Урок внеклассного чтения на тему: » Сказки А. С. Пушкина» ( 5 класс)


Урок внеклассного чтения. 5 класс. По теме «Художественный мир пушкинских сказок»

Тема: Внеклассное чтение. Художественный мир пушкинских сказок.

Цели:

прививать любовь к чтению; обучать вдумчивому прочтению сказки; развивать креативные способностей у детей, проследить к чему приводит человеческая гордость, зависть и себялюбие, какие трудности преодолевает любовь.

Оборудование:

портреты А.С.Пушкина; различные издания сказок Пушкина; 2 чёрных ящика с предметами (или иллюстрациями предметов) из сказок Пушкина.

Урок-игра.

Ход урока.

  1. Орг. момент
  2. Вступительная беседа

— Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в раннем детстве и, ещё не умея читать, повторяем за мамой знакомые слова: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Мир пушкинских героев живёт с нами и позже, в школьные годы. А поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит живой водой всех, кто прикоснётся к нему.

III. Игра «Знатоки сказок А.С.Пушкина»

— Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Каждая команда выбирает себе название. («Лукоморье» и «Синеморье»)

1 Конкурс «Знаете ли вы биографию Пушкина»

— Где и когда родился А.С.Пушкин?

— Назовите родителей Пушкина?

— Как звали няню Пушкина?

— Где учился А.С.Пушкин?

— Как звали русского поэта, который присутствовал на публичном экзамене в лицее?

— Какие сказки написал Пушкин после спора с В.А.Жуковским?

— Какая надпись была на подаренном Жуковским портрете?

— Перечислите сказки Пушкина.

2 Конкурс «Знатоки стихотворений А.С.Пушкина»

— Ребята, первый конкурс нашей игры называется «Знатоки стихотворений А.С.Пушкина». По жребию один из участников команды начинает читать стихотворение А.С.Пушкина, игроки другой команды должны его продолжить. Побеждает команда, знающая больше стихотворений.

3 Конкурс «Литературный детектив»

Командам выдаётся «чёрный ящик», в которой лежат предметы, встречающиеся в сказках Пушкина (зеркало, золотой петушок, золотая рыбка, бочка, яблоко, муха и т.д). Надо угадать, из какой сказки этот предмет.

4 Конкурс «Дальше, дальше, дальше…»

— За одну минуту команды должны дать как можно больше ответов на вопросы.

— Как царица обращалась к своему зеркальцу? («Свет мой, зеркальце! Скажи,/ Да всю правду доложи:/ Я ль на свете всех милее,/ Всех румяней и белее?»)

— Что приговаривал Балда? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

— Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой/ У самого синего моря»)

— Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»? («Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком»)

— В чем заключалась сила и власть Черномора? (в бороде)

— Кто помогал царице избавиться от царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? (Чернавка)

— Мимо какого острова проплывали корабли в одной из сказок? (мимо острова Буяна)

— В кого превращался князь Гвидон? (в комара, в муху, в шмеля)

— Какую песню пела белочка? (Во саду ли, в огороде…)

— Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка ложь, да в ней намёк!/ Добрым молодцам урок».)

— Как звали пса из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях?» (Соколко)

— Назовите любимое время года Пушкина? (осень)

— Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)

ФИЗМИНУТКА

5 Конкурс «Узнай героя и из какого он произведения?»

— «Идёт, бредёт сама собой…» (избушка на курьих ножках, «Пролог»)

— «Голубка дряхлая моя…» (няня, «Няне»)

— «Месяц под косой блестит, / А во лбу звезда горит…» (Царевна-лебедь, «Сказка о царе Салтане…»)

— «За столом сидит она царицей,/ Служат ей бояре да дворяне…» (старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

-«Высока, стройна, бела, / И умом и всем взяла;/ Но зато горда, ломлива,/ Своенравна и ревнива.» (Царица, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

— «Смолоду был грозен он/ И соседям то и дело / Наносил обиды смело…» (царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»)

6 Конкурс «Заморочки из бочки»

— Назовите, произведения, из которых взяты эти строчки:

— «Там русский дух, там Русью пахнет…» («Пролог» из поэмы «Руслан и Людмила»)

— «Ветер по морю гуляет/ И кораблик подгоняет» («Сказка о царе Салтане»)

— «Они жили в ветхой землянке/ Ровно тридцать лет и три года» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

— «Час обеда приближался, / Топот по двору раздался» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

— «Петушок с высокой спицы/ Стал стеречь его границы» («Сказка о золотом петушке»)

— «Нужен мне работник:/ Повар, конюх и плотник.» («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

7 Конкурс «Живые картинки»

— Каждая команда должна при помощи движений, мимики и жестов изобразить любой эпизод из сказок Пушкина, другая команда отгадывает сказку.

8 Конкурс «Откуда взято название команды?»

— Расскажите, почему ваши команды так называются? («Синеморье» — из «Сказки о рыбаке и рыбке» (жили у самого синего моря), «Лукоморье» — из пролога к поэме «Руслан и Людмила» (лукоморье- морской залив, где растёт дуб)).

IV
Подведение итогов урока
Домашнее задание

Ответить письменно на вопрос «Как вы понимаете смысл последних строчек «Сказки о золотом петушке» : «Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: