«Виды и жанры изобразительного искусства». К какому виду изобразительного искусства мы отнесем представленное изображение? «Живопись» (работа выполненная. — презентация

Жанры живописи в изобразительном искусстве

С какого возраста следует знакомить ребенка с таким понятием, как жанры живописи в изобразительном искусстве? Исследователями и учеными многих стран мира определены виды изобразительного искусства и жанры живописи для детей дошкольного возраста, в соответствии с этим определены способы освоения искусства.

Лет 40-50 назад в нашей стране почти в каждом доме висели репродукции картин русских художников. Помню, как в детстве любовалась ими и меняла местами. Самое интересное, что в домах всех наших знакомых все стены были украшены подобными репродукциями. Так просто и ненавязчиво шло знакомство детей с прекрасными творениями художников. Став мамой, я точно также старалась приобщать детей к искусству.

Жанры живописи для ребенка 2-3 лет

Знакомство ребенка с искусством нужно начинать с 2-3 лет. В этом возрасте уместны три жанра: пейзаж, портрет, натюрморт. Не стоит объяснять малышу смысл картины и рассказывать о биографии художника. Вокруг ребенка необходимо создать культурное пространство для воспитания хорошего вкуса.

В детской комнате можно организовать небольшую домашнюю экспозицию (репродукции картин Васнецова, Перова, Айвазовского, Шишкина…), которая будет постепенно обновляться и расширяться. Родителям нужно научиться улавливать детские эмоции, которые вызывает картина. Малыш замечает красоту, воспринимает ее и получает радость при соприкосновении с ней. Так происходит первое общение ребенка с искусством.

Французская писательница Франсуаза Барб-Галль дает в своей книге «Как говорить с детьми об искусстве» точное сравнение этому эмоциональному контакту с искусством: «Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется».

Для двухлетнего малыша картина является самым интересным объектом исследования. Рассматривайте и описывайте с ним то, что на ней изображено, изучайте цвета, займитесь поиском предметов…

Родителям следует обращать внимание на реакцию малыша и подбирать для просмотра те репродукции, которые будут ему интересны.

В процессе общения мама обращает внимание сына (дочери) на репродукцию картины: «Посмотри в окно. Какие зеленые деревья в нашем дворе! Они очень высокие! А какие красивые деревья изображены на этой картине! Это лес. В лесу можно услышать пение птиц…» (репродукция картины И. И. Шишкина «Лес») или

'С. Родионова
С. Родионова «Натюрморт с яблоками»

«Помоги мне сложить в вазу яблоки! Какие они красные, как на картине. Посмотри на картину! Ты любишь яблоки? (репродукция картины Светланы Родионовой «Натюрморт с яблоками») или «Какой красивый мальчик! Его зовут Мика. Что он делает? Сидит на стуле. Щечки у него розовые! Волосы кудрявые! Глаза большие! Куда он смотрит? Может быть он увидел маленькую синичку за окном? (репродукция картины В. А. Серова «Мика Морозов»)».

В. А. Серов «Мика Морозов»
В. А. Серов «Мика Морозов»

При изучении основных цветов в живописи (красный, желтый, синий) можно использовать репродукции картин разных жанров, где доминируют эти цвета.

Это нужно знать:

Очень важно соблюдать меру в количестве репродукций.

Для детского восприятия лучше всего выбирать репродукции большого формата (A4, A3) с крупными контрастными изображениями.

Все работы должны быть расположены на уровне глаз ребенка.

Что такое жанр изобразительного искусства?

Французское слово «жанр» переводится как «род», «вид».

Художник может отдавать предпочтение одному жанру или одному виду изобразительного искусства, а может успешно работать в разных жанрах и в разных видах изобразительного искусства (в живописи и скульптуре, в живописи и графике…)

Обычно художника называют по жанру, который является основным в его творчестве (баталист, анималист, портретист, пейзажист…)

Все произведения изобразительного искусства делятся на жанры, которые могут сливаться (Памятник Минину и Пожарскому можно отнести к портрету и историческому жанру) и разветвляться (И. К. Айвазовский писал марины (морские пейзажи) и баталии (морские битвы). Батальный жанр можно отнести к «ветви» исторического жанра).

Презентация к уроку «История развития пейзажной живописи»

История развития пейзажной живописи
История развития пейзажной живописи

В переводе с французского слово

В переводе с французского слово «пейзаж» (paysage) означает «природа». Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или измененной человеком природы.

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и перегона стад. Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия.

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и перегона стад. Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия.

В искусстве Древнего Востока и Крита пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей. Так, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в 21-20 веках до н.э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях.

В искусстве Древнего Востока и Крита пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей. Так, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в 21-20 веках до н.э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.

Несмотря на столь явный прогресс, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы (ок. 1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи.

Несмотря на столь явный прогресс, вплоть до XVI столетия художники включали в свои произведения пейзажные детали лишь в качестве фона для религиозной сцены, жанровой композиции или портрета. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы (ок. 1503, Лувр, Париж), написанный Леонардо да Винчи.

Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи. В небольших по своим размерам картинах нидерландского мастера И. Патинера и немецкого художника А. Альтдорфера пейзаж начинает господствовать над сценами, показанными на переднем плане.

В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы. Первым художником, придававшем пейзажу огромное значение, стал Джорджоне, работавший в начале XVI столетия. Природа является главным персонажем его картины

В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы. Первым художником, придававшем пейзажу огромное значение, стал Джорджоне, работавший в начале XVI столетия. Природа является главным персонажем его картины «Гроза»

Новое отношение к природе появилось в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллической условности рокайльного искусства. Художники стремились показать зрителю естественную природу, возводимую в эстетический идеал.

Новое отношение к природе появилось в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллической условности рокайльного искусства. Художники стремились показать зрителю естественную природу, возводимую в эстетический идеал.

Во второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан.

На рубеже XIX и XX веков в пейзаже складывается множество направлений, развивающих принципы импрессионизма в пейзаже и одновременно вступающих в противоречия отношения с ними. Некоторые традиции импрессионистов, но уже в достаточно сильно измененном виде, задействовали в своей живописи художники-постимпрессионисты.

На рубеже XIX и XX веков в пейзаже складывается множество направлений, развивающих принципы импрессионизма в пейзаже и одновременно вступающих в противоречия отношения с ними.

Некоторые традиции импрессионистов, но уже в достаточно сильно измененном виде, задействовали в своей живописи художники-постимпрессионисты.

Пейзаж в течение долгого времени развивался как вид изобразительного искусства. На протяжении эпох менялись не только способы и приемы построения изображения элементов пейзажа, но накапливался художественный опыт, совершенство, красота и уважение к труду .

Пейзаж в течение долгого времени развивался как вид изобразительного искусства. На протяжении эпох менялись не только способы и приемы построения изображения элементов пейзажа, но накапливался художественный опыт, совершенство, красота и уважение к труду

.

Как познакомить дошкольника с натюрмортом?

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей: предметы быта, орудия труда, цветы, снедь (хлеб, рыба, фрукты, овощи…), книги, музыкальные инструменты и др.

Домашние тематические выставки в жанре натюрморта можно посвятить темам: «Хлеб», «Цветы», «Фрукты и овощи», «Предметы быта».

В жанре натюрморта работали такие известные художники как И. Т. Хруцкий, И. Э. Грабарь, К. С. Петров-Водкин, В. Ф. Стожаров, К. А Коровин и др.

В изобразительном искусстве два вида натюрморта.

В одном виде вещи как бы характеризуют своего хозяина, говорят о его положении в обществе, профессии, увлечениях. Такое ощущение, что хозяин вещей вышел и вот-вот вернется. К примеру, картина К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».

К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»
К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»

Во втором виде натюрморта вещи изображены художником для того, чтобы произвести впечатление на зрителя своей красотой, своим цветом, своей формой… Например, натюрморт В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль и братина».

В. Ф. Стожаров «Хлеб, соль и братина»
В. Ф. Стожаров «Хлеб, соль и братина»

Рассказывая сыну (дочери) о натюрморте нужно отметить:

  • Название, автора (Как называется картина? Кто ее написал?);
  • Содержание, композиция (Что мы видим?);
  • эпоху (когда люди пользовались такой посудой (такими предметами)?);
  • манеру письма художника (любимые цвета, крупные мазки…);
  • главную идею (о чем говорит художник в своей картине?)

Рассказ о натюрморте должен быть эмоциональным, чтобы привлечь внимание ребенка:

«Что мы кушаем каждый день? Хлеб. А каким он бывает? А как нужно относиться к хлебу? Посмотри на эту картину. Она называется «Хлеб, соль и братина». Ее написал художник В. Ф. Стожаров. В центре картины он разместил хлеб. Хлеб у него высокий, округлый, золотистый, аппетитный… Рядом с ним лежат большие ломти разрезанного каравая. Хлеб лежит на белоснежном вышитом рушнике. Золотистая братина и вышитый рушник на красном полотне говорят нам о том, что хлеб – это главная ценность на земле.

Братина – шаровидный сосуд XVI-XVII в.в. для питья на братчинных пирах, «на всю братию».

Натюрморт изображен на фоне бревенчатой стены, освещенной солнцем. Цвета, выбранные художником, вызывают радость и благоговение перед хлебом. Картина В. Ф. Стожарова напоминает нам о бережном отношении к хлебу».

«Этот натюрморт называется … . Его написал… . Он вызывает радость и восхищение. Здесь есть гвоздика, ромашка, пион… Хочется протянуть руку и взять в руки такой пышный букет, чтобы вдохнуть его аромат. А как бы ты назвал эту картину? Как ты думаешь, кто мог собрать букет? Может быть, его подарили маме? Тебе понравился букет? Какое настроение у тебя вызывает этот букет? Как ты думаешь, в каком настроении писал эту картину художник? Какие краски взял художник, чтобы передать свое настроение? Подумай, пожалуйста, почему художник решил написать этот букет?»

Во время просмотра картин нужно обратить внимание на то, как хлеб (цветы, фрукты…) изображали разные художники. В картине Машкова «Снедь московская» стол ломится от батонов и караваев, в картине Петрова-Водкина «Селедка» на столе лежит только один кусочек черного хлеба, в картине Федотова «Завтрак аристократа» хлеб можно заметить только тогда, если очень хорошо приглядеться к сюжету, в картине Серебряковой «Обед» мы видим хлеб в поле на обеде колхозников. Какой хлеб выглядит аппетитным (кажется теплым, хочется попробовать)?

Как знакомить детей с искусством

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Женя Ясная и сегодня я хочу поговорить с вами о том, как познакомить деток с искусством.

Начну я с того, что сделаю небольшую оговорку. Дело в том, что понятие Искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – тут и музыка, и театр, и киноискусство, и литература, и другие. Я же буду говорить о знакомстве детей с изобразительными видами искусства (графика, живопись, скульптура), и немного — архитектурой.

Но, даже сузив тему, у нас остается огромное поле для деятельности, которое трудно изучить глубоко в рамках одного семинара. Поэтому я постараюсь вам рассказать о каких-то общих направлениях и путях, двигаясь по которым, вы уже сами сможете выбирать и придумывать различные способы и методы достижения желаемой цели.

Итак, начнем с любимого вопроса многих родителей – в каком возрасте начинать знакомить детей с искусством

. Мой ответ – в любом! Главное начать!)) А если серьезно, то можно начинать с самого рождения. Или даже до. Будущей мамочке будет очень полезно сходить в картинную галерею, полистать альбомы по искусству – тут и положительные эмоции, и общение с прекрасным, и может быть даже открытие чего-то нового для себя.

Начинать знакомство с искусством с самого рождения, это, конечно, не значит, сразу начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь – так называемое «воспитание глаза», т.е. окружение малыша произведениями искусства (конечно, в разумных пределах)). Чтобы уже в детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.

ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ

С самого рождения устраивайте дома на стенах выставки репродукций произведений искусства. Выбирайте не маленький формат (как минимум А4). Репродукции можно распечатать (только качество должно быть хорошим), а можно приобрести готовые (сейчас продают в папках) или календари по искусству.

Изображения на картинах лучше выбирать на первое время понятные, крупные, достаточно контрастные. Во время прогулок с малышом по дому периодически обращайте его внимание на картину, скажите, что на ней изображено: «Смотри, какая девочка!» или «Смотри, цветочки разноцветные. Какие красивые!», «А это лес. Деревья шумят в лесу: Шшшш!».

От просто рассматривания висящих на стене репродукций постепенно (по мере взросления) можно переходить и к разглядыванию художественных альбомов. Не нужно за один раз показывать много. Ориентируйтесь на заинтересованность малыша. Кстати, одним из видов графического искусства является книжная иллюстрация

. Поэтому так важно иметь дома детские книги именно признанных мастеров этого вида искусства. Это точно также воспитывает вкус и глаз с детства, прививая тягу к прекрасному. Сутеев, Васнецов, Чижиков, Рачев, Владимирский, Конашевич – вот лишь очень малая часть художников-иллюстраторов, работы которых вы можете смело показывать малышам. (О некоторых признанных мастерах книжной иллюстрации я рассказываю в своем блоге «Болтая ножками»). А еще можно почитать статью Юлии Матроскиной на «Блоги мам», посвященной книжной иллюстрации.

Но, показывая альбомы, не отменяйте выставок! Они могут отлично взаимодополнять друг друга. Просто по мере взросления ребенка их можно усложнять, делать тематическими, добавлять новые репродукции. Особенно хорошо такие тематические выставки приурачивать к тем темам, которые вы изучаете с малышом в данный момент. Например, при изучении основных цветов (красный, желтый, синий и зеленый) можно устраивать выставки картин данных цветов. При этом постарайтесь подобрать работы разных жанров (можно уже понемногу вводить и абстрактную живопись), разных направлений и течений, разных художников. В каких-то темах можно использовать и репродукции скульптур (изучая человека, эмоции и т.д.).

Но если вы и не занимаетесь с малышом тематическими занятиями, вы все равно можете делать именно тематические выставки. Это могут быть как более конкретные выставки — «Цветы», «Осень», «Вода», «Птицы» и т.д., так и более абстрактные понятия «Радость», «Свежесть», «Тишина» и т.д. (выставки второго типа лучше проводить уже с более старшими детками).

По желанию и при наличии места, вы можете сделать специальный выставочный уголок для экспозиций. И «ходить» туда, как в настоящий выставочный зал или музей. Кстати, когда ребенок будет бегать по квартире самостоятельно, желательно перевесить всю выставку на уровень его глаз.

По мере усложнения выставок начинайте усложнять и рассказы по картинам. Это не значит, что нужно сразу выдавать всю историю их создания или биографию художника. Это еще успеется. Обращайте внимание ребенка на сюжет в картинах, детали, на настроение, цветовую гамму. Если картинка имеет четко выраженный простой жанр (натюрморт, пейзаж, портрет), то вы можете сказать об этом, но не зацикливайтесь на том, чтобы ребенок запомнил это понятие. Постепенно оно уложится у него в голове. Для «разбора» выбирайте сюжеты и предметы более-менее известные и понятные вашему малышу, лишь постепенно вводя новые. (далее все картинки увеличиваются по клику)

Приблизительно ваш рассказ по картине может быть таким (Поль Гоген. «Натюрморт с фруктами)

:

«Давай посмотрим на картину. Что на ней изображено? Яблоки! Художник нарисовал четыре яблока – два зеленых и два красных. Яблоки сочные, крупные, так и хочется их съесть! Ты любишь яблоки? Какие тебе больше нравятся – зеленые или красные?»

Или (Ренуар. «Девочка с зонтиком»):

«Ой, посмотри, кто это на нас смотрит? Девочка! Красивая девочка? Тебе нравится? А что у нее в руках? Зонтик! Зачем нам нужен зонтик? От дождя прятаться или еще от яркого солнышка. Девочка вышла погулять в сад – видишь – на фоне нарисованы деревья, кусты, травка и цветы. Девочка уже нарвала маленький букетик, чтобы отнести его домой и поставить в вазу» и т.д.

Ребенку постарше можете уже задавать наводящие вопросы по картине. Если он затрудняется ответить – подскажите или подведите аккуратно к ответу.

(Толстой. «Малина, ветка, бабочка, муравей, лист»):

«Какие тут ягодки нарисованы? А какого цвета бабочка? А ты видишь муравья? Он совсем крохотный. Приглядись внимательно – он ползет по верхнему листику…»

При рассматривании тематической выставки, обратите внимание ребенка, как один и тот же сюжет или предмет изображался разными художниками и в разное время. Например, зима – у каждого художника она разная! Но мы все равно понимаем, что это зима. Как? По каким деталям?

Или хлеб. Как его изображали разные художники. У кого-то это целый стол, который ломится от караваев и батонов (Машков «Снедь московская»)

, у кого-то это всего лишь небольшой кусок черного хлеба
(Петров-Водкин «Селедка»),
а у кого-то и хлеб-то не сразу заметишь, а лишь приглядевшись внимательно к сюжету
(Федотов «Завтрак аристократа»)
. Одни художники изобразили хлеб еще в стадии выпечки
(Х. Аллингем «Горячий хлеб»)
, а другие – в поле на обеде колхозников
(Серебрякова «Обед»)
. На какой картине хлеб выглядит самым аппетитным, который хочется сразу съесть?

Лет с 3-4 (в зависимости от вашего ребенка) знакомство с искусством можно углублять, расширять и усложнять. В какую сторону можно усложнять домашние выставки репродукций я уже писала ранее. Дополню только, что при изучении определенных жанров, можно будет устраивать и жанровые выставки; при изучении какого-либо художника – его выставки; при изучении какого-либо отдельного вида искусства (витраж, гравюра и т.д.) – тоже соответствующие выставки.

Кроме того, попробуйте изредка поиграть в настоящую галерею. Т.е. заранее объявите о предстоящей выставке (выбрать с ребенком какую-либо знакомую ему тему). Напишите афишу. Подготовьте билеты, бейдж для экскурсовода. Изобразите человека, попавшего на выставку. Пусть экскурсовод проведет вам экскурсию – расскажет о выставке, какой теме она посвящена, какие произведения представлены, расскажет о нескольких из них. Если маленький экскурсовод будет теряться, о чем говорить – задавайте ему наводящие вопросы, как любопытный посетитель. Попробуйте привлечь к игре и других членов семьи (или игрушки).

ИГРЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ

Кроме выставок с репродукциями можно подготовить и первые игры-задания. Например, развесив (или разложив) картины попросите ребенка выбрать все, где нарисована осень или все, где есть транспорт.

Лишняя репродукция

Примерно по тому же типу, что и игра выше будет следующее задание. Разложите перед малышом несколько репродукций. Попросите найти одну лишнюю. Если сможет – пусть объяснит, почему она лишняя (везде лето, а здесь — зима; это картины, а это скульптура; во всех картинах много желтого цвета, а здесь в основном синие оттенки). Если ребенок затрудняется объяснить свой выбор – подскажите ему.

Пазл

Разрежьте одну из картин на две-три части и попросите малыша собрать целую картину. Постепенно количество разрезных частей можно увеличивать.

Откуда деталь?

Нарисуйте (или распечатайте) несколько простых знакомых деталей с картин (например, яблоко, зеленый лист, зонт, корова и т.д.) положите перед ребенком несколько репродукций. Предложите угадать, откуда выпрыгнула эта деталь?

ЗНАКОМСТВО С ЖАНРАМИ ЖИВОПИСИ

Начинать изучение жанров живописи лучше с 3-4 лет и с самых простых – натюрморт, пейзаж, портрет, мифологический жанр, анималистический жанр (звучит сложно, но запомнить о чем он – просто – рисование животных).

Расскажите ребенку о главных особенностях жанров, что изображается на картинах. Устраивайте жанровые выставки, разглядывайте картины в книгах; пробуйте сами нарисовать (или сделать аппликацию); составляйте жанровые картины из подручных предметов (например, портрет из болтиков и гаек, натюрморт из игрушек, пейзаж из овощей-фруктов и т.д.).

Для закрепления изучаемого материала поиграйте в игры.

Узнай по описанию

Разложите перед ребенком несколько репродукций с разными жанрами. Предложите догадаться, о каком жанре вы будете говорить.

«На картинах этого жанра часто цветут сады и распускаются цветы, иногда может пойти дождь или снег» (Пейзаж)

«На картинах этого жанра тоже распускаются цветы, зреют ягоды, а еще встречаются вазы, тарелки и фрукты» (Натюрморт)

«Благодаря этому жанру мы знаем, как одевались люди в давние времена, какая была мода. Мы можем узнать, как выглядел тот или иной человек, даже не видя его фотографии». (Портрет)

«C картин этого жанра на нас глядят глаза животных и птиц. Мы можем почувствовать их грацию, увидеть их окрас, иногда – узнать о повадках». (Анималистический жанр).

После одного из описаний предложите малышу выбрать из представленных работ те, которые соответствуют, по его мнению, этому жанру. Пусть расскажет, что это за жанр и почему он выбрал именно эти репродукции.

Схемы

Нарисуйте на листочках (или рисуйте прямо на доске) простую схему одного из жанров. Попросите ребенка определить – схему какого жанра вы изобразили.

Один предмет

Подберите разножанровые картины, в которых используется один и тот же предмет (объект). Например, корзина – и в натюрморте, и в пейзаже; ковер – и в мифологическом жанре, и в портрете, и в натюрморте; веер — и в натюрморте, и в портрете. Скажите ребенку: на этих картинах спрятался один и тот же предмет. Найди его. В каких жанрах живописи использовали его художники?

Какие жанры используются?

Подберите несколько картин, в которых совмещаются сразу несколько жанров (портерт+пейзаж, портрет+натюрморт и т.д). Задача ребенка определить все жанры, которые присутствуют в данном произведении.

ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКАМИ

Кроме жанров вы можете потихоньку начать знакомство подросшего ребенка и с отдельными художниками. Понаблюдайте, какие картины больше интересуют вашего малыша, какого стиля, какого художника. Или, быть может, сам ребятенок проявит интерес и спросит – А кто нарисовал эту картину?

Не стремитесь рассказать малышу всю биографию. В таком возрасте ему это будет неинтересно. Постарайтесь рассказать какие-то его отличительные особенности, чем он знаменит, что привнес в искусство. Может быть, расскажете какие-то особенные интересные факты жизни. Для этого вам, конечно, придется сначала самим изучить биографию художника. Как вариант, вы можете воспользоваться выпускающимися сейчас книжками для детей по этой теме. Например, «Сказки о художниках» изд-ва «Белый город» (или эти же книги, собранные под двумя обложками «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках» и «О чем расскажут старые картины»). Также книжки из серии Книги «Художники» изд-ва «Феникс-Премьер». Пока их четыре – «Гоген», «Моне», «Дега» и «Ван Гог». Остальные книги вы сможете увидеть в конце статьи в Списке литературы.

Если ребенок сам выбрал этого мастера, спросите, чем он ему понравился, что привлекло в его работах.

Рассмотрите с малышом произведения данного художника, особенно самые знаменитые и известные. Расскажите, по возможности, чем они так знамениты. Старайтесь подбирать простые и доступные для понимания ребенка слова.

Посмотрите на работы – они все разные, но, в то же время, чем-то похожи. Попробуйте ответить на вопрос – чем же? Например, это был художник-портретист или у мастера преобладает какая-то цветовая гамма, или везде видны необычные мазки кисти (как у Ван Гога) и т.д.

Попросите малыша выбрать из всех работ ту, которая ему нравится больше всего. Попробуйте понять, какие чувства, эмоции испытывал художник при работе над этим произведением. Что хотел передать зрителю? Подумайте над сюжетом. Что было ДО того запечатленного момента и что могло случиться потом на картине.

Можно предложить ребенку попробовать повторить одну из картин или манеру художника.

Это не я рисовал!

Из нескольких репродукций попросите ребенка выбрать «лишнюю», т.е. не принадлежащую кисти художника.

Оживляем картину

Подберите одну или несколько картин художника и попробуйте их оживить. Если это портрет – постараться надеть похожую одежду, принять соответствующую позу. Если сюжетная картина, то расставить, например, кукол и игрушки, как на картине (т.е. повторить композицию). Если это натюрморт – еще проще. Найдите похожие предметы и расставьте их, как на картине.

Ты художник и я тоже…

Покажите ребенку несколько репродукций разных художников. Среди них пусть будет одна из картин, похожих на работу изучаемого мастера (тот же стиль, похожая манера). Попросите ребенка найти такую картину. Почему малыш обратил внимание именно на эту работу? Чем она похожа на полотна автора?

ЗНАКОМСТВО СО СКУЛЬПТУРОЙ

Скульптуру можете начать вводить на домашних выставках в виде репродукций постепенно. Объясните ребенку, в чем принципиальное отличие скульптуры от живописи и графики (объем и плоскость). Хорошо бы, конечно, посмотреть скульптуры вживую, особенно на первоначальном этапе знакомства. Чтобы ребенок на себе ощутил, что скульптуру можно обойти, что даже рельефные работы выдаются из пространства. Если у вас есть художественная галерея или музей – отлично. Если нет, то подойдут и статуи в парках и на площадях.

Скульптуры делают из разных материалов – камня, глины, металла, дерева. Покажите малышу репродукции таких скульптур и дайте потрогать образцы материалов. Попробуйте сделать сами скульптуру из глины. При таком способе детали прилепляются к основе постепенно. С ребенком постарше попробуйте вырезать скульптуру из камня. Для этого сделайте заготовку – налейте гипс в продолговатую емкость и дайте застыть. А затем предложите малышу стеками отсекать от заготовки все лишнее, чтобы получилась, например, голова. Обязательно следите за техникой безопасности!

Где картина, где скульптура

Подберите несколько парных репродукций. В каждой паре должно быть изображение одинаковых объектов, только в одном случае – это живописное полотно, в другом – скульптура (например, девушка; дерево; лошадь). Попросите ребенка подобрать соответствующие пары.

Не тот ракурс!

Попробуйте найти в интернете фото одно и той же скульптуры, запечатленной с разных сторон или под разными углами. Распечатайте. Добавьте одну-две репродукции совершенно другой скульптуры. Задача ребенка – найти эти чужие ракурсы.

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Знакомство с искусством можно продолжать и на прогулках по вашему городу. В любом, даже маленьком городке, найдутся свои интересные архитектурные объекты – статуи, памятники, мозаики, витражи, фрески, лепнина и т.д. Если же вам повезло жить в большом городе, то вам точно будет, где разгуляться и что посмотреть. Обратите внимание ребенка на объект, расскажите о нем простыми словами – что изображено, какая техника (скульптура, витраж…), отметьте какие-то существенные детали. Сфотографируйте объект. При фотографировании обратите внимание, что можно запечатлеть весь объект целиком, а можно отдельные детали (колонна, витая лестница, окно). Фото затем можно будет распечатать и использовать в своих играх уже дома. Например, попросите ребенка вспомнить, где вы видели этот объект, что находилось рядом. Что он помнит о данном объекте – какая это техника, что изображено и т.д. Если это архитектурная деталь, то пусть расскажет, от какого она объекта.

Можно, напротив, к одной из прогулок подготовиться заранее. Рассмотреть на фотографиях (в книгах), узнать интересные факты. И потом, уже на местности, предложить ребенку самому найти нужный объект (здание, скульптуру). Вспомнить, о чем вы говорили, рассмотреть особенности и детали. Потрогать (если это не запрещено).

Сделайте альбом с фотографиями особенно интересных архитектурных объектов вашего города.

ПОХОД В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГАЛЕРЕЮ

Отдельным пунктом хочу выделить поход в художественную галерею. Не спешите с этим. Маленьким деткам еще сложно выдержать продолжительное время в галерее. Покажите им одну-две наиболее значимых и интересных работ. Если сам ребенок заинтересуется – можно продолжить, нет – не настаивайте, не отбивайте навсегда охоту. Хорошо бы, конечно, начать с картин, которые ваш ребенок уже видел на репродукциях, но такая возможность есть далекоооо не у всех.

Не забывайте, что экспозиция в галерее рассчитана на взрослого человека. Поэтому, чтобы нормально рассмотреть картину, вам нужно будет поднять ребенка на свой уровень. Если же он у вас бегает внизу – не удивляйтесь, что многие работы его не захватывают)) – он их может попросту не видеть.

Если вам удалось посмотреть в галерее работу, с которой вы уже знакомились на репродукции – попробуйте уточнить у ребенка – чем отличаются оригинал и репродукция (размер, насыщенность, может быть видны пастозные мазки кисти, стали заметны какие-либо детали и т.д.)

Если все работы незнакомы вам по репродукциям, постарайтесь обратить внимание, прежде всего, на те, которые чем-то похожи на уже знакомые вашему малышу (например, похожий букет в вазе или тоже натюрморт с фруктами, или осенний пейзаж). Сравните картины – чем они похожи, а чем отличаются (хорошо, если вы захватите с собой саму репродукцию – проще будет сравнивать). Если дома у вас устроена тематическая выставка репродукций, предложите ребенку и в галерее найти работы с нужной темой.

Еще вариант – подготовиться к походу на выставку заранее. Т.е. заранее узнать, какие произведения будут представлены, найти их репродукции и рассмотреть с ребенком хотя бы некоторые из них. Малышу будет интереснее на выставке увидеть знакомые работы.

Посоветую вам также прочитать отличную книжку Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве». В ней вы найдете еще много советов о том, как подготовиться к походу в музей или галерею.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Напоследок я предложу вам еще несколько общих игр, призванных закрепить знания по изобразительному искусству.

Фотография и картина…

Среди картин и фотографий постарайтесь подобрать несколько работ более-менее похожих (например, летняя лесная поляна, букет ромашек, женщина в красном платье, уборка хлеба и т.д. Поиск в Интернете поможет вам в этом). Распечатайте. Предложите малышу выбрать пары похожих работ, объяснив свой выбор.

Вспомнить все

Покажите ребенку одно из произведений. Предложите внимательно рассмотреть. Затем закройте репродукцию (или переверните). И спросите про какую-нибудь деталь. Например, какого цвета была шляпа у герцогини? Или сколько сосенок росло вдали? Или какое время суток изображено? Вопросы подбирайте соответственно возрасту и способностям малыша, но постепенно можете усложнять игру.

****

В заключении мне хочется призвать вас, родителей, не бояться начинать знакомиться с искусством. Многие говорят о том, что для них самих это темный лес, а уж чтобы еще и ребенка чему-то учить… На самом деле все не так страшно. Я надеюсь, что вы убедились в этом, даже прочитав всего лишь мои размышления и советы по этому поводу. Да, конечно, родителям придется и самим что-то сначала почитать по теме, чтобы было о чем рассказывать ребенку. Но это естественно! Учитесь вместе с малышом, делайте открытия, узнавайте новое! Вместе это даже интереснее! В какой-то момент может даже случиться, что ваши мнения и вкусы с ребенком не совпадут. Это нормально! Это личное предпочтение каждого. Кому-то нравится графика, кому-то живопись. Один без ума от Пикассо, другой боготворит Рубенса и т.д. Но чтобы это мнение у малыша сформировалось, вам и нужно показать все многообразие искусства. Кроме того, занятия, как я уже писала, с детства «воспитывают» глаз, помогают развивать зрительную память и само зрение (попробуйте отличить множество оттенков), глазомер, воображение и т.д. И, конечно же, обогащают внутренний мир ребенка, а параллельно и ваш. Уверена, что начав знакомство с искусством, вы откроете для себя много нового и удивительного, мир заиграет для вас новыми гранями и красками.

И кстати, вам совсем не обязательно уметь рисовать. Главное, это стремление научиться видеть и понимать. Но, не отрицаю, что после таких занятий вам и самим захочется взять в руку кисть (или стеку, или карандаш) и начать творить! И это чудесно!

В завершении я предоставляю вам список литературы, который поможет вам с детьми при знакомстве с искусством. Сюда я включила книги по искусству, в большей степени ориентированные на детей и не включила художественные альбомы по художникам, художественным галереям и направлениям, иначе список был бы бесконечным. Но такие художественные альбомы хорошо бы иметь дома, чтобы разглядывать в них репродукции и черпать из них информацию по искусству.

Женя Ясная

автор блогов «Яснушки» и «Болтая ножками«

главный редактор журнала «Моя мама — Василиса«

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Книги из серии «Мой первый музей» изд-ва «Поляндрия». Пока вышли две – «Открываем Моне» и «Открываем Ван Гога»
  2. О. Салимова «Моя первая книга об искусстве» изд. Эксмо
  3. М. Улыбышева «Виктор Васнецов. Богатырь русской живописи» изд. «Фома»
  4. Книги из серии «Художники» изд-ва «Феникс-Премьер». Пока их четыре – «Гоген», «Моне», «Дега» и «Ван Гог»
  5. Франсуаза Барб-Галль. «Как говорить с детьми об искусстве» изд. «Арка»
  6. Наглядно-дидактические пособия по жанрам живописи. Серия «Мир искусства». Изд. «Мозаика-Синтез».
  7. Наглядно-дидактические пособия по художникам. Серия «Путешествие в мир живописи». Изд. «Детство-Пресс».
  8. Демонстрационные материалы с репродукциями русских художников. Серия «Демонстрационные материалы». Изд. «Айрис-Пресс».
  9. Аманда Реншау «Детям об искусстве». В двух книгах. Изд. «Искусство XXI век». Дорогие, но очень хорошие книги.
  10. О. Синицина «Детям об искусстве. Архитектура». В двух книгах. Изд. «Искусство XXI век». Дорогие, но очень хорошие книги.
  11. «Все цвета радуги в музее. Из коллекции Государственного Эрмитажа». Изд. «Арка»
  12. « Азбука. Животный мир. Из коллекции Гос. Эрмитажа». Изд. «Арка»
  13. «Азбука. Из коллекции Гос. Эрмитажа». Изд. «Арка»
  14. «Про музей читаю сам. Из коллекции Гос. Эрмитажа». Изд. «Арка»
  15. Книги из серии «Картинная галерея (с наклейками)» изд-ва «Махаон». Пока вышли две – «Рассказы о художниках» и «Рассказы о картинах»
  16. В. Бялик «Живопись» Изд. «Аванта+»
  17. Книги из серии «Энциклопедия живописи для детей» изд-ва «Белый город».
  18. М. Маркел. «Мечтатель из местечка. История Марка Шагала». Изд. «Текст»
  19. М. Риизова «Создай свой шедевр. Искусство для детей». Изд. «Питер»
  20. А. Грановская «Первые уроки творчества от великих художников ХVIII века» Изд. «Попурри»
  21. А. Грановская «Первые уроки творчества от великих художников ХIII-ХVII веков» Изд. «Попурри»
  22. А. Грановская «Первые уроки творчества от великих художников ХIХ века» Изд. «Попурри»
  23. Соломко, Улыбашева, Мурашова «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках» Изд. «Белый город»
  24. Соломко, Мурашова, Андрианова «О чем расскажут старые картины» Изд. «Белый город»
  25. Книги из серии «Сказки о художниках» изд-ва «Белый город».
  26. «Художники Возрождения». Книга с пазлами. Изд. «Стрекоза»
  27. « Великие мастера». Книга с пазлами. Изд. «Стрекоза»
  28. Л. Жукова «Азбука русской живописи» Изд. «Белый город»
  29. Книги из серии «Я — художник! Раскрась шедевр» изд-ва «Эксмо-Пресс».
  30. А. Усачев «Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым» Изд. «Дрофа Плюс»
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Онлайн-школа «Учимся играя»

Вам будет интересно:

Тематические игры. Птицы со всего мира.

Создание единой системы хранения идей для игр

Тематические игры и задания «Масленица»

Как познакомить дошкольника с портретом?

Портрет (от фр. слова portrait — изображение) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.

Портреты – это часть истории. В них даны образы людей разных эпох. По портретам мы можем понять, в каком мире жил художник и как он относился к людям.

Человек на портрете может быть нарисован в полный рост, по грудь (погрудный), по пояс (поясной), по колени (поколенный).

По повороту головы портреты бывают: в профиль, в анфас (фр. en face — «с лица»), в четверть поворота направо или налево, в три четверти, вполоборота.

По способу исполнения портрет делится на карандашный, пастельный, масляный, акварельный, гравированный, фотографический и т. д.

По характеру изображения выделяются две группы: парадные (изображение человека на коне, стоящим в полный рост или сидящим на фоне пейзажа или архитектуры) и камерные портреты (погрудное, поясное изображение человека на нейтральном фоне).

Портрет называют костюмированным, если человек изображен в виде литературного (театрального, аллегорического, исторического, мифологического) персонажа. При наименовании такого портрета включают слова «в образе» или «в виде».

Портрет может передавать не только индивидуальные черты человека, но и характерные черты эпохи, в которой жил портретируемый.

По лицу, позе и жестам модели можно угадать ее особенности поведения, темперамент и характер.

Изображая конкретного человека, портретист отражает время, переживания, мечты его соотечественников, а также свои идеалы и свое отношение к модели.

С жанром портрета связано творчество известных художников: В. М. Васнецова, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, К. Е. Маковского, Х. П. Платонова, В. И. Сурикова, А. А. Пластова, И. Е. Репина, В. Г. Перова, И. Э. Грабаря и др.

Ребенку дошкольного возраста близки по чувствам детские портреты. Они вызывают у них положительные ассоциации. Мимика лица, расположение рук помогают дошкольнику понять настроение, характер, душевный мир портретируемого.

Примерная беседа о портрете:

Вопросы по содержанию картины: Кто изображен на этой картине? Что ты можешь рассказать о нем (о ней)? Сколько ему (ей) лет? Как его (ее) зовут? Что он делает? Что изображено рядом с ним (с ней)? Что эти предметы рассказывают о нем (о ней)?

Вопросы, раскрывающие эмоциональное состояние, настроение человека: о чем думает мальчик (девочка)? Что он (она) видит (слышит)? Что он (она) хочет сделать? Что ты видишь в его (ее) глазах? О чем они говорят? О чем рассказывает его одежда? Какую тайну можно разгадать, глядя на руки этого мальчика (этой девочки)? Почему художник изобразил его (ее) в этой позе?

По наводящим вопросам ребенок составляет описательный рассказ. Примерный рассказ по портрету В.А. Серова «Мика Морозов»:

На картине изображен мальчик. Ему 4 года. Его зовут Мика. Он сидит на большом стуле. Рядом с ним лежит игрушка. Мальчик отложил ее в сторонку, потому что увидел за окном маленькую синичку. В его глазах я вижу удивление. Вот-вот он спрыгнет с высокого стула и побежит к окну, чтобы хорошо разглядеть красивую птичку.

Рассказ по портрету И. Е. Репина «Стрекоза»:

И. Е. Репин «Стрекоза»
И. Е. Репин «Стрекоза»

На этой картине художник изобразил девочку. Ей 5 лет. Она сидит на изгороди, свесив ножки. Девочка очень похожа на стрекозу. Она не боится высоты. У нее красивое зеленое платье. Она радуется солнцу, траве, небу.

В процессе беседы можно попросить ребенка придумать свое название портрету, открыть тайну в картине, скрытую художником и т. д.

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация), которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.

На занятиях рисованием, лепкой, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Одним из средств эстетического развития дошкольников является изобразительное искусство.

Общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства:

— Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.

— Различать виды и жанры изобразительного искусства.

— Знакомить с творчеством русских, советских художников, с некоторыми произведениями мирового искусства.

— Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.

— Формировать интерес к музеям, к выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.

— Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

Формы работы:

— посещение выставок;

— занятия по ознакомлению детей с искусством;

— занятия по рисованию, лепке, аппликации.

С детьми младшего и среднего дошкольного возраста сначала изучается произведение одного художника, со второй половины года организовываются выставки, где дети могут сравнивать произведения этого художника, а также увидеть работы других художников. Дети, рассматривая произведения искусства — графику, скульптуру малых форм, узнают знакомые образы, называют художников, учатся определять образы животных — реальные и сказочные, выразительные средства, которые использует художник (цвета, их тона, дальний и передний план, герои главные и второстепенные, их одежда и пр.).

Детей учат видеть содержание, выделять и называть персонажей, определять их характер, настроение и как это передал художник, скульптор, народный мастер.

Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства с детьми старшего дошкольного возраста производятся не менее одного раза в месяц. Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.).

Один из видов изобразительного искусства — это графика. Это рисунок выполненный художником на бумаге, картоне карандашом, пером, углем, пастелью, кистью, а также с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих большое количество экземпляров.

Задачи занятий по графики.

Учить детей:

— понимать содержание книги и узнавать персонажей, выделять особенности их внешнего вида, определять их характер, настроение;

— узнавать некоторых художников по манере рисунка, особенностям содержания образа;

— выделять выразительные средства (цвет, композиция, украшения, одежда, поза, движение, материалы).

Скульптура — один из видов изобразительного искусства, передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к скульптуре, бережное отношение к ней как произведению изобразительного искусства, эмоциональную отзывчивость.

2. Различать скульптуру малой формы и монументальную.

3. Видеть образы животных и человека в скульптуре, характерные признаки внешнего вида, настроение, понимать содержание.

4. Выделять средства выразительности: объемную форму, характер движения, постановку фигуры, выражение лица, характер и настроение образов, выразительность материалов (дерево, керамика, фарфор и пр.).

5. Познакомить с работой скульптора.

Для проведения работы с детьми по знакомству со скульптурой необходимо следующее:

— Изучить монументальную скульптуру своего района, города, выбрать ту, к которой можно провести экскурсию с детьми или мимо которой они проезжают, проходят с родителями.

— Узнать где находятся ближайшие музеи, выставочные залы, художественные салоны или музеи.

— Узнать, нет ли рядом скульптурной мастерской, где можно было бы познакомить детей с творчеством скульптора.

— Приобрести скульптуру малой формы для дошкольного учреждения.

Совместная работа воспитателя и родителей поможет показать детям разнообразие скульптуры.

Необходимо подобрать и изучить литературу о скульптуре, скульпторах, чтобы понять назначение скульптуры, её специфический язык выразительных средств, научиться доступно рассказывать обо всём этом детям.

Формы организации работы:

1. Выставки.

2. Занятия по знакомству со скульптурой малой формы и монументальной скульптурой.

3. Занятия по изобразительной деятельности, на которых будет продолжена работа по знакомству со скульптурой.

Знакомство со скульптурой является частью занятия по рисованию, лепке, аппликации. Для занятий подбираются такие образы, которые затем находят отражение к заданию по рисованию (лепке, аппликации).

Скульптура может быть использована в начале занятия для создания интереса к заданию — показ предмета в разных видах изобразительного искусства (графике, скульптуре, народной игрушке), чтобы выделить общее, присущее данному образу.

Архитектура — искусство создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.

В зависимости от эпохи в архитектуре применяются, различные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, бетон, стекло и пр.).

При знакомстве дошкольников с архитектурой выделяют следующие задачи:

— Учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка.

— Видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовые решения.

— Учить сравнивать старые и современные здания, видеть их различия.

— Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.

— Выделить средства выразительности архитектуры (пластику объёмов, масштабность, пропорциональность и пр.).

— Выделить узорность оград домов, мостов.

— Знакомить садово–парковой архитектурой.

— Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы).

— Отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

Все работы производятся в двух направлениях:

1. Знакомство с архитектурой:

1.1. Экскурсии, прогулки по улицам города, посёлка.

Цель: рассмотреть здания разного назначения.

1.2. Рассмотреть здания на иллюстрациях, репродукциях картин, фотографиях, открытках, видеофильмах и т. д.

Цель: показать разнообразие архитектурных стилей в городе.

1.3. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий.

Цель: показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон, украшений. Определить элементы сказочности

1.4. Использование художественного слова, где дано описание зданий, домов, теремов, подбор образных сравнений.

1.5. Рассказ воспитателя.

1.6. Вопросы.

1.7. Слушание музыки для создания определенного образа здания.

2. Изображение зданий разных конструкций и разного назначения, современные, старинные, сказочные, города будущего в рисунках, аппликациях.

В каждом детском саду содержание работ будет различным и это зависит от впечатлений детей, от того, какие здания они рассматривали, какой наглядный материал был показан, какие сказки читали, что вызвало у них интерес.

Воспитателю необходимо изучить архитектурные особенности зданий, домов своего города, района, улицы. Чтобы выбрать наиболее интересные объекты, которые были бы доступны для изображения их детьми дошкольного возраста.

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения. Следовательно, требуется не только специальная организация детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности.

Знания изобразительной деятельности имеют большое значение для умственного воспитания детей. Это определяется прежде всего тем, что эта деятельность основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты.

Изобразительную деятельность детей дошкольного возраста рассматривают с позиции реалистического искусства, которое является особой формой общественного сознания. В этой связи рисование, лепка, аппликация детей являются средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге в плане, эти образы складываются в сознании ребенка.

Изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе.

Литература:

1. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983. — 112 с.

2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 128 с.

3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.

4. Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 160 с.

5. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников: учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.

6. Корчинова О. В. Детское прикладное творчество. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 315 с.: илл.

7. Ознакомление дошкольников с архитектурой / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 96 с.

8. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.

9. Ознакомление дошкольников со скульптурой / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 96 с.

10. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. — М.: Сфера, 2011. — 128 с.

Жанровая живопись

Исторический жанр

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены исторические события и запечатлены герои прошлого. Исторический жанр часто перекликается с портретным, бытовым и батальным жанрами.

Для ознакомления с историческим жанром уместны произведения В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» и др.

Самым ярким представителем этого жанра в русской живописи является В. И. Суриков («Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др.).

В. И. Суриков «Меншиков в Березове»
В. И. Суриков «Меншиков в Березове»

Бытовой

Бытовой жанр – это картины, на которых изображена повседневная жизнь людей, их быт.

Бытовой жанр можно представить дошкольнику на примере картин П. А. Федотова «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и А. Г. Венецианова («Захарка», «На пашне», «Гумно»).

П. А. Федотов «Сватовство майора»
П. А. Федотов «Сватовство майора»

Батальный

Батальный жанр – (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвящённый военной жизни.

В батальном жанре главное место занимают военные походы и сцены сражений. Художник-баталист стремится показать самый важный момент битвы, передать исторический смысл военных сражений, что сближает батальный жанр с историческим. Сцены, где представлен военный быт, связывают батальный жанр с бытовым жанром.

Знакомить дошкольника с батальным жанром можно на произведениях выдающегося русского художника-баталиста В. В. Верещагина.

'В. В. Верещагин

Анималистический

Анимализм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным мотивом которого являются животные.

Знакомить ребенка с анималистическим жанром можно по книгам известного анималиста Е. И. Чарушина («Про Томку», «Волчишко и другие»), который является и автором и иллюстратором. Важно объяснить ребенку, что художнику-анималисту необходимо долго наблюдать за повадками животных, чтобы создать их образ, передать характер.

Рисунок Е. И. Чарушина
Рисунок Е. И. Чарушина

Многие анималисты наделяют своих животных человеческими качествами. Примером этому является самая известная акварель Альбрехта Дюрера «Молодой заяц» (1502 г.) Портрет этого зайца схож с портретом человека.

Мифологический

Мифологический жанр — ветвь исторического жанра, повествующая о сюжетах преданий и легенд.

Мифологический жанр можно изучать по рисункам И. Я. Билибина в «Сказке о царе Салтане», в «Сказке о рыбаке и рыбке», в «Сказке об Иване Царевиче и Сером Волке», в сказке «Белая уточка» и т. д.

'И. Я. Билибин. Иллюстрация к сказке
И. Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка»

К самым известным мифологическим произведениям можно отнести работы М. А. Врубеля «Пан», «Царевна Лебедь».

К сказочно-легендарной тематике обращался в своем творчестве В. М. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Царевна-лягушка», «Змей Горыныч» и др.)

Способы развития восприятия произведений искусства

Представление о жанрах изобразительного искусства формируется не только на выставках и экскурсиях в музеи, но и в процессе игр.

Восприятие произведений искусства – это эмоционально-интеллектуальный труд, который требует от ребенка определенной подготовки.

В связи с тем, что дошкольник только учится «считыванию» трёхмерного пространства картины, следует развивать в нем наблюдательность и обращать внимание на прекрасное (сочетание красок, форму предметов) во время прогулок, походов, экскурсий, игр и т. д. Важно научить ребенка замечать красоту в живой природе для того, чтобы он смог увидеть красоту на картине.

Развитое восприятие произведений искусства у дошкольника проявляется в том, что он понимает то, что изображено на картине и что хотел нам рассказать художник.

Для развития эмоционального восприятия можно воспользоваться приёмом «вхождения в картину»:

Что ты чувствуешь, глядя на эту картину? Какое настроение передаёт тебе художник? Давай представим себе, что мы оказались в этом лесу (на этой поляне, на этой дорожке, на этой горе…). Дотронься до дерева (до воды, до листвы)! Что ты почувствовал? Какое оно? Пройдись по этой листве! Ты слышишь шелест? Потрогай воду (траву, листву и т.д.). Посмотри на небо! Какое оно? Попробуй вдохнуть в себя воздух! Что ты почувствовал? и т.д.

Для развития художественного мышления следует обратить детское внимание на выразительные средства: «С помощью каких красок художник передал нам радость (тишину, покой, волнение, грусть, страх, свежесть…)? А что бы ты чувствовал, если бы он взял темные краски?»

Выразить свое эмоционально-личностное отношение к картине может прием установки. Дошкольнику дают установку составить мини-рассказ по картине: «Прежде чем сказать, что тебе нравится в этой картине и что ты думаешь ней, надо вспомнить, как она называется, чему она посвящена и что хотел художник нам передать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: