Учебно-методическое пособие Основные виды движений для детей подготовительной к школе г


Эффективные упражнения для физического развития

Упражнения в НОД в старшей группе обязаны отвечать следующим принципам:

Принцип Расшифровка
Поэтапности Некоторые упражнения должны разбиваться на этапы. Например, для освоения прыжка в длину дети поэтапно учатся делать его с разбега, с толчком одной ногой от отметки, а позже отрабатывают приземление на обе ноги
Наглядности Зрительные ориентиры и демонстрация с разных сторон (сбоку, спереди, сзади) играет огромную роль в освоении нового двигательного навыка. Педагоги рекомендуют привлекать для демонстрации поочередно всех дошкольников в течение года
Ясности Команды педагога должны быть четкими, понятными и не допускать неверного толкования
Обратной связи Дети должны получать объективную и своевременную оценку своих действий. Это не только мотивирует их на дальнейшую работу, но и учит анализировать свои действия и давать им правильную оценку. При этом обратная связь должна быть выстроена с учетом индивидуальных особенностей детей и их способностей

Для большей эффективности проводимых занятий воспитатель использует различные формы организации процесса: общие, групповые, индивидуальные. Индивидуальная работа по физическому развитию в старшей группе имеет огромное значение. Она не только позволяет учитывать личность дошкольника, но и вовремя корректировать ошибки, не допуская их закрепления на уровне навыков.

Важно! В каждой НОД должны быть применяться упражнения на формирование осанки и предупреждение развития плоскостопия.

В содержание НОД по физическому развитию в старшей группе надо включать все виды упражнений, направленных на проработку разных групп мышц. Однообразие приводит к тому, что дети теряют интерес, качество выполнения падает.

Классификация упражнений, примеры и методика их проведения:

Тип упражнений Особенность Примеры
Гимнастические Воздействует на конкретные зоны, есть возможность дозировать и контролировать нагрузку. Часто предполагают использование инвентаря, музыкального сопровождения Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, отработка движений, упражнения на гибкость и выносливость
Дидактические игры Игры по физическому развитию в старшей группе предполагают наличие правил, и цели, которой надо добиться. Имеет яркий эмоциональный окрас. Сложно контролировать уровень нагрузки Наиболее эффективные дидактические игры по физическому развитию в старшей группе: салки, мышеловка: третий лишний и другие.Мышеловка. Две группы детей, одна берется за руки, образуя круг, — это мышеловка. Остальные — мышки, которые должны всеми силами вырваться из круга
Спортивные игры Предполагает коллективное взаимодействие, наличие четких правил, требует проявить волевые усилия ради командной победы Футбол, бадминтон, городки
Спортивные упражнения Позволяет привить волевые качества, повышают выносливость и укрепляют здоровье, так как большинство из них проводится на открытом воздухе Физическое развитие на воздухе в старшей группе не будет всесторонним без занятий спортивными упражнениями: катание на санках, велосипеде, коньках, роликах, игры на качелях, плавание

Из всех упражнений, группа гимнастических самая объемная, ее условно можно разделить еще на несколько подгрупп, по направленности действия.

Гимнастические упражнения:

Подгруппа Характеристика Пример и методика проведения
Общеразвивающие Направлены на проработку и укрепление всего организма или крупных отделов (плечевой пояс, ноги) Махи ногами, приседания, упражнения на растяжку и на гибкость суставов
Строевые Формируют навык ориентации в пространстве, учит успешно взаимодействовать с командой Построение в шеренгу: по росту, по одному или по двое, в круг. Синхронные повороты и полный разворот, движение на месте, движение по кругу приставным шагом
Основные движения Влияет на формирование осанки, предупреждает развитие плоскостопия Ходьба: дети должны овладеть всеми видами ходьбы, движения должны быть ритмичными, четкими.Бег: обычный бег, бег на скорость и челночный бег. Воспитатель должен отрабатывать не только правильность позиции, контролировать дыхание, но и требовать правильное положение стопы. Бег на носочках с высоким подъемом коленей укрепляет мышцы ног и стопы.Прыжки: в высоту, с разбега, в длину с места.Работа с мячом: бросание, ловля, отбивание об пол, метание в цель
Упражнения на равновесие Из-за физиологических изменений роль упражнений на равновесие на этом этапе огромна. Они позволят ребенку почувствовать изменившийся центр тяжести, а также развивают волевые качества и способность сосредотачиваться на конкретной задаче Могут быть статичными: удержать равновесие на одной ноге, на носках, в какой-то определенной позе.Динамичные упражнения, проход по узкой скамье, бревну, кочкам

Список всевозможных упражнений и игр можно найти в методических рекомендациях Ноткиной Н, Пензулаевой Л, Филипповой. С и других.

Особенности физического развития детей в старшем дошкольном возрасте

К пятому году жизни человек осваивает основные движения, умеет координировать свои действия, и открыт к дальнейшему развитию своих физических навыков. К этому времени значительно меняются и физические показатели тела:

  • рост удваивается,
  • вес тела увеличивается в три раза,
  • увеличивается окружность грудной клетки,
  • значительно вырастает мышечная масса,
  • меняются пропорции тела, начинают вытягиваться конечности.

Кроме физических изменений, значительные перемены происходят в сознании ребенка. К моменту перехода в старшую группу он способен правильно оценивать поставленную задачу, и координировать свои действия, исходя из нее. Детская психика в этот период очень пластична, усвоение новой информации и формирование практических навыков происходит легко и быстро. Поэтому психологи и педагоги считают занятия по физическому развитию в старшей группе очень значимыми для гармоничного развития личности. Однако эффективность их зависит от того, насколько они учитывают особенности организма ребенка в этом возрасте и его потребности.

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста:

  • формирование осанки и свода стопы;
  • развитие конечностей (увеличивается не только их сила, но и выносливость);
  • меняется центр тяжести тела из-за роста ног;
  • активное развитие лобных долей мозга приводит к тому, что ребенок уже легко запоминает цепочку событий;
  • тело становится более устойчивым;
  • вырастает потребность в движении.

Планирование физического развития детей в старшей группе должно быть построено с учетом этих особенностей. Улучшение двигательных навыков в этом возрасте имеет огромное значение и не только формирует здоровье, но и служит стимулом для интеллектуального и психического развития гармоничной личности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]