Конспект урока по теме «Валерий Брюсов — вождь русского символизма»; 11 класс
Тема: «Валерий Яковлевич Брюсов, вождь русского символизма»
Цель урока – дать представление о личности и творчестве В.Я. Брюсова как выдающемся теоретике и практике символизма на примере заранее прочитанных стихотворений, выявить особенности тематики и проблематики лирики, поэтики и творческих особенностей; понять влияние поэта на формирование русской поэзии старших и младших символистов.
План урока
1) Повторение, актуализация знаний по теме «Модернизм, его возникновение и развитие» (ок. 10 мин.).
2) В.Я.Брюсов, краткая биохроника, мотивы лирики (ок.10 мин).
3) Анализ стихотворений по заданному образцу (что, зачем, как написано?) (ок. 20 мин).
4) Подведение итогов, обобщение теоретико-литературных знаний в связи с творчеством Брюсова (ок. 10 мин.).
5) Домашнее задание (ок. 5 мин.).
Материал, используемый учащимися при подготовке к уроку
Учебник «Литература. 11 класс. Под ред. В.Журавлева»
Сборник лирики В.Я.Брюсова с заранее названными стихотворениями (см. п.3 – «Анализ стихотворений»)
Факультативно – книга Л.Н.Гумилева «От Руси к России»
Литературоведческий словарь
Предполагаемый ход урока
1. Вступительная часть. Комментарий учителя по поводу темы, её формулировки. Форма работы – вопросно-ответная ( В. – О).
В.:
Что такое модернизм как общекультурное явление, время и причины его появления? Что такое символизм, какие представления о символе существуют? Каковы особенности и этапы развития русского символизма?
О.:
Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы в соответствии с ранее полученными знаниями об этапах развития модернизма, влиянии импрессионизма на русский модернизм, рассказывают о старшем и младшем символизме, их идеологическом и творческом различии, называют имена (Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Анненский, Блок, Белый и др.).
2. Основная часть, работа над новым материалом (предварительно прочитана статья в учебнике (стр.117-124))
В.:
Какие наиболее важные этапы формирования личности поэта можно отметить?
Кто и что повлияло на человеческое и творческое становление Брюсова?
Основные мотивы лирики поэта?
О.:
Учащиеся рассказывают о семье, воспитании будущего поэта, влиянии народнических идей, ученических годах, формировании Брюсова – журналиста, издателя, поэта.
Называют основные мотивы лирики (историко-мифологические, урбанистические, социальные), говорят об особенностях творческого «я».
На данном этапе урока происходит актуализация теоретических понятий (лирика как род литературы; эпитет, метафора, звукопись и т.д. как примеры особенно востребованных символистами художественных приемов).
3. Анализ стихотворений в связи с их тематикой и проблематикой (список обязательных для прочтения произведений предложен заранее: «Я», «Третья стража», цикл «Любимцы веков», «Фонарики», «Каменщик», «Грядущие гунны», «Конь блед»)
Осмысление и поэтическая оценка происходит в соответствии единой концепцией, которая уже освоена учащимися в предыдущий период (анализ лирического произведения как вид устной и письменной работы).
Учащиеся отвечают на вопросы:
— Что написано в стихотворении (тема или тематика)?
— Зачем написано (проблематика, идейная составляющая, актуальность)?
— Как написано (особенности поэтики, художественные приемы, тропы)?
При анализе стихотворений учитель должен обратить внимание на следующие аспекты:
В.:
— Каковы сквозные мотивы и образы лирики ( О.: мотивы дороги, скифства, эгоцентризма, исключительности выдающейся личности – «Я», «Дон Жуан», «Скифы», «Наполеон», «Клеопатра» )?
— Какова связь между кажущейся «элитарностью» символиста Брюсова и окружающей исторической реальностью (О.: см. «Каменщик», «Грядущие гунны» — т.е. тематика, возникшая в период социальных потрясений начала 20 века в России)?
— Какова закономерность, историческая предопределенность тематики и проблематики лирики Брюсова периода Серебряного века? (О.: это период не только расцвета «пассионарности» в искусстве (см.концепцию Л.Н.Гумилева, например – в доступной для учащихся книге «От Руси к России), но и время великих исторических перемен – «Фонарики», «Конь Блед», «Третья стража» ).
4.Подведение итогов урока. Обобщение теоретико-литературных знаний в связи с творчеством Брюсова.
В.:
Каковы приемы символизма использует Брюсов? В чем особенность его взгляда на место поэта и поэзии в обществе? Какова роль и место В.Я.Брюсова в культурном процессе к.19-н.20 вв.?
О.:
Учащиеся говорят о символике поэзии, приводя примеры, об особенностях восприятия «Я» («…я был ласкаем всеми, но сам любил лишь сочетанье слов»).
Должна прозвучать тема о Брюсове – издателе и организаторе, повлиявшем на формирование поэтов более позднего периода (напр., Блока и, в особенности, Гумилева).
Если остается время – учитель читает стихотворение Н.С.Гумилева «Волшебная скрипка», посвященное В.Брюсову.
5. Домашнее задание:
стр. 124-130 (учебник «Литература. 11 класс. Под ред. В.Журавлева);
читать и анализировать по известному плану (что, зачем, как) стихотворения К.Д.Бальмонта «Будем как Солнце», «Кинжальные слова», «Я – Избранный…», «Я не знаю мудрости…», «Скифы», «Маленький султан» и др. (по выбору).
Полный текст материала Конспект урока по теме «Валерий Брюсов — вождь русского символизма»; 11 класс смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Наталья Николаевна → Публикатор 06.11.2015 0 6467 506 | Комментировать |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Вход | Регистрация
Есть мнение? Оставьте комментарий
Символизм — 11 класс план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Тема: «Серебряный век» русской поэзии.
Символизм
Цели:
Обучающие
1) изучить содержание термина «Серебряный век»;
2) выявить истоки символизма, основные пути его развития;
3) обозначить философско-эстетические основы нового течения в поэзии;
4) назвать основных его представителей
Развивающие:
- совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;
- развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;
Воспитательные
- воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез группировка, сравнение.
Тип урока: урок-лекция
Оборудование:
- компьютер (презентация в программе Microsoft Power Point 2007-2010);
- видеопроектор, экран;
Ход урока
Организационный момент.
- Вступительное слово.
На рубеже 19-20 вв. в России происходят важные кульутрно-исторчиеские перемены. Давайте вспомним какие? Художники слова чувствовали необходимость перемен в литературе. Нужны были новые приемы в изображении действительности. Реалистический метод многими был отвергнут. В русской литературе зарождается модернизм.
- Лекционная часть (под запись):
Что же такое модернизм? Модернизм – направление в западноевропейском и русском искусстве рубежа 19-20 вв., характеризующееся разрывом с предшествующим искусством и стремящееся утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве.
Модернизм близок к понятию авангард, но не синонимы. Авангард – обобщающее название ряда течений, характеризующихся крайним неприятием существующего искусства, установкой на шок и эпатаж, анархизм и антиэстетизм (например, футуризм, имажинизм, сюрреализм и др.).
Основу русского модернизма составили три лит. течения, возникших в период с 1890 по 1917 гг. – это символизм, акмеизм и футуризм.
Что такое «серебряный век»? Так стали обозначать период в поэзии рубежа веков, в продолжение термину «золотой век» (эпоха Пушкина, Лермонтова). Впервые этот термин употребил Николай Оцуп, в будущем поэт-эмигрант. Впоследствии термин стали употреблять А. Ахматова, Н. Бердяев. Эстетическим основанием нового периода в поэзии можно считать статью русского философа Н. Бердяева с одноименным названием «Серебряный век в русской поэзии»).
Символизм – первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России, считавшее целью искусства и творчества интуитивное постижение действительности через образы-символы. Символисты отвергли реалистический способ изображение, не принимали окружающей действительности. Они провозглашали первенство иллюзорного постижения жизни, поэтому в своем творчестве обращались к мистическим, туманным мирам, фантастике. Возобновили интерес к мифу. Видели в нем общность с символом. Творчество представляли как теургию, т.е. обожествление. Поэт равен божеству, его творчество – тайная молитва.
Началом теоретического самоопределения символистов стала лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», прочитанная в 1892 году. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». А её основными элементами он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Статья стала программной, манифестом символизма. Наряду с ней другие поэты также создали свои манифесты («Ключи тайн» В. Брюсова», «Заветы символизма» Вяч. Иванова).
Кроме того, в 1894 году в Москве вышло три сборника стихотворений «Русские символисты», где большинство стихотворений принадлежало В.Я. Брюсову. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
Символ – главная категория. Понять его непросто. Это загадка, аллегория жизни. Многозначный термин. Это чувственное постижение жизни.
Музыка – вторая эстетическая категория. Мир воспринимали как ритм. Отсюда активное обращение к звукописи (К. Бальмонт, например).
Опора – философия Ф. Ницше и В. Соловьева. Немецкий философ Ф.Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Создал учение о «сверхчеловеке» (они должны знать, попросите их вспомнить).
Владимир Соловьёв был предтечей символизма. исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество. Создал учение о Всеединстве. Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной» (эти образы потом встретятся у А. Блока и А. Белого).
Печатные издания русских символистов: «Золотое руно», «Весы».
Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа.
Составим схему:
Старшие символисты называли себя «ницшеанцами», младшие – «соловьевцами». В прошлом старшие символисты были декадентами. Декадентство – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.
В 1920 году наблюдается кризис символизма. Исчерпали себя. Зарождается акмеизм.
Домашнее задание:
- Сделать конспект о творчестве В. Брюсова и К. Бальмонта (см. учебник).