарили! И кто сможет крылышек звук тот уловить, На земле счастливым будет долго жить! (веселая музыка)
Рекомендуем посмотреть:
Сказка о культуре общения для детей 5-7 лет Сказка о музыкальном инструменте для детей 5-7 лет Сказка про Ежика для детей 5 — 10 лет Сказка для детей 4- 7 лет о временах года
Похожие статьи:
Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»
Описание артикуляционных упражнений, используемых в сказках.
Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции и для формирования движений губ.
Поглаживать, затем легонько покусывать зубками нижнюю губу.
«Расческа»: «причесываем» зубами по очереди верхнюю и нижнюю губы.
«Лягушки улыбаются»: научится улыбаться открытой улыбкой.
«Заборчик»: научится непроизвольно удерживать улыбку, приоткрывая зубки.
«Хобот слоненка»: вытянуть губы вперед и сомкнуть.
«Бублик»: плавно округлить губы и не смыкать под счет до 5.
«Часики»: открыть рот, высунуть узкий язык; тянуть его попеременно то вправо, то влево.
Упражнения для правильного произнесения свистящих звуков.
«Лопаточка»: необходимо научиться расслаблять мышцы языка, удерживая его широким.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать его в таком положении, считая до 5.
Занести лопатку в рот. Затем опустить лопатку за нижние зубы, стараясь, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.
«Чищу зубы»: улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком язычка нижние зубы, делая движение из стороны в сторону.
«Паровозик свистит»: поднести ко рту чистый пузырек, кончик язычка слегка высунуть, чтобы он касался горлышка, выдыхать воздух плавно в пузырек.
«Язык-силач»: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик язычка к нижним передним зубам; упирать язык в зубы.
«Качели»: улыбнуться, открыть рот как при звуке «А»; опустить широкий кончик язычка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать под счет «раз»; поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два»; повторить несколько раз, следить, чтобы работал только язычок, а не нижняя челюсть.
«Горка»: открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.
Упражнения для правильного произнесения шипящих звуков, звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Научиться вытягивать губы трубочкой и удерживать их в таком положении. (упражнение «Хобот слоненка», «Трубочка»).
«Чашечка»: широко открыть рот, язык-лопатку положить на нижнюю губу, приподнять края языка и получится пиала.
«Вкусное варенье»: широким кончиком язычка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.
«Быстрая змейка»: напряженным языком движения изо рта, затем обратно в рот; движения языком из стороны в сторону; движения языком вправо-влево по верхним альвеолам; спрятать язычок в рот.
«Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот, пощелкать медленно кончиком языка; стараться, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.