Синквейн Составляем синквейн в начальной школе учебно-методический материал (3 класс) на тему

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн Образный, точный Обобщает, развивает, обучает «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» Творчество.

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
  • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
  • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
  • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Правила написания синквейна

Необходимо, чтобы в синквейне была важная информация, а не просто набор слов.

Правила написания синквейна:

  • объем – 5 строк;
  • текст строится по принципу неправильного ромба или елочки.

Возможно отступление от этих правил, если того требует содержание. По такому принципу воплощается тема в синквейне построчно:

  • первая – 1 слово, которое выражает основную тему;
  • вторая – 2 слова, описывающих свойства;
  • третья – 3 слова, указывающих на действия;
  • четвертая – фраза из 4 слов, которое дает оценку отношения автора к теме;
  • пятая строка – существительное-ассоциация на рассматриваемое понятие или предмет.

Как работать с темой синквейна. первая и вторая строка

Например, нерифмованное стихотворение на слово книга. Это слово является темой и пишется в первой строке. Книги бывают разные, переходя ко второй строке следует подумать, как ее охарактеризовать. Например, интересная, поучительная.

Как придумать третью строку синквейна?

В этой строке нужно подумать, какие действия совершаются с книгой. Она печатается, пишется, расположилась на полке. Но в этом случае правильно будет определить, какое влияние она оказывает на того, кто сочиняет синквейн. Например, захватывает, учит, повествует. Важно придерживаться созданного образа. Если, например, во второй строке написано «интересная», то не стоит писать навевает скуку. К тому же следует избегать однокоренных слов. Писать «интересует» тоже в этом случае не стоит.

Формулируем четвертую строчку – отношение к теме

В этой строчке описывается отношение автора к заданной теме. Нужно определиться с отношением, какое значение имеет книга в жизни автора пятистрочного стихотворения или какое отношение вызывает. Например, «У нас дома много книг» или «Читаю ночи напролет».

Как подвести итог: пятая строчка синквейна

Чтобы подытожить, нужно сформулировать главную мысль. Например, если говорится о лете, как лучшем времени года, когда купаются, отдыхают, гуляют. В последней фразе будет уместно слово «каникулы». В случае с книгой заключительным может быть слово «знание».

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

Свет

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Лето Жаркое, веселое Гулять, играть, отдыхать. Ждем с нетерпением. Каникулы!

Весна Теплая, яркая Расцветает, зеленеет, радует. Природа просыпается. Здорово!

Польза в педагогической практике

В дидактических целях синквейн уже довольно давно успешно применяется в американских школах, а с некоторых пор (примерно с 1997 года) — и в России. Этот метод — игровая деятельность, позволяющая разнообразить учебный процесс, лучше понять изучаемую тему через игру, сделать её более интересной.

Польза синквейна в педагогической практике

Поскольку пятистрочное стихотворение — результат анализа и синтеза уже имеющихся и недавно полученных новых данных, этот приём используется для итоговой проверки изучаемой темы. Метод можно также использовать на первоначальной стадии до ознакомления с новой темой, чтобы определить, что дети уже знают по данному вопросу, ведь они составят синквейн на основе имеющейся у них информации. В процессе урока эта информация дополняется и корректируется, после чего при составлении нового пятистишия можно сравнить его с первым и понять, что нового узнали ребята.

Прежде всего следует объяснить ребёнку, что синквейн — это возможность уместить в краткую форму собственные мысли, чувства, знания, эмоции и ассоциации, высказать своё мнение по любой теме и по любому вопросу. Сначала можно потренироваться с детьми на написании пятистиший о самых простых и знакомых предметах, постепенно переходя к более сложным. Благодаря своей красоте и выразительности синквейн — например, на тему «мама», «семья» или какой-либо праздник — даже может превратиться в поздравление или подпись для открытки.

Таким образом, можно выделить достоинства метода:

  • простота построения — подходит для работы учеников начальных классов;
  • совершенствование умения ёмко, лаконично и красиво выражать свои мысли;
  • развитие аналитических и творческих способностей, образности мышления;
  • увеличение словарного запаса;
  • повышение интереса к материалу;
  • вариативность.

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее Бежит, останавливается, лечит Потрясающее явление Жизнь.

Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

Что такое синквейн. Традиционная и дидактическая формы

Многих интересует, что такое синквейн, и как реализовать этот метод в обучении. Синквейн – это пятистрочное нерифмованное стихотворение, в котором кратко, но емко излагается смысл проблемы или понятия.

Традиционный пятистрочное стихотворение должно было иметь 22 слога, которые подчиняются структуре 2-4-6-8-2. Это значит, что в первой строке 2 слога, во второй – 4 и т. д. В дидактическом синквейне главным является не количество слогов, а смысловая нагрузка каждой строчки. Впервые эту форму обучения начали использовать в американской школе. Это – творческая работа, в конце которой получается стихотворение, но без рифмы. Например:

  • Синквейн.
  • Образный, точный.
  • Обобщает, развивает, обучает.
  • Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.
  • Творчество.

С помощью пятистрочного стихотворения учащиеся учатся быстро и эффективно анализировать, синтезировать и обобщать знания.

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Как составить синквейн: мои советы

Для того, чтоб научиться правильно составлять синквейн, необходимо развивать мышление и воображение. Чем больше тренировок по составлению синквейнов, тем быстрее и качественнее они будут получаться.

Первая строка

Булгаков

Для того, чтоб сделать первую строчку синквейна, необходимо постараться вычленить из темы самую главную мысль. Например, при работе с синквейном на литературе, в первой строчке может быть записано слово «Булгаков».

Вторая строка

Для второй строки синквейна, согласно алгоритму, нужно подобрать такие два прилагательных, которые уточняли бы существительное в первой строке. Например, это может быть «Талантливый. Интересный.»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: