ВПР. Русский язык. 9 класс. Практикум. Скрипка Е.Н.


Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс «Современный урок»

Урок русского языка в 9 классе «Основные виды сложных предложений»

[ (960.2 Kb) ]24.02.2014, 19:35
Автор – Павлова Татьяна Васильевна Образовательное учреждение – МОУ «Неверовская СОШ» Таврического района, Омской области Предмет – Русский язык Тема: «Основные виды сложных предложений». Класс — девятый Учебно-методическое обеспечение: «Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М. : «Просвещение», 2010 г.» Цель урока: дать общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними Задачи урока: Образовательные: закрепить умение отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания в сложном предложении; научить различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения; повторить сочинительные и подчинительные союзы, Развивающие Развивать навыки работы с алгоритмом , навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся добывать знания, систематизировать и применять их на практике. Воспитательные Воспитание любви к родному языку ; воспитание культуры интеллектуального труда ,формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом, воспитывать у учеников истинное понимание доброты, стремление поступать по-доброму, быть неравнодушным к людям Планируемые (конечные) результаты: знание основных видов сложных предложений, основных способов связи простых предложений в сложном; умение отличать простые предложения с различными видами обособлений от сложных, различать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения. Ведущими формами, методами и приемами урока являются беседа, поисковый метод, исследование текста , выдвижение версии исследования, экспертный анализ. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: комбинированный. Оборудование:презентация Power Point, мультимедийный проектор, учебник, тетради. Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие. Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке русского языка. Надеюсь, что чувства наши взаимные . давайте улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем удачи. Я верю, что все у нас сегодня получится. Мы готовы к работе. II . Актуализация знаний. 1. О каком предложении мы говорили на прошлом уроке? Чем оно отличается от сложного? Что нужно сделать, чтобы определить, какое перед нами предложение: простое или сложное? С чего мы начинаем разбор предложения? 2. Правильно. Самое первое, что мы должны сделать – это выделить грамматическую основу предложения. Давайте сейчас поупражняемся в этом. Для этого выполним устный синтаксический счет. Я вам предлагаю предложения, а вы находите и считаете в них основы. Слайд 1. Устный синтаксический счет Учитель: Как вы смогли заметить, простые предложения не такие уж простые, а сложные не такие сложные, если хорошо знать, что это такое. Зачем нужны сложные предложения? Почему невозможно пользоваться только простыми предложениями? Или объединять их все в сложные? Что представляет из себя сложное предложение? На какие виды можно его разделить? Как отличить один вид сложного предложения от другого? Обо всем этом вы узнаете на уроке и сможете ответить на заданные вопросы. Если выполните все упражнения и задания, вы будете чувствовать себя увереннее. Если вы сейчас были внимательны, то можете определить тему сегодняшнего урока. Как можем ее обозначить? Слайд 2. Основные виды сложных предложений Запись в тетрадях числа и темы урока. III. Новая тема. 1. А сейчас давайте проанализируем несколько предложений. Не ограничимся только выделением основы. А обратим внимание на то, как связаны между собой простые предложения в сложном. Существует ли между ними какая – либо связь? Или это просто механическое слияние простых предложений. А если существует, то посредством чего она выражается. Итак, приступим. Для анализа я взяла высказывания известных людей. Вот они. Слайд 3. Анализ предложений А) Все хорошие вещи дешевы, все плохое стоит очень дорого. ( Торо) — Как вы понимаете смысл изречения? — Определим границы предложений. — Какая между этими предложениями связь? — Посредством чего эта связь выражается? Б) Оправа, в которую вделан драгоценный камень, повышает его цену, но не ценность. (Бёрнс) — Как вы понимаете смысл изречения? — Определим границы предложений. — Какая между этими предложениями связь? — Посредством чего эта связь выражается? В) Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик (Гёте) — Как вы понимаете смысл изречения? — Определим границы предложений. — Какая между этими предложениями связь? — Посредством чего эта связь выражается? Г) Если бы не было вовсе недостатков у нас самих, мы не подмечали бы их с таким удовольствием у других ( Ларошфуко) — Как вы понимаете смысл изречения? — Определим границы предложений. — Какая между этими предложениями связь? — Посредством чего эта связь выражается? Д) Стрелы пронзают плоть, а злые слова – душу. (Грасиан) — Как вы понимаете смысл изречения? — Определим границы предложений. — Какая между этими предложениями связь? — Посредством чего эта связь выражается? — Что объединяет все эти высказывания? — Как связаны между собой простые предложения? — Является ли сложное предложение простым механическим соединением простых предложений? Или между ними существуют смысловые отношения? Какие? При помощи чего они выражаются? — Что выражается в сложных предложениях при помощи союзов и интонации? Вывод: Сложное предложение отличается от простого количеством грамматических основ. В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более. Но два простых предложения – это не то же, что сложное, состоящее из этих же простых. Между простыми предложениями в сложном возникает смысловая и интонационная связь. В сложном предложении информации больше, чем в двух простых 2. Чтение учебника (стр. 20, п.1, п.2) — Как соединяются простые предложения в сложное? — При помощи каких средств выражаются смысловые отношения в сложных предложениях?- Слайд 4. Средства передачи смысловых отношений в сложных предложениях. 3. – Как называются сложные предложения, в которых смысловые отношения выражены при помощи интонации? — Как называются сложные предложения, в которых смысловые отношения выражены при помощи союзов и союзных слов? Слайд5 . Сложные предложения: Союзные и бессоюзные — Познакомимся с высказыванием М.В. Ломоносова о союзах. — Кто такой Ломоносов? В В каких областях знания он оставил свой след? — Какую важную особенность союзов подмечает Ломоносов? 4. Чтение учебника (стр.20) Слайд 6. Союзные предложения. СПП и ССП — Как называются предложения, в которых простые связаны при помощи сочинительных союзов? — Как называются сложные предложения, в которых простые связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов? ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ слайд 7. IV. Закрепление. 1. Что мы узнали сегодня на уроке о сложном предложении? Слайд 11. 2. Как определить вид предложения? Слайд 12. Знакомство с алгоритмом работы 3. Упражнение 52 ( устно по цепочке) V. Индивидуальная работа по карточкам VI. Рефлексия. С чем познакомились сегодня на уроке? Что показалось сложным? С чем справились легко? Что было интересным? Над чем стоит подумать? VII. Домашнее задание. Слайд 18
Категория: Всероссийский конкурс «Современный урок» | Добавил: pava144
Просмотров: 5734
| Загрузок:
707
| Рейтинг:
0.0
/
0
Всего комментариев : 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: