Урок «Как живут растения?»
Конспект открытого урока
Учитель: Кузнецова Елена Викторовна
Класс: 1
Урок: окружающий мир
Дата: 15.12.2019г.
Тема: Как живут растения?
Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширять представления о жизни и росте растений; показать основные приёмы ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.
Планируемые результаты: учащиеся научатся приёмам ухода за комнатными растениями.
Оборудование: мультимедийная презентация (компьютер, экран), комнатные растения, вода для полива растений, предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями (лейка, рассеиватель, тряпочки, палочка для рыхления почвы).
Наглядный материал: «ромашка» из бумаги с надписью «Растение — живое существо», картинки «семена, ростки» с надписями, у учащихся: кружки (красный, зелёный, жёлтый), карточки «Что общего у разных растений?», смайлики.
Ход урока:
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке! Давайте поприветствуем друг друга (хлопки).
II. Подготовка к работе на основном этапе.
— Отгадайте загадку и узнаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира.
Дышит, растёт, а ходить не может. (растение)
— Что мы будем изучать на уроке?
— Тема урока: «Как живут растения?» (слайд 1)
— Как вы считаете, растения живые?
— Нужно ухаживать за растениями?
— Какие цели мы поставим перед собой?
Цели: узнать, что растения – живые. Будем учиться ухаживать за комнатными растениями.
— Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.
— Каждый вопрос на уроке мы будем сажать в землю, как семечко, поливать его своими знаниями и умениями, чтобы зёрнышко проросло. Если ответим на этот вопрос – получим молодой росток, а если не сможем, то зёрнышко погибнет в земле.
— Не дадим зёрнышкам пропасть? Тогда будьте внимательны и активны.
III. Актуализация знаний.
— Вспомните, что вы уже знаете о растениях?( Слайд.)
— Что общего у всех растений?
— Сажаем первое зёрнышко.
Работа в парах. (У детей на партах карточки: иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)
Задание:
— Соедините линиями части растения с их названием. (учащиеся работают с карточками).
— Вот и проросло наше зёрнышко.(1 росток)
— Прочтём главные слова.
Вывод: Что же общего у всех растений?
— Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? (слайд 2)
— Оцените работу в паре.(смайлики: жёлтый — всё выполнили верно, зелёный — допустили ошибку, красный — не справились с заданием).
IV. Усвоение новых знаний.
Создание проблемной ситуации:
1) (На доске изображение ромашки. В . На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки растений.)
— Отгадайте загадку:
На лугу сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (ромашки)
— Одна сестричка-ромашка у нас на уроке.(открываю ромашку)
— Прочтём надпись на ромашке. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.
— Как же всё-таки доказать, что растения живые?
— Вот и второе зёрнышко упало в землю. Поможем ему прорасти.
— Что нам нужно сделать?
— Вспомнить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.
— Что вы узнали, исследуя рисунки?
— Посмотрите, вот и второе зёрнышко дало свой росток!
Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, умирает. Растение живое существо.
— Молодцы!
2) – Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос: Что растению необходимо для жизни?
— Сажаем третье зёрнышко. Ему тоже очень нужны ваши знания, умения и старание.
— Кто знает, как начинается жизнь растений?
— Посмотрите , вы принесли пророщенные семена пшеницы и гороха.
— Какие произошли изменения?
— В тарелочке семена проросли.
— Что повлияло на то, что семена начали прорастать? (вода, тепло)
— Откуда в природе растения получают воду и тепло? (воду от дождей, тепло от солнца.)
— Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться? (Нет).
— Почему? Что необходимо сделать с проросшими семенами? (Семена нужно посадить в землю.)
— Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?
— Почему? Что ещё нужно растениям? (свет, воздух)
— Что же необходимо для жизни растений?
— Третий росток с вашей помощью тянется к свету.
Вывод: Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва.
— Ну и ещё одно условие – бережное отношение со стороны человека.
V. Фикультминутка для глаз.(слайд)
VI. Закрепление новых знаний и способов действий.
1. Наблюдение за развитием растения. (на примере дуба)
— Как развивается растение?
— Какое растение видите? (слайд)
— Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)
Работа по учебнику на с.70.
Работа в парах.
— Рассмотрите, как с жёлудя начинается жизнь дуба. (молча, просто продемонстрировать посадку 4-го зёрнышка)
— А теперь посмотрите на слайд.
— Дуб – символ могущества и долголетия. Дубы – долгожители. Продолжительность жизни дуба – до 1500 лет, дерево достигает высоты 30 и даже 40 м, несет мощную крону, развивает толстый ствол, диаметр которого нередко доходит до 1-1,5 м. Не случайно, когда говорят о чем-то особо прочном, крепком, могучем, пользуются сравнением с дубом.
— С чего начинается жизнь дуба? (Росток 4: «семя – взрослое растение»)
2. Практическая работа.
1) Беседа.
— Всё живое требует ухода. Растения тоже любят, когда за ними ухаживают.
— У кого дома есть комнатные растения?
— Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?
— А вы помогаете? Что вы делаете?
— Как правильно ухаживать за растениями? (5 росток)
— Ещё одно зёрнышко просит нашей помощи? Поможем?
2) Знакомство с памяткой «Правила ухода за комнатными растениями».
- Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
— Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно — в поддон. Не поднимайте высоко лейку, чтобы вода не разбрызгивалась.
— Чтобы вода проходила к корешкам растения, на застаивалась, цветы следует рыхлить.
- Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
— Цветы любят водные процедуры.
- Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.
— Придерживая лист снизу одной рукой, а другой осторожно протираем.
Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
— Многие цветы очень любят опрыскивание.
— Для чего нужно протирать листья растений? (так растения дышат)
- Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
— Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, а другие — нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике, другие – подальше от окна.
(Раздаю детям памятки)
3) Работа в группе.
— Выберите капитана в своей группе. Капитан распределит обязанности. 2 человека – протирают листья, 2 человека – рыхлят землю, а 1 человек — поливает цветок. Соблюдайте все правила.
— Молодцы! Своим старанием вы помогли стольким семенам дать новый росток, подарили жизнь новым растениям.
IX. Информация о домашнем задании.
— А дома вы их приклеите.
X. Подведение итогов урока.
— На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопросы.
— Как вы считаете, мы смогли найти ответы на вопросы?
XI. Рефлексия.
— Оцените свои достижения на уроке.(смайлики)
— У вас на столах лежат смайлики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие смайлики и поднимают их)
— Кто для себя сделал открытие?
— Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке!
— Кому на уроке было интересно?
— Кому урок подарил хорошее настроение?
1
Урок № 28. «Как живут растения?»
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 1класс
Тип урока:
комбинированный
Цель
формирование представлений о признаках живой природы и условиях, необходимых для жизни организмов; ознакомление с простейшими правилами ухода за комнатными цветами
Планируемые результаты
Предметные
Научатся:
наблюдать за ростом и развитием растений; называть этапы жизни растения; знать условия, необходимые для жизни растений; ухаживать за комнатными растениями.
Метапредметные
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (уход за комнатными растениями) и условия ее реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные:
выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре, наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях; делать выводы на основании анализа иллюстраций.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения; оценивать свои достижения на уроке
Личностные результаты
Проявлять интерес к объектам окружающего мира; бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы.
Основные понятия и определения
Растение-живое, растет, развивается, приносит потомство, необходимо вода, тепло, воздух, свет.
Подготовка к усвоению нового материала
Убедимся, что растения — живые. Будем учиться ухаживать за комнатными растениями.
Вспомните, из каких частей состоит растение. Расскажите (по своим наблюдениям), как растения появляются на свет, как они растут и развиваются.
Изучение нового материала
Как живут растения?
Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы. Сделайте вывод о том, что необходимо растениям для жизни.
1.Зачем поливают комнатные растения?
2.Почему комнатные растения ставят близко к окну?
3. Что делает девочка и для чего? 4. Что произошло с этим растением? Почему?
Практическая работа.
Освойте приёмы ухода за комнатными растениями (полив, протирание листьев, рыхление почвы).
Растение — живое. Оно растёт, развивается, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает. Но многие растения живут очень долго. Растениям необходимы для жизни вода, воздух, свет и тепло.
1.Докажите, что растение — живое. 2. Что необходимо растениям для жизни?
3. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Как
живутрастения
Растения
—этотожеживыесущества
Учебный фильм «Развитие растения из семени»
Рост
растенияза2минуты.
Анимация
ростадерева
Лес за год. ускоренная съемка
Осмысление и понимание полученных знаний
Самостоятельное применение знаний
Источники информации
:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 1 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт
YouTube
: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
окружающий мир
— https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html