Что такое «здоровьесберегающие технологии»
Осуществление мероприятий воспитательного, профилактического, оздоровительно-коррекционного характера в образовательном процессе через разные формы сотрудничества детей, родителей, педагогов и медиков, называется технологиями здоровьесбережения. Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что данное понятие подразумевает все стороны формирования личности малыша: и физическое становление, и познавательное развитие, и поведенческую линию. Такой широкий спектр воздействия технологий здоровьесбережения на личность позволяет ставить следующие цели их реализации, единые в работе с детьми любого возраста:
- обеспечение безопасности жизни и здоровья малышей (так, например, в предметно-развивающих зонах не должно быть игрушек с острыми элементами или оборудования, несущего угрозу для детей);
- накопление представлений ребят о понятии «здоровье», его приоритетности как в собственной жизни, так и в жизни других людей;
- ознакомление и практическая реализация способов ведения ЗОЖ (здорового образа жизни), в том числе и посредством согласованного с родителями осуществления элементарных мер по закаливанию;
Гимнастика пробуждения также является одним из способов формирования правильного отношения к ЗОЖ
- воспитание навыков оказания первой медицинской помощи (в средней группе малыши осваивают меры оказания первой помощи при порезах, ссадинах).
Кроме того, здоровьесберегающие технологии систематизируют:
- график проведения диспансеризации;
- соблюдение режима движений, еды и питья;
- меры оказания психологической поддержки родителям малышей (педагоги обеспечивают семьи воспитанников материалами для раскрытия тех или иных теоретических вопросов, в том числе и, например, о том, как вводить закаливание дома).
Что касается конкретизации работы по тому или иному направлению здоровьесбережения, то это достигается делением технологий на виды, каждый из которых ставит свои задачи сохранения и укрепления здоровья.
Таблица: виды технологий здоровьесбережения и их задачи в средней группе
Название технологии | Суть понятия | Конкретные задачи для детей 4–5 лет |
Физкультурная оздоровительная | Отработка качественных показателей физического состояния (гибкости, выносливости, силы), а также работа, нацеленная на удовлетворение потребности малышей в движении. |
|
Профилактическая (медицинская) | Осуществление мер профилактического характера для укрепления и сохранения здоровья воспитанников. |
|
Социально-психологическая, реализуемая воспитателем в тесном контакте с психологом при помощи проведения тестов, а также на основе наблюдения за малышами. | Выбор методов и приёмов для обеспечения эмоционально комфортного состояния детей. |
|
Просветительская (валеологическая), нацеленная, прежде всего, на взаимодействие с семьями воспитанников. | Приобщение семей к ЗОЖ. |
|
Регулярный медицинский осмотр детей является важным элементом реализации профилактической технологии здоровьесбережения в детском саду
Виды работы в рамках технологий по здоровьесбережению
Каждая из здоровьесберегающих технологий в контексте взаимодействия с детьми 4–5 лет реализуется определёнными методами образовательной деятельности или видами работы.
Это интересно. Методы взаимодействия с родителями в основном носят характер беседы, тестов, а также привлечения к участию в развлечениях.
Таблица: приёмы реализации разных видов здоровьесберегательных технологий в средней группе
Способ взаимодействия | Зачем используется | Приём |
Физкультурно-оздоровительная технология | ||
Ритмопластика | Для развития различных групп мышц, памяти, внимания и чувства ритма. В средней группе акцент делается на упражнения, способствующие формированию правильной осанки, исправлению походки, а также для эмоционального раскрепощения. | Упражнение «Пингвины идут»: под фразу «Лёд да лёд, а по льду пингвин идёт» малыши ходят по комнате на внутренней стороне стопы, при этом переваливаются с левой ноги на правую и хлопают себя по бокам. |
Упражнение «Снеговик» Малыши стоят прямо, ноги на уровне плеч, руки согнуты, вытянуты вперёд. При этом кисти округлены. Дети пытаются переваливаться с бока на бок, как снеговики. | ||
Физкультминутка | Применяется на каждом занятии для снятия интеллектуального напряжения, а также для смены вида деятельности. | Картотеку физкультминуток для средней группы можно найти здесь. |
Подвижные игры | Для удовлетворения потребности малышей 4–5 лет в двигательной активности. | С видами подвижных игр для средней группы можно познакомиться здесь. |
Релаксация | Применяется для расслабления отдельных групп мышц, а также для общей релаксации всего организма. | Упражнение «Лимон» для релаксации мышц рук. Дети опускают ручки вниз и имитируют выдавливание сока правой рукой под рифмовку:
|
Пальчиковая гимнастика | Способствует развитию мелкой моторики, что в средней группе позволяет начать работу по подготовке руки к письму. | Картотека игр для пальчиков в средней группе представлена здесь. |
Гимнастика для глаз | Для профилактики нарушений зрения, а также с целью коррекции имеющихся отклонений. В частности, некоторых форм косоглазия. | Найти картотеку заданий для гимнастики можно здесь. |
Дыхательная гимнастика | Цель этого вида работы — научить малышей правильно дышать, полноценно обеспечивая организм кислородом. | Более подробно об этой разновидности технологии можно прочитать здесь. |
Гимнастика пробуждения | Для осуществления плавного перехода от сна к бодрствованию. | Вот примеры упражнений гимнастики пробуждения. |
Профилактическая технология | ||
Физкультурные занятия | Непосредственная образовательная деятельность, комбинирующая все приёмы взаимодействия, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. | Методические особенности подготовки и проведения физкультурных занятий в средней группе представлены здесь. |
Самомассаж | Дети учатся понимать своё тело, ощущения, а также развивают мелкую моторику. | Для массажа рук:
|
Игры | Помогают систематизировать знания, умения и навыки детей, связанные с вопросами сохранения и укрепления здоровья малышей, через основной вид деятельности детей — игру. | Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты». Малыши раскладываются карточки с изображением разных продуктов по двум корзинкам (шляпам): в одну — полезные, в другую — вредные. Каждый продукт малыши называют, стараясь вспомнить объяснения педагога, почему эта пища вредная или почему полезная. |
Игра на имитацию «Правила гигиены». Считалочкой выбирается водящий. Остальные участники получают по карточке с изображением какой-либо гигиенической процедуры (умывание, расчёсывание, обтирание и пр.). Дети по очереди мимикой и жестами показывают процедуру, водящий угадывает, о чём идёт речь. | ||
Видео примеры с играми можно найти здесь. | ||
Социально-психологическая технология | ||
Музыкальное воздействие | Используется в основном для создания положительного эмоционального настроя малышей. Сопровождает все этапы режима дня. | Утренний сбор проводится под музыку, создающую атмосферу уюта, тепла и взаимопонимания. Идеальным вариантом для этого, по мнению детских психологов, являются произведения Моцарта. Кроме того, можно использовать:
Для дневного сна психологи рекомендуют тихие, спокойные произведения:
Для снятия усталости в конце дня уместны будут:
|
Арт-терапия | Помогает избавляться от стрессов, снимает психологическое напряжение, а также стимулирует развитие навыков взаимодействия с другими людьми, учит быть внимательным и сосредоточенным. Развивает речь, мышление и память. | Упражнение «Каракули»: дети рисуют хаотичные линии простым карандашом, затем самостоятельно или при помощи педагога пытаются увидеть в них образы, которые при необходимости дорисовывают. После чего малыш описывает своё произведение. |
Сказкотерапия | Способ взаимодействия с детьми, позволяющий откорректировать те или иные поведенческие отклонения у малышей. Сказкотерапия также способствует избавлению от детских страхов. | В 4–5 лет малыши, желая во всём походить на взрослых, порой берутся за дела, которые им ещё не под силу. Естественно, что это приводит к ошибкам, необходимости переделывать. Для борьбы с хвастовством и необъективной оценкой себя своим воспитанникам я рассказываю сказку о муравье Быстроножке. «Жил-был муравей по имени Быстроножка. Очень ценили его в муравейнике, ведь он очень хорошо умел строить дома для своих товарищей. Но вот однажды Муравьишка подумал, что окружающие муравьи ему только мешают: топчутся под ногами, бегают. Тогда решил Муравьишка, что для работы ему никто не нужен, и восточную часть муравейника он выстроит сам. Прогнал он всех помощников, и хоть и было трудно, не сдавался. Правда, делал всё спустя рукава, мол, и так сойдёт. И вот настало время сдавать работу муравьиному Королю. Для проверки прочности Король приказал тысяче муравьёв попрыгать на отстроенном крыле муравейника. И уже после первого прыжка домик рухнул. Стыдно стало Быстроножке, он извинился, что переоценил себя, расхвастался. Король дал ему помощников, и через 4 дня домик был полностью отстроен, ещё и утеплён». После прослушивания текста дети обсуждают сюжет по вопросам:
|
Это интересно. Валеологическая технология в работе с детьми реализуется всеми перечисленными методами.
Видео: профилактическая технология в средней группе — занятие по физической культуре на тему «В гости к зайчонку»
Универсальные методы и приёмы в работе над здоровьесберегающими технологиями
Кроме описанных выше методов и приёмов, в процессе образовательной деятельности над реализацией технологий здоровьесбережения педагог пользуется универсальными методами и приёмами.
Это интересно. К универсальным методам также относятся игры, которые в контексте технологий здоровьесбережения были описаны выше.
Речевой метод
Этот способ взаимодействия с детьми реализуется при помощи:
- объяснения (сути изучаемого понятия или порядка выполнения упражнения, игровых действий);
Объяснение является обязательным методическим приёмов в работе с детьми
- беседы для рассмотрения того или иного явления со всех сторон, а также для обобщения (например, после прослушивания сказки про Мойдодыра педагог может спросить о том, чем занимался Мойдодыр, как он заставил мальчика соблюдать правила гигиены и т. д.);
- рифмовок — стихотворений и загадок, чаще всего используемых для мотивации (так, тему «Быть здоровыми хотим» можно предварить следующим строчками: Чтоб здоровым быть сполна Физкультура всем нужна. Для начала по порядку — Утром сделаем зарядку! И без всякого сомненья Есть хорошее решение — Бег полезен и игра. Занимайся, детвора! Чтоб успешно развиваться, Нужно спортом заниматься. От занятий физкультурой Будет стройная фигура).
Практический метод
Это продуктивные способы взаимодействия с малышами, позволяющие реализовать их творческий потенциал. К приёмам в рамках этого метода относятся:
- рисунки (в средней группе это могут быть иллюстрации правил ЗОЖ, причём выполненные как самими малышами, так и в сотрудничестве с родителями, например, в рамках разработки проекта по здоровьесбережению);
- аппликации, например, в моей практике малыши вырезают из цветной бумаги полезные для здоровья продукты и наклеивают их, создавая «Корзину здоровья».
Работа над этой аппликацией ещё и тренирует навык аккуратного вырезания небольших деталей
Наглядность
Исходя из возрастных особенностей восприятия, малыши лучше всего запоминают то, что видят. То есть наглядность является обязательным элементом работы с малышами. В качестве приёмов могут использоваться:
- иллюстрации (например, порядка выполнения разных комплексов утренней зарядки);
- атрибуты (спортивный инвентарь для занятий физической культурой, прогулок, тренажёры для проведения дыхательной гимнастики, модели тела человека, органов);
- демонстрация (презентация того или иного материала педагогом, например, алгоритм выполнения движений дыхательной гимнастики);
- показ — представление информации с помощью ИКТ (например, дети смотрят мультфильм о важности личной гигиены из цикла «Азбука здоровья со Смешариками», после чего обсуждают, почему Крошу стало плохо, и какие советы ему дала Нюшенька).
Видео: мультфильм «Азбука здоровья со Смешариками», серия о личной гигиене
Проект по здоровьесбережениюТема: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Цель: выявление механизмов и методов внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к здоровому образу жизни.
Оздоровительные задачи:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, массажа, закаливания;
• формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.
Воспитательные задачи:
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
• расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;
• воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Реализация проекта: четыре недели.
Ожидаемые результаты:
• снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
• активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
1 этап. Выбор темы.
2 этап. Работа с детьми.
- Беседы: «Как стать Геркулесом», «От простой воды и мыла, у микробов тают силы».
- Познавательное чтение: «Разговор о правильном питании», «Букварь здоровья».
- Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика).
- Выставка детских рисунков: «Дети и спорт».
- Дидактические игры: «Пирамида здоровья», «Вредно – полезно».
- Коллаж: «Полезные продукты».
- Фотовыставка: «Как мы едим».
Участие родителей в проекте.
- Консультации для родителей: «Первый шаг на пути к здоровью – закаливание», «Дыхательная гимнастика в оздоровлении детей».
- Составление вместе с детьми сказок по соблюдению правил гигиены: «Путешествие мыльных пузырей», «Сказка про зубную щётку» с рисунками.
- Подбор информации в книгах по теме проекта, поиск иллюстративного материала для составления коллажа «Полезные продукты.
- Написание отзывов о проекте.
Практическая ценность проекта.
- Создание картотеки пальчиковых игр с учётом возрастных особенностей детей.
- Обновление игр для моторики «Игры с прищепками», «Крупинка к крупинке».
- Оформления бюллетеня «Забота о здоровье детей – дело общее».
- Разработка и выпуск конспектов бесед, деловых игр по валеологии.
Результаты проекта:
В процессе реализации проекта была создана благоприятная здоровьесберегающая среда, позволяющая расширить знания детей о способах укрепления своего здоровья.
Пропаганда валеологических знаний среди родителей способствовала тому, что они больше стали уделять внимание своему здоровью и здоровью своих детей.
Список используемой литературы.
1. В.И.Логинова, Т.И. Бабаева «Комплексная программа развития и воспитания детей в детском саду».
2. Е. Соколова «В гостях у Рыжика» развитие мелкой моторики руки. Золотая серия развития и обучения ребёнка от 3 лет.
3. О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова «Пальчиковая гимнастика».
Методика работы над технологиями здоровьесбережения
Любая образовательная деятельность в детском саду должна тщательно планироваться. Это позволяет не только рационально сгруппировать темы, но и рассчитать время на рассмотрение каждой. Основной формой реализации здоровьесберегательных технологий является непосредственная образовательная деятельность (НОД), то есть занятие. Кроме того, в рамках реализации целей и задач сохранения и укрепления здоровья малышей проводятся досуговые мероприятия по темам. Обе эти формы работы отражены в перспективном планировании.
Таблица: Дементьева В.В. перспективный план по здоровьесбережению детей средней группы (фрагмент)
Месяц | Тема | Программное содержание | Материалы и оборудование | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь | «Как устроено тело человека» |
| Модели: «тело человека»; «органы». |
| Семинар «Современные подходы к оздоровлению детей» |
Октябрь | «Чистота — залог здоровья» | Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. | Иллюстрации «Культурно-гигиенические навыки». |
| Лэпбук «Здоровейка: здоровый ребёнок» |
Ноябрь | «Что мы делаем, когда едим» | Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения. |
|
| Семинар на тему «Как проводить закаливание детей дома». |
В средней группе в аспекте здоровьесбережения много внимания уделяется развитию сенсорного восприятия малышей
Методика подготовки занятия по здоровьесбережению
Согласно перспективному плану педагог разрабатывает конспект занятия по теме здоровьесбережения, вписывая его этапы в установленные нормативными документами временные рамки проведения уроков в ДОУ.
Таблица: этапы занятия в средней группе
Этап | Время | Содержание |
Вводный | До 2 минут | Актуализация имеющихся знаний малышей по теме. |
Основной | До 10 минут | Ознакомление с новым материалом, а также физкультминутка (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика). |
Этап отработки, закрепления, материала | До 6 минут | Как правило, практическое воплощение изученного, то есть создание рисунков, аппликаций. |
Заключительный этап | До 2 минут | Оценка педагогом деятельности всей группы в целом и каждого малыша в частности. |
Это интересно. В современной практике подготовки и проведения занятий в ДОУ основной этап и закрепление могут объединяться в один. Это происходит тогда, когда отработка материала идёт по мере введения того или иного аспекта в ход урока, то есть дети узнают новое и сразу закрепляют.
В этап закрепления материала обычно входит задание творческого характера
Таблица: Сурма Н.А., конспект занятия по здоровьесбережению на тему «Путешествие в страну Неболейка» в средней группе (фрагменты)
Этап | Содержание |
Вводный | Воспитатель: — Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово здоровье похоже на слово «здравствуй». Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья. Давайте и мы поздороваемся друг с другом и сделаем это в игре. |
Игра «Здравствуй, друг! » — Здравствуй, друг! (Дети вытягиваю правую руку в сторону) — Здравствуй, друг! (Вытягивают левую руку в сторону) — Становись скорее в круг, (Берутся за руки) Мы по кругу пойдём (Идут по кругу) И друзей везде найдём!…> | |
<�… Воспитатель: — Ребята, вы любите путешествовать? А на чём можно отправиться в путешествие? Дети: — Машине, поезде, автобусе…. Воспитатель: — Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну Неболейка. А поедем мы туда на поезде. Согласны? Занимайте места в вагончиках! (передвигаемся по группе)…> | |
Основной | <�… Воспитатель: — Есть ещё один очень простой способ укрепить здоровье — это самомассаж. Это поглаживание, растирание, надавливание. Этот массаж человек делает себе сам. Самомассаж — Носик, носик! (касаемся указательным пальчиком кончик носа). Где ты, был? — Ротик, ротик! (Проводим указательным пальцем (две руки) от уголка губ вверх-вниз). Где ты ротик?…> |
<�… Дидактическая игра «Полезно — вредно» — Я предлагаю вам вырастить чудо-деревья, на которых будут расти полезные и вредные продукты. Вот здесь картинки с изображением различных продуктов питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, чёрный хлеб и т. п.). Каждый из вас подойдёт, возьмёт одну карточку с изображением полезного продукта и повесит её на дерево. (Воспитатель объясняет, почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно). Воспитатель: — Посмотрите, что этот? Мешочек. А в мешочке предметы, которые нам помогают заботиться о своём здоровье. Давайте поиграем. | |
Дидактическая игра «Мешочек Мойдодыра» Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расчёска, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щётка, щётка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Пора нам возвращаться домой в д/с. Садимся в свои удобные вагончики. Воспитатель: — Давайте вспомним, где мы были??? Дети: — В стране «Неболейка» Воспитатель: — А, что же это за страна? Почему она так называется? Дети: — Там никто не болеет и следит за своим здоровьем. Чтобы найти своё здоровье и не потерять его, надо хорошо питаться, гулять на свежем воздухе, делать каждый день зарядку и не забывать мыть руки. Воспитатель: — Жители страны «Неболейка», составили вам несколько полезных советов: Чтоб расти и закаляться Надо спортом заниматься; Будет пусть тебе не лень Чистить зубы 2 раза в день; Фрукты и овощи перед едой Тщательно, очень старательно мой…> | |
Заключение | <�… Воспитатель. — Ребята! Вы узнали сегодня много полезного о здоровье, и я вижу на ваших лицах улыбку, а улыбка — залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость! Доброго вам здоровья! |
Разработка открытого занятия
Методика подготовки показательного урока ничем не отличается от структуры обычного. Единственное дополнение: в открытом занятии обычно работа ведётся либо полностью, либо частично (в виде отдельных заданий) от лица сказочного персонажа, что добавляет в урок зрелищности.
Открытое занятие может также строится на смене ролей, когда дети по очереди выполняют функции педагога
Таблица: Кутумова Н., конспект открытого занятия по здоровьесбережению на тему «Где прячется здоровье» в средней группе (фрагменты)
Этап | Содержание |
Вводный | Ведущий: — Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово здоровье похоже на слово здравствуй. Когда мы здороваемся мы желаем друг другу здоровья. Давайте и мы поздороваемся друг с другом и сделаем это в игре. Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»…> |
Основной | <�…Ведущий: — Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл гномик, давайте поздороваемся с ним. Но что-то он очень грустный. (обращаясь к гномику): — Что случилось с тобой, гномик, почему ты такой грустный? Гномик: — Ребята, я пришёл к вам за помощью. Что-то я совсем без сил, мне кажется, что я потерял своё здоровье и не знаю, где его найти. Вы мне поможете? |
Ведущий: — Ребята, а как вы думаете, кто может помочь гномику, кто всё знает про здоровье, и о том, что надо делать, чтобы его не потерять. (Врач) А где можно найти врача? (В больнице); Как можно вызвать врача сюда? (По телефону); По какому номеру телефона вызывают врача? (03)…> | |
<�… Врач: — Я открою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма. Чтобы узнать, как называется первый лучик нашего солнышка-здоровья, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Правильно, правильно, совершенно верно». Я буду вам говорить маленькие стихотворения, если в них говорится то, что правильно, то вы все вместе говорите «Правильно, правильно, совершенно верно», а если в стихотворении говорится о том, что не надо делать, то вы молчите. Вы поняли? Чтоб расти и закаляться Надо спортом заниматься; Будет пусть тебе не лень Чистить зубы 2 раза в день…> <�… — Чтобы быть здоровым нужно соблюдать личную гигиену. Открываю 1-ый лучик солнышка здоровья (Гигиена)…> | |
<�… Открываю 5-й лучик «Хорошее настроение». — Ребята, а чтобы было хорошее настроение, нужно иметь много друзей. Не ссориться с ними и друг другу дарить только улыбки…> | |
Заключительный | <�… Теперь я могу быть спокойна, что ребята из средней группы д/с №4 «Петушок» будут всегда здоровы и научат беречь своё здоровье всех своих близких. За то, что вы такие умные, активные, добрые я принесла вам витамины. Вот это витаминный сок. |
Воспитатель. — Ребята! Вы узнали сегодня много полезного о здоровье и вижу на ваших лицах улыбку, а улыбка — залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость! Доброго вам здоровья! А давайте узнаем у гостей, какое сейчас настроение у них? (раздаются лица людей и гости наклеивают рот в зависимости от настроения). | |
https://www.maam.ru/detskijsad/-gde-prjachetsja-zdorove-konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-srednei-grupe-po-zdorovesberezheniyu.html |
Досуговая деятельность по здоровьесбережению в средней группе
Образовательная деятельность в процессе разработки технологий здоровьесбережения в средней группе реализуется в том числе и с помощью подготовки и проведения досуговых мероприятий (развлечений). Одним из самых значимых праздников является День здоровья, проведение которого 1–2 раза в год (обычно осенью и весной) является традиционным в современных ДОУ. Основная цель организации Дня здоровья — создание позитивного эмоционального климата в коллективе детей, родителей, которые привлекаются в работу, и педагогов. Этот вид развлечений предполагает разработку в течение всего дня (!) и представляет собой целый комплекс видов деятельности.
Досуговые мероприятия могут проводиться и на улице, и в спортивном зале
Таблица: Калинина О.А., тематический план Дня здоровья в средней группе (фрагменты)
Временной отрезок | Виды деятельности | Цели |
Утро | Беседа: Тема: «Что такое здоровье?» |
|
Рассматривание иллюстраций | Уточнить представления детей о разных видах спорта, самом понятии «спорт», о том для чего люди занимаются спортом и физкультурой; | |
Дидактическая игра: «Магазин полезных продуктов питания» |
| |
Утренняя гимнастика и дыхательное упражнение «Любимый носик»: А сейчас без промедления Мы разучим упражнения, Их, друзья, не забывайте И почаще повторяйте. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз) Вдох — погладь свой нос От крыльев к переносице Выдох — и обратно Пальцы наши просятся. Сделать вдох левой ноздрёй; правая — закрыта, выдох правой ноздрёй, при этом левая закрыта ( 5 раз)…> |
| |
НОД | Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» | На ощупь угадать предметы личной гигиены (мыло, расчёска, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щётка, щётка для одежды) и рассказать, для чего они предназначены и как ими пользоваться. |
Отгадывание загадок |
| |
Рисование «Витамины для здоровья» | Повторить виды линий для создания рисунков (контур, основная линия). | |
Прогулка | Игра «Самый меткий» | Развитие глазомера, координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах. |
Игра «Назови вредный продукт» | Уточнять знания детей о пользе и вреде разных продуктов, учить разделять их. | |
Наблюдения за погодой и одеждой | Учить детей умению определять состояние погоды и видеть зависимость между нею и одеждой людей. | |
Вечер | Бодрящая гимнастика |
|
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» |
| |
Игра «Исправь меня» | Закрепить знания детей, какую пользу или вред приносят продукты. | |
Подведение итогов |
|
Краткосрочный проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе «Я хочу здоровым быть»
Лариса Симоганова
Краткосрочный проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе «Я хочу здоровым быть»
МДОУ «Детский сад №164»
г. Саратов
Краткосрочный проект:
«Я хочу здоровым быть!»
старшая группа
Воспитатель: I квалификационной категории
Симоганова Лариса Владимировна
Участники проекта: Дети старшей группы, родители.
Проблема: Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Цель: Формирование убеждений привычек здорового образа жизни, развитие познавательных и творческих способностей детей старшей группы.
Задачи: Сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь своё здоровье и заботиться о нём. Формировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям, занятиям спортом, обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью. Познакомить с зимними олимпийскими видами спорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни.
Подготовительный этап.
1. Подборка методического и дидактического материала.
2. Подборка художественной литературы.
3. Разработка непосредственно образовательной деятельности по проекту.
4. Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.
6. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта
7. Изготовление настольных игр по теме проекта.
Основной этап.
НОД по образовательной области «Познание»
.
1.«Олимпийские виды спорта»
.
2.«Скоро олимпийские игры»
3.«Путешествие в страну здоровья»
.
4.«Если хочешь быть здоров»
.
5.«Могут ли овощи навредить здоровью?»
6. Чтение стихотворений Е. А. Алябьевой «Хочу конфет»
,
«Сладкоежка»
.
НОД по образовательной области «Социализация»
.
1.Дидактические игры: «Кому что нужно»
,
«Назови вид спорта»
,
«Собери картинку»
,
«Угадай вид спорта по показу»
.
2. Театр «10 королевство»
, спектакль
«Апчхи»
.
3. Игра-беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
.
4.Сюжетно ролевые игры: «На приёме у врача»
,
«Больница»
.
5. Настольная игра «Полезные и витаминные продукты»
.
6.Словесные игры: «Характеристика здорового человека»
,
«Четвёртый лишний»
,
«Да или нет»
.
7. Настольная игра «Спортивный инвентарь»
.
8. Спортивное развлечение на тему «Путешествие на зимнюю олимпиаду Сочи 2014»
НОД по образовательной области «Художественное творчество»
1. Аппликация «Где живут витамины?»
2. Рисование «Витаминные продукты»
.
3. Лепка «Зимние забавы»
.
4. Рисование «Дети делают зарядку»
.
Работа с родителями.
1. Консультация «Режим дня, как средство воспитания здорового ребенка»
.
2. Консультация «Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию»
».
4. Папка-передвижка «Движенье и здоровье»
.
6. Подбор пословиц, стихов и загадок по теме проекта.
Заключительный этап.
Интеграция образовательных областей: «Познание»
,
«Здоровье»
,
«Социализация»
,
«Коммуникация»
,
«Музыка»
,
«Физкультура»
,
«Художественная литература»
по теме:
«Путешествие в страну Здоровья»
.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение у детей представлений о здоровом образе жизни.
2. Расширение знаний детей о зимних видах спорта, и о зимней олимпиаде.
3. Дети познакомятся с литературными произведениями по теме проекта.
4. Узнают, что полезно, а что вредно для организма, что нужно знать и делать для сохранения здоровья.
5. Дети пополнят свои знания о правильном питании и его значимости для здоровья.
Приложение:
1. Подборка пословиц и поговорок о здоровье и здоровом образе жизни.
2. Игровой массаж «Поиграем с ручками»
.
3. Подборка стихов о здоровом образе жизни.
4. Подборка загадок на тему «Здоровье»
.
5. Гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
6. Материал о лекарственных растениях «Зелёная аптека рядом с нами»
.
7. Рисунки детей «Витаминные продукты»
.
8. Аппликация детей «Где живут витамины?»
.
9. Фоторепортаж «Движенье-здоровье»
.
Проекты по здоровьесбережению в средней группе
Проектная деятельность является одним из вариантов реализации практического метода работы с детьми. Этот приём призван раскрывать творческий потенциал малышей, а также поощрять инициативу в работе, расширяя представления ребят по теме. Проекты могут быть двух видов:
- краткосрочные, не требующие много времени на подготовку, уточняющие тот или иной аспект изучаемой темы (рисунки, плакаты, буклеты и пр.);
- долгосрочные, предполагающие определённые этапы разработки.
Фотогалерея: примеры краткосрочных проектов по ЗОЖ
Своих воспитанников я ограничивала: в рисунках, или схемах, не должно быть более 6 позиций
Проект моет выполняться с родителями
В процессе работы над этим проектом малыши уточняют свои представления о том, что такое витамины
Проект чаще всего выполняется совместно с родителями и воспитателем
Детям средней группы стоит чаще давать задание описывать такие схематичные рисунки
Методика работы над долгосрочным проектом
Этот вид практической деятельности требует предварительного изучения теории вопроса. Поэтому разработка долгосрочного проекта происходит в три этапа:
- подготовительный, на котором малыши получают знания по теме (например, работая над заданием, связанным с важностью закаливания, ребята слушали и обсуждали стихотворение С. Михалкова «Про мимозу»);
- основной — реализация задумки проекта (в нашем примере это была инсценировка произведения С. Михалкова);
- отчётный — составление презентации в виде буклета, фотогалереи по выполнению задания.
Пример составления паспорта проекта дан в разработке Шанцевой Т.Б.
Отчёт о летней оздоровительной работе в средней группе детского сада
Анализ занятий является неотъемлемой частью методической работы по реализации технологии здоровьесбережения. Подробнее об алгоритме его составления можно узнать здесь.
Однако, кроме НОД, анализ проводится и для других видов образовательной деятельности по здоровьесбережению, в частности для отчёта о летней оздоровительной работе.
Это интересно. Основной особенностью летнего варианта организации учебно-воспитательного процесса является то, что все виды деятельности переносятся на улицу.
Алгоритм составления отчёта
Схема композиции отчёта включает освещение следующих аспектов работы:
- описание целей и задач летнего оздоровления;
- перечень форм взаимодействия (например, НОД, самостоятельная работа малышей, индивидуальная деятельность, взаимодействие с родителями, досуговые мероприятия);
- обзор используемых приёмов и средств в работе (например, игровые приёмы, варианты словесного взаимодействия с использованием игрушек, спортивного инвентаря);
- оценка эффективности выбранных приёмов и средств;
- краткий обзор проделанной работы по организации взаимодействия с родителями (мероприятия, привлечение к оформлению предметно-развивающей среды и пр.);
- презентация результатов практической деятельности малышей (инсценировки, выставки рисунков, буклетов и пр., представленные в виде фотоотчёта);
- выводы об общем состоянии здоровья малышей и оценка проведённой оздоровительной работы.
Отчёт о летней оздоровительной работе может быть более подробным, чуть менее детальным. «Золотой серединой» можно считать вариант, представленный здесь.
Летняя в апреле-мае оздоровительная деятельность предполагает повторение пройденного за год материала
Здоровьесбережение в средней группе разрабатывается всеми видами технологий, практикуемыми в детском саду для сохранения и укрепления здоровья малышей, а также для просвещения родителей. Методика организации образовательной деятельности в аспекте здоровьесбережения имеет ряд особенностей, связанных с содержанием работы, например, акцент на выполнение физических упражнений разных видов. При этом основной формой взаимодействия будет игра. Как и другие образовательные направления, здоровьесбережение требует проведения регулярного анализа эффективности работы, в том числе и составления отчёта по летнему оздоровлению ребят.
Проект «Система работы по здоровьесбережению в ДОУ»
Обоснование необходимости создания проекта:
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.
Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий.
Паспорт проекта.
Вид проекта: практико–ориентированный, открытый Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители Продолжительность: долгосрочный Сроки реализации: июнь 2013 – июнь 2014 Этапы реализации проекта: • 1 этап – Аналитический. • 2 этап – Практический. • 3 этап – Основной. • 4 этап – Заключительный.
Автор проекта: Даутова Венера Хамбаловна — воспитатель МАДОУ ДС№16»Родничок»г.Янаул, Республика Башкортостан.
Цель проекта: Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
Проект предполагает объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укрепления здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения, через реализацию комплексного подхода. Задачи проекта: • Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни. • Оптимизировать систему физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; • Разработать модель построения методической работы по повышению компетентности педагогов; • Разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях; • Разработать и адаптировать систему мониторинга комплексной оценки уровня знаний детей, профессиональных возможностей педагогов и педагогической просвещенности родителей; • Спроектировать модель сотрудничества детского сада и семьи по формированию осознанного, творческого, бережного отношения к здоровью детей с целью повышения его уровня; • Активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;
Этапы и механизмы реализации проекта
I этап – аналитический/июнь 2013 г. Цель: анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы. • Информационно-аналитическая деятельность: — анализ состоянию здоровья детей; — анализ развития двигательных навыков детей; — оценка организационных и материально – технических условий ДОУ; — формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого–педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения). — Организация работы Творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.
II этап – практический июль 2013 г. – август 2013г. Цель: Разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ — «Будь здоров, малыш!». • Планово-прогностическая деятельность: Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта: — Разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками; — Разработка Модели системы по здоровьесбережению «Будь здоров, малыш!» — разработка методических рекомендаций по использования Системы / педагогический инструментарий/; — систематизация взаимодействия с социальными партнерами с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни; — разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.
III этап – основной сентябрь 2013 – апрель 2014 Цель: Организация эффективной системы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. • Организационная деятельность: Обучение педагогов и родителей эффективным технологиям в сфере здоровьесбережения и формирования стратегии здорового образа жизни. — Разработка перспективных планов работы с педагогами и родителями; — Подготовка методических материалов по обучению воспитанников и родителей современным подходам к сохранению здоровья; — Организация сотрудничества с районной больницей, ДЮСШ, спорткомитетом, РДК; — Организация оперативного контроля использования системы работы по здоровьесбережению в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности детей. • Регулятивно-коррекционная деятельность: Организация работы Творческой группы: — по внедрению проекта и использованию здоровьесберегающих технологий; — по отслеживанию промежуточных результатов и по необходимости корректировки работы по реализации проекта.
IV этап – заключительный май — июнь 2014 г. Цель: Подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее. — Использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций; — Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей — Подведение итогов проекта.
Ресурсное обеспечение
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов: теоретический компонент, практический компонент; мотивационный компонент. 2. Создание алгоритмов работы по здоровьесбережению всех субъектов образовательного процесса ДОУ. 3. Создание комплексной системы работы по здоровьесбережению в МАДОУ детском саду № 16 « Родничок» г.Янаул «Будь здоров!» 4. Разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий 5. Снижение заболеваемости детей на 6 % 6. Разработка системы мониторинга; 7. Создание семейного клуба «Здоровая семья – здоровый ребенок»
Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.
Дальнейшее развитие проекта. В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОУ, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность дошкольные учреждения села и района. Проект может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении.
Автор: Даутова Венера Хамбаловна, воспитатель, МАДОУ Д/С №16 «Родничок», г. Янаул, Республика Башкортостан
Статья размещена в авторской редакции