Вокально-хоровые навыки как основа развития певческого голоса у детей
Определить на слух лад (мажор, минор).
3. Диагностика гармонического слуха:
Цель:
выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах.
Музыкальный материал: диатонические интервалы, мажорное и минорное трезвучие.
Диагностические задания:
Педагог исполняет 2-3 созвучия (интервал, трезвучие, аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков «спряталось» в нём, а также определить, как звучит созвучие: весело или грустно.
Диагностика чувства ритма:
Цель: выявить уровень развития чувства ритма.
Музыкальный материал: разученные песни, ритмические партитуры как пройденных, так и незнакомых произведений, состоящие из пройденных длительностей, ритмических рисунков, групп.
Диагностические задания:
Спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок, затем предлагается прохлопать одними ладошками.
Воспроизвести хлопками предложенную ритмическую партитуру с пройденными ранее ритмическими фигурами.
Движения под музыку (ходьба, бег, элементарные танцевальные движения).
Продирижировать, используя основные дирижерские жесты (вдох, задержка, начало пения, дир. сетка, снятие) знакомую мелодию в размере 2/4 или ¾ для подвинутых групп), а также импровизированные жесты руками под музыку.
Высокий уровень — (оценка 3): творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, когда ребёнок точно выполняет предложенное задание без ошибок.
Средний уровень — (оценка 2): эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Ребёнок понимает, что ошибается и исправляет свою ошибку.
Низкий уровень — (оценка 1): малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса. Не способен к самостоятельности, очень редко выполняет задание правильно, в большинстве случаев ошибается и не видит своей ошибки, не может исправить её.
На втором этапе экспериментальной работы была выстроена и апробирована программа по формированию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора, разработанная на основе «Методики комплексного музыкально-певческого воспитания Д.Е.Огороднова».
«Методика комплексного музыкально — певческого воспитания» Д.Е. Огороднова — научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту методику можно назвать кодексом музыканта. Исходные позиции его методики предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков. В результате, все стороны музыкального воспитания удаётся объединить в единый педагогический процесс, осуществляя этим один из самых важных принципов педагогики — принцип комплексного воспитания. Песня и выучивается гораздо скорее, и помнится лучше, когда «при работе над вокальной стороной включаются в действие многие и разнообразные «рычаги»: эмоциональность, воображение, сознательность, не говоря уже о главном — правильной и полноценной работе голосового аппарата». [23]