урок Обобщающий урок по географии в 8-м классе на тему «Климат и климатические ресурсы России Цели урока:


Характеристика климата России презентация к уроку по географии (8 класс) на тему

Слайд 1

Общая характеристика климата России

Слайд 2

Климатообразующие факторы Факторы Географическая широта Подстилающая поверхность Циркуляция ВМ Солнечная радиация Рельеф Характер подстилающей поверхности ВМ, атмосферн . фронты, циклоны, ветры

Слайд 4

Солнечная радиация

Слайд 5

Солнечная радиация – это излучение Солнцем тепла и света. ккал/см 2 Суммарная радиация – это вся солнечная радиация, дошедшая до земли. Р сумм =Р прямая + Р рассеянная

Слайд 6

Вспомните! Чем меньше географическая широта , то есть чем ближе к экватору тем больше угол наклона солнечных лучей Тем больше солнечной суммарной радиации получает поверхность земли Продолжите: Чем больше географическая широта…

Слайд 7

Суммарная радиация Географическая широта Характер подстилающей поверхности Состояние атмосферы

Слайд 8

Радиационный баланс — Это разница между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и тепловое излучение. ОПРЕДЕЛЯЕТ: Распределение температур в почве и нижних слоях тропосферы, таяние снега, испарение и другие процессы. Радиационный баланс за год в России «+», зимой «-», летом «+»

Слайд 9

Воздушные массы — крупные массы тропосферы, отличающиеся своими свойствами ( температура, влажность, прозрачность). Арктические (АВМ) Умеренные (УВМ) Тропические (ТВМ)

Слайд 10

Основные и переходные климатические пояса . Климатический пояс – территория, на которой распространён определённый тип воздушных масс (ВМ). В основных климатических поясах в течение всего года действуют их собственные воздушные массы. В переходных климатических поясах полгода действуют ВМ одного соседнего климатического пояса, полгода другого.

Слайд 11

АВМ – формируются на Северным Ледовитым океаном холодные, сухие

Слайд 12

УВМ- формируется в умеренных широтах. суша Континен -тальные (кВУШ) Сухие, теплые летом. Холодные зимой океан Морские (мВУШ) влажные

Слайд 14

лето зима Экваториальный Тропический Субэкваториальный Умеренный Субэкваториальный Арктический Антарктический Субарктический Субантарктический ЭВМ ЭВМ ТВМ ТВМ ТВМ УВМ УВМ УВМ АВМ АВМ Перемещение воздушных масс НД ВД НД ВД ВД НД

Слайд 15

Основные и переходные климатические пояса. Климатический пояс ВМ Р t° С осадки сезонность Экваториальный Субэкваториальный Тропический Субтропический Умеренный Субарктический Субантарктический Арктический Антарктический ЭВМ ТВМ УВМ АВМ Н ↑↑ высокие много весь год 1 Н ↑↑ В ↓↓ В ↓↓ высокие з – прохл . мало весь год 1 по сезонам л – высокие з — низкие много, но неравномерно 4 низкие мало весь год 1 л – ЭВМ з — ТВМ высокие з — тёплая л — много з — мало 1 л – ТВМ з — УВМ л – жаркое з – прохл . л – мало з – неравномерно 2 л – сухой з – влажный л – УВМ з — АВМ низкие л – неравномерно з – мало 2 л – полгода день з – полгода ночь

Слайд 16

Проходя огромную территорию России ВМ изменяют свои свойства (трансформация ВМ) В умеренных широтах господствуют западные ветры. На Дальнем Востоке – муссоны.

Слайд 19

Типы климатов России и их характеристика Климати — ческий пояс Тип климата Территория Характеристика Арктический Арктических пустынь Острова СЛО и его сибирские побережья Холодные арктические ВМ, зимой – t до -50 ° С, летом – t до +4 ° С. Облачная погода, осадков до 300 мм/год, в основном в виде снега. Субарктический Субарктический Районы за северным полярным кругом, в Вост.Сибири до 60 широты. Летом влажные ВМ умеренных широт, зимой – арктические ВМ, t л- до +14 ° , з – до -40 ° С. Характерны циклоны, осадков до 600 мм/год, больше, чем испаряется. Умеренный Умеренно-континентальный Европейская часть России Большое влияние Атлантических ВМ и западного переноса, вторгаются Арктические ВМ, t л- до +22 ° , з — до -18 ° С. Осадков до 800 мм/год (убывают с З на В).

Слайд 20

Умеренный Континентальный Западная Сибирь Характерна меридиональная циркуляция ВМ, ослабевает циклоническая деятельность. Осадки от 300 мм до 600 мм/год. Континентальность климата возрастает с С на Ю. t летом до +25 ° , зимой до – 25 ° . Умеренный Резко-континентальный Восточная Сибирь, горы юга Сибири Весь год господствуют континентальный ВМ умеренных широт. Азиатский максимум давления. Осадки до 400 мм/год, t летом до +26 ° , зимой около – 40 ° . Умеренный Муссон-ный Дальний восток Теплое влажное лето (+16 ° ), морозная сухая зима (до -25 ° ), большое кол-во осадков (800 мм летом), влияет муссон. Тихоокеанский циклон — летом, зимой – Азиатский максимум.

Слайд 21

Может ли человек влиять на климат? Парниковый эффект – постепенное потепление климата на планете в результате накопления в атмосфере углекислого газа и других веществ, которые препятствуют излучению тепла от земной поверхности в космос. В Арктике происходят самые мощные изменения за последние 200 тысяч лет. Площадь арктических льдов сокращается. На снимках, полученных из космоса экспертами NASA, прекрасно видно, как менялась площадь льда в Северном Ледовитом океане в течение последних 30 лет.

Слайд 22

Таяние вечной мерзлоты, помимо подъёма уровня воды в Мировом океане, приведёт также к большому выбросу углерода в атмосферу. Бактерии, находящиеся в почве, после таяния льда начнут активно размножаться и вырабатывать метан, который является в 20 раз более опасным с точки зрения парникового эффекта, чем углекислый газ. По мнению учёных, больше всего от выброса газов в результате таяния льдов пострадают северные провинции Канады, Аляска и Россия.

так то ЕНТ / География / Поурочные планы по географии 8 класс

Урок 15. ТИПЫ КЛИМАТОВ РОССИИ. КЛИМАТ И ЧЕЛОВЕК

19.08.2014 6395 0

Задачи: закрепить и систематизировать ранее полученные знания; сформировать обобщенное представление о климатических поясах и типах климата на территории России; развивать умение составлять характеристики климатическим областям по картам и плану, определять погоду по синоптической карте; систематизиро­вать и расширять представления учащихся о влиянии климата на жизнь, здоровье, хозяйственную деятельность человека; сформиро­вать знания об агроклиматических ресурсах и неблагоприятных климатических явлениях.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Закономерности рас­пределения тепла и влаги на территории России».

Урок рекомендуется начать с закрепления и обобщения знаний и умений характеризовать и вычислять увлажнение для различных районов нашей страны. Можно использовать следующие вопросы и задания:

• Что такое увлажнение?

• Какое увлажнение называется избыточным, достаточным, недостаточным, скудным?

• Что такое коэффициент увлажнения?

• Докажите, что увлажнение зависит от температуры воздуха и не зависит от среднегодового количества осадков.

• Объясните закономерности распределения испаряемости по территории России.

• Вычислите коэффициент увлажнения для Екатеринбурга и Петропавловска-Камчатского, пользуясь климатическими картами; объясните, почему эти города, расположенные примерно в одних широтах, имеют различное увлажнение и находятся в разных рас­тительных зонах.

На данном уроке проводить опрос учащихся необязательно, т. к. качество усвоения знаний и умений обнаружится при характе­ристике климатических поясов во время выполнения практической работы.

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Прежде чем характеризовать основные свойства типов климата России, рекомендуется записать план характеристики в тетрадь.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПОВ КЛИМАТА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

1. Физико-географическое положение климатической области.

2. Величина суммарной радиации.

3. Средние температуры июля, января, годовая амплитуда тем­ператур.

4. Среднегодовое количество осадков, испаряемость, коэффи­циент увлажнения.

5. Господствующие воздушные массы и типичные атмосфер­ные процессы.

6. Влияние климата на растительность и речную сеть.

Охарактеризовать климат конкретного населенного пункта

можно в виде обобщающей таблицы. В ней физико-географическое положение области заменяется на широту пункта, а также добавля­ется пункт «Влияние климата на жизнь человека».

ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

1. Самостоятельная работа учащихся по характе­ристике типов климата России с использованием карт и плана.

Пример выполнения работы:

Характеристика климата степей с недостаточным увлажнением (территория Волгоградской области).

1) Климатическая область располагается в южной части Рус­ской равнины.

2) Суммарная радиация — 110 — 120 ккал/см2.

3) Средняя температура июля + 24 °С, средняя температура ян­варя -8 °С, годовая амплитуда температур — 32 °.

4) Среднегодовое количество осадков — 400 мм, испаряемость — 1000, коэффициент увлажнения — 0,4.

5) Господствуют кУВМ и мТВМ.

6) Недостаточное увлажнение способствует развитию степной растительности. Речная сеть представлена крупными реками (Вол­га, Дон), питание которых снеговое, подземное и за счет притоков.
По завершении работы, предварительно обратив внимание школьников на разнообразие типов климата на территории России, учитель предлагает им ответить на вопрос и выполнить задание:
1) Чем объясняется исключительное разнообразие и особенно­сти климатических условий на территории нашей страны?

2) Назовите причины и факторы, выделив из них главные.

Ответы способствуют обобщению и систематизации знаний о

климатообразующих факторах на новом, более высоком уровне, стимулируют самостоятельность мышления учащихся.

2. Этот этап урока можно назвать «Климат и человек». Название отражает его основную цель проследить влияние челове­ка на климат и климата на человека. Изучение начинается с про­блемного вопроса: «Что происходит с климатом и погодой за по­следние десятилетия?» Выслушав школьников, учитель обсуждает проблему, обобщает и систематизирует полученные ответы.

За последние десятилетия участились экстремальные явления природы, которые прослеживаются почти одновременно во многих местах. Так, в 1972 году засуха поразила Восточную Европу, Индо­китай, Африку, Латинскую Америку. В конце 1983 года в северном полушарии повсеместно отмечались рекорды климатических осо­бенностей необычных осени и зимы: на территории России стояла очень теплая зима; в Западной Европе, США — сильнейшие и очень устойчивые холода для начала зимы; в Индокитае вместо солнеч­ной теплой погоды лили дожди, было холодно; в Мексике отмеча­лись рекордные холода — температура воздуха опускалась до — 8 °С.

Проявление экстремальных погодных явлений сразу во многих местах может быть вызвано только глобальными, общими для всех районов Земли причинами. Установлено, что если циркуляция ат­мосферы Земли приобретает необычные черты, то, как правило, сразу во многих местах планеты. Об изменениях характера цирку­ляции атмосферы за последние десятилетия свидетельствуют такие факты: рост давления воздуха в полярных широтах, увеличение числа дней с восточной формой циркуляции, уменьшение числа циклонов и антициклонов над Северной Америкой и в то же время увеличение мощности и продолжительности жизни этих бариче­ских образований. Но почему общая циркуляция атмосферы меня­ется именно сейчас? Можно назвать несколько причин, которые, по мнению ученых, вызывают столь необычную циркуляцию атмо­сферы в последние десятилетия и изменения, происходящие с кли­матом Земли.

В первую очередь это антропогенные изменения свойств под­стилающей поверхности и газового состава атмосферы. Они дос­тигли в настоящее время таких размеров, что начали сказываться на общей циркуляции атмосферы и климата. Имеется в виду влия­ние городов (в крупных городах температура воздуха выше в сред­нем за год на 1,5 °С, на 15 % больше атмосферных осадков, сильно изменен газовый состав и увеличена загрязненность воздуха), во­дохранилищ (увеличивается скорость ветра, понижается темпера­тура и повышается влажность воздуха), осушения болот, орошения (температура воздуха и почвы понижается, а относительная влаж­ность повышается), замены лесов пашнями, лугами и т. д. Вторая возможная причина — частые и мощные извержения вулканов, со­провождающиеся выбросом большого количества вулканического пепла. В результате образующейся пылевой завесы до 2-3 % уменьшается приток солнечной радиации к Земле.

Интересно обсудить с учащимися вопрос: «Уменьшается или увеличивается зависимость человека от климата в современных условиях?».

Учитель. На первый взгляд — вроде бы уменьшается, а на са­мом деле увеличивается, так как сложная современная техника очень чувствительна к погоде и нарушение её работы вызывает большие трудности. В то же время человек и сейчас слабо защищён от опасных явлений — ураганов, бурь, катастрофических ливней, снегопадов, заморозков, засух и т. п. Ущерб этих явлений весьма велик. Нередки и человеческие жертвы. Поэтому опасные явления тщательно изучаются учеными, разрабатываются возможности прогноза с целью предотвращения нежелательных последствий.

В таких местах, где климат может оказывать и благоприятное, оздоравливающее воздействие на человека, организуют климатиче­ские курорты, санатории, здравницы.

3. При обсуждении вопроса о влиянии климата на жизнь, здо­ровье и хозяйственную деятельность человека следует подчерк­нуть, что практически все отрасли нашего хозяйства учитывают его особенности.

Учитель. Все виды современного транспорта в очень большой степени зависят от климатических условий. Штормы, ураганы и туманы, дрейфующие льды затрудняют судоходство. Грозы и ту­маны затрудняют, а иногда и становятся непреодолимым препятст­вием для авиации. Для бесперебойного движения железнодорож­ных поездов зимой приходится бороться со снежными заносами. Для этого вдоль всех железных дорог страны посажены лесополо­сы. Движению автотранспорта мешают туманы и гололед на доро­гах. Они особенно опасны на горных трассах.

Климатические условия приходится учитывать при строитель­стве домов и технических сооружений. Так, во всех районах Сиби­ри, где господствуют морозы, применяется тройное остекление окон. От климатических условий зависят продолжительность ото­пительного сезона и способы отопления жилищ, общественных и промышленных зданий.

Особенно важно учитывать климатические особенности терри­тории при организации сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные культуры могут давать высокие устойчивые урожаи только в том случае, если они размещены в соответствии с климатическими условиями территории. Так, для выращивания озимой пшеницы нужен снеговой покров, устойчивый в течение зимы и имеющий мощность не менее 20-30 см. А в районах, где много тепла и много дождей, можно выращивать такие ценные субтропические культуры, как лимоны, мандарины, чай.

На данном этапе урока учитель формирует понятие «агрокли­матические ресурсы», учит приемам чтения и анализа карты агро­климатических ресурсов.

Учитель. Агроклиматические ресурсы — это ресурсы климата, влияющие на процессы сельскохозяйственного производства. По­казателями агроклиматических ресурсов являются:

• продолжительность периода со среднесуточной температу­рой выше +10 °С;

• сумма температур за этот период;

• коэффициент увлажнения;

• мощность и продолжительность снежного покрова.

Задания для работы с картой агроклиматических ресурсов:

1) Какие территории России достаточно обеспечены влагой?

2) Какие территории получают большие запасы солнечного те­пла?

3) Где в России создаются наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства?

4) Назовите сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в вашей области, и обоснуйте целесообразность возделывания дан­ных культур, используя показатели агроклиматической карты.

4. Вызывают интерес у учащихся сведения о неблагоприятных климатических явлениях. Ключевые слова необходимо записать в тетрадь.

Учитель. К неблагоприятным климатическим явлениям отно­сятся засухи, суховеи, заморозки, сильные ливни, сильные морозы, ураганы, пыльные бури. Причиной их являются отсутствие или обилие атмосферных осадков, резкие перепады давления, быстрые смены температур или собственно климатические условия.

Засуха — длительная сухая погода при повышенной температу­ре воздуха с отсутствием атмосферных осадков. Проявляется вследствие длительного господства антициклональной погоды.

«О засухах на Русской равнине известно очень давно. В 1374 году «были сильный зной и жара, а дождя сверху не было ни единой ка­пли за все лето, и был сильный мор на людей по всей земле рус­ской…». В 1423 году в Нижнем Новгороде о. Известно, что засуха часто «посещала» Поволжье, почти каждые 2-3 года.

Катастрофическими были засухи 1891 и 1921 годов. Земля камене­ла, трескалась от зноя, хлеба горели на корню. Засушлив был и 1929 год, когда в Самаре выпало всего 128 мм осадков, а в Астра­хани — 67 мм».

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. — с. 65-66.)

Суховей — иссушающий ветер со скоростью от 5 до 20 м/с, вы­сокой температурой (20-25 °С) и низкой относительной влажно­стью (менее 30 %). Исходит от периферии антициклона.

Пыльная буря — сильный ветер типа суховея, выдувающий и переносящий на большие расстояния огромные массы мелкозерни­стых частиц почвы, а в пустынях песка.

Ураган — ветер разрушительной силы и продолжительности со скоростью более 30 м/с. Причина — большая разность атмосферно­го давления на близком расстоянии, что чаще всего связано с ци­клонами.

Рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией карт атласа «Повторяемость засух на европейской территории России» и «Среднее многолетнее число дней с суховеями на европейской тер­ритории России» (с. 31). Можно использовать видеофрагменты, иллюстративный материал. Об опасных климатических явлениях, в том числе своей местности, учащиеся делают заранее подготовлен­ные сообщения.

5. В завершение урока учитель организует работу с синоптиче­ской картой и учит определять погоду по ней. Нельзя обойти во­прос о значении гидрометеорологических служб России в органи­зации работы транспорта, сельскохозяйственных работ и т. д.

Учитель: Сложные явления, происходящие в тропосфере, от­ражаются на специальных картах — синоптических, которые пока­зывают состояние погоды на определенный час. Первые синопти­ческие карты появились в 1860 году. Их составителем был первый синоптик Роберт Фицрой, английский гидрограф и метеоролог. Он составлял карты погоды и давал прогнозы бурь, которые очень це­нили моряки, но эти прогнозы не всегда были точными. В настоя­щее время прогнозы погоды составляют синоптики, работающие в прогностических организациях — Гидрометцентре России, местных гидрометцентрах, бюро погоды, гидрометеорологических бюро, авиационных метеоцентрах и на станциях. В нашей стране насчи­тывается несколько сотен таких организаций, и каждая из них в течение суток выдает десятки прогнозов. При общем подсчете ока­зывается, что из 100 прогнозов лишь 12 не оправдываются. Ведь специалисты получают многочисленную информацию с помощью искусственных спутников. Эта информация обрабатывается на ЭВМ и используется для построения синоптических карт. На кос­мических снимках можно увидеть расположение циклонов, атмо­сферных фронтов, зарождение ураганов и т. д.

Предсказание погоды златых гор достойно…

Если мы научимся точно предсказывать погоду,

Нам нечего будет просить у бога.

(Ломоносов М. В.)

Работа современного воздушного, наземного и морского транс­порта без прогнозов погоды была бы если не парализована, то вы­полнялась бы вслепую. Не будь специализированных прогнозов для сельского хозяйства, страна теряла бы значительную часть урожаев. Кроме того, синоптики выдают предупреждения об опас­ных и особо опасных явлениях погоды. Такая информация помога­ет предотвратить аварии, уберечь человеческие жизни, уменьшить последствия стихии. Стоимость сбережённых за счет прогнозов погоды материальных средств в несколько раз больше затрат на содержание самой службы прогнозов.

Практическая работа № 7. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды. Задания практической работы приведены на с. 13-14 рабочей тетради. Также можно использовать следующие задания:

1) Назовите области, где находятся антициклоны; определите атмосферное давление в центрах антициклонов. Какими признака­ми характеризуется состояние погоды в антициклональных облас­тях? Назовите причины, объясняющие состояние погоды.

2) Назовите области, где находятся циклоны; определите вели­чину атмосферного давления и опишите состояние погоды в ци­клоне: температуру, облачность, осадки, силу и направление ветра. Чем объяснить состояние погоды в циклоне?

3) Сравните погоду в двух населенных пунктах; объясните причины различий.

4) Какие воздушные массы разделяют тёплый фронт? Какую погоду он приносит в области продвижения?

IV.Закрепление материала.

На закрепление материала остается очень мало времени, по­этому рекомендуется использовать его для повторения особо труд­ных вопросов темы и ключевых слов. Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что нужно знать и уметь по заверше­нии темы «Климат и агроклиматические ресурсы».

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 11, выполнить задание 6 на с. 72 пись­менно, задания на контурной карте (с. 42-43 рабочей тетради), под­готовиться к контролю знаний по всей теме.

Характеристика умеренного климатического пояса

Большая часть российской территории располагается в зоне умеренного климата. Здесь хорошо выражена сезонность: лето теплое, зима достаточно морозная со снежным покровом. Происходит это из-за сильного различия в количестве солнечного тепла, поступающего на поверхность в течение года. Так как территория страны достаточно обширна, то климат, даже внутри одного климатического пояса, может сильно меняться как с севера на юг, так и с запада на восток.

В связи с этим в пределах умеренного пояса выделяют 5 климатических областей:

  • область умеренно-континентального климата на Восточно-Европейской равнине,
  • континентального на большей части Западной Сибири и юго-востока Восточно-Европейской равнины;
  • резко-континентального в Восточной Сибири;
  • муссонного на восточной окраине России;
  • морского на полуострове Камчатка и островах Тихого океана.

Умеренно-континентальный климат характеризуется менее суровыми зимами благодаря поступлению атлантического воздуха. Лето теплое, с температурой июля от +12⁰С до +24⁰С. Температуры января варьируются от -8⁰С до -16⁰С. Зимняя погода непостоянна: резкие похолодания при яркой солнечной погоде сменяются мягкими облачными днями. В связи с частой сменой различных воздушных масс в области умеренно-континентального климата выпадает много осадков — в среднем около 800 мм.

Западная и Восточная Сибирь

На территории Западной Сибири располагается область континентального климата. Благодаря общему наклону территории к северу на ней господствует холодный арктический воздух, приносимый резкими северными ветрами. Кроме того, массив Уральских гор не позволяет проникать тёплому и влажному атлантическому воздуху. Таким образом формируются условия для долгой суровой зимы и короткого летнего периода. Средние июльские температуры варьируются от +12⁰С до +20⁰С, температуры января от -28⁰С до -18⁰С. Осадков выпадает меньше, чем в европейской части России: около 400 мм в год.

Для Восточной Сибири характерно формирование резко континентального климата. Из-за небольшого количества осадков (не более 400 мм в год) и господства воздуха умеренных широт наблюдается значительная разница между летними и зимними температурами. Зимние показатели крайне низки: от -24⁰С до -40⁰С в январе. Средние температуры июля от +16⁰С до +20⁰С.

Дальний Восток

Гористая территория Дальнего Востока подходит для формирования муссонного климата. Летом с Тихого океана приходит влажный морской воздух, из-за чего большая часть ливней приходится именно на этот период. Средняя температура июля составляет +16⁰С. Количество осадков в среднем составляет 700 мм в год. Зимой же здесь господствует континентальный воздух умеренных широт, из-за чего зимой почти не бывает больший снежных осадков, а температуры почти сибирские: среднеянварская температура составляет -20⁰С.

Морской же климат в целом отличается от мусонного более обильным выпадением осадков: 600−800 мм в год, иногда более 1000 мм. Средние температуры июля варьируются от +17⁰С до +24⁰С, среднеянварские около -8⁰С.

Общая характеристика климата России

Россия по географическому положению — одна из самых северных стран в мире. Располагаясь на крупнейшем континенте — Евразии, она занимает почти треть территории материка. Ее границы простираются от восточной части Европы до северных просторов Азии, а климат невероятно разнообразен по своим характеристикам.

В зависимости от географического положения, значительно меняются такие климатические характеристики, как температура, влажность, количество солнечной радиации, давление, осадки и многое другое. Наиболее существенные изменения можно наблюдать при передвижении в направлении с севера на юг и с востока на запад.

Основными характеристиками всё же выделяются количество попавшей на поверхность земли радиации, от которой напрямую зависит температура воздуха, и особенности передвижения больших масс воздуха. На основании многолетних наблюдений за этими факторами ученые выделили климатические пояса и климатические области. Между собой они отличаются значением суммарной солнечной радиации, суммой температур за год, соотношением тепла и влаги.

В районах арктического пояса зима никогда не заканчивается. Во время полярной ночи преобладают сильноморозные погоды, а летом солнечное тепло прогревает верхние слои снега и ледников. Однако поступающий с океанов холодный воздух не дает достаточно хорошо прогреться атмосфере, поэтому общий температурный фон остается весьма низким.

За полярным кругом расположен субарктический пояс. В основном он затрагивает Восточно-Европейскую равнину и Западную Сибирь. На этих территориях наблюдается короткое лето. С конца июня до середины августа средняя температура составляет +10⁰С, наблюдается таяние снега до уровня вечной мерзлоты. Зима же не менее суровая, чем в арктических районах. На нижний уровень зимних температур сильное воздействие оказывает близость морей и океанов.

Короче всего длительность холодного периода в субтропиках. В России субтропическая область захватывает лишь побережье Черного моря. Здесь в течение всего года господствуют положительные температуры, а зимой очень редко температура опускается ниже нуля. Снег выпадает, не образуя постоянного снежного покрова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: