Проект по экологии в средней группе «Эколята — дошколята» проект (средняя группа)


Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет

Обновление содержания и форм экологического воспитания детей средней группы средствами проектной деятельности Обновление содержания и форм экологического воспитания детей средней группы через проектную деятельность. «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой…

Экологический проект «Волшебница-вода» в средней группе
Экологический проект «Волшебница – вода»
. Средняя группа, воспитатели: Изокайтис Е. Г. и Кочедыкова Н. Н. Цель
проекта: расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей…

Организация экологических проектов

Для экологических проектов в разных группах предпочтительно выбирать темы, касающиеся родного края. Наблюдения и эксперименты, которые проводят в реальных условиях, принесут больше пользы, чем те, о которых малыш посмотрит видео или прочитает в книге. Развитие проектной деятельности проходит три возрастных этапа.

В младших группах

Начало первого этапа относится к возрасту 3–4 лет. Поисковая деятельность естественна для малышей. Они познают мир, им все интересно. Начиная с трехлетнего возраста, используют такой вид работы как экологический проект. Ведущая роль еще принадлежит взрослому. Педагоги обычно выбирают практико-ориентированные, игровые проекты. Экологическое образование начинают с ближайшего окружения. Пусть малыши рассмотрят, какие цветы растут на их клумбе, понаблюдают за насекомыми. В 3–4 года любая мелочь, встретившаяся на улице, — это открытие.

Тема «Деревья родного края» подходит для этой возрастной группы. В рамках проектной деятельности малыши узнают, какие лиственные и хвойные породы растут во дворе. Они понаблюдают над тем, когда появляются листочки, какого они цвета, и что с ними происходит осенью. Используются разные формы:

  • рассказ взрослого;
  • беседа;
  • экскурсия;
  • наблюдение;
  • прогулка;
  • чтение книг;
  • рассматривание фотографий, картинок, репродукций;
  • просмотр видеофильмов;
  • знакомство с народным фольклором.

В условиях детского сада для воспитанников 3–4 лет выбирают групповые проекты.

В средних группах

Второй этап начинается с четырехлетнего возраста. Воспитанники становятся более самостоятельными, усложняются и цели проекта. Жизненный опыт еще не позволяет проявлять самостоятельность в выборе проблемы, деятельность идет на подражательно-исполнительном уровне.

Важно! Воспитанники могут выступить как «заказчики» проекта, задавая интересующие вопросы.

Формы и способы исследовательской деятельности переходят на новый уровень. Работа над темой «Флора моего края» включает такие виды деятельности, как сбор гербария, составление фотоальбома. Сотворчество ребят и взрослых является обязательной составляющей проекта.

Семейный проект

Воспитанники могут заниматься общественно-значимыми делами. Они не просто наблюдают, какие цветы растут на клумбе, а сами разбивают цветник. Работая над темой «Наша клумба», малыши знакомятся с цветами, выбирают, какие будут расти на их участке. Вместе со взрослыми они посеют семена и будут ждать всходов. Результат — красивая цветущая клумба, которую гордостью будут показывать своим друзьям, родственникам.

Формы, методы и средства экологического воспитания

Изучение спектральных цветов можно провести в форме проектной деятельности, выбрав тему «Радуга». К 4–5 годам малыши должны знать основные цвета, данный проект поведет их дальше. Они познакомятся с оттенками, узнают, какие получаются цвета при смешивании красок. В ходе работы познакомятся с понятием спектра, выучат стихи и песни, проведут научные опыты.

Для старших групп

К старшему возрасту накапливается социальный опыт, воспитанники начинают сотрудничать между собой. Приходит время для парных проектов. На психологическом уровне происходят заметные изменения: появляется способность самоконтроля, импульсивные побуждения становятся реже, развивается самооценка.

В старшей группе используются разные типы проектов:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • ролевые.

Важно! Экологический проект в старшей группе предусматривает организационную инициативу со стороны воспитанников.

Предполагается формирование умения поиска способов решения проблемы, развитие желания использовать в речи экологические термины. Слова «беречь окружающую среду» наполняются смыслом.

Экскурсия с Красной Шапочкой

Уместно будет проведение проекта «Мы дети твои, Земля!» Педагог поднимает проблему мусора в местах общего пользования, рассказывает, чем полезен лес, что такое «Красная книга» и какие животные занесены в нее. Планета заботится о землянах, как мать, она кормит, одевает, дарит тепло и красоту, и они должны отвечать тем же.

В подготовительных группах

Третий этап развития проектной деятельности относится к подготовительной группе. Он характеризуется высоким уровнем интереса, что обусловлено развитием познавательных способностей и черт личности. Активность взрослого уступает место поддержке детской инициативы. Взрослый создает условия для самостоятельной деятельности воспитанников, организует познавательное пространство.

Проект по экологии в подготовительной группе имеет большое значение для развития личности воспитанников, так как предусматривает формирование представлений о взаимосвязи природной среды и человека.

Обратите внимание! Проектная деятельность имеет общественно-полезную значимость. Работа по изготовлению кормушек позволит покормить зимой птиц. В план могут быть включены такие мероприятия как выпуск листовок, чтение стихов, конкурс рисунков.

Экологический десант

В проектах большое внимание уделяется научной основе. Можно коснуться таких вопросов: откуда берутся микробы? Какой вред от сточных вод? Что такое лед? Что такое север и юг?

Занятия на тему экология во 2-х младших группах ДОУ по ФГОС

Результатом проектной деятельности в подготовительной группе должно стать следующее:

  • понимание взаимосвязей в природной среде;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • сформированность элементарных экологических знаний и культуры поведения;
  • создание единого образовательного пространства по экологическому образованию.

Виды экологических проектов в детском саду

По продолжительности проекты делятся на несколько типов. При этом учитывается возраст участников, исследуемая проблема.

Краткосрочный

Проекты, направленные на решение небольшой проблемы и не требующие больших временных затрат, считаются краткосрочными. Разрабатывая проект по экологии в старшей группе детского сада, краткосрочный по продолжительности, можно обратиться к теме «Весна-волшебница». Целью станет раскрытие особенностей времени года через интеграцию всех образовательных областей:

  • познавательное развитие ( беседы, экскурсии);
  • социально-коммуникативное (игры);
  • речевое (заучивание стихов);
  • физическое (прогулки);
  • художественно-эстетическое (утренники).

Обратите внимание! В качестве наглядности удобно использовать презентации по исследуемой проблеме. Мероприятия по защите домашних проектов приветствуются во многих детских садах.

Долгосрочный

Исследование крупной проблемы требует много времени. Воплощать их лучше со старшими воспитанниками, которые имеют навыки работы над проектом.

Можно предложить малышам поработать над темой «Огород на окне». Мероприятия, необходимые для выполнения исследовательских задач, займут не один месяц.

Посадка лука

В ходе работы воспитанники получат новые знания о культурных, дикорастущих, лекарственных растениях. У них сформируются умения по уходу за рассадой, будет развиваться наблюдательность, чувство ответственности.

Сетевые проекты

Актуальность проведения интернет-проектов диктуется развитием цифровых технологий. Проект, запущенный в сеть, дает возможность подключаться к решению проблемы неограниченного количества воспитанников, педагогов, родителей. Тема «Шар земной, для меня ты — лицо дорогое!» предусматривает множество решений, будет правильно решать проблему масштабно.

Возрастает практико-ориентированная значимость мероприятий. Такая форма работы дает возможность для создания базы новой модели экологического образования, каковым является экологическое движение. Есть возможность увидеть свое учреждение на фоне других организаций.

Проект по экологическому воспитанию в средней группе «Люби и знай родной край»

Проект по экологическому воспитанию в средней группе

«Люби и знай родной край»

Тип проекта:

познавательно-творческий, исследовательский.

Участники проекта:

дети средней группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения

: две недели

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этомуспособствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель проекта:

познакомить детей с природой родного края, способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой, сформировать у детей умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать творческое воображение, формировать экологическую культуру.

Задачи проекта:

-Дать детям представление о видах рядом растущих растений, о видах насекомых и животных родного края.

-Воспитывать бережное отношение к природе через поступки

-Познакомить с природоохранными знаками

Прогнозируемый результат:

— повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы

— создание в ходе проекта стенгазет, листовок и фотоальбомов

— привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей

— осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Этапы проекта.

Подготовительный:

– что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)

— Почему это может произойти?

— Как это повлияет на нас?

— Как не допустить этого?

— Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые »

Формы детской деятельности

Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

Разучивание стихов о жителях степи, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях ;

Конструирование тюльпана из бумаги

Раскрашивание картинок на тему «Береги тюльпаны», «Охрана природы»

Рисование «Степь весной»

Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.

Просмотр мультфильма, презентации

2 этап — организационно – практический

Содержание работы по экологическому воспитанию

Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;

1.Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению кустов, равстущих на участке.

2.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.

4.Разработать консультацию для родителей;

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

— беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

— дидактические игры;

— чтение литературы;

— рассматривание демонстрационного материала;

— заучивание стихов, пословиц, поговорок;

— оформление стенгазеты «Береги природу родного края!»

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).

Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.

Беседы:

— «Птицы родного края»

— «Санитары леса»

— «Правилах поведения в природе.»

Сочинение загадок, рассказов и сказок о степи;

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»https://www.youtube.com/watch?v=EEdn6igiEXo

Исследовательская деятельность на прогулке.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики- антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

Муравьи — хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также

барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение:Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества — феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды — это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Наблюдения.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Изобразительная деятельность.

Программные задачи:

продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Художественная литература

Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219)Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище»https://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html

Игровая деятельность

Конструирование из бумаги «Тюльпан»

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

Игры: «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто — где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист»,«Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Я знаю 5 названий… », «Экологические цепочки»;

3 этап-заключительный.

Разработка и создание стенгазеты «Берегите природу родного края».

Итоговое мероприятие : экологический праздник «День степи»

Фотовыставка

Работа с родителями:

-Консультация «Учите детей любить природу»!

Участие вэкологическом празднике

Сценарий экологического праздника «БЕРЕГИТЕ СТЕПЬ

»

Воспитатели: Харцхаева Т.И.

Убушаева С.В,

Музыкальный руководитель Зубков О.Е.

Цель:

Продолжать знакомить детей с обитателями и растениями
степи
. Развивать творчество, любознательность, память, внимание, исследовательские навыки.

Воспитывать бережное

отношение к природе родного края.

Материал и оборудование:

стенгазета «Берегите степь!», выставка рисунков детей и родителей «Берегите природу», картинки животных и растений Калмыкии, USB-носитель с записями песен для праздника

Ход праздника

Воспитатель: Дорогие ребята! Каждый день мы обнаруживаем вокруг себя что-то новое. Можно не замечать этого, а можно задуматься обо всём, что видишь вокруг. И тогда вы все полюбите красоту родной степи особенной любовью

. Давайте уточним чтоже такое степь?

. Степь — как море! Ранней весной это море разноцветное — зеленое, желтое, красное, голубое; а когда загустеют белые ковыли – станет степь серебристой. И потекут по серебристой равнине волны степного ветра и темные тени светлых облаков.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: