Конспект урока по ОРКСЭ (ОПК) «Культура и религия» 4 класс


Конспект урока «Культура и религия» по ОРКСЭ (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме «Культура и религия»

модуля «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ

Составила Юнасова Лилия Гельфинатовна, ГБОУ Школа № 1383

А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.

4 класс

Основы мировых религиозных культур

Тема урока: Культура и религия (2 урок).

Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

Воспитательные:

воспитание нравственности, толерантности, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание; воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».

Обучающие:

раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;

Развивающие:

через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную; развитие речи, пополнение активного словаря детей.

Планируемые результаты:

— Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о культуре и религии;
  • определение сущности материальной и духовной культуры;
  • формирование представлений о влиянии религии на культуру.

— Метапредметные результаты:

1) познавательные:

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

2) регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • определять степень новизны и важности учебного материала.

3) коммуникативные

  • готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.

— Личностные результаты:

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • воспитание уважения к истории и культуре всех народов.

Основные термины и понятия урока: религия, культура, духовная культура, материальная культура.

Информационно-образовательная среда:

— мультимедийный комплекс,

-презентация «Культура и религия»,

-учебное пособие А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой, А.А.Ярлыкапова « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разбираться в понятиях культуры и религии (слайд 1). Нам предстоит многое узнать и запомнить.

Итак, сегодня мы будем (слайд 2):

-находить нужную информацию (определение понятия «культура»),

-анализировать полученную информацию,

-обсуждать, обмениваться мнениями, доказывать свою точку зрения,

-вспоминать изученное на прошлых уроках и подводить итоги.

2. Актуализация знаний.

Слайд 3: кроссворд

Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем.

  1. Мы сейчас будем отгадывать … (кроссворд).
  2. Как называется участие людей в религиозных действиях? (ритуал)
  3. В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам. Позднее главными ритуалами стали … (молитвы).
  4. Как называются такие религии, чьи верующие принадлежат в основном к одному народу? (национальные).
  5. Что означает в переводе с латинского языка слово религия? (соединять).
  6. Как называется национальная религия индусов? (индуизм)
  7. Это слово произошло от латинского слова, которое означает «связывать», «соединять» (религия).
  8. Христианство, ислам, буддизм и иудаизм – эти 4 религии считаются …(какими) религиями России? (традиционные).

3. Подготовка к изучению нового материала.

— Какое слово получилось в результате отгадывания кроссворда? (КУЛЬТУРА) (слайд 4)

— Со словом КУЛЬТУРА связаны словосочетания «культура поведения», «культура общения», «культурное наследие» и т.п. Давайте поразмышляем над этими понятиями (высказывания учащихся).

— Задание по группам: продолжите фразу: «Человек, который …, является культурным человеком» (слайд 5) (работа в группах, защита своих ответов).

— Обобщим: культурный человек не просто много знает и умеет себя вести, он владеет культурным наследием не только своего народа, но и мировым культурным наследием. Общество, которое не знает, своей культуры, не имеет будущего. Почему так говорят?

4. Изучение нового материала.

Так что же такое культура?

— Однозначного определения понятия культуры нет. Сначала попробуем сами разобраться.

— Попробуем сравнить культуру с нашей землей. Если за землей ухаживать, ее возделывать, поливать, удобрять, что произойдет?

— То же самое и с культурой.

— А что произойдет с землей, если за ней не ухаживать, не удобрять, не возделывать? Да, она погибнет.

Культура, как и земля, нуждается в уходе, в заботе, должна быть деятельность людей, передача опыта (а без него никак), традиций.

Прочитайте определение культуры в нашем учебнике (с.8):

Культура — это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории

(слайд 6).

— Об этом мы сказали? Да, не таким научным языком, но более понятным, и об этом.

— Из этого определения мы сразу можем узнать, что культура бывает какой?

— материальная,

— духовная (слайд 7).

Работа с текстом учебника.

— Выпишите из учебника на с.8 примеры материальной и духовной культуры.

Составление схемы на доске.

Попробуем составить портрет слова КУЛЬТУРА (слайд 8).

  1. Подберите слова-друзья (развитие, воспитание и. т.п.)
  2. Слова-враги (невоспитанность, зло и т.п.)
  3. Словосочетания с этим словом (культура общения, культура речи, культурный человек, культура поведения, культурное наследие и т.п.)
  4. Ассоциации
  5. (Слайд 9) Пословицы (

    Культура — великий учитель того, как следует жить. Чем выше культура, тем выше ценится труд.) Объясните их значение.

— К какому из видов культуры относится религия? (к духовной)

-Правильно, религия относится к духовной культуре, но также в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов (молитв и т.д.). Так появлялись храмы – специальные здания для этих целей.

Когда люди занимались строительством храмов, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с почитанием к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?

6. Выступление учителя «Влияние религии на культуру»( по тексту учебника)

Для существования религии необходима связь материальной и духовной культуры, многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией.

Туристы до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии (слайд 10), Древней Греции (слайд 11). Не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм в Израиле, но известен по описаниям. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии (слайд 12). В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней (слайд 13). На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман (слайд 14). Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.

В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

— Какие красивые слова мы можем подобрать при описании этих храмов?

— А у нас в районе есть храм? Где он находится? Как называется?

— Храм Святителя Иннокентия Митрополита Московского в Бескудниково (слайд 15).

-А кто из вас был внутри этого храма? При желании, мы сможем совершить экскурсию в этот храм.

Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах (слайд 16). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.

— Так связаны ли между собой культура и религия? Как?

7. Первичное обобщение изученного материала

(слайд 17)

— На уроке мы узнали, что культура – это…

-Культура бывает _____________________ и___________________.

— Мы поняли, что религия влияет (не влияет) на культуру.

– Итак, религия – форма духовной культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

8. Домашнее задание

Подготовьте рассказ о памятниках материальной культуры нашего города или нашего района.

9. Рефлексия

– Ребята, сегодня мы не просто узнавали новое, учились работать с информацией, но и работали в группах. Если ваша группа работала дружно, справилась со всеми заданиями, сумела преодолеть все трудности, тогда возьмитесь за руки и поднимите руки вверх как символ дружбы и сотрудничества.

– Спасибо за работу на уроке!

Культура и религия. Урок №3

урока:

3

Тема:

Культура и религия

Цель:

Формирование у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества

Задачи:

Обучающие:

узнать, чем связаны культура и религия; сформировать представление об основных мировых религиях.

Развивающие:

развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающие:

воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам

Аннотация

: Данный урок является вторым в модуле «Основы мировых религиозных культур». Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – рассказ с элементами беседы и с использованием презентации Power Point. Основные виды деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Виды деятельности:

беседа, комментированное чтение, творческий рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия:

культура, религия, православие, ислам, буддизм, иудаизм.

Оборудование:

мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация «Культура и религия», учебник «Основы мировых религиозных культур», рабочие тетради.

План урока

  1. Организация деятельности обучающихся.
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
  3. Актуализация знаний обучающихся.
  4. Комментированное чтение статьи из учебника.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.

  1. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

Физкультминутка.

  1. Подведение итогов.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

I

.
Организация деятельности обучающихся
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

Примерные вопросы к обучающимся:

  1. О чем ты беседовал с родными и друзьями?
  2. Что нового узнал для себя?
  3. Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?
  4. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

У вас на партах карточки со словами ( музыка, храм, образование, архитектура, греческие боги, добро, скульптура из католического собора).

Распределите все слова на две группы по темам:

КУЛЬТУРА РЕЛИГИЯ
Слайд 1.
В каких группах возникли трудности? Почему? (слова: греческие боги, скульптура из католического собора можно отнести к каждой из групп)

Почему?

III. Актуализация знаний обучающихся.

Тема урока «Культура и религия». Слайд 2.

Озвучивание темы урока, цели и задач:

  1. Запись темы урока в тетрадь.

Эпиграфы к уроку:
Слайд 3.
«Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто»

Э. Эррио

Вы узнаете:

— Что такое культура.

— Как связаны религия и культура.

Рассказ учителя.

Дополнительный материал:

Слайд 4.
Культура
– сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает совершить именно такой, своеобразно-человеческий поступок.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.

Когда мы говорим «культура», то чаще всего предполагаем, что речь идет о художественной литературе, библиотеках, изобразительном искусстве, выставках, картинных галереях, музеях, музыке, концертах, театральном искусстве.

Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура.

Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру создают люди. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

IV. Просмотр презентации. Комментированное чтение статьи из учебника.

Будем внимательны к каждому слову текста, чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые знания.

Слайд 5-19

V. Физкультминутка.

VI. Рефлексия.

Нарисовать ладошку и написать слова которые узнали на уроке.

VII. Подведение итогов.

Итак, культура

– это не только область художества и эстетики. Культура охватывает всю нашу жизнь и помогает нам хранить все прекрасное, доброе и вечное.

Нарисуйте бабочку своего настроения, которое у вас осталось после сегодняшнего урока.

VIII. Домашнее задание.

Приведите примеры культуры духовной и материальной

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
<\/div>