Что такое обособленное обстоятельство
Обстоятельства, как и другие второстепенные члены, могут выделяться с помощью интонации, что придает им бо́льшую смысловую нагрузку в предложении.
Катя шла по тропинке, напевая веселую песенку.
Шла (как?) напевая веселую песенку.
В этом предложении сказуемое поясняет обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом, который является обособленным членом предложения. Его смысловое выделение подчеркивается интонацией: голос перед ним повышается, затем идет пауза, после которой обособленный оборот произносится с логическим ударением, присущим обособленным членам предложения.
Определение
Обстоятельство, которое по смыслу выделяется с помощью интонации и знаков препинания, называется обособленным.
Виды обособленных обстоятельств
Обособленные обстоятельства в зависимости от способов выражения делятся на следующие виды:
- деепричастия и деепричастные обороты;
- существительные в косвенных падежах с предлогами (предложно-именные конструкции);
- сравнительные обороты.
Обособленные обстоятельства обозначают различные условия протекания действия. Различают следующие виды обособленных обстоятельств:
- цели
- причины
- времени
- образа действия
- уступки и пр.
На какие вопросы отвечают?
В соответствии со значением обособленные обстоятельства отвечают на вопросы:
- как?
- когда?
- почему?
- с какой целью?
- вопреки чему?
- несмотря на что?
и пр.
Примеры
(Когда?) Проснувшись рано утром, старик услышал, как по крыше барабанит дождь.
Утром он хмуро приветствовал меня, (почему?), рассердившись накануне из-за моего неуемного любопытства.
(Вопреки чему?) Несмотря на заморозки, краснощёкие яблоки красуются на деревьях.
(Как?)Поднявшись на цыпочки, она заглянула в окно избы.
В предложении обособленное обстоятельство является одним членом предложения и подчеркивается такой же условной линией, как и любое обстоятельство.
Зашуршав в траве, на лесную тропинку выбежал ежик.
Контрольная работа по теме «Простое предложение» 8 класс 2 четверть
Контрольная работа по теме «Простое предложение» 8 класс, 2 четверть( для учащихся, находящихся на семейном обучении)
1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Имя Дмитрия Ивановича Менделеева прочно связа..о в нашем сознании.. с одним из фунд..ментальных научных законов – Периодической системой элементов .Б..ографы ученого любят ра..казывать что Периодическая система пр..снилась Дмитрию Ивановичу . Проснувшись он тут(же) набросал ее на первом попавшемся листе бумаги. Так было (с,з)дела..о открытие.
Оцен..вая взгляды и круг интересов Менделеева наход..шься под впеч..тлением что найде..ые им ответы на многие вопросы (не)потеряли актуальности и сегодня. Менделеев яркий и редкий пример соед..нения в одном лице пытливого и..ледователя и энергич..ного практика . Име..о такая к..мбинация интересов и способностей (не)обходима ныне для успешной работы.
Знания его были поисти..е энциклопедическими. Остает..ся удивлят..ся как это все мог (с,з)делать один человек. Сам ученый не раз говорил с гордостью что и открытия и разнообразные стороны деятельности имеют один источник- постоя..ый и напряже..ый труд.
2. Подчеркните в тексте грамматическую основу каждого предложения
3-4.Выполните разбор выделенных предложений. Дайте грамматическую характеристику_
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Выпишите из текста 2 приложения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Замените словосочетание «Научный закон», постороенное на основе согласования, синонимичным, построенном на основе управления.
7.Замените словосочетание «С гордостью говорил», постороенное на основе управления, синонимичным, построенном на основе примыкания.
8. Определите вид связи в следующих словосочетаниях.
Набросал проснувшись-
Комбинация интересов-
Постоя..ый труд-
Оцен..вая взгляды-
Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот
Деепричастный оборот — это обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием с зависимым словами.
Знаки препинания
Рассмотрим основные случаи постановки знаков препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами. Приведем примеры предложений.
Правило
Обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, обособляется независимо от его местоположения в предложении.
1. Если обстоятельство выражено деепричастием или деепричастным оборотом, то оно выделяется запятой в начале и в конце предложения и двумя запятыми — в его середине.
Качаясь, тихо шуршит камыш в ночной тишине.
С ветки березы, зачирикав, взлетел шустрый воробей.
Медленно спустившись, багровое солнце ушло за горизонт.
На том берегу мелькали огни, ярко вспыхивая в просветах между деревьями.
Ручей тихо журчит, пробираясь между прибрежными зарослями верб.
2. Однородные обстоятельства (деепричастия и деепричастные обороты), соединенные одиночным союзом «и», выделяются знаками препинания согласно общему правилу.
Помолчав и насупившись, Степан дал матери ключ от подвала.
Она, отвернувшись и сгорбившись, стала очень похожа на старушку.
Вздрогнув от стука в дверь и открыв глаза, он не сразу меня узнал.
Учитываем, что одиночные деепричастия, обычно стоящие после сказуемого и выступающие в роли обстоятельств образа действия, являются близкими по функции к наречиям и не обособляются. Это же пунктуационное правило касается деепричастных оборотов, тесно связанных со сказуемым.
Он направился к двери _ не колеблясь (решительно).
Листва берез висит _ не шелохнувшись (неподвижно).
Яркие зарницы вспыхивали на потемневшем небе _ не переставая (друг за другом).
Наши соседи жили ни с кем не знакомясь.
3. При постановке знаков препинания, учтем, что сочинительные союзы не входят в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастием или деепричастным оборотом.
И, раскрыв ей свой секрет, он быстро ушел.
Но, поколебавшись, девушка рассказала сестре о своей неудаче.
Исключение составляет союз «а», который по смыслу высказывания невозможно отделить от деепричастного оборота.
Изучите тему, а выяснив её содержание, приступайте к контрольной работе.
Но если в предложении имеется противопоставление, то запятая ставится перед и после союза «а».
Не выполняйте сразу упражнение, а, прочитав правило, только тогда приступайте к нему.
Не выполняйте сразу упражнение, а…только тогда приступайте к нему.
4. Фразеологические обороты с деепричастиями, представляющие собой неразложимые лексические единицы, не выделяются запятыми.
Дети слушали рассказчика раскрыв рот.
С самого утра они работали засучив рукава.
Разве вы спешили сюда сломя голову?
Отдыхать — это вовсе не значит сидеть сложа руки.
5. Обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами, связанные союзом «и» с другим одиночным обстоятельством, являются однородными членами предложения и не выделяются знаками препинания.
Дмитрий осторожно и слегка покачиваясь переходит к другому борту корабля.
Она говорит тихо и намеренно растягивая слова.
Скачать материал
так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по русскому языку 8 класс
Урок № 39. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
03.11.2011 24642 2454
Урок № 39. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цели: проверить знания учащихся в определении видов односоставных предложений, умении использовать такие предложения в своей речи; проверить и закрепить навык полного синтаксического разбора предложения и определения вида сказуемого.
I вариант
I. Теоретический вопрос: Чем неопределенно-личные предложения отличаются от безличных?
П. Материал для определения видов односоставных предложений.
/. Оцепили место в двадцать пять сажен. 2. Отзвонили вечерню во святых церквах. 3. И бугор земли сырой тут насыпали, и кленовый крест тут поставили. 4. Скажи мне, ветка Палестины…5. Светись, светись, далекая звезда. 6. Всё легче перед кем-нибудь словами облегчить мне грудь. 7. Синие горы Кавказа, приветствую вас! 8. Но с жизнью жаль расстаться мне. 9. Темно. Всё спит. 10. Вам не видать таких сражений!
(Из произведений М. Лермонтова).
III. Написать сочинение-миниатюру с использованием всех ти пов односоставных предложений.
Или построить фрагмент текста, подобный данному. Тема — ночь.
Ночь. Тишина. Иду по лунной дорожке. Мне хочется петь вместе с соловьем, хочется дышать полной грудью, жить хочется вечно. Легко думается в такие ночи. Где-то хлопнула калитка. В соседнем доме включили свет. Очарование окончилось. Иду домой. Засыпаю с улыбкой.
IV. Произвести полный синтаксический разбор предложения «Светись, светись, далекая звезда».
V. Определить вид сказуемого.
1)
Его в степи без чувств нашли
(М. Лермонтов).
2) Но с жизнью жаль расстаться мне
(М. Лермонтов).
II вариант
I. Теоретический вопрос: Какие односоставные предложения вы знаете?
П. Определить вид односоставных предложений.
1. Живу как неба властелин — в прекрасном мире — но один. 2. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов. 3. И вот нашли большое поле. 4. Вот он слышит, в сенях дверью хлопнули.
5. Схоронили его за Москвой-рекой. 6. О, как мне хочется смутить веселье их. 7. Вот смерклось. 8. Вечер. 9. Примите дивное посланье из края дальнего сего
(Из произведений М. Лермонтова).
III. Написать сочинение-миниатюру или построить текст, подобный данному. Тема -утро.
Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть ветерка. Вдруг в дверь постучались. Быстро вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге — мои друзья. В руках держат удочки. Завтракаем легко -ив путь!
IV. Синтаксический разбор.
Люблю дымок спаленной жнивы.
V. Определить вид сказуемого.
1) Отвечает так Кирибеёвич, покачав головою кудрявою…
М. Лермонтов
2) Скажи мне, что средь этих стенМогли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой,Меж: бурным сердцем и грозой.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом
Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами «невзирая на», «несмотря на», «вопреки» и непроизводным предлогом «при» имеют значение уступки. Их можно заменить придаточным предложением уступки с союзом «хотя». Эти второстепенные члены предложения обязательно обособляются запятыми.
Примеры предложений
Несмотря на высокие волны, баркас уверенно направился к островку. = Хотя на море поднялись высокие волны, баркас уверенно направился к островку.
Невзирая на штормовое предупреждение, многие рыбаки вышли в море.
Дождь скоро перестал, вопреки прогнозу синоптиков, и из-за свинцовых туч выглянуло яркое солнце.
Эта жизнерадостная женщина, при всей своей беззаботности, понимала безвыходность своего положения.
Обстоятельства с предлогами «вследствие», «благодаря», «ввиду», «во избежание», «за неимением», «согласно», «в силу», «в связи с», по причине», «по случаю» и пр. обособляются факультативно.
Примеры
Луговые травы, благодаря обильным дождям, необыкновенны сочны.
Иллюминатор, согласно боевой обстановке, был тщательно завешен плотной тканью.
Рыбацкая уха, против всякого ожидания, оказалась наваристой и вкусной.
Эти предложно-именные конструкции могут обособляться, если они достаточно распространены (существительные имеют зависимые слова), имеют значение причины или условия и располагаются между подлежащим и сказуемым.
Сравним:
Ввиду непогоды мы отложили свой поход (ввиду непогоды = из-за непогоды).
Свой поход в лес за грибами мы, ввиду разгулявшейся непогоды, отложили на несколько дней.