Технологическая карта урока географии по теме «Землетрясение»

  • Доклады и сообщения
  • География
  • Землетрясение

Землетрясение – движения, происходящие в внутри нашей планеты. Эти движения связаны либо деятельностью вулканов, либо из – за движения литосферных плит. Сам центр находится очень глубоко в земле. Эта глубина может достигать сотен км. Если цент находится очень глубоко мы практически не ощутим колебания, но когда на глубине всего 30 -45 км – это будите землетрясения необыкновенной разрушительной силы. Эпицентр – это то место, которое располагается ближе всего к поверхности планеты. Именно здесь и будет наибольшие проявления землетрясения. Ученые, которые занимаются изучением движения земной коры называются сейсмологами , а сама отрасль науки – сейсмология.

Землетрясения делятся на несколько видов:

Тектонические

Это особенно интенсивные и пространные землетрясения, они охватывают большие площади земной поверхности. При таком землетрясении совершается сдвиг в толщах земной коры. Человек практически не ощущает этих колыхании. Но порой по определенным причинам происходит прорыв пластов коры. Тогда и произойдет землетрясение.

Вулканические

Эти землетрясения происходят возле вулканов, когда они извергаются. Очень хорошо они чувствуются на ближе лежащей территории.

Обвальные

Это землетрясения происходят из – за растворения горных пород подземными водами. Такие породы как соли, известняки размываются водой это приводит к пустотам, почва не выдерживает и происходит обрушение. При этом расходятся волны от падения поверхности земли. Эти колебания очень незначительные и они почти не ощутимы.

По мощи разрушения различается несколько классификации . Все они распределяются по баллам. Одну из шкал ввел немецкий сейсмолог Рихтер.

В ней имеется 10 баллов.

1) 1 балл чувствуется лишь специальными приборами, человек на себе не может ощутить. 2) 2 балла более предшествующего в 10 раз интенсивнее, но и ее тоже не чувствуется 3) 3 балла в 10 раз интенсивнее 2-х балльного. Его можно почувствовать, но больших повреждений оно не дает 4) 5 баллов – мощные толчки, от них появляются разрушения в зданиях. 5) 6 баллов – мощнее в 10 раз 5-балльного, могут причинить незначительные повреждения 6) 8,5 и больше – наиболее опасные землетрясения, разгромы с большими человеческими жертвами.

Наиболее часто землетрясения случаются в местах, где есть юные горы. На равнинах землетрясений почти не бывает. Землетрясения очень опасны, тем, что они могут принести серьезные разгромы, в следствии чего могут гибнуть люди. Также происходит разрушения дорог, зданий.

При землетрясении необходимо придерживаться определенных правил:

1. Не суетится и не паниковать 2. Необходимо покинуть здание, в котором вы находитесь 3. В многоэтажном доме укрыться можно в проеме дверей 4. Не пользоваться лифтом 5. Выходит из дома только между толчками

Реферат на тему «Землетрясения, их причины и параметры»

Реферат на тему «Землетрясения, их причины и параметры»

Содержание:

Введение

  1. Типы землетрясений
  2. Измерение силы землетрясений
  3. Экологические последствия землетрясений
  4. Явления, сопутствующие землетрясению
  5. География землетрясений
  6. Прогноз землетрясений и его виды
  7. Предвестники землетрясений

Заключение

Список, использованных источников

Землетрясение — это подземные толчки и колебания земной поверхности, которые возникают в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии. Подобные подземные толчки и колебания земной поверхности передаются на большие расстояния в виде колебаний. Интенсивность землетрясений оценивается в сейсмических баллах. Классическая энергетическая классификация землетрясений по магнитудам (шкала Рихтера).

Ежегодно на всей планете Земля происходит около одного миллиона землетрясений. Большинство из них так незначительны, что они остаются незамеченными. Действительно сильные землетрясения, которые способны нанести сильные разрушения, происходят на Земле примерно раз в две недели. К счастью, большая их часть приходится на дно океанов, и поэтому не сопровождается катастрофическими последствиями.

Список катастрофических землетрясений, которые произошли в 20-21 веках (см. Таблица 1):

Таблица 1. Список катастрофических землетрясений.

ГодМестоКоличество жертв
1923г.Япония-эпицентр около Токио.Погибли около 150 000 человек.
1948г.Туркмения, разрушен Ашхабад.Около 100000 погибших людей.
1970г.Перу, город Юнгай. Оползень, вызванный землетрясением.Унес жизни 66000 людей.
1976г.Китай, разрушен город Тян-Шань.250000 погибших людей.
1988г.Армения, разрушен город Спитак.25000 человек погибли.
1990г.Иран, провинция Гилян.40000 погибших.
1995г.Остров Сахалин.2000 человек погибли.
1999г.Турция, города Стамбул и Измир.17000 погибших.

Таблица 1. Список катастрофических землетрясений (Продолжение).

1999г.Тайвань.2500 человек погибли.
2001г.Индия, штат Гуджарат.20000 погибших.
2003г.Иран, разрушен город Бам.Почти 30000 человек погибли.
2004г.Остров Суматра — землетрясение и цунами, которое вызвало землетрясение.228000 человек.
2005г.Пакистан, район Кашмир.76000 человек погибших.
2006г.Остров Ява.5700 человек погибших.
2008г.Китай, провинция Сычуань.Погибших 87000 человек.
2010г.Гаити.Количество погибших — 220000 человек.
2011г.Япония — землетрясение и цунами.28000 человек погибли, взрывы на атомной станции Фукусима привели к экологической катастрофе.
2015г.Непал.Погибли около 1000 людей, нанесен урон историческим памятникам.

Несмотря на многочисленные временные исследования землетрясений, никто не сможет заявить, что их причины изучены досконально и не нуждаются в дальнейшем исследовании. По характеру процессов в очагах землетрясений выделяют некоторые типы землетрясений.

Основные типы землетрясений: тектонические, вулканические и техногенные (см. Таблица 2).

Таблица 2. Основные типы землетрясений.

Ученые, которые изучают землетрясения, занимаются регистрацией их во всем мире. Ученые фиксируют колебания, при помощи сейсмографов (это приборы, записывающих сейсмические колебания). Они состоят из маятника, подвешенного внутри корпуса на пружине, и записывающего устройства). Показания сейсмографов, установленных в отдаленных местах, передаются на центральную сейсмостанцию. На данный момент, сейсмографы – современные электронные приборы. Подобные приборы записывают колебания в цифровой форме. Затем записанные данные преобразуются в графическую запись сейсмической волны, называемую сейсмограммой. Простые, не электронные сейсмографы имеют перо или другое пишущее устройство, присоединенное к тяжелому грузу. Груз с пером висит на опорной раме. На этой же раме, закрепленной в грунте, смонтирован вращающийся цилиндр. При колебании почвы рама с цилиндром тоже колеблются, а груз и перо остаются неподвижными. Поэтому перо пишет на цилиндре волнистую кривую – сейсмограмму. Чтобы понять, как действует простой сейсмограф, привяжите к концу бечевки длиной в 1м небольшой, но увесистый груз, например бутылочку, наполненную жидкостью. Возьмите бечевку за другой конец и приподнимите груз над полом. Если вы будете водить рукой взад-вперед очень быстро, груз останется практически неподвижным. При землетрясении груз и перо сейсмографа ведут себя точно так же.

Через пару минут, как только произошло землетрясение, сейсмостанции регистрируют прохождение сейсмических волн. Такие волны с первого момента землетрясения начинают устремляться во все стороны от его очага. Они проходят и сквозь землю, и по всей окружности. Волны разного типа движутся с разными скоростями. Поэтому, сопоставив моменты прихода волн каждого типа, можно рассчитать, как далеко находится эпицентр землетрясения, если нет информации непосредственно с места событий. Потому как землетрясение способно произойти в безлюдном месте или повредить линии связи. Чтобы обнаружить эпицентр землетрясения, необходима информация сразу нескольких сейсмостанции, находящихся в разных уголках Земли. Чтобы узнать местоположение эпицентра, необходимы знания, по крайней мере, с трех станций. Вокруг каждой из них чертят окружность с радиусом, равным расстоянию от нее до эпицентра. Точка пересечения окружностей укажет эпицентр.

Для того чтобы определить силу землетрясения, используют несколько шкал.

Самая известная – шкала Рихтера, созданная в 1935 году. Для этой шкалы используется прибор, который называется сейсмограф. Сейсмограф измеряет величину волн, возникающих при землетрясении. Величина, или сила землетрясения обычно составляет от 1 до 8 баллов по шкале Рихтера (хотя при некоторых гигантских землетрясениях регистрировались волны, выходящие за верхний предел шкалы). Ударные волны землетрясения величиной 1 балл можно обнаружить только с помощью специальных приборов; землетрясения же силой 8 баллов вызывают крупномасштабные разрушения. Увеличение баллов на единицу означает увеличение силы землетрясения в 10 раз. Например, землетрясение силой 5 баллов по шкале Рихтера в десять раз сильнее, чем землетрясение в 4 балла. Для измерения землетрясений в последнее время придуманы новые методы, в том числе метод, позволяющий измерять то, что называют интенсивностью момента землетрясения. По шкале, созданной согласно этому методу, исследуется размер разлома, где произошло землетрясение, и измеряется, сколько земной коры сместилось. Сила землетрясения измеряется также по шкале Меркалли. В этой шкале принимается во внимание эффект, который землетрясение оказывает на людей и на строения. По этой шкале землетрясение может достигать 12 уровней интенсивности. Землетрясение 12 уровня вызывает широкомасштабные разрушения.

В России принято оценивать интенсивность колебаний в баллах МSК (12-балльной шкалы Медведева – Шпонхойера – Карника), в Японии – в баллах ЯМА (9-балльной шкалы Японского метеорологического агентства).

Интенсивность в баллах, выражающихся целыми числами, определяется при обследовании района, в котором произошло землетрясение, или опросе жителей об их ощущениях при отсутствии разрушений, или же расчетами по эмпирически полученным и принятым для данного района формулам. Магнитуда определяется по сейсмограммам даже на больших расстояниях от эпицентра.

В широком смысле экологические последствия следует подразделять на социальные, природные и природно-антропогенные. В каждой из групп могут быть выделены прямые и косвенные последствия.

В настоящее время нам известны прямые проявления землетрясений на земной поверхности. Значит, их прямые воздействия на элементы социального организма, между тем как сопровождающие косвенные явления на уровне микро и даже макроаномалий процессов в литосфере и вне литосферы начали изучать совсем недавно.

Число жертв землетрясений на земном шаре, хотя и неравномерно распределяется по годам, в целом неуклонно, по указанным выше причинам, растёт. За последние 500 лет от землетрясений на Земле погибло 4,5 миллиона человек. Получается, что ежегодно землетрясения уносят в среднем 9 тысяч человеческих жизней. А в период 1947-1976 года, средние потери составляли 28 тысяч человек в год. С точки зрения экологических, как и социальных последствий, не менее важен и тот факт, что число раненых обычно во много раз превышает число погибших, а число оставшихся бездомными превышает количество прямых жертв на порядок и более. Так, в зонах полного разрушения зданий количество жертв может составлять 1-20%, а раненых –30-80%

Воздействие сейсмических явлений на население, включает как прямой социальный ущерб (гибель людей, их травматизм физический или психический, потеря крова в условиях нарушения систем жизнедеятельности и тому подобное.). Так и косвенный социальный ущерб, тяжесть которого обусловлена резким, изменением морально-психологической обстановки, спешным перемещением больших масс людей, нарушением социальных связей и социального статуса, сокращением трудоспособности и падением плодотворности труда оставшихся в живых, частью отвлечённых от привычной индивидуальной и общественной деятельности. Мощное землетрясение, особенно в больших городах и в густонаселённых районах, ведёт к дезорганизации жизнедеятельности на некоторый период.

В рамках экологических проблем среди нередко провоцируемых сильными землетрясениями, то есть вторичных, последствий следует отметить (на фоне повреждения и гибели ландшафтных и культурных памятников и нарушения среды обитания как таковой) такие, как:

-возникновение эпидемий и эпизоотий,

-рост заболеваний,

-нарушение воспроизводства населения,

-сокращение пищевой базы (гибель запасов, потеря скота, вывод из строя или ухудшение качества сельскохозяйственных угодий),

-неблагоприятные изменения ландшафтных условий (например, оголение горных склонов, заваливание долин, гидрологические и гидрогеологические изменения),

-ухудшение качества атмосферного воздуха из-за туч поднятой пыли и появления аэрозольных частиц в результате возникающих при землетрясении пожаров,

-снижение качества воды, а также качества и ёмкости рекреационно-оздоровительных ресурсов.

Природно-техногенные последствия землетрясений сказываются на природной среде охваченного землетрясением района в результате нарушения (разрушения) искусственно созданных объектов: Пожары на объектах антропогенной среды; прорыв водохранилищ с образованием водяного вала ниже плотин; разрывы нефтепроводов, газопроводов, разлитие нефтепродуктов, утечка газа и воды; выбросы вредных химических и радиоактивных веществ в окружающую среду, вследствие повреждения производственных объектов, коммуникаций, хранилищ; нарушение надёжности и безопасного функционирования военно-промышленных и военно-оборонительных систем, спровоцированные взрывы боеприпасов.

Приведённый выше список не полон. Особенно в отношении отдалённых последствий, часть которых нам ещё неизвестна.

Бывает, что подземные толчки сопровождаются хорошо различимым низким гулом. При этом частота сейсмических колебаний лежит в диапазоне, воспринимаемом человеческим ухом. А иногда такие звуки слышатся и при отсутствии толчков. В некоторых районах они представляют собой довольно обычное явление, хотя ощутимые землетрясения происходят очень редко. Существуют также многочисленные сообщения о возникновении свечения во время сильных землетрясений. Общепринятого объяснения подобному пока нет. При многих сильных землетрясениях помимо основных толчков регистрируются форшоки (предшествующие землетрясения) и многочисленные афтершоки (землетрясения, происходящие за основным толчком). Афтершоки обычно слабее, чем основной толчок, и могут повторяться в течение недель и даже лет, становясь все реже и реже.

Большинство землетрясений сосредоточено в двух протяженных, узких зонах (см. Таблица 3). Одна из них обрамляет Тихий океан, а вторая тянется от Азорских островов на восток до Юго-Восточной Азии.

Таблица 3. Сейсмические зоны землетрясений.

Выделяется также зона меньшего размера в центральной части Атлантического океана, следующая вдоль Срединно-Атлантического хребта.

Среди районов, где землетрясения происходят довольно часто, выделяют: Восточную Африку, Индийский океан и в Северной Америке долину р. Св. Лаврентия и северо-восток США.

По сравнению с мелкофокусными глубокофокусные землетрясения имеют более ограниченное распространение. Они не были зарегистрированы в пределах Тихоокеанской зоны от южной Мексики до Алеутских островов, а в Средиземноморской зоне – к западу от Карпат. Глубокофокусные землетрясения характерны для западной окраины Тихого океана, Юго-Восточной Азии и западного побережья Южной Америки. Зона с глубокофокусными очагами обычно располагается вдоль зоны мелкофокусных землетрясений со стороны материка.

Для начала нужно сказать, что прогноз землетрясений – это предсказание времени, места и силы будущего сильного сейсмического события.

Научной методики, по которой можно было бы предсказать землетрясения не существует. Опасность землетрясений в их внезапности. Выделяют следующие виды прогноза:

  1. Долгосрочный
  2. Среднесрочный
  3. Краткосрочный

Наименее дискуссионным, остается долгосрочный прогноз, плавно смыкающийся с задачами районирования. Он состоит из наблюдений за появлением зон сейсмического застоя, за изменениями напряженного состояния вещества литосферы, изменением ее сейсмической прозрачности, наблюдении за тем, как отдельные небольшие блоки в своем поведении постепенно отказываются от самостоятельности и объединяются в процессе подготовки одного большого удара. Фиксирование наблюдений за подобными процессами иногда дают сведения о подготовке землетрясения за пару месяцев или лет.

Среднесрочный прогноз дает возможность быть предупрежденными о сейсмическом событии за недели-месяцы. Он обладает практической конкретностью. Этот прогностический уровень предполагает сценарий развития процесса разрушения по данным текущих наблюдений за геофизическими полями, за изменениями наклонов земной поверхности, режимные наблюдения над дебитом и химическим составом водных источников и глубоких водяных, нефтяных и газовых скважин. Используются формализированные критерии оценки статистической значимости каждого из предвестников и их комплекса. На основе установленных главным образом эмпирических связей между параметрами предвестников и землетрясениями находится оценка места и магнитуды ожидаемого землетрясения.

Успехи по исследованиям среднесрочных предвестников слабы. Как и в долгосрочном прогнозе, ученые могут славиться конкретными результатами. Но это лишь, исключение в общем потоке событий.

Краткосрочный прогноз. Прогноз с заблаговременностью в пару часов или дней. Здесь сохраняют силу почти все методы, которые описаны выше. При этом, особое внимание уделяют активизации процесса изменения напряженно-деформированного состояния.

К надежности краткосрочного прогноза ввиду его большого социального значения должны предъявляться самые строгие требования. Особенно высока ответственность специалистов и должностных лиц при объявлении «сейсмической тревоги». Потому как лишнее промедление способно привести к гибели сотен тысяч людей.

Следя за изменением различных свойств Земли, сейсмологи надеются установить корреляцию между этими изменениями и возникновением землетрясений. Те характеристики Земли, значения которых регулярно изменяются перед землетрясениями, называют предвестниками, а сами отклонения от нормальных значений – аномалиями.

Ниже будут описаны основные предвестники землетрясений, изучаемые в настоящее время. (см. Таблица 4).

Таблица 4. Основные предвестники землетрясений.

Таблица 4. Основные предвестники землетрясений. (Продолжение)

Таблица 4. Основные предвестники землетрясений. (Продолжение)

Таблица 4. Основные предвестники землетрясений. (Продолжение)

Подводя итоги, скажем, что землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, которые возникают в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и верхней мантии и передающиеся на большие расстояния.

Сильные землетрясения носят катастрофический характер. Материальный ущерб одного разрушительного землетрясения может составлять сотни миллионов долларов. Количество слабых землетрясений гораздо больше, чем сильных. Так, из сотни тысяч землетрясений, ежегодно происходящих на нашей планете, только единицы катастрофических.

Территориальное распределение землетрясений неравномерно. Оно определяется перемещением и взаимодействием литосферных плит. Главный сейсмический пояс, в котором выделяется до 80% всей сейсмической энергии, расположен в Тихом океане в районе глубоководных желобов. Там происходит движение литосферных плит. Так же энергия выделяется в Евроазиатском складчатом поясе в местах столкновения Евроазиатской плиты с Индийской и Африканской плитами и в районах срединно-океанических хребтов в условиях растяжения литосферы.

  1. Бойко, С.В., Прокатень, Е.В. Общая геология: учеб. пособие / С.В. Бойко, Е.В. Прокатень [Текст], — Красноярск: Изд-во СФУ, 2014. – 328 с.
  2. Платов Н.А. Основы инженерной геологии [Текст], — М.: ИНФРА-М, 2009

Интернет-источники:

  1. Попов Ю.В. Лекционный курс «Общая геология» [Электронный ресурс], – https://popovgeo.professorjournal.ru.
  2. Землетрясения. Почему происходят землетрясения [Электронный ресурс], – https://vse-sekrety.ru/550-zemletryaseniya-pochemu-proishodyat-zemletryaseniya.html

15, всего, сегодня

Доклад на тему Землетрясение 5 класс

Землетрясение – стихийное бедствие, сопровождаемое большими колебаниями земли. Чтобы сдвинуть дороги, асфальты, поля и другую поверхность необходима мощнейшая сила, которая живет в глубинах нашей планеты.

Как образуется землетрясение

Земля – живая планета, в которой постоянно происходят определенные процессы. Под корой – одним из слоев почвы случаются процессы, в ходе которых может произойти землетрясение посредствам колебания коры. Чаще всего это активность незаметная для человека, и он ее не чувствует, но бывает и по-другому. Эпицентр – место, откуда начинаются все колебания земли и с него расходятся волны. Наука, изучаемая эти механизмы, называется сейсмология.

Разновидности

Землетрясения подразделяются на несколько типов.

Тектонические – самые масштабные, мощные. Волны от них расходятся на огромные территории, пласты коры сдвигаются.

Вулканические – те, что происходят недалеко от действующих вулканов. Относительно не разрушительны, локальны.

Обвальные – не сильные землетрясения, происходят из-за коррозийного воздействия воды на горные породы.

Все землетрясения классифицируются по баллам шкалы, придуманной немецким сейсмологом Рихтером. Их 10:

1 – почти неощутим.

2 – сильнее предыдущего, но также не ощутим.

3 – толчки чувствуются только слегка.

5 – сильные, могут проделать трещины и расколы в сооружениях.

6 – умеренные разрушения;

С 8,5 баллов землетрясения считаются опасными и разрушительными. Могут быть человеческие жертвы и необратимые последствия.

Чаще всего такие стихийные бедствия случаются в местах, где сходятся тектонические плиты – это территория Японии, Дальнего Востока, Курильские острова. А самые разрушительные наблюдаются В Южной Америке. Сейсмоопасными местами на Земле также считаются острова в Тихом океане, Кавказ, Крым.

5, 6, 7 класс география, по обж

Урок географии «Горы. Землетрясения. Извержения вулканов» (6 класс, коррекционная школа)

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ключевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Урок географии, 7 класс

Тема:

Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.

Разработал:

Золотарева И.Н. учитель биологии и географии,

высшая квалификационная категория

с. Ключи, 2014г

Тема урока: Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.

Оборудование: физическая карта России, набор смайликов, раздаточный материал, карточки-задания, проектор, тетради, учебники.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Закрепить знания о формах поверхности Земли: горах, дать представление о землетрясениях, вулканах, их строении, причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов.
  2. Сформировать у учащихся представление о опасностях и пользе вулканических извержений;
  3. Помочь учащимся понять, почему вулканы и землетрясения – это грозное явление природы.
  4. Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Коррекция и развитие процессов анализа и синтеза посредством установления взаимосвязи между поверхностью Земли и возможными катаклизмами, происходящими в ее недрах с опорой на фактический материал.
  2. Совершенствовать навыки монологической речи посредством проговаривания и объяснения различного рода заданий.
  3. Коррегировать слуховое и зрительное восприятие посредством работы с географической картой и схемами.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать умение работать в парах, в коллективе.
  2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе своей Родины, формировать представление о единстве природы планеты Земля.
  1. Организационный момент.

— Какое сегодня прекрасное утро. Я рада всех вас видеть. Сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть какие вы активные, внимательные, сообразительные. Надеюсь, вы такими и будете.

— Начинается урок точно вовремя и в срок. Все готовы отвечать и пятерки получать? Сели правильно, красиво. Чтоб на урок хватило силы. Работаем старательно, слушаем внимательно.

  1. Психоэмоциональный настрой на урок

    .

— Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? (смайлики)

Постарайтесь работать так, чтобы хорошее настроение не покидало вас до конца урока.

  1. Повторение пройденного материала.

— Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие по нашей планете Земля.

— Но перед тем как мы отправимся в путешествие, давайте соберем багаж знаний

, который может понадобиться нам в дороге.

— Давайте настроимся на поиск и творчество и начнем урок с географической минутки

: отвечаем все вместе дружно
« Да» « Нет»:

  1. География – наука о природе Земли? (да)
  2. Движение воздуха над поверхностью земли это осадки (ветер) – нет;
  3. Осадки – снег, дождь, град – да;
  4. Холмы – это обширные пространства ровной местности (равнины) – нет;
  5. Стороны горизонта – север, юг, запад, восток – да;
  1. А теперь повторим географические термины, а для этого мы проведем словарную работу

    :

У вас на партах лежат этикетки с терминами. Я буду называть определения, а вы, у кого на парте данная этикетка- ответ, должны показать всему классу.

Все эти понятия мы изучали на предыдущих уроках.

  1. Она бывает разной: теплой, холодной, пасмурной, ясной, влажной и сухой, ветреной и тихой (погода).
  2. Это опасное явление природы – гроза.
  3. Частички льда, выпадающие из облаков – град.
  4. Вся земная поверхность, которую человек видит вокруг себя на ровной открытой местности – горизонт.
  5. Стороны горизонта – показ руками, дети показывают с мест карточки.

Учитель:

Итак, багаж знаний собран. Можно отправляться в путь.

Физминутка. (

На уроке применяется электронная физминутка для глаз
)

  1. Целеполагание:

— Тема нашего урока: Горы. Землетрясения. Извержения вулканов.

— Ребята, каждый из вас должен поставить цель, над которой вы будете работать на уроке.

— Какую цель поставил Юра? (учащиеся называют цель для урока)

— Откройте тетради и запишите число и тему урока.

  1. Изучение нового материала.

А) Горы – это обширные возвышение над окружающей местностью.

Они, как и холмы имеют свои вершины, подошвы и склоны. Горы располагаются друг за другом и образуют горную цепь. Это
горные хребты.
Их протяженность может достигать несколько сотен километров. (слайд 1)

Горные хребты состоят из гор разных по высоте. Самые высокие из них могут достигать в высоту 7000 метров над уровнем моря. Между хребтами находятся понижения – это горные долины, где селятся люди.

(слайд 2)

По высоте горы разделяют на низкие горы – до 1000 м над уровнем моря, средние горы – от 1000 до 2000 метров над уровнем моря и высокие горы – выше 2000 метров над уровнем моря.

У низких гор вершины округлой формы, у высоких гор вершины часто заострены в виде пиков и покрыты снегом и льдом.

Высокие горы обычно окружают низкие горы и холмы, их называют предгорья.

(слайд 3)

На карте горы обозначают коричневым цветом.

Б) В горах часто происходят землетрясения и извержения вулканов.

Землетрясения и извержения вулканов – наиболее грозные явления природы.

(слайд 4)

Во время землетрясений в земле образуются трещины, целые участки поверхности суши могут уходить вглубь земли. Гибнет много людей, разрушаются города и селения. Ежегодно на нашей планете происходит несколько тысяч землетрясений. Рекордсменами по количеству землетрясений являются такие страны, как Япония и Чили. В каждой из этих стран ежегодно происходит более 1000 землетрясений. (слайды 5,6,7)

В) Сейчас я вам продемонстрирую один увлекательный опыт.

И вы сразу угадаете, о чем мы будем далее на уроке.

Беру небольшое количество дихромата аммония. Поджигаю (соблюдая все правила техники безопасности), когда идет процесс горения, такое ощущение, что происходит (что?) небольшое извержение вулкана. И как? Интересно? Страшно?

— Ребята, а вы раньше слышали слово вулкан

?

Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»?

(дети чаще отвечают «огнедышащая гора»)

— Конечно, вам, наверное, интересно узнать, а что же такое вулкан? Какое строение он имеет, как происходит извержение вулкана.

— Название слова «вулкан»

происходит от имени древнеримского бога огня
Вулкана.
(слайд 8)

По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице всегда было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывал двери в свое царство и оттуда вырывался огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами

. Древние народы считали, что
извержение вулкана – это великий гнев богов.
Вулканы – это «окна» внутрь Земли. (слайд 9)

Вулкан — гора, с углублением на вершине (кратер), через которое извергаются магма, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.

Вулканы встречаются на разных материках Земли. Среди них много не только действующих, но и уже потухших. Внутри вулкана бурлит раскаленное вещество – магма, которая в любой момент может излиться наружу.

Во время извержений вулканов горячие потоки расплавленных веществ (магма) устремляются вниз по склонам вулканов, сжигая все на своем пути.

Из отверстия вулкан (кратера)

вырываются клубы дыма, газа, пепла, вылетают раскаленные камни. Земля горит, вулканический пепел покрывает окрестности. (слайд 10)

Самым известным извержением в Европе остаѐтся извержение вулкана Везувий, в результате которого был уничтожен город Помпеи и еще 2 других города в течение 2 суток (Геркуланум, Стабия), погибло 2000 человек, сожжѐнные лавой. Это катастрофическое событие показал в своей картине Карл Брюллов « Последний день Помпеи» ( слайд картины)

На земле остаѐтся около 800 действующих вулканов, которые в любой момент могут прийти в ярость. Посмотрите на табличку, в которой показаны самые крупнейшие извержения в результате которых погибло очень много людей. (Крупнейшие извержения вулканов — слайды)

— Какой вывод сделаем, опасны ли вулканы? ( ответы детей)

— вулканы очень опасны, но они приносят нам и многие блага: в окрестностях вулканов находят ценные металлы (медь, серебро, золото) и драгоценные камни (сапфиры, алмазы), вулканический пепел это прекрасное удобрение, в районах с действующими вулканами образуется источники с минеральной водой.

Ученых, которые занимаются изучением вулканов называют вулканологами.

  1. Рефлексия.

— А теперь я предлагаю сыграть в игру, которая проверит, как вы запомнили материал. Откроем учебники на стр.33. На доске – карточки, на которых написаны понятия и их объяснения. Надо соотнести названия понятий с их толкованием.

Магма- раскаленное вещество внутри вулкана;

Кратер – отверстие вулкана, из которого вырываются клубы дыма, пепла, газа.

Горы – обширные возвышения над окружающей местностью.

Предгорья – это низкие горы и холмы.

Вулканологи – ученые, которые занимаются изучением вулканов.

А сейчас мы поработаем в парах, над закреплением изученного материала. (карточки).

Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора? ( У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус.)

  1. Итог урока.

— Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой вначале урока?

— Я хочу узнать, как изменилось ваше настроение в конце урока? (смайлики)

— На партах у вас деревца, а на доске 3 вулкана:

1. Вулкан новых знаний,

2. Вулкан хорошего настроения

3. Вулкан труда и терпения. Посадите эти деревца на один из этих вулканов.

1. Оценивание, выставление оценок за работу на уроке (дневники).

2. Домашнее задание (в дневники)

Популярные темы сообщений

  • Муравьи
    Муравьи – это самые развитые и сильные насекомые. А еще они самые старые, ведь появились около 100 миллионов лет назад и жили вместе с динозаврами. Но в отличие от них дожили до наших дней. Этих животных на планете 12 тысяч видов! Некоторые
  • Луг
    В пору летних каникул, многим хочется выехать за город, чтобы насладиться природой. Как же это радостно, когда можно бегать весь день по просторам лугов, лежать в траве, плести венок из луговых ромашек.
  • Плоды вишни
    Вишня – это распространенная плодовая культура, которая представляет собой крупный кустарник. Относится к семейству Розоцветные, к роду Слива, к подроду Вишня.

Доклад 3

Землетрясение, пожалуй, одно из самых страшных природных явлений на Земле. Перед ним бессильны люди, приборы, технологии. Единственное, что может сделать современная техника, предвидеть некоторые землетрясения и заранее эвакуировать людей.

К землетрясению приводит столкновение тектонических плит. Эпицентр землетрясения может быть глубоко под землей или же сравнительно на поверхности. Чем глубже под землей находится эпицентр, тем меньшие сотрясения коснутся твердой поверхности земли. Если эпицентр находится на расстоянии от двадцати до пятидесяти километров, то это уже чревато для населения. Землетрясение измеряют по двенадцатибальной шкале. Причем есть тонкая грань — землетрясения трех баллов чувствует только человек, а вот четырех баллов уже все остальные. При пяти баллах происходит движение лёгких предметов. Шесть-семь баллов вызывают разрушение зданий. Чем дальше, тем хуже. Десятибальные землетрясения превращают сооружения в развалины. Самое страшное — землетрясение двенадцати баллов, уничтожающее целые города.

Сейсмограф — прибор, который позволяет определить уровень землетрясения. Кстати, этот же прибор помогает предсказать приближающееся извержение вулкана.

Ученые выявили несколько признаков того, что землетрясение близко:

  • усиленный запах газа, который не является естественным для данной местности;
  • беспокойное поведение животных и птиц;
  • искрящиеся провода, которые не соприкасаются между собой;
  • самозагорание ламп в домах и офисах;

В нашей стране существуют сейсмически опасные места, например, Камчатка. В таких районах огромные меры предосторожности или экстренной эвакуации. Дома, построенные в таких местах, сооружены по специальным технологиям на случай землетрясения.

Землетрясение становится особо опасным, если его эпицентр находится в воде (океане), что приводит к возникновению ужасающего цунами.

5, 6, 7 класс. География, ОБЖ

Что такое землетрясение?

Землетрясением называют толчки в земной коре. Человеком они воспринимаются тем сильнее, чем мощнее колебание поверхности земли. Данное явление природы нередкое: оно отмечается каждый день в разных частях планеты. Подавляющее большинство крупных толчков фиксируется в Мировом океане. Если бы явление было характерно больше для суши, то количество человеческих жертв и разрушенных объектов выросло бы многократно.

Землетрясение можно назвать завершением процесса движения земных пород. Движение частей земной коры ограничено силой трения. Когда достигается максимум напряжения, породы резко сдвигаются с разрывом, сила трения переходит в энергию движения, в итоге земные колебания расходятся радиально. Точка разлома называется фокус, точка на поверхности земли над фокусом – эпицентр. Удаляясь от эпицентра, колебания постепенно ослабляются. Подземная волна может двигаться со скоростью до 8 км в секунду.

Схема

Длительность колебаний примерно одинакова, она занимает около 30 секунд, не зависит от причин разрыва, особенностей пораженной местности и прочих факторов. Но бывали случаи, когда толчки продолжались до 3 минут.

Признаками землетрясения могут быть не только показания сейсмических приборов, но и специфические изменения в окружающей обстановке. Основными предвестниками землетрясений являются:

  • беспокойное поведение домашних и диких животных (многие животные способны чувствовать приближение катастрофы, они стараются покинуть эпицентр и прилегающую к нему территорию, направляются в безопасное место);
  • возникновение в небе особых облаков, похожих на длинные полосы;

    Облака

  • изменение уровня воды в водных источниках;
  • проблемы в работе мобильных и электротехнических приборов.

Зонами землетрясений являются не все области земного шара. Колебания земной коры возможны только в областях, называемых сейсмическими поясами. Основных пояса два: Тихоокеанский и Средиземноморский. Также выделяют Арктический, Западно-Индийский, Восточно-Африканский пояса. На последние три приходится 5% всех фиксируемых на планете толчков.

В Тихоокеанском поясе, окольцовывающем берега Тихого океана, наблюдается около 80% землетрясений. Причем через каждые 100 – 150 лет происходят катастрофические сейсмические процессы. На долю Средиземноморского пояса приходится 15% толчков, катастрофы отмечаются через каждые 250 – 300 лет.

Поскольку местами возникновения землетрясений могут быть только сейсмически активные области – зоны тектонических разломов, то население, проживающее на равнинных территориях в пределах тектонической плиты, может быть спокойным за жизнь и имущество. На платформенных равнинах землетрясения – крайняя редкость, они случаются раз в 600 – 800 лет.

Австралия – единственный континент, который не находится в зоне литосферных стыков. На материке нет гористых областей и активных вулканов, следовательно, землетрясения невозможны. Также слабая сейсмическая активность характерна для Антарктиды и Гренландии. На этих участках суши лежит толстый ледяной слой, который не дает подземным колебаниям проявляться на поверхности.

В России есть и сейсмически безопасные, и опасные области. Опасными считаются следующие горные местности:

  • Алтай;
  • Кавказ (особенно северная часть);
  • Дальний Восток;
  • Гористые регионы Сибири (в основном восточная часть);
  • Сахалин;
  • Курильские и Командорские острова.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: