Контрольная работа по теме «Двусоставное предложение», 8 класс


Что такое обособленное обстоятельство

Обстоятельства, как и дру­гие вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, могут выде­лять­ся с помо­щью инто­на­ции, что при­да­ет им бо́льшую смыс­ло­вую нагруз­ку в пред­ло­же­нии.

Катя шла по тро­пин­ке, напе­вая весе­лую песен­ку.

Шла (как?) напе­вая весе­лую песен­ку.

В этом пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое пояс­ня­ет обсто­я­тель­ство обра­за дей­ствия, выра­жен­ное дее­при­част­ным обо­ро­том, кото­рый явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Его смыс­ло­вое выде­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­ей: голос перед ним повы­ша­ет­ся, затем идет пау­за, после кото­рой обособ­лен­ный обо­рот про­из­но­сит­ся с логи­че­ским уда­ре­ни­ем, при­су­щим обособ­лен­ным чле­нам пред­ло­же­ния.

Обособленные обстоятельства

Определение

Обстоятельство, кото­рое по смыс­лу выде­ля­ет­ся с помо­щью инто­на­ции и зна­ков пре­пи­на­ния, назы­ва­ет­ся обособ­лен­ным.

Обособление это

Виды обособленных обстоятельств

Обособленные обсто­я­тель­ства в зави­си­мо­сти от спо­со­бов выра­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты;
  • суще­стви­тель­ные в кос­вен­ных паде­жах с пред­ло­га­ми (предложно-именные кон­струк­ции);
  • срав­ни­тель­ные обо­ро­ты.

Обособленными обстоятельствами не являются

Обособленные обсто­я­тель­ства обо­зна­ча­ют раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия. Различают сле­ду­ю­щие виды обособ­лен­ных обсто­я­тельств:

  • цели
  • при­чи­ны
  • вре­ме­ни
  • обра­за дей­ствия
  • уступ­ки и пр.

На какие вопросы отвечают?

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем обособ­лен­ные обсто­я­тель­ства отве­ча­ют на вопро­сы:

  • как?
  • когда?
  • поче­му?
  • с какой целью?
  • вопре­ки чему?
  • несмот­ря на что?

и пр.

Примеры

(Когда?) Проснувшись рано утром, ста­рик услы­шал, как по кры­ше бара­ба­нит дождь.

Утром он хму­ро при­вет­ство­вал меня, (поче­му?), рас­сер­див­шись нака­нуне из-за мое­го неуем­но­го любо­пыт­ства.

(Вопреки чему?) Несмотря на замо­роз­ки, крас­но­щё­кие ябло­ки кра­су­ют­ся на дере­вьях.

(Как?)Поднявшись на цыпоч­ки, она загля­ну­ла в окно избы.

В пред­ло­же­нии обособ­лен­ное обсто­я­тель­ство явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния и под­чер­ки­ва­ет­ся такой же услов­ной лини­ей, как и любое обсто­я­тель­ство.

Зашуршав в тра­ве, на лес­ную тро­пин­ку выбе­жал ежик.

Контрольная работа по теме «Простое предложение» 8 класс 2 четверть

Контрольная работа по теме «Простое предложение» 8 класс, 2 четверть( для учащихся, находящихся на семейном обучении)

1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Имя Дмитрия Ивановича Менделеева прочно связа..о в нашем сознании.. с одним из фунд..ментальных научных законов – Периодической системой элементов .Б..ографы ученого любят ра..казывать что Периодическая система пр..снилась Дмитрию Ивановичу . Проснувшись он тут(же) набросал ее на первом попавшемся листе бумаги. Так было (с,з)дела..о открытие.

Оцен..вая взгляды и круг интересов Менделеева наход..шься под впеч..тлением что найде..ые им ответы на многие вопросы (не)потеряли актуальности и сегодня. Менделеев яркий и редкий пример соед..нения в одном лице пытливого и..ледователя и энергич..ного практика . Име..о такая к..мбинация интересов и способностей (не)обходима ныне для успешной работы.

Знания его были поисти..е энциклопедическими. Остает..ся удивлят..ся как это все мог (с,з)делать один человек. Сам ученый не раз говорил с гордостью что и открытия и разнообразные стороны деятельности имеют один источник- постоя..ый и напряже..ый труд.

2. Подчеркните в тексте грамматическую основу каждого предложения

3-4.Выполните разбор выделенных предложений. Дайте грамматическую характеристику_

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Выпишите из текста 2 приложения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Замените словосочетание «Научный закон», постороенное на основе согласования, синонимичным, построенном на основе управления.

7.Замените словосочетание «С гордостью говорил», постороенное на основе управления, синонимичным, построенном на основе примыкания.

8. Определите вид связи в следующих словосочетаниях.

Набросал проснувшись-

Комбинация интересов-

Постоя..ый труд-

Оцен..вая взгляды-

Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот

Деепричастный обо­рот — это обособ­лен­ное обсто­я­тель­ство, выра­жен­ное дее­при­ча­сти­ем с зави­си­мым сло­ва­ми.

Знаки препинания

Рассмотрим основ­ные слу­чаи поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Правило

Обстоятельство, выра­жен­ное дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, обособ­ля­ет­ся неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния в пред­ло­же­нии.

Обособление обстоятельств таблица

1. Если обсто­я­тель­ство выра­же­но дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, то оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле и в кон­це пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми — в его сере­дине.

Обособленные обстоятельства выражены деепричастным оборотом

Качаясь, тихо шур­шит камыш в ноч­ной тишине.

С вет­ки бере­зы, зачи­ри­кав, взле­тел шуст­рый воро­бей.

Медленно спу­стив­шись, баг­ро­вое солн­це ушло за гори­зонт.

На том бере­гу мель­ка­ли огни, ярко вспы­хи­вая в про­све­тах меж­ду дере­вья­ми.

Ручей тихо жур­чит, про­би­ра­ясь меж­ду при­бреж­ны­ми зарос­ля­ми верб.

2. Однородные обсто­я­тель­ства (дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты), соеди­нен­ные оди­ноч­ным сою­зом «и», выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния соглас­но обще­му пра­ви­лу.

Помолчав и насу­пив­шись, Степан дал мате­ри ключ от под­ва­ла.

Она, отвер­нув­шись и сгор­бив­шись, ста­ла очень похо­жа на ста­руш­ку.

Вздрогнув от сту­ка в дверь и открыв гла­за, он не сра­зу меня узнал.

Учитываем, что оди­ноч­ные дее­при­ча­стия, обыч­но сто­я­щие после ска­зу­е­мо­го и высту­па­ю­щие в роли обсто­я­тельств обра­за дей­ствия, явля­ют­ся близ­ки­ми по функ­ции к наре­чи­ям и не обособ­ля­ют­ся. Это же пунк­ту­а­ци­он­ное пра­ви­ло каса­ет­ся дее­при­част­ных обо­ро­тов, тес­но свя­зан­ных со ска­зу­е­мым.

Он напра­вил­ся к две­ри _ не колеб­лясь (реши­тель­но).

Листва берез висит _ не шелох­нув­шись (непо­движ­но).

Яркие зар­ни­цы вспы­хи­ва­ли на потем­нев­шем небе _ не пере­ста­вая (друг за дру­гом).

Наши сосе­ди жили ни с кем не зна­ко­мясь.

3. При поста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния, учтем, что сочи­ни­тель­ные сою­зы не вхо­дят в состав обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства, выра­жен­но­го дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том.

И, рас­крыв ей свой сек­рет, он быст­ро ушел.

Но, поко­ле­бав­шись, девуш­ка рас­ска­за­ла сест­ре о сво­ей неуда­че.

Исключение состав­ля­ет союз «а», кото­рый по смыс­лу выска­зы­ва­ния невоз­мож­но отде­лить от дее­при­част­но­го обо­ро­та.

Изучите тему, а выяс­нив её содер­жа­ние, при­сту­пай­те к кон­троль­ной рабо­те.

Но если в пред­ло­же­нии име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, то запя­тая ста­вит­ся перед и после сою­за «а».

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а, про­чи­тав пра­ви­ло, толь­ко тогда при­сту­пай­те к нему.

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а…только тогда при­сту­пай­те к нему.

4. Фразеологические обо­ро­ты с дее­при­ча­сти­я­ми, пред­став­ля­ю­щие собой нераз­ло­жи­мые лек­си­че­ские еди­ни­цы, не выде­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Дети слу­ша­ли рас­сказ­чи­ка рас­крыв рот.

С само­го утра они рабо­та­ли засу­чив рука­ва.

Разве вы спе­ши­ли сюда сло­мя голо­ву?

Отдыхать — это вовсе не зна­чит сидеть сло­жа руки.

5. Обстоятельства, выра­жен­ные дее­при­ча­сти­я­ми или дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, свя­зан­ные сою­зом «и» с дру­гим оди­ноч­ным обсто­я­тель­ством, явля­ют­ся одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и не выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния.

Дмитрий осто­рож­но и слег­ка пока­чи­ва­ясь пере­хо­дит к дру­го­му бор­ту кораб­ля.

Она гово­рит тихо и наме­рен­но рас­тя­ги­вая сло­ва.

Скачать материал

так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по русскому языку 8 класс

Урок № 39. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

03.11.2011 24642 2454

Урок № 39. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цели: проверить знания учащихся в определении видов односостав­ных предложений, умении использовать такие предложения в своей речи; проверить и закрепить навык полного синтаксического разбора предложе­ния и определения вида сказуемого.

I вариант

I. Теоретический вопрос: Чем неопределенно-личные предложе­ния отличаются от безличных?

П. Материал для определения видов односоставных предложе­ний.

/. Оцепили место в двадцать пять сажен. 2. Отзвонили вечерню во святых церквах. 3. И бугор земли сырой тут насыпали, и кленовый крест тут поставили. 4. Скажи мне, ветка Палестины…5. Светись, светись, далекая звезда. 6. Всё легче перед кем-нибудь словами облегчить мне грудь. 7. Синие горы Кавказа, приветствую вас! 8. Но с жизнью жаль расстать­ся мне. 9. Темно. Всё спит. 10. Вам не видать таких сражений!

(Из произ­ведений М. Лермонтова).

III. Написать сочинение-миниатюру с использованием всех ти­ пов односоставных предложений.

Или построить фрагмент текста, подобный данному. Тема — ночь.

Ночь. Тишина. Иду по лунной дорожке. Мне хочется петь вместе с соловьем, хочется дышать полной грудью, жить хочется вечно. Легко думается в такие ночи. Где-то хлопнула калитка. В соседнем доме вклю­чили свет. Очарование окончилось. Иду домой. Засыпаю с улыбкой.

IV. Произвести полный синтаксический разбор предложения «Светись, светись, далекая звезда».

V. Определить вид сказуемого.

1)
Его в степи без чувств нашли
(М. Лермонтов).

2) Но с жизнью жаль расстаться мне

(М. Лермонтов).

II вариант

I. Теоретический вопрос: Какие односоставные предложения вы знаете?

П. Определить вид односоставных предложений.

1. Живу как неба властелин — в прекрасном мире — но один. 2. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов. 3. И вот нашли большое поле. 4. Вот он слышит, в сенях дверью хлопнули.

5. Схоронили его за Москвой-рекой. 6. О, как мне хочется смутить веселье их. 7. Вот смерклось. 8. Вечер. 9. Примите дивное посланье из края дальне­го сего

(Из произведений М. Лермонтова).

III. Написать сочинение-миниатюру или построить текст, подобный данному. Тема -утро.

Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть ветерка. Вдруг в дверь постучались. Быстро вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге — мои друзья. В руках держат удочки. Завтракаем легко -ив путь!

IV. Синтаксический разбор.

Люблю дымок спаленной жнивы.

V. Определить вид сказуемого.

1) Отвечает так Кирибеёвич, покачав головою кудрявою…

М. Лермонтов

2) Скажи мне, что средь этих стенМогли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой,Меж: бурным сердцем и грозой.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Обстоятельства, выра­жен­ные суще­стви­тель­ны­ми с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми «невзи­рая на», «несмот­ря на», «вопре­ки» и непро­из­вод­ным пред­ло­гом «при» име­ют зна­че­ние уступ­ки. Их мож­но заме­нить при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем уступ­ки с сою­зом «хотя». Эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния обя­за­тель­но обособ­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом

Примеры предложений

Несмотря на высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к ост­ров­ку. = Хотя на море под­ня­лись высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к ост­ров­ку.

Невзирая на штор­мо­вое пре­ду­пре­жде­ние, мно­гие рыба­ки вышли в море.

Дождь ско­ро пере­стал, вопре­ки про­гно­зу синоп­ти­ков, и из-за свин­цо­вых туч выгля­ну­ло яркое солн­це.

Эта жиз­не­ра­дост­ная жен­щи­на, при всей сво­ей без­за­бот­но­сти, пони­ма­ла без­вы­ход­ность сво­е­го поло­же­ния.

Обособленные обстоятельства выражены существительными в косвенных падежах с предлогами

Обстоятельства с пред­ло­га­ми «вслед­ствие», «бла­го­да­ря», «вви­ду», «во избе­жа­ние», «за неиме­ни­ем», «соглас­но», «в силу», «в свя­зи с», по при­чине», «по слу­чаю» и пр. обособ­ля­ют­ся факуль­та­тив­но.

Примеры

Луговые тра­вы, бла­го­да­ря обиль­ным дождям, необык­но­вен­ны соч­ны.

Иллюминатор, соглас­но бое­вой обста­нов­ке, был тща­тель­но заве­шен плот­ной тка­нью.

Рыбацкая уха, про­тив вся­ко­го ожи­да­ния, ока­за­лась нава­ри­стой и вкус­ной.

Эти предложно-именные кон­струк­ции могут обособ­лять­ся, если они доста­точ­но рас­про­стра­не­ны (суще­стви­тель­ные име­ют зави­си­мые сло­ва), име­ют зна­че­ние при­чи­ны или усло­вия и рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым.

Сравним:

Ввиду непо­го­ды мы отло­жи­ли свой поход (вви­ду непо­го­ды = из-за непо­го­ды).

Свой поход в лес за гри­ба­ми мы, вви­ду раз­гу­ляв­шей­ся непо­го­ды, отло­жи­ли на несколь­ко дней.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: