Долгосрочный проект в старшей группе «Здоровье в наших руках»


Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС ДО

Автор: Клышко Анна Николаевна

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС ДО

Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов. Проектной деятельности дошкольников посвящено много внимания и обсуждений. Когда внедрялся стандарт начального образования с 2007 года, именно проектный метод обучения был взят за основу учителями начальной школы. Для дошкольного возраста в ДОУ метод проектов можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС

Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом выполняют совместный проект проектной деятельности в ДОУ, включаясь таким образом в реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался. Прежде чем говорить о методе проектов в ДОУ, важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: партнерская деятельность взрослого с дошкольниками

Когда мы говорим о проектной деятельности в ДОУ по ФГОС, нужно обязательно помнить, что в проектной деятельности с дошкольниками позиция воспитателя меняется, и он становится партнером для детей. Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, на познавательно-исследовательской деятельности, – но воспитатель все делает вместе с детьми. Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится партнером для ребенка. 1) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону. 2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения. Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак, все-все подошли ко мне! Сейчас мы с вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не должно быть. Воспитатель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам захотелось присоединиться к проектной деятельности: «Ой, посмотрите какой большой ручеек течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. Построим мостик вместе! Кто хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли, столько и будут строить. Если воспитатель еще что-то подскажет, тогда присоединятся и другие. 3) Третья позиция – свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности. «Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе подумаем…» – это не обязательно за столами, как в школе: детский сад должен потихонечку отходить от классно-урочной системы. Последние годы мы посадили детей за столы, они еще 11 лет в школе засидятся за партами, поэтому проектная деятельность дошкольников должна быть организована и на полу, если им это интересно, и за столом, и объединение детей в другом пространстве. Кстати, теперь в период бодрствования детей допускается использовать спальни для организации игровой и образовательной деятельности, поэтому пространство расширяется (наконец-то, СанПиН разрешили использовать спальни вовремя, когда не проводится сон!) Если кровати еще и сдвигаются – есть такие комплекты – то пространство еще более увеличивается. 4) Четвертая позиция партнерских отношений (партнерской деятельности дошкольника) – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе. «Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освоения какой-то образовательной области.

Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?

По словам Л.В.Свирской, «…под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр»3. Она уловила ту ошибку, которую совершают многие педагоги. Хотелось бы напомнить, что любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации. Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим ребенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он берется?» – тогда эта проблемная ситуация разворачивается, и воспитатель организует непосредственную деятельность. Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любую совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку». Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, обозначили формулировку: «Проектная деятельность предполагает разные формы активности детей в зависимости от замысла», «в ходе проектной деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения». Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый процесс, не каждый педагог готов к его организации. Важна позиция, что участники проектной деятельности в ДОУ должны захотеть это узнать или быть мотивированы. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как быстро пропадает интерес у ребенка: он спросил что-то – и интерес пропадает. Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы дети активно участвовали, становились авторами идей – тем проектов в ДОУ. Воспитатель включается в исследование только в том случае, если все это поэтапно продумано.

Темы проектной деятельности в детском саду по ФГОС

Творческая группа старших воспитателей семейных детских садов обобщили наработанный материал и издали книгу «Организация проектной деятельности в детском саду», где вы сможете найти великолепные проекты, готовые сценарии. Например, такие темы проектов в ДОУ: «Я и мое настроение», «Расту здоровым в Стране здоровья», «Семейный театр», «Гость на порог – радость в дом», «Ложка – царица стола», «Елочка-красавица» и т.д. Любой проект в проектной деятельности в ДОУ дошкольников должен создаваться и планироваться воспитателем заранее. Например, проект «Расту здоровым в Стране здоровья» – это исследовательский творческий проект, по срокам он – долгосрочный. Цель проекта – обеспечение детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих укреплять свое здоровье, сохранять его. В ходе этого проекта проводились очень интересные тематические дни: «Здоровое питание», «Гигиенические правила, которые ты должен соблюдать», «Моя здоровая семья» (приглашались родители вместе с детьми и создавался целый литературный праздник). Рекомендуем педагогам образовательных организаций активно внедрять проектную деятельность дошкольников в образовательную деятельность с детьми. СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 Лидия Свирская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Новгородского института развития образования Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2020. (Работаем по ФГОС дошкольного образования). Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

Основы реализации проектной деятельности дошкольников

Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в детском саду. Проект предполагает тщательное продумывание каждой мелочи от начала до конца в соответствии с определенными концептуальными основами. Проектная деятельность основывается на нескольких теоретических позициях: в центре внимания находится ребенок, а не тема или условия; индивидуальный темп работы позволяет каждому ребенку выйти на уровень собственного успеха; усвоение базовых знаний происходит за счет их универсального использования в разных ситуациях. Актуальность использования проектной деятельности обусловлена тем, что у каждого ребенка есть явные или скрытые возможности, в каждом возрасте – сензитивные периоды. Дети стремятся получить новые знания, вникнуть в суть предметов и явлений окружающего мира. Так, ребенок может сломать только что купленную игрушку, чтобы посмотреть, как она устроена. И это нужно учитывать при организации проектной деятельности. В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности. Выделяют три основные вида проектной деятельности: творческая, исследовательская, нормативная.

Исследовательская проектная деятельность дошкольников

Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос. Исследовательская проектная деятельность дошкольников зачастую носит индивидуальный характер, предполагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей) в сферу его интересов. Такое исследование может проводиться с маленькой подгруппой и предполагает определенные этапы. В ходе первого этапа создается ситуация, в которой у ребенка возникает вопрос: «Что я хочу узнать?». Второй этап предполагает активное включение ребенка в проектную деятельность, проведение экспериментов и пр. Третий этап – защита проекта, в ходе которой ребенок демонстрирует результаты своей работы, показывает, как он понял тему. На заключительном четвертом этапе воспитатель предлагает различные задания, интеллектуальные игры для систематизации и закрепления материала, организовывает выставку.

Творческая проектная деятельность дошкольников

Особенность творческого проекта – его, как правило, долгосрочный и коллективный характер. Каждый ребенок может выдвигать собственную идею, и все дети выполняют часть общей работы с коллективным результатом. Творческая проектная деятельность дошкольников также может быть разделена на несколько этапов. Первый этап – это подготовка, обсуждение, выбор темы. На втором этапе происходит выбор мотивов участия детей, ведь в проекте могут участвовать не все дети группы. Третий этап предполагает, что дети высказывают идеи относительно реализации проекта, обсуждают ход работы, делают наброски. Этот этап самый трудный для детей-дошкольников, так как нужно уметь правильно коммуницировать, обосновывать и доказывать свою позицию. Здесь воспитатель не может принимать чью-либо сторону, а должен позволить детям самостоятельно прийти к общей позиции. Это будет способствовать преодолению эгоцентризма и выходу на новый уровень коммуникативного и интеллектуального развития. Четвертый этап – реализация замысла общими усилиями. На пятом этапе происходит презентация, в ней участвуют не все дети, а часть, которая представляет результат коллективной работы.

Нормативная проектная деятельность дошкольников

Нормативные проекты предполагают, что дети сами создают систему правил и норм поведения в группе, детском саду. Они определяют, как себя вести в умывальной комнате, раздевалке и пр. Такие проекты направлены на решение воспитательных задач, но реализовываются детьми. Когда ребенок поступает в детский сад, в нем уже существует ряд правил, среди которых можно выделить три группы: запрещающие; позитивно нормирующие; поддерживающие инициативу ребенка по созданию новой нормы. Каковы этапы нормативной проектной деятельности дошкольников? На первом этапе педагог определяет ситуации, или даже инициирует варианты поведения, показывает, какие последствия могут возникнуть. То есть проводятся беседы на этические темы. Здесь уместно вспомнить беседы-занятия Дуровой Н. В. На втором этапе воспитатель просит смоделировать нежелательные последствия. Третий этап – обсуждение правил, в результате которого появляется книга или альбом с правилами. Примером могут быть проекты «Как вести себя во время игры», «Как пользоваться ножницами» и пр. Такие проекты могут реализовываться во всех возрастных группах. При реализации проектной деятельности дошкольников педагогу не следует ускорять переход к практической части. Некоторые проекты могут растянуться на несколько дней или недель. При этом можно задействовать не только группу детей, но также подключать родителей. Например, проект «Родословная моей семьи», «Семейное чтение», «Семейный театр», «Гостеприимство: гость на порог – радость в дом» и т.д. Подводя итог, можно отметить, что актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию. Поэтому проектную деятельность нужно обязательно включать в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удобно.
comments powered by HyperComments

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Консультация для воспитателей «Структура и оформление проекта» + памятка для воспитателей «Технологическая карта проекта»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» г. Кунгур

Консультация для воспитателей «СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА»

Подготовила: воспитатель 1 категории Падукова Н.В. 2020 г.

Метод проектов — это инновационная образовательная технология, направленная на развитие самостоятельной деятельности детей с целью получения определенного результата.

Метод проектов можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного образования.

Виды проектов в ДОУ:

Творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Ролевые: (дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

  1. Титульный лист
  2. Тема проекта
  3. Тип проекта
  4. Участники
  5. Сроки по продолжительности

краткосрочные (1-3нед);

средней продолжительности (до 1 мес.);

долгосрочные (до 1 года);

6. Актуальность. Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)

7. Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична)

8. Задачи (конкретные шаги для достижения цели что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.)

9. Этапы работы

Этот раздел состоит из 3-х этапов:

I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.

II этап – основной: Обязательно должен быть План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата. Дата, мероприятие, ответственный.

III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.

На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы.

10. Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат)

11. Литература

12. Оценка результатов и отчетность, анализ.

Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели, и как будет контролироваться результат.

13. Приложения

В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей,)

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получение знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного образования.

Очень легко запомнить, что проект – это 5 «П»:

  • Проблема;
  • Поиск информации;
  • Проектирование или планирование;
  • Продукт;
  • Презентация.
Следующая >

Краткосрочный проект в подготовительной группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Светлячок»

Краткосрочный проект в подготовительной группе № 2 «Природу вместе сбережём»

Выполнила: Савельева О.В.

г.Семикаракорск 2020 г.

«Природа для нас — кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу — значит охранять Родину». М. М. Пришвин. Актуальность

проекта:

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе
,
окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования
.
Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный. Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: обучающие группы, педагоги, родители. Цель проекта:

Формирование осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Задачи проекта:

1. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.

2. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

3. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

4.Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ — семья.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе,

наблюдательность, творческое воображение.

6. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

7. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы,

к живым существам, в процессе общения с ними.

Этапы работы:

1 этап — подготовительный

: цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, изучение программно — методического материала по направлению работы,

2 этап — практический:

собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.Экскурсии во круг д-с, акции, наблюдения на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы). Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций
,
помогают закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных объектов. В. Зотов «Заяц –беляк», «Лесная мозаика»,В. Чарушин «Что за зверь», Н. Сладков «Лесные шорохи», Л. Толстой «Волк», А. Клыков «Как лиса зимует», К. Ушинский «Жалобы зайки», «Лиса Патрикеевна», Г. Снегирев «Звери наших лесов», Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»). Экологическая беседы

:«К природе с добротой»

«Лес — важнейший компонент биосферы»;

«Ценность леса»;

«Лес — кладовая природы»;

«Братья наши меньшие». Операция «Помоги природе».

Цель- уборка определённых уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

Операция «Подарок птицам».

Цель — изготовление кормушек с помощью родителей, и развешивание их на территории детского сада.

Викторина «Знаем ли мы растения нашего края».

Экскурсия по экологической тропинки- закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав, с осени до весны.
Ручной труд с природным материалом «Дары осени».
Выставка работ детей и совместных работ с родителями.

Изготовление с помощью родителей скворечников. Выращивание огорода на окне:

Лук, укроп, горох, огурцы. Цветы. На прогулке :

подвижные игры

Угадай, чей хвост» «Кто где живет?» «Зайцы и охотник» «Хитрая лиса» «Волк во рву» «Кто знает, пусть продолжает» «Угадай, чей след». Наблюдения:

За красотой природы, за изменениями в природе, за птицами и насекомыми, за неживыми обьектами и явлениями в природе: снег, дождь туман..; ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути! В них ни въехать, Ни войти. Ответ (Радуга) В синем небе,Как по речке, Белые плывут овечки. Держат путь издалека Как зовут их? …Ответ (Облака)

По небесам оравою Бегут мешки дырявые, И бывает – иногда Из мешков течёт вода. Спрячемся получше От дырявой … Ответ (Тучи) На улице рубашка, В избе рукава. Ответ (Солнечный луч) Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все … Ответ (Солнце) Голубой платок, алый колобок, По платку катается, людям улыбается. Ответ (Небо, солнце) Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! Ответ (Небо) Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели, Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька. Ответ (Луна, месяц) Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной, А зовут меня … Ответ (Луной) Бежал по тропке луговой –Кивали маки головой. Бежал по речке голубой –Речка сделалась рябой. Ответ (Ветер) Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это — … Ответ (Дождь) На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. Ответ (Снег) Что за звёздочки резные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь — вода в руке. Ответ (Снежинки) Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале? Щиплет всякого за нос Зимний дедушка … Ответ (Мороз) Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принёс. Только вот с тех самых пор На стекле моём … Ответ (Узор) Не снег, не лед, А серебром деревья уберет. Ответ (Иней)

3 этап — заключительный:

закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Обобщение результатов работы по экологическому проекту «Природу вместе сбеоежём»

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым; Появился интерес к явлениям и объектам природы. Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы; Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии.

Созданы условия по проведению опытно-экспериментальной деятельности. Опыт по формированию у детей осознанного, экологически грамотного поведения в природе. Развито чувство сопереживания и желания помогать объектам природы. Составлен альбом « Животные нашего края». Сделаны кормушки и скворечники для птиц.

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

Стихи про экологию для детей

Берегите природу!

Чтоб радость завтрашнего дня Сумел ты ощутить Должна быть чистою Земля И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя, Терзал за веком век И брал всё только для себя «Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать «Природную среду», Но почему ж так поздно мы Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым, Нам трудно разглядеть Все те страданья, что Земле Приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды, Коль растворён в ней яд? Надолго ль хватит тех лесов, Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга И чистую гладь рек – всю Землю – Можешь только ты, Разумный человек!

Птичка

Она шоссе перелетала. Водитель не затормозил, И птичка бедная попала Под тяжело груженный ЗИЛ. Возьми она чуть-чуть повыше – Она б себя уберегла: Она не только что над крышей, Над лесом пролететь могла! Был майский вечер тих и светел, В сиренях пели соловьи. И этот случай не отметил Дежурный местного ГАИ. (С. Михалков)
Вишня
В ясный полдень, на исходе лета, Шел старик дорогой полевой; Вырыл вишню молодую где-то И, довольный, нес ее домой. Он глядел веселыми глазами На поля, на дальнюю межу И подумал: «Дай-ка я на память У дороги вишню посажу. Пусть растет большая-пребольшая, Пусть идет и вширь и в высоту И, дорогу нашу украшая, Каждый год купается в цвету. Путники в тени ее прилягут, Отдохнут в прохладе, в тишине, И, отведав сочных, спелых ягод, Может статься, вспомнят обо мне. А не вспомнят — экая досада, — Я об этом вовсе не тужу: Не хотят — не вспоминай, не надо, — Все равно я вишню посажу!
На городском субботнике
На городском субботнике ,Отличные работники. Прибрать сегодня город ,Пришли и стар и молод. Собрали́сь пенсионеры ,Чистить улицы и скверы. – Вам помощники нужны? Предложения слышны. Это вышел третий класс ,На уборку в первый раз. Только слышится: – Давай! На работу налетай! Кто-то мусор собирает, Кто-то деревца сажает, Кто-то в клумбах копошится, Всюду радостные лица. На городском субботнике Все дворники, все плотики. Даже беспокойный мэр Помогать пришёл в наш сквер. Никто ни с кем не ссорится, У всех работа спорится. Третий класс решил на «пять» Город к празднику прибрать. (Н. Анишина)
Обращение дерева к Человеку
– Эй, Человек, я – ДЕРЕВО! Высокое, могучее! Пока еще в лесу стою И шелестю пока. Лесная вся промышленность Ждет не дождется случая Свалить, срубить, спилить меня –Ищите дурака! Пусть только хоть попробует! Хочу ее заранее Предупредить по-дружески, Министра – в том числе: Что б из меня ни сделали – Напрасны все старания! Я это с виду смирное, Пока стою в земле. Но только преврати меня В различные изделия – Я шкафом с диким ужасом Вдруг заскриплю в ночи! Занозой табуреточной В твоем зароюсь теле я! Паркетом под тобой сгнию – Хоть падай, хоть кричи! Случайно в унитаз спущусь Зарплатой за три месяца! Столом я рухну на гостей, Министра – в том числе… Не проще ль, чем рубить меня, Взять сразу и повеситься? Веревку можешь не искать – Она лежит в дупле! (И. Шевчук)
Прогулка
Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят! Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло! Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костер, бумагу жгли –Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо…– Эй, ребята! – крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, Загорали, Жгли костер, В футбол играли –Веселились, как могли! Пили квас, Консервы ели, Хоровые песни пели…Отдохнули – и ушли! И остались на полянке У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки – Словом, мусора гора! Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти! (С. Михалков)

Хоть трава не расти

Всё меньше нетронутых мест на планете. По тундре разлиты озёра из нефти. И вихри враждебные вьются из труб… Живая природа – уже полутруп. Поставил её человек на колени. Всё дальше на север уходят олени… Мы денег побольше хотим огрести. А что после нас? ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ. (А. Усачёв)

Акция – с раздачей листовок «Сортируем мусор правильно»

Выращивание огорода на окне.

Уборка на клумбах.

Создание плаката : «Животные в нашем лесу»

Выставка кормушек.

Уход за растениями в ДОУ.

Методические рекомендацииПедагогический проект: разработка, осуществление, результат

Являясь много лет экспертом по аттестации педагогических работников, сталкиваюсь с проблемой в разработке и оформлении педагогических проектов у педагогов детского сада, поэтому хочу поделиться моделью написания педагогического проекта, которая является методической разработкой по его написанию. Надеюсь, что она будет полезной в работе.

1. Титульный лист.

  • Полное наименование образовательного учреждения
  • Название проекта
  • По доминирующей деятельности: (игровой, познавательный,творческий,
    исследовательский, практико-ориентированный).
  • По количеству участников: (групповой, коллективный, парный, индивидуальный)
  • Характер контактов: (среди детей одной группы, среди детей нескольких групп, среди детей дошкольного образовательногоучреждения).
  • По продолжительности: — краткосрочный (1или несколько занятий-1-2 недели); — среднесрочный (1 или 2 недели-месяц);

— долгосрочный (1 месяц- полугодие и дальше).

  • Заявитель: дети (возрастная группа).
  • Автор проекта: должность Ф.И.О.
  • 20… год

2. Структура проекта.

  • Проблема: описывается проблема, затронутая данным проектом.
  • Актуальность
    темы:

Формулировка проблемы пойдет в цель проекта. (Методика Светенко Т.В «Зеркало инновационных преобразований в практике»)

проблема цель
Не сформированы представления о том, для чего нужна мама Дать представление о маме, ее важности и нужности, зачем она нужна
причины задачи
  • Не достаточно материалов
  • мало внимания дома,
  • мало внимания уделено в программе в д\с и пр.
  • подобрать материал
  • создать картотеку игр, стихов, произведений
  • организовать праздник
  • изготовить подарки и пр.

(проблема, целеполагание – организационный этап)

Разрабатываем проект, используя методику «трех вопросов:

Что мы знаем? Все ответы, которые дали дети
Что мы хотим узнать?
С помощью чего узнаем?

(проводится общее обсуждение с детьми и записываются все ответы детей, после того как все дети выскажутся , воспитатель задает вопрос «Как нам найти ответы на вопросы?» — организационный этап.

  • Цель проекта
    :
    ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в( педагоге) детях, появившихся благодаря реализации проекта.
  • Задачи проекта:действия или шаги по достижении промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

3. Этапы проекта.

1.
Организационный.
1. Педагог (воспитатель)- раскрывает проблему.

2. Педагог — определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели.

3. Дети — вхождение в проект.

4. Родители — вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему.

2.
Планирование деятельности.
1. Педагог — изготовление пособий для проекта;

— беседы (например, о геометрических фигурах);

— беседы (например, о цветах);

— изготовление игр; подбор имеющихся игр;

— обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи, загадки,

— продумывание практической, экспериментальной деятельности;

— продуктивная деятельность.

— чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события, занятия и т.д.

2. Дети — разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

3. Родители – ищем информацию, работаем по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), изготовление с детьми газет, листков, сочинялок и пр..

3.
Заключительный

  • ожидаемый результат
  • продукт
результат продукт
  • образовательные
  • воспитательные
  • развивающие
  • оздоровительные
То, что можно подержать в руках:
  • программа
  • методические рекомендации
  • методическая разработка
  • анкеты и пр.
На какие результаты вы рассчитываете? Что будет являться продуктом вашего проекта?
Результаты диагностики, анкетирования, экспересс опроса и т.д.
  • книга
  • альбом
  • фотовыставка
  • выставка
  • спектакль и пр.

4. Паутинка проекта.

По образовательным областям. (например)

Здоровье.

Релаксация

П/гимн.

Логоритм. упр

Лечебн. физ «

Рифмопластика и т.д.

Физическая культура. Безопасность.
Социализация. Тема….

Главное событие…..

Художественное творчество.
Познание. Коммуникация. Чтение худож. литературы.
Труд. Музыка. Развивающая среда.

5. План осуществления проекта. (основной этап)

Режимные моменты Совместная работа педагога с детьми Совместная работа родителей с детьми Свободная творческая деятельность детей
1.

2.

  • Игра «….»
  • Пальчиковая гимнастика «…» и все виды деятельности, которые планируются …
1.

2.

1.

2.

(заключительный этап)

6. Ожидаемый результат:

Критерии оценки результатов по диагностике……

(прописывается конкретные знания и умения детей, которые вы хотите получить в результате работы над проектом и в соответствии с этим выставляете уровни развития: высокий, средний, низкий).

Низкий……

Средний…..

Высокий…..

7. Продукт проекта:

8. Диагностика детей на начало работы по проекту.

Ф.И.ребенка Знание 8 цветов Знание 8 форм И т.д.
Иванов В. В С

Диагностика детей на конец работы по проекту.

Ф.И.ребенка Знание 8 цветов Знание 8 форм И т.д.
Иванов В. В С

9. Презентация проекта.

Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие

или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент – это и есть презентация.

10. Рефлексия.

  • Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта) дают воспитателю понять чему научились дети.
  • Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?»
  • результаты каждого проекта обсуждаются вместе с группой:

— Узнали ли вы что-нибудь новое?

— Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?

— Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Рефлексия по теме проекта организуется не только с детьми. но и с воспитателями. Воспитатель должен отвечать на вопросы:

Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач?

Что нужно изменить или учесть в следующий раз?

Что удалось, что не удалось и почему?

(Описываются ответы на поставленные вопросы).

11. Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.

Негативные последствия Способы коррекции

Желаю всем успехов в педагогической деятельности!

Список литературы:

1. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012

2. Педагогическое проектировние.Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Познавательно-исследовательская деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребёнка. Это свойство пытливого ума нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др. Занятия исключительно исследовательской деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведётся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т. д.), отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира.

После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

Тема исследованияЗадачиВозрастная группа
«Вода и её свойства»
  • Формирование представления о воде как веществе, её свойствах;
  • знакомство со значением воды в природе и жизнедеятельности человека.
Младшая
«Волшебные губки»
  • Формирование умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине;
  • знакомство со способностью губки впитывать и отдавать воду.
Младшая
«Лимон»Формирование умения проводить исследование различными способами: визуальным, обонятельным, кинетическим.Младшая
«Я исследователь. Камень»
  • Проведение эвристической беседы с воспитанниками;
  • совершенствование умения определять свойства объекта при помощи различных органов чувств.
Младшая
«Почему растаял снеговик?»
  • Закрепление представлений детей о свойствах снега;
  • формирование способности анализировать, обобщать, делать выводы.
Средняя
«Молоко»
  • Расширение знаний детей о молоке и молочных продуктах;
  • формирование представлений о пользе молока для человеческого организма.
Средняя
«Бюро находок»
  • Совершенствование умения сравнивать предметы по форме, размеру, цвету;
  • закрепление способности сенсорного исследования предметов («волшебный мешок»).
Средняя
«Удивительный шарик»Формирование представлений о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Средняя
«Весёлый огород»Расширение знаний о культурных растениях и способах их выращивания.Средняя
«Энергия. Ток бежит по проводам»
  • Расширение и обобщение знаний об электричестве и его использовании на производстве и в быту;
  • закрепление безопасного обращения с электроприборами.
Старшая
«Удивительный магнит»
  • Формирование представлений о свойстве магнита притягивать предметы;
  • расширение знаний об использовании магнита в жизни человека.
Старшая
«Подушка»Развитие умения сравнивать, обобщать и делать выводы (на примере исследования подушек с различными наполнителями — синтепон, вата, пух, гречневая шелуха, солома).Старшая
«Вулкан»Совершенствование умения работать с различными материалами и веществами во время проведения опыта.Старшая
«Червячки»
  • Расширение знаний о почве;
  • формирование представлений о пользе жизнедеятельности червяков для роста растений.
Старшая
«Соль»Формирование представлений о свойствах соли (в т. ч. солёной воды) и их применении в производстве и быту.Подготовительная
«Термометр»
  • Знакомство с функциями термометра;
  • формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.
Подготовительная
«Водолаз из Комарово»Формирование представлений о плавании тел, давлении воздуха и жидкостей.Подготовительная
«Человеческий зрачок»Знакомство со свойствами зрачка расширяться и сужаться в зависимости от освещения.Подготовительная

Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

АвторЗахарова Е., воспитатель МБДОУ Д/с №8 «Чебурашка», г. Белая Калитва, Ростовская область.
Тема«Вулкан»
ЦельПознакомить детей с природным явлением — вулканом.
Задачи
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
  • совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
Материалы
  • Макет вулкана,
  • поддон,
  • сода,
  • уксус,
  • красная краска,
  • моющая жидкость,
  • лист бумаги для фиксаций наблюдений,
  • цветные карандаши,
  • чайная ложка,
  • пипетка.
Ход занятияМотивация. В.: Ребята, сегодня почтальон принёс нам посылку. Вам интересно узнать, что в ней находится? (Открывают, там лежит пемза). Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего нужно? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? (Ответы детей). Дошкольники рассматривают пемзу и сравнивают с уже имеющимися в уголке экспериментирования каменными породами: уголь, мел, песчаник. В.: В посылке есть ещё записка, а в ней подсказка, послушайте:
  • Гора стоит, из неё дым валит, Потом шум, да гром — Всё горит кругом. (Вулкан).

Но этот предмет совсем не похож на вулкан. Эта подсказка нам не помогла, а, наоборот, нас запутала. Ребята, вам интересно узнать, что же это за предмет? Тогда мы постараемся выяснить это. А также узнаем, что такое вулкан и как он связан с предметом-загадкой. Воспитатель рассказывает детям легенду о вулкане. <�…> В.: А сейчас хотите увидеть, как выглядит настоящий вулкан? (Ответы детей). Нам поможет наш компьютер. (Показ слайдов с различными видами вулканов: «спящий», «просыпающийся», «закипающий», извергающийся). Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». А на что похож вулкан? (Вулкан — это большая гора с крутыми склонами). Какой формы вулкан? (Конус). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне — красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Интересно? А хотите увидеть извержение вулкана? Я предлагаю вам проделать опыт: извержение вулкана. А где можно делать опыты? (В лаборатории). Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию «интересных открытий» (проходят за столы с приготовленными заранее макетами вулканов и всеми необходимыми составляющими для опыта). В лаборатории у нас всё готово для проведения опытов. Из чего сделаем основание вулкана? (Из конуса). Из чего сделано жерло вулкана? (Пластиковый стаканчик). Всё это стоит на подносе. Прежде чем приступить к выполнению опыта, необходимо изучить схему. (Воспитатель совместно с детьми обсуждает последовательность проведения опыта).

  1. Насыпаем ложку соды.
  2. Добавляем красной краски.
  3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
  4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
  5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).

Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. <�…> Ребята, а мы можем показать извержение вулкана? Попробуем? Этюд «Вулкан просыпается — извергается». В.: Ребята, вот мы с вами проделали опыт «Извержение вулкана», и легенду про вулкан я вам рассказала, и узнали строение вулкана, и даже сами изображали вулкан… А про наш загадочный предмет немного забыли, что же это всё-таки такое? Может, кто-то всё-таки догадался? (Ответы детей). А если мы что-то не знаем, у кого или где можно узнать? (Энциклопедия, справочник, в интернете). А у нас есть в библиотеке энциклопедия? Посмотрим, есть ли там ответ на наш вопрос. Открываем, читаем: это пемза — застывшая вулканическая лава. Используют для того, чтобы оттирать загрязнения с рук или загрубевшую кожу с пяток. Вопросы для рефлексии:

  • Вам было интересно?
  • Что понравилось больше всего?
  • А что вы нового сегодня узнали?
  • Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-poznavatelno-isledovatelskaja-dejatelnost-vulkan-starshaja-grupa.html

Временной план занятия

Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая группа — 25 минут;
  • подготовительная группа — 30 минут.

В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.

Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

Таблица: временной план занятия «В гости к бумажной фее» в младшей группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (сюрпризный момент)Дидактическая играФизкультминуткаИсследование свойств бумагиПодведение итогов
Время проведения2 минуты2–3 минуты1–2 минуты7 минут1–2 минуты

Таблица: временной план занятия «Путешествие в мир воды» в средней группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок)Дидактическая играПодвижная играИсследование свойств воды (проведение опытов)Подведение итогов
Время проведения2–3 минуты3 минуты3 минуты10 минут1–2 минуты

Таблица: временной план занятия во время прогулки «Отчего сосульки плачут?» в старшей группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки)Зарядка на свежем воздухеИсследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце)Трудовые порученияПроведение опыта с льдинкамиПодведение итогов
Время проведения3–4 минуты5 минут10 минут5–7 минут4 минуты2 минуты

Таблица: временной план занятия «Что такое радуга?» в подготовительной группе

Структурный компонент занятияМотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео)Эвристическая беседаПодвижная играДидактическая играИзучение условий появления радуги (проведение опыта)Подведение итогов
Время проведения3 минуты3–5 минут3–4 минуты3 минуты12–14 минут1–2 минуты
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: