Урок-игра по литературе «Литературный брэйн-ринг», 7 класс


Урок-викторина в 7-м классе

Цель игры.
Развивать интерес к предмету; повторить фактический материал, полученный учащимися на уроках литературы в 7-м классе.

В основе

урока лежит телевизионная версия викторины «Своя игра», адаптированная к школьным условиям:

  • в каждом из трёх раундов участникам предлагаются четыре темы, содержащие по три вопроса каждая — всего 36 вопросов плюс финальный вопрос;
  • каждый вопрос в зависимости от уровня сложности оценивается одним, двумя или тремя баллами;
  • в качестве игроков выступают команды по три-четыре человека;
  • вместо электронного табло используется прикреплённое к классной доске самодельное табло: половинки альбомных листов формата А4 склеиваются между собой с обратной стороны при помощи скотча (четыре ряда по три листа в каждом), на лицевой стороне маркером пишутся цифры 1, 2, 3, обозначающие и номер вопроса, и количество баллов, — эта часть табло не меняется в течение всей игры; с левой стороны от цифрового табло помещается лента листов полного формата А4, также склеенных между собой при помощи скотча, на их лицевой стороне написаны названия тем раунда — эта часть табло меняется каждый раунд; когда во время игры команда выбирает вопрос, ученик-ассистент закрывает соответствующий номер на табло при помощи половинки альбомного листа формата А4 и обыкновенной канцелярской булавки;
  • счёт игры на доске ведёт второй ученик-ассистент; здесь возможны два варианта оценок: более жёсткий — в соответствии с телеверсией игры, то есть за каждый правильный ответ команда получает баллы, при каждом неверном ответе — теряет; более мягкий — учитываются только правильные ответы, а при неверных ответах команды баллов не теряют.

Материал для игры взят из учебника: Литература: 7 кл. Хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.Я. Коровина.

Темы и вопросы для игры

Интерьер

1. “Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая”.

Назовите автора, из чьего произведения взято описание интерьера. (Иван Сергеевич Тургенев.)

2. “Светлица была убрана во вкусе того времени… Всё было чисто вымазано цветною глиною. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами… Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутылки и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки…”

Назовите хозяина описанной светлицы. (Тарас Бульба.)

3.

И приходит он в свой высокий дом,Не накрыт дубовый стол белой скатертью,А свеча перед образом еле теплится.

Назовите героя, который увидел этот интерьер. (Степан Парамонович Калашников.)

Автор

1. У каждого из этих авторов есть автобиографические трилогии, первые книги которых названы одинаково — «Детство». Назовите авторов этих книг. (Л.Н. Толстой и А.М. Горький.)

2. Назовите поэта, который посвятил свою поэму жёнам декабристов, последовавшим за своими мужьями на каторгу в Сибирь. (Н.А. Некрасов.)

3. Назовите писателя-прозаика, который ещё писал и стихотворения в прозе. (И.С. Тургенев.)

Название

1. Название этого рассказа отражает мысль А.П. Чехова о том, что некоторые люди в некоторых ситуациях способны вести себя, как это пресмыкающееся животное. (Чехов А.П. «Хамелеон».)

2. Эта повесть Гоголя названа по имени её главного героя. («Тарас Бульба».)

3. Название этой крестьянской обуви Иван Алексеевич Бунин использовал для заголовка своего рассказа. («Лапти».)

Тропы

1. Название одного из рассказов Евгения Ивановича Носова представляет собой метафору: автор сравнивает короткую пору цветения маков именно с этим. («Живое пламя».)

2. Именно так называется форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов с целью пояснить один с помощью другого, например:

Вот нахмурил царь брови чёрныеИ навёл на него очи зоркие,Словно ястреб взглянул с высоты небесНа младого голубя сизокрылого.

(Сравнение.)

3. Какое художественное средство использует Александр Твардовский в следующих строках:

Отыграли по дымным оврагамТоропливые воды весны.И пошла она сбавленным шагом В междуречье Пахры и Десны.

(Олицетворение.)

Стиховедение

1. Каково главное отличие стихотворной речи от речи прозаической? (Ритм, ритмичность.)

2. Так называется в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм. На письме такие группы отделяются одна от другой увеличенным интервалом. (Строфа.)

3. Именно так называется трёхсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге, например:

Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ногОдуванчика шарик пуховый,Подорожника твёрдый клинок.

(Анапест.)

Цвет

1. Начало третьей части лермонтовской «Песни про купца Калашникова» предвещает трагический исход событий. Об этом говорит даже цвет поднимавшейся над Москвой зари. Какого цвета была заря? (“Над Москвой… заря
алаяподымается”.)
2. Описывая портрет одного из казаков в повести «Тарас Бульба», Гоголь говорит, что шаровары у него были шириною именно с это море. (Чёрное море.)

3. Именно такого цвета лапти мерещились в бреду больному мальчику из рассказа И.А. Бунина. (Красные лапти.)

Имена

1. Звали этого героя Ефим Дмитриевич, но в деревне его называли по-другому. Как? (Юшка.)

2. Максим Горький — это псевдоним. Назовите настоящее имя писателя. (Алексей Максимович Пешков.)

3. Принимая монашество, князь был наречён Давыдом, а княгиня, жена его, Ефросиньей. Но в названии произведения использованы их светские имена. Как же звали князя и княгиню до принятия монашества? (Пётр и Феврония Муромские.)

Фольклор

1. Зрительный ряд.

Назовите автора картины, самого известного иллюстратора русских народных сказок. (
Васнецов;
репродукция по выбору учителя.)

2. Каково главное отличие пословицы от поговорки? (Пословицы заключают в себе законченную мысль, а поговорки — просто меткие выражения.)

3. В былине «Вольга и Микула» есть такие строки:

Повыехали в раздольице чисто поле,Услыхали во чистом поле оратая,Как орёт в поле оратай посвистывает…

Кто такой оратай и что он делает в чистом поле? (Пахарь пашет ниву.)

Флора

1. Вспомните автора и название произведения, в котором один из героев нарвал другим по десятку спелых, сладких яблок, а себе взял одно кислое. (Салтыков-Щедрин М.Е. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».)

2. Назовите рассказ, в котором некое растение было наделено человеческими качествами: скучало по своей матери, не хотело унывать. (Платонов А.П. «Неизвестный цветок».)

3. Назовите произведение, в котором герой видит следующую картину: “Прямо от школьной ограды начиналась речная луговина, ещё по-летнему зелёная, с белыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов”. (Носов Е. «Кукла».)

Портрет

1. “Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы”. Кто он? (Юшка.)

2. “Он был высокого росту, плечист и сложён на славу. Из-под мокрой запашной рубахи выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная кучерявая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо. Из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза”. Чей портрет представлен? (Бирюк.)

3.

Горят щёки её румяные,Как заря на небе Божием;Косы русые, золотистые,В ленты яркие заплетённые,По плечам бегут, извиваются,С грудью белою цалуются.

О ком идёт речь? (Алёна Дмитриевна Калашникова.)

Пейзаж

1. В каком произведении встречается такой пейзаж: “Солнце наконец взошло; тонко заржала лошадь, и как-то необыкновенно быстро просветлело, порозовело всё вокруг; ещё отчётливей стала видна седая роса на ёлках и кустах, а туман пришёл в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена”. (Казаков Ю. «Тихое утро».)

2. Назовите автора и произведение, в котором так описывается природа: “Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился холодом; тени густели”. (Тургенев И.С. «Бирюк».)

3. Из какого произведения взят этот пейзаж: “Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жёстким белокопытником, объявилось много неизвестных мелей и кос”? (Носов Е. «Кукла».)

План конспект по литературе 7 класс Урок 1. Вводный

Теория литературы: жанр Оборудование: выставка различных изданий авторов, которые будут изучаться в седьмом классе. На доске эпиграфы:

Всем хорошим в себе я обязан книгам. М. Горький Выбирай писателей так, как выбираешь друга. Английская пословица.

Ход урока I. Вступительное слово учителя. Итак, начинается новый учебный год и мы приступаем к открытию и изучению новых имен и произведений сокровищницы мировой литературы. В этом году мы начнем с изучения устного народного творчества, с которым вы уже знакомились в 5 и 6 классах. Затем будем как изучать произведения русских и советских писателей, так и произведения зарубежных авторов. — Какие книги вы прочитали за лето? — Какие произведения вы изучали в прошлом учебном году? Ребята делятся воспоминаниями о книгах, прочитанных летом из списка литературы, данном учителем, и о произведениях литературы, изучавшихся в прошлом году.

II. Знакомство с учебником. Условия работы – в классе. 1. Работа с терминами. Ребята, в седьмом классе мы с вами познакомимся с множеством интересных произведений, написанных авторами, знакомыми вам и тех, которых вы еще не знаете. Нашей сквозной задачей в процессе изучения этих произведений будет задача научиться не только вдумчиво читать, но и изучать произведение. Мир книг, литературы — особый мир, который имеет свои законы, а наука, которая изучает эти законы, называется литературоведением. Эти законы мы начнем осваивать в седьмом классе для того, чтобы в дальнейшем лучше понимать каждую книгу, которую доведется прочитать. Для этого нам понадобится учебник, тетрадь, тетрадь для творческих работ и словарик, куда мы с вами будем записывать основные литературоведческие термины. (Так же мы будем пользоваться пособием по литературе В. Я. Коровиной «Читаем, думаем, спорим…») Словарик для записи терминов мог вестись в прошлые годы. Если он сохранился, можно его продолжить. Очень важно объяснить школьникам, что, несмотря на то, что термины есть в конце учебника, необходимо записывать все важные определения, чтобы лучше запомнить их и сохранить для последующих лет обучения. Итак, первое слово, которое мы запишем в наш словарик, будет слово «Литературоведение». Прочтите значение этого термина на стр. 408 (Часть II стр.236 — новое издание в 2-х частях, далее НИ) учебника. (Один из учеников читает вслух.) — Что такое «специфика» и «сущность», как вы понимаете эти слова?

Карточка 1 Специфика — совокупность (набор, комплекс) специфических (особенных, отличительных, свойственных только данному предмету) особенностей. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 2001.)

Карточка 2 Сущность — то же, что «суть»: самое главное и существенное в чем-либо. (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 2001.)

Вполне возможно, что кто-то из учеников даст достаточно квалифицированный ответ на этот вопрос. Если нет, то можно либо дать им возможность прочитать значения этих слов в словаре, либо дать соответствующие значения из словаря на карточках. — Ребята, что же, по-вашему, главное в литературе? Что, например, отличает ее от других видов искусства: музыки, живописи? (Главный материал — слово. Мысль передается с помощью образов) — Какие особенные признаки отличают литературу? Что, например, есть в художественной литературе и чего нет в публицистике, в научной литературе? (Сюжет в повести, романе, рифма в стихотворении, метафоры, сравнения, олицетворения) Мы с вами в седьмом классе начнем осваивать огромный набор инструментов, с помощью которых литературоведы изучают законы, по которым живет художественное произведение. Начнем с понятия, которое запишем в наш словарик: «жанр». Прочтите определение этого понятия на стр. 407 (II — 235-НИ). — В каком жанре написаны следующие произведения: «Бородино» М. Ю. Лермонтова, «Узник» А. С. Пушкина, «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, «Лошадиная фамилия» А. П. Чехова и др.? — Приведите примеры рассказов, повестей, сказок, поэм, стихотворений, басен, романов, комедий, трагедий, которые вы читали сами. Вы видите, что стихотворение существенно отличается от романа, повесть — от басни. Как же разобраться в этом многообразии жанров? В конце учебника, на стр. 412 (II -241, НИ), после словаря литературоведческих терминов, мы найдем раздел «Справочные материалы о теории литературы». Небольшая таблица, как мы видим, подразделяет все разнообразие жанров на три основных рода. Назовите, на какие роды делятся жанры? — Как мы с вами определим основные признаки эпоса, лирики, драмы? Давайте запишем эти определения в словарик. Эпос (эпические жанры) — род литературы, в котором объединены произведения, в которых повествуется о событиях, внешних по отношению к автору, чаще всего присутствует сюжет. Лирика — род литературы, в котором автор выражает свои непосредственные чувства, обычно лирическое произведение имеет стихотворную форму. Драма — род литературы, в котором изображается некоторый конфликт, противоречие: Обычно драматические произведения создаются для постановки на сцене. Таблица из учебника также записывается и запоминается.

2. Знакомство с учебником. — Ребята, посмотрите в оглавление учебника. На какие части поделен учебник? Названия этих частей выделены курсивом. Обратите внимание на то, что почти в каждом параграфе, посвященном отдельному автору, есть главы, в которых есть сведения о творческой лаборатории писателей. Например, «В творческой лаборатории Пушкина» или «Как работал Лермонтов» (ученики открывают начало этих глав на соответствующих страницах). Это очень важная часть науки о литературе — изучение биографии и творческого метода писателя. Также это будет очень важной частью нашей с вами работы. — Мы с вами уже познакомились со словарным и теоретическим разделами. На какой странице мы обнаружим словарь имен? В тексте учебника они помечены звездочками. Вы знаете, что в поле нашего с вами зрения попадают далеко не все писатели, которые существовали в прошлом и существуют сейчас. Краткие сведения о писателях и литературоведах, художниках, критиках мы найдем в словаре имен. После содержания, в конце учебника прочтите, какие произведения вы должны будете прочесть, взяв их в библиотеке, так как их нет в учебнике-хрестоматии. А теперь откройте самый первый параграф учебника. Книги, как вы знаете, бывают трудные, легкие для чтения, бывает, что одна и та же книга может показаться скучной, а потом — интересной. — Как вы думаете, почему не стоит торопиться при чтении книги, пусть даже самой захватывающей? — Прочтите отрывки из статей Горького, Паустовского и Лихачева. Справки об авторах найдите в словаре имен. Есть ли необходимость искать справку о Горьком? Почему? — Посмотрите оглавление учебника и ответьте, почему в словаре имен нет справки о Д. С. Лихачеве?

Домашнее задание. 1. Выполнить задание № 2 учебника письменно. 2. Прочитать статью «Былины».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: