Возможности игры.
Игра «Перспектива» относится к проектно–аналитическим играм. В игре участникам предлагается «увидеть» свою жизнь по окончании школы, «простроить» свое ближайшее и отдаленное будущее.
Игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемыми выборами, принимаемыми решениями и их последствиями, а, следовательно, мотивирует участников на ответственное отношение к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость простраивания долгосрочной жизненной перспективы.
Игра «Перспектива» может быть включена в программу профориентационной работы. В этом случае она помогает учащимся увидеть актуальную задачу выбора профессии в контексте жизненных целей. Наш опыт также показывает, что и самостоятельное, т.е. вне профориентационное проведение этой игры, может быть эффективным. В этом случае игра проблематизирует участников, погружает их в размышления о жизненных достижениях и приоритетных целях.
Сценарий игры разработан для групп учащихся, планирующих обучение в высших образовательных учреждениях. Но нам кажется, что при незначительных изменениях, она может быть предложена и тем, кто не связывает свое будущее с обучением в вузе.
Автомеханик
Предмет: автомобили и автомобильная техника. Средняя зарплата: 55000 руб. Необходимое образование: колледж. Профессия техническая. Кому подходит: преимущественно для юношей.
Автомеханик – универсальный работник, который специализируется на диагностике и устранении поломок автомобилей. Понятие сборное, ведь еще во время обучения каждый автомеханик выбирает узкое направление деятельности, становясь дизелистом, маляром, диагностом и т. д.
Работа автомехаников высоко оценивается, у них в сжатые сроки формируется стабильная клиентская база. Специалисты на долгие годы обеспечены работой, ведь статистика показывает, что только в 2017 году количество легковых машин на дорогах РФ увеличилось до 42 млн., получается, что ТС есть у каждого третьего жителя страны. А ведь еще существует коммерческий транспорт! Профессия стабильная и высокооплачиваемая, но сопряжена с высокими физическими нагрузками и травматизмом.
Содержание игры и игровая цель.
Игровой сюжет связан с проживанием участниками своей будущей жизни, различных ее этапов. Вначале старшеклассникам предлагается почувствовать себя выпускником школы, затем студентом, потом зрелым человеком, четко понимающим, для чего он живет. При этом у участников есть возможность попробовать «на вкус» различные варианты своего будущего и откорректировать его «неприглянувшиеся» стороны. Игровая цель: спланировать свое будущее, прожить его в соответствии с выбранными целями, посмотреть на полученные результаты и изменить их в случае необходимости.
Общий список профессий после 9 класса
Подростку после 9 класса довольно трудно определиться с выбором, тем более сейчас в мире существует более 40 тысяч профессий. Гормоны бушуют, желание протеста никуда не девается и пойти учится вместе со знакомой группой одноклассников или друзей кажется весьма соблазнительным и единственным верным решением. Однако самым важным фактором в выборе профессии для девятиклассника являются исключительно его таланты. Даже если родителям кажется, что их чадо не прокормит себя профессией художника, не имеет смысла выучивать его на учителя математики или бухгалтера. Ему будет тяжело учится и еще тяжелее работать, а в будущем постоянное чувство неудовлетворенности приведет к неврозам.
Выбор профессии в 9 классе – это первое серьезное решение ребенка. Родители должны помогать ему в этом, обращая внимание на его таланты и склад ума. Если есть сомнения, то всегда можно обратиться за помощью к психологу. Толковый специалист проведет несколько разноплановых тестов по диагностике качественных характеристик подростка и побеседует с подростком, выявит его стремления. После чего специалист вместе с родителем придут к какому-либо решению или к списку профессий, к которым предрасположен и сможет реализоваться ребенок.
Училище на базе 9 классов в течение первого года проводит обучение по программе 10 и 11 класса, а после один или два года – получение технической специальности.
Колледж является мягким переходом к институту: обычно преподаватели к студентам относятся мягче, чем в высшем учебном заведении (ВУЗ), но уже не как в школе к детям. Структура обучения в колледже предполагает: ускоренное обучение школьной программы, а затем 2-3 года осваивания специальности. По окончанию студенты получают документ о среднем базовом образовании. После есть возможность поступить на 2 или 3 курс в ВУЗ.
Условно все профессии можно сгруппировать по нескольким направлениям, а именно:
- экономические;
- творческие;
- медицинские;
- технические;
- аграрные;
- юридические;
- педагогические;
- военные;
- социальные;
- лингвистические;
- транспортные.
Каждая из групп делится на огромное количество различных специальностей. Рассмотрим самые популярные из них.
Экономическое направление – бухгалтер, экономист, продавец, менеджер. Не пыльная работа в офисе на данный момент самая востребованная, что является огромным преимуществом на рынке труда.
Самая популярная из творческих профессий – это дизайнер. Возможностей реализоваться тут масса. Это может быть, как компьютерный дизайнер, разрабатывающий сайты, так и специалист по флористике, дизайну пространства или одежды. Работая с удовольствием, любой выпускник будет востребован и сможет себя прекрасно обеспечить.
Медицинское образование после 9 класса включает в себя такие профессии как: медсестра, фармацевт и фельдшер. Для получения более сложных специальностей, например врача или стоматолога, необходим ВУЗ и шесть лет обучения. Однако, можно прекрасно реализоваться, работая в косметической сфере, медработником в больнице, детском саду, интернате, амбулаториях, домах престарелых и инвалидов.
Техническое направление – это слесарь, маляр, штукатур, сварщик, фрезеровщик. Из-за специфики работы эти профессии не так востребованы, но толковый специалист всегда будет на расхват. Особенно человек с образованием, освоивший специальность в колледже или в училище.
К аграрным профессиям относят кинолога, ветеринара, фермера, агронома, овощевода. Если душа ребенка лежит к работе с животными или землей, не стоит его ограничивать в этом. Он с легкостью освоит специальность и найдет высокооплачиваемую работу, если это то, чем он хочет заниматься.
Можно выучится на юриста и после 9 класса, при этом совершенно не обязательно оканчивать ВУЗ. Есть ряд учреждений, где нужны специалисты и со средним образованием. В основном это бюджетные организации, например, пенсионный фонд или соцзащита. При необходимости эти заведения сами потом отправляют работников на курсы повышения квалификации или в ВУЗ.
Педагогическое направление предусматривает специальность педагога начальных классов, педагога дошкольного образования, дефектолога. Работа преподавателя всегда будет востребована. Ее популярность не очень велика из-за невысоких зарплат в школах, но есть частные учебные заведения, детские сады, где квалифицированный специалист будет пользоваться спросом.
Военные специальности – это пограничник, водолаз, военный летчик, сапер, артиллерист, танкист. У этих профессий высокий престиж и достойная оплата труда. Для этих профессий подойдут люди с высокой стрессоустойчивостью и выносливостью, ведь придется работать в полевых, а иногда и опасных условиях.
Социальные специальности – социальный работник, представитель службы занятости, социальный педагог. Данные профессии подходят тем, кто любит и хочет работать с людьми. Свою нишу в этой сфере всегда найти не сложно.
Одна из лингвистических специальностей – это переводчик. Эта универсальная профессия, она будет всегда важна. Найти себя будет очень легко как на удаленной работе, так и в качестве штатного переводчика или репетитора.
Транспортные специальности – водители различных транспортных средств, автослесари. Данные профессии не требуют высшего образования, однако окончив колледж в этом направлении, можно работать, как на дороге, так и в мастерской.
Материалы и требования к организации игры.
Материалы и оборудование:
- Карточки со словами «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ».
- Бланки «Зачетный лист» – для каждого участника.
- Ручки для каждого участника.
- Бланки теста – для каждого участника.
- Таблички с названиями целей студенчества – 1 набор.
- Таблички с названиями целей жизни – 1 набор.
- Бланки «Жизнь студента» – 5 экземпляров (формат А3).
- Карточка «Дела студента»
- Листы цветной бумаги 5 цветов (желтый, красный, зеленый, синий, коричневый)- 1 набор.
- Клей – 5 шт.
- Чистые карточки – 3-4 шт.
- Музыкальное оборудование.
- Музыка «Школьные годы чудесные».
- Колокольчик.
- Доска, или флип–чат.
- Маркеры – 5 шт.
- Стикеры (листочек с клеевым краем) – по 1 для каждого участника.
- Маленький мячик.
Требования к организации помещения.
Игра проводится в большом свободном помещении. В начале игры участники сидят в общем кругу. По ходу действия образуется несколько групп. Помещение должно быть таким, чтобы у участников была возможность работать в мини – группах, не мешая остальным.
Участники.
Игра разработана для учащихся 9 -10 классов. Количество – до 35 человек, однако, оптимальное число – 20 – 25 человек.
По ходу игры участники несколько раз осуществляют индивидуальные выборы, в результате которых могут образовываться мини – группы. Если группа не образуется, участник имеет право проживать этот этап в одиночку. Для проведения игры необходим один ведущий – психолог. Желательно иметь помощника, который по ходу действия будет помогать с раздаточными и наглядными материалами.
Сценарий игры.
Начало игры – введение в игровую ситуацию.
В начале игры участники садятся в круг. Ведущий: «Предлагаю вам погрузиться в игру, которая называется «Перспектива». Игра относится к проектно–аналитическим играм. Это значит, что у вас будет возможность что–то проанализировать, и что–то спроектировать. Анализировать вы будет собственные цели и ценности. А проектировать – свою жизнь. В ходе встречи у каждого появится возможность заглянуть в свое будущее, спланировать его, и прожить в соответствии с выбранными целями. Это позволит понять, что для вас является важным в жизни по–настоящему, увидеть связь сегодняшних поступков с отсроченными жизненными результатами. «Проживание» в игре последствий выбранных решений, поможет вам определить приоритеты, быть может, изменить что-то в своем будущем или в отношении к нему. Возможно, в процессе игры у вас появятся вопросы, желание что-то обсудить с ведущими. В конце мы будем обсуждать результаты, и возможно там, вы получите ответы на свои вопросы. Если ясности не возникнет, обязательно скажите об этом, и мы договоримся о другой встрече».
Для того чтобы настроиться на игру, ведущий предлагает участникам тематическую разминку
Разминка.
1. Ведущий к одной стене прикрепляет карточку, на которой написано «ДА», к второй – карточку, на которой написано «НЕТ», к третьей – «НЕ ЗНАЮ». Ведущий: «Сейчас я буду зачитывать фразы. Если вы полностью согласны с этим утверждением, вы должны встать и подойти к карточке, на которой написано «ДА». Если вы не согласны – карточке «НЕТ». Если сейчас вам трудно дать однозначный ответ – подойдите к той, на которой написано «НЕ ЗНАЮ».
Фразы ведущего:
- Я точно знаю, чем я буду заниматься после школы;
- Мои родители поддерживают мой профессиональный выбор;
- Уже сейчас я готовлюсь к поступлению в вуз;
- Профессия должна приносить деньги, все остальное – второстепенно;
- В последнее время я много думаю о своей жизни.
Психолог последовательно читает каждую фразу. После того, как прозвучало утверждение, участники подходят к карточкам–ответам. Ведущий просит двух – трех человек коротко прокомментировать свой выбор. Затем читает следующую фразу. После обсуждения последней строчки, участники садятся в общий круг, так, чтобы видеть доску.
2. Ведущий на доске рисует «Линию времени», отмечает на ней точку «Настоящее» и задает участникам вопрос: «Когда вы слышите слово «Будущее», на сколько лет вперед вы заглядываете?» Участники отвечают (не все, а по желанию; если все молчат, ведущий обращается к конкретным детям по имени, и просит ответь их). Участники называют количество лет, ведущий ставит точки на «Линии времени».
Ведущий: «Для каждого из вас слово «Будущее» задает свой временной интервал (коротко комментирует картинку, получившуюся на доске). А кем вы видите себя в этом будущем, какова ваша основная социальная роль?» Участники получают по одному стикеру, на котором пишут свою основную социальную роль и прикрепляют к линии времени. Ведущий просит желающих прокомментировать свои ответы или сам комментирует написанное. Ведущий: «Мы с вами отправляемся в будущее. В ходе игры вы проживете несколько этапов жизни: выпускник школы, студент, зрелый человек. А затем мы вернемся в настоящее и посмотрим, как то, что мы прожили в игре связано с нашей сегодняшней жизнью».
На этом разминка заканчивается. Ведущий раздает участникам «Зачетные листы», просит их подписать. Звучит музыка «Школьные годы чудесные».
Окончание школы.
Музыка смолкает и звучит колокольчик.
Ведущий: «Представьте себе, что вы расстаетесь со школой: прозвенел последний звонок, отгремел выпускной бал. Одиннадцать школьных лет позади… Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста».
Ведущий передает мяч по кругу и просит каждого назвать чувство и коротко прокомментировать его. После того, как каждый участник рассказал о своем чувстве, ведущий просит записать его в зачетном листе. Ведущий: «А теперь пришло время выбрать профессию. На этот выбор могут влиять разные факторы: престиж профессии, подходящий для вас режим работы, есть связи в этой профессиональной области, традиции семьи, личные интересы, высокий уровень заработной платы, ваши личные способности, желание приносить пользу обществу (ведущий называет принципы и прикрепляет карточки на стену). Может быть еще какие – то принципы выбора очень важны, но сейчас не прозвучали?» (Ответы детей записываются на чистую карточку и также крепятся на стену). Конечно, выбирая профессию важно анализировать разные принципы. Но, все же, какой из вышеназванных принципов будет для вас решающим? Подойдите и встаньте рядом с самым важным для вас принципом».
Ребята объединяются в группы.
Ведущий: «Теперь в группах составьте список аргументов в защиту вашего принципа выбора. Почему именно ваш принцип должен быть основополагающим или почему для вас он так важен».
Группы представляют свои аргументы. У участников есть возможность задать друг другу вопросы. Если аргументы другой группы показались кому-то более убедительными, этот участник может поменять группу. Затем ведущий просит каждого записать свой основной принцип выбора профессии в «Зачетный лист». Участники возвращаются в общий круг.
Обучение в институте.
Ведущий раздает каждому участнику «Тест».
Ведущий:«Я буду читать вслух текст теста. Пожалуйста, выберите подходящий для вас вариант ответа и о. В каждом вопросе можно выбрать только один ответ».
Пока один ведущий работает с тестом, второй развешивает в разных концах кабинета цветные листы бумаги. Ведущий: «Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Подойдите к листочку этого цвета. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет».
Один ведущий называет цели студенчества и другой прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей: желтый – превращение в профессионала; красный – получить возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний; зеленый – активная студенческая жизнь; синий – устройство личной жизни; коричневый – карьерные устремления.
Важным моментом данного этапа является разведение для учеников двух похожих в их глазах целей – превращение в профессионала и получение возможности работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний. Ведущий может объяснить ребятам, что стать профессионалом за 5 лет учебы в институте – это очень трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и.т.д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания института в процессе наработки профессионального опыта. Но это, как правило, предполагает работу в течение какого-то времени после окончания института в не самых престижных и хорошо оплачиваемых местах, прежде чем начинающий специалист станет конкурентоспособным в профессиональной среде.
Ведущий: «Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите, какая цель студенчества вам ближе, назовите ее и подойдите к соответствующему ей цвету. Все участники могут еще раз «примерить» к себе выбранную цель студенчества. Решите, остаетесь ли вы в своей группе или перейдет в другую, ту, чья цель кажется вам более подходящей. Затем запишите цель студенчества в свой «Зачетный лист».
Ведущий: «Сейчас вы будете работать по группам, объединенным одной целью студенчества. Каждая группа получит бланк «Жизнь студентов» и карточки «Дела студентов». Пожалуйста, напишите на бланке цель обучения в вузе. Затем отберите не больше 7 карточек из общего перечня дела студента. Выбранные вами карточки должны соответствовать цели студенчества. Карточки вклейте в бланк «Жизнь студентов». По окончанию времени, каждая групп зачитывает список дел.
Ведущий: «Представьте, что на протяжении 5 лет вы в основном занимаетесь теми делами, которые только что перечислили. Каков ваш личный и профессиональный «багаж» по окончанию вуза? Обсудите в своей мини -группе, запишите на бланк «Жизнь студентов» и затем расскажите всем».
После общего обсуждения каждый участник записывает в “Зачетных листах” с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами он выйдете из вуза.
Если на этом этапе появляются участники, желающие сменить цель студенчества и перейти в другую группу, ведущий разрешает это сделать. В «Зачетном листе» они фиксирует «багаж», который «собрала» новая группа.
Верстальщик HTML
Предмет: web-страницы, IT. Средняя зарплата: 30000 руб. Необходимое образование: курсы. Профессия в сфере IT. Кому подходит: для девушек, юношей, окончивших 9-й класс.
Верстальщики безупречно знают HTML-код, используя его, они производят верстку web-страниц. Они отвечают за корректное отображение страниц на всех устройствах (компьютеры, планшеты, смартфоны), придавая им необходимый вид: заголовки и подзаголовки, рамки, абзацы и т. д.
Смысл жизни.
Ведущий: «Время летит очень быстро. А в нашей игре особенно. Вот уже и вуз далеко позади. И пришло время подумать о том, для чего живет человек. У каждого человека есть какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Жизненные цели у разных людей разные: для кого-то важнее всего счастливая семья, для кого-то – успешная карьера, для кого-то – жизнь, наполненная сильными впечатлениями… (Ведущий называет и прикрепляет карточки «Цели жизни» в разных концах кабинета). Какие-то из этих целей легко сочетаются с другими, какие-то очень трудно. Например, тяжело сочетать серьезное карьерное становление с созданием счастливой семьи. Часто чем – то приходится жертвовать ради самой важной, самой значимой жизненной цели. Сейчас я прошу каждого подумать, какая из перечисленных целей жизни является для него самой значимой. Назовите эту цель и подойдите к карточке, где она обозначена». Если кто–то из участников называет цель, не представленную на карточках, ведущий пишет ее на чистом бланке и прикрепляет к доске.
Ведущий: «Обсудите в группе, почему эта цель является для вас такой важной».
Участники обсуждают, а затем предъявляют всем результаты своих размышлений. Часто мы сталкиваемся с тем, что участники говорят о том, что выбранная ими цель позволяет достичь и все остальные цели тоже. Задача ведущего показать участникам эту «ловушку», помочь им сформулировать для себя главный аргумент. На этом этапе представители групп могут задавать друг другу вопросы на прояснение аргументов. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не принижали цели других, пытаясь отстоять приоритетность своей. Важно донести до участников мысль о том, что мы не спорим друг с другом, а помогаем понять. Каждый имеет право на свою точку зрения.
Выбранная участниками цель жизни записывается в «Зачетный лист».
Подведение итогов.
Ведущий: «А теперь посмотрите в ваши “Зачетные листы”. Как соотносятся ваши записи? Нет ли каких-то рассогласований? Цели студенчества и багаж вуза способствуют достижению жизненных целей? Поделитесь, пожалуйста».
Ребята озвучивают полученные результаты.
Этот этап – некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат проделанной работы: у кого-то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то – несоответствие различных жизненных этапов. Например, целью жизни девушки является счастливая семейная жизнь, а она 5 лет посвятила серьезнейшему профессиональному становлению; у молодого человека цель – блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь» и вышел с «багажом» информации о лучших развлекательных клубах. Обсуждая получившиеся итоги, ведущий говорит участникам о том, как важно четко осознавать свои цели и строить жизнь в соответствии с ними.
Ведущий: «Прошла игра. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться? Может быть, кто-нибудь хочет задать вопросы ведущим или друг другу? Спасибо всем за работу!»
Личные впечатления
Игра очень четкая, структурированная и “живая”. В зависимости от личностной готовности участников в игре могут подниматься и обсуждаться самые сложные мировоззренческие позиции. Многим подросткам приятно чувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные ответственные решения, отстаивающих свои принципиальные позиции. Игра насыщена эмоционально и интеллектуально. Радуют возможности данной игры для осознания участниками своих ценностей.
Одной из центральных задач игры является формирование позитивного отношения ребят к своему будущему, для чего им дается возможность его изменения на каждом этапе игрового действия.
Роль ведущих в этой игре крайне важна: необходимо направлять работу всех групп, быть готовыми к серьезному обсуждению принципиальных вопросов, но при этом не подавлять детскую самостоятельность и демонстрировать уважительное отношение к самым различным – и иногда совершенно неожиданным – взглядам подрастающего поколения.
«Приложения к игре»
Конспект занятия по профориентации «Профессиональная проба»; 9 класс
Занятие по профориентации для 9 класса.
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека Древнеримский философ
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
- Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
- Способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии.
- Способствовать формированию представления о будущей профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессиональнозначимых качеств личности.
Развивать представление о саморазвитии и самореализации. Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный – объяснение, демонстрация, работа с инструкционными картами; частично-поисковый
Дидактические материалы: инструкционные карты, презентация Теоретическая часть: основные характеристики профессий Тип урока : деловая игра
Ход урока 1. Организационно-подготовительная часть Приветствие, контроль посещаемости (Можно, чтобы каждый ученик представился ,называя свое имя , произнес профессияю на туже букву, что и первая буква имени )
2.Повторение пройденного материала: -Сколько профессий существует в мире? (В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации и квалификации – свыше 50 тысяч.) -Почему существует такое многообразие профессий? (В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и способностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей.) -Кто такой профессионал? (Профессионал – это человек, выполняющий свою работу грамотно, качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.) -Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом? (Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой области своих интересов.) -Что значит сквозные, редкие и свободные и необычные профессии? (Сквозные(когда профессия востребована в любой отрасли и предприятии) -бухгалтер, экономист, отдел кадров редкие(очень единичные профессии) — сурдопереводчик, дегустатор, энолог свободные(хочет работает, хочет нет, свободный график) — фрилансер, художник, писатель необычные — нюхатель освежителей, дегустатор кошачьего корма, ловец шаров
Или, наиболее массовые профессии принято называть сквозными, т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист, исследователь, конструктор, юрист.К особой группе относятся сравнительно редкие, специфические профессии: ювелир-огранщик драгоценных камней, монтировщик, лингвист, эмбриолог и т.д. Особую часть составляют люди, так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой-либо определённой должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары. — Как влияет профессиональный труд на человека? (в профессиональной деятельности, в труде происходит самовыражение личности – проявление своего «Я», своей индивидуальности. В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния.)
3. Актуализация знаний учащихся. Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию — значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.
Записать в тетради: Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется — профессиографией. Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм – одним из важнейших источников инфориации.
Профессиограмма – характеристика профессии, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда. Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Все профессиограммы построены примерно по такой схеме: Название профессии Предмет труда Цели труда Условия работы Вид труда Знания и умения, необходимые для выполнения работы Медицинские противопоказания Требования к человеку Пути получения профессии -Некоторые из вас определились с выбором профессии ,поэтому я прошу ответить на вопросы анкеты «Что повлияло на твой выбор »
Анкета Что повлияло на твой выбор (нужное обвести):
- Внимание к тому, насколько доходной является профессия.
- Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.
- Значение внешней атрибутики: « Хочу носить военную форму »
- «Полезность « профессии для самого человека : « Будешь поваром – голодным не останешься » . « В семье должен быть собственный доктор.. » и т.д.
- Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.
- Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.
- Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.
- Осознание собственных интересов. (презентация)
Минута отдыха. Какую пословицу должен знать каждый закройщик? («Семь раз отмерь, один раз отрежь»)
2. Какую пословицу должен знать каждый водитель? («Тише едешь — дальше будешь») 3.Что должен знать каждый рыбак? («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда” 4.Что должен знать каждый ученик? ( «Ученье – Труд, а не ученье – Тьма»)
— А теперь проверим , соответствует ли выбранная вами профессия вашему сладу характера Классификация профессий по предмету труда (презентация)
У библиотекарей есть такая заповедь: поставить книгу не на свое место — это значит ее потерять. В библиотеке многие тысячи томов. Но любой из них можно найти за считанные минуты, если все в порядке с классификацией и описанием книжного фонда.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Педагог: в мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии)
- «Человек-техника»
Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.
- «Человек – природа»
Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.
- «Человек — человек»
Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.
Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим — качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.
Все многообразие профессий типа «человек-человек» можно разделить на несколько направлений:
- воспитание и обучение;
- здравоохранение;
- организация и управление;
- правовая защита;
- торгово-сервисное обслуживание;
- культурно-просветительская работа.
• «Человек — знаковая система Для производства любого продукта необходимы три компонента: вещество, энергия и информация. Знаки являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно тип профессий «человек — знаковая система» можно разделить на следующие направления.
- Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.
- Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.
- Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия связана с составлением или использованием географических карт, графиков, чертежей. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Для таких работников необходимы наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся такие предметы, как география, черчение, то эта работа для вас.
- Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер – это не только устройство для игр, а ещё у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии могут вас заинтересовать.
• «Человек – художественный образ» Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.
Среди этой группы можно выделить следующие направления:
- Организаторские (режиссер, балетмейстер);
- Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, актер, композитор);
- Исполнительские (кондитер, портной);
- Исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).
Диагностические методики
1. «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет — поставьте «—» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
- Легко знакомлюсь с людьми.
- Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.
- Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.
- Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.
- Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.
- С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.
- С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.
- Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.
- Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.
- Люди считают, что у меня есть художественные способности.
- Охотно читаю о растениях, животных.
- Принимаю участие в спектаклях, концертах.
- Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин
- Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.
- Легко улаживаю разногласия между людьми
- Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.
- Людям нравится мое художественное творчество/
- У меня есть способности к работе с растениями и животными.
- Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.
- Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.
- Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.
- Без особого труда усваиваю иностранные языки.
- Мне часто случается помогать даже незнакомым людям
- Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.
- Могу влиять на ход развития растений и животных.
- Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.
- Мне обычно удается убедить людей в своей правоте.
- Охотно наблюдаю за растениями или животными.
- Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.
- Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.
Обработка и интерпретация результатов По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».
Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами: П (природа), Т (техника), З (знак), Х (художественный образ), Ч (человек). Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 — говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.
Упражнение «Найди профессию для сказочного героя»
Задача обучающихся – подобрать профессию для каждого из предложенных сказочных героев и обосновать выбор именно этой профессии.
Предлагается трудоустроить следующих героев:
- Дюймовочка;
- Незнайка;
- Конек-горбунок;
- Кощей Бессмертный;
- Царевна-лягушка;
- Змей Горыныч;
- Колобок;
- Чебурашка;
- Баба-яга;
- Василиса Прекрасная.
Домашнее задание. Каждому ученику подготовить по сообщению о любой редкой или новой профессии.
Полный текст материала Конспект занятия по профориентации «Профессиональная проба»; 9 класс смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.
Автор: Сопин Александр Владимирович → Публикатор 02.04.2018 0 6079 276 | Комментировать |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Вход | Регистрация
Есть мнение? Оставьте комментарий