Урок-игра по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (5 класс)


Интеллектуальная игра по поэме «Руслан и Людмила» для 5-6 классов

Разработка интеллектуальной литературной игры «…Сказку эту поведаю теперь я свету» (конкурс знатоков поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»)
Автор:
Лапоногова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», город Архангельск
Описание материала:
предлагаю Вашему вниманию разработку интеллектуальной литературной игры «…Сказку эту поведаю теперь я свету» (конкурс знатоков поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила») для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ. Данный материал будет интересен учителям русского языка и литературы. Данная интеллектуальная игра направлена на привлечение внимания детей к творчеству А.С. Пушкина, на формирование умения применять полученные знания в нестандартных игровых ситуациях. Учителям проведение такой игры позволит осуществить контроль степени усвоения учебного материала после изучения поэмы А.С. Пушкина.
Интеграция образовательных областей:
«Литература», «Русский язык», «Музыка», «Изобразительное искусство» Цель: актуализация творчества А.С. Пушкина у учащихся
Задачи:
Образовательные: 1. Формирование представлений о многообразии творчества А.С. Пушкина 2. Обобщение учебного литературоведческого материала по теме «Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» Развивающие: 1. Развитие умения применять полученные знаний, умения, навыки в нестандартных учебных ситуациях 2. Развитие логического мышления, памяти, внимания 3. Формирование творческого подхода к изучению литературных произведений Воспитательные: 1. Формирование потребности в продуктивном чтении 2. Развитие умения работать в команде 3. Воспитание любви к родной литературе
Демонстрационный материал:
Иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (либо презентация Powerpoint), игровые листы для туров «У Лукоморья дуб зелёный» и «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», карточки со словами для тура «Конкурс толмачей».
Раздаточный материал:
Лист вопросов и ответов для тура «Верю – не верю»
Методические приёмы:
Игровые приёмы (блиц-опрос, викторина, конкурсы)
Правила игры:
1. 3 команды по 7 человек 2. Жюри из числа учеников (3 человека) 3. Помощник учителя 4. 5 туров игры 5. «Негласные правила»: правило дослушанного вопроса, правило поднятой руки, правило взаимоуважения

Ход игры:

Дорогие ребята! Сегодня мы завершаем изучение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и попадаем на интеллектуальную игру «…Сказку эту поведаю теперь я свету». Мы выявим лучших знатоков поэмы, самых внимательных читателей и самых лучших друзей, умеющих работать в команде. Итак, начинаем! Перед серьёзной игрой нужно размяться. Внимание!

1 тур «У Лукоморья дуб зелёный…» Блиц — опрос

1. Тема вопросов – общие вопросы о поэме 2. Цена вопроса – 1 балл 3. Для выбора вопроса – выбрать звёздочку с номером вопроса на игровом поле, выслушать вопрос, дать ответ 4. При неправильном ответе может ответить любая из команд (1 попытка)
Вопросы: 1. Что собой представляет часть поэмы, начинающаяся словами «У Лукоморья дуб зелёный…»? (пролог, вступление) 2. Сколько песен входит в состав поэмы? (шесть) 3. Назовите точную дату окончания поэмы. (26 марта 1820) 4. Музыкальный вопрос: Кто автор данного музыкального произведения? (М.Глинка, Увертюра к опере «Руслан и Людмила») 5. От кого после написания поэмы Пушкин получил портрет со словами «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (от В.А.Жуковского) 6. «У Лукоморья дуб зелёный…» — кто явился «соавтором» А.Пушкина? (няня Арина Родионовна) 7. Поэма появилась в печати в 1820 году, но она отличалась от той поэмы, что мы читаем сейчас. Чем? (не было начала и эпилога поэмы, появившихся к 1828) 8. В какой период своей жизни А.Пушкин начал работу над поэмой? (во время обучения в Царскосельском лицее) 9. Каким стихотворным размером написана поэма? (четырёхстопный ямб)
2 тур «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

1. Вопросы с выбором цены вопроса 2. Тематика вопросов: «…через леса, через моря…» (География поэмы) – вопросы на знание мест действия поэмы Что? Где? Когда? (Обо всём понемногу) – вопросы на знание сюжета Такие разные герои – вопросы типа «узнай героя» Всё дело в … — вопросы на знание художественных деталей, образов 3. Команды выбирают категорию вопросов и стоимость вопроса: 5, 10, 15, 20, 25 баллов на игровом поле 4. Начинает команда, набравшая наименьшее количество баллов в 1 туре 5. При неправильном ответе любая из команд может дать свой ответ (по 1 попытке). 6. После каждого вопроса – переход хода (т.е. выбора вопроса) 1.
«…через леса, через моря…» (География поэмы): 5 баллов — Где находится дуб, под которым кот — баюн рассказывал автору свои сказки? (Лукоморье) 10 баллов — Откуда родом был отшельник, повстречавшийся Руслану? (Из Финляндии) 15 баллов — В какую сторону Наина указала дорогу Рагдаю? (На север) 20 баллов — По берегу какой реки Руслан со своими соперниками отправился на поиски Людмилы? (Днепр) 25 баллов — Где, по словам Фарлафа, он нашел Людмилу? («В пустынных Муромских лесах») 2. Что? Где? Когда? (Обо всём понемногу) 5 баллов — Кто и почему сидел невесел на свадебном пиру? (Рогдай, Ратмир, Фарлаф, были соперниками Руслана) 10 баллов — Как Руслану удалось победить колдуна? (Отрезал бороду Черномору) 15 баллов — Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь? (Людмилу в жёны и полкняжества) 20 баллов — Как четыре витязя выбрали себе дороги? (Их кони разошлись сами) 25 баллов — О чем попросила разбуженная голова? (Чтобы ей не мешали спать) 3. Такие разные герои 5 баллов – «Старушка дряхлая, седая, Глазами впалыми сверкая. С горбом, с трясучей головой, Печальной ветхости картинка» (Наина) 10 баллов – «…ясный вид, Спокойный взор, брада седая; Лампада перед ним горит; За древней книгой он сидит, Её внимательно читая» (Финн) 15 баллов- «…крикун надменный, в пирах никем не побежденный, Воитель скромный средь мечей» (Фарлаф) 20 баллов – «Последний, полный страстной думы, Младой хазарский хан…» (Ратмир) 25 баллов – «К ногам красавицы надменной Принес я меч окровавленный, Кораллы, злато и жемчуг; Пред нею, страстью упоенный, Безмолвным роем окруженный Ее завистливых подруг… (Финн) 4. Художественная деталь (иллюстрации к поэме) 5 баллов — Что в руках у героя? Для чего это?


(Живая и мёртвая вода, для Руслана) 10 балов — Что на голове у Людмилы? Чей это предмет и какую силу он имеет?


(Шапка-невидимка Черномора) 15 баллов — Что это за инструмент? Кому он принадлежит?


Гусли Баяна) 20 баллов — Ларец удачи! Получи 20 очков в подарок! 25 баллов — Каким образом чёрный змей (дракон) появляется в повествовании? Кто это?


(Наина) В вопросах использованы строки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
3 тур «Верю – не верю»

Командам выдаются листы утверждениями и местом для ответов На выданных листах напротив утверждения написать слова «верю» или «не верю» 1. Ратмир остался жить в замке двенадцати дев (Не верю, он стал рыбаком и полюбил простую девушку) 2. Фарлаф заранее задумал подкараулить Руслана при возвращении. (Не верю, он ничего не задумывал, просто послушался Наину) 3. Черномор поймал княжну в сети, обратившись Русланом (Верю) 4. Первый раз Финн увидел Наину, отправившись в военный поход (Не верю, впервые увидел, когда был пастухом ) 5. Владимир выдавал свою дочь Людмилу за графа Руслана (Не верю, за князя Руслана) 6. Рогдай решил убить Руслана и внезапно напал на него (Верю) 7. Рогдай поехал искать Людмилу на юг, Руслан на восток (Не верю, Руслан поехал на “полночь”, то есть на север) 8. В плену у Черномора Людмила не ела и не спала (Не верю, ела и спала, правда, мало и беспокойно) 9. Руслан ударил волшебную голову рукавицей по щеке (Верю) 10. Наина влетела к Черномору в виде крылатого змея с железной чешуёй (Верю) 11. Наина проводила Фарлафа к спящему Руслану в образе дикой собаки (не верю, в образе кошки) 12. Хазары сначала побеждали киевлян, затем подоспел Руслан и разгромил их (не верю, на Киев напали не хазары, а печенеги, и они действительно сначала побеждали)

4 тур Конкурс толмачей (переводчиков)

1. От команды по 1 человеку 2. Выбирают по очереди по 1 слову и объясняют значение 3. За каждый правильный ответ – 2 балла
Слова для объяснения: 1. Гридница – помещение для пиров и собраний дружины.. 2. Уста – рот, губы. 3. Перлы — жемчуг 4. Сонм – большая группа, собрание кого-либо. 5. Чета – два лица или предмета, рассматриваемые как одно целое. 6. Обитель – место пребывания кого-либо. 7. Пажить – луг, поле. 8. Брань – бой, битва, война. 9. Яхонты – рубины 10. Чашники – слуги 11. Ретивый – быстрый
5 тур «Гонка за лидером»

1. Для каждой команды -10 вопросов 2. Отвечать сразу же, без времени на раздумья. 3. Не зная ответ, не тратьте зря время, пропускайте вопрос 4. Время на ответы 1 минута 5. за каждый правильный ответ – 1 балл
Вопросы для 1 команды: 1. Что случилось с Рогдаем? (погиб в поединке с Русланом) 2. Как Руслану удалось победить колдуна? (Руслан отрезал бороду Черномору) 3. С кем шло сражение под Киевом? (С печенегами) 4. Почему Финн стал волшебником? (добиться любви Наины) 5. Сколько сыновей Владимира-Солнца сидело за одним столом на свадьбе Руслана и Людмилы? (12) 6. Кому из витязей помогала Наина? (Фарлафу) 7. Что несёт «арапов длинный ряд»? (бороду Черномора) 8. В кого превращался Черномор, чтобы поймать Людмилу? ( в Руслана) 9. За что ненавидел Черномор своего брата? (за высокий рост) 10. Чем пахнет в Лукоморье? («Русью пахнет») Вопросы для 2 команды: 1. Кем оборачивалась Наина? (Кошкой и змеем) 2. Кем раньше была Голова? (Великаном-богатырем, братом Черномора) 3. Как звали отца Людмилы и кем он был? (князь Владимир) 4. Как звали молодого хазарского хана? (Ратмир) 5. В чем была сила Черномора? (в его бороде) 6. Сколько лет было Людмиле? (17 лет) 7. Звук какого инструмента услышала Людмила в саду Черномора? (арфы) 8. Чем был украшен пояс, поднесенный Людмиле девушкой? (жемчугом) 9. Кем внешне был Черномор? (карликом) 10. Кому служит бурый волк? (царевне) Вопросы для 3 команды: 1. Чем угрожал Черномор своим невольникам? (Удушить бородой) 2. Что стало с Черномором? (Он стал шутом у князя) 3. Кто возвращает Людмилу отцу? (Фарлаф) 4. Зачем Голова нужна была Черномору? (охранять волшебный меч) 5. Сколько лет находился старец в пещере до встречи с Русланом? (20 лет) 6. Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора? (2 дня) 7. Чем украсил Руслан свой шлем? (бородой Черномора) 8. Каким способом Людмила «победила» Черномора во время его первого визита к ней? (завизжала) 9. В каком городе происходит часть действия поэмы? (в Киеве) 10. В руках кого, якобы, нашёл Людмилу Фарлаф? («злого лешего»)
Подведение итогов игры.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий


Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия для детей 9-12 лет Интеллектуальный классный час для учащихся 5-7 классов Викторина «Умники и умницы» по русскому языку с презентацией для 5-6 класса

Похожие статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Морское путешествие

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: