Урок музыки в начальной школе как основная форма музыкального воспитания младших школьников


Урок – общая характеристика

В общепедагогическом смысле под формами организации (организационными формами) обучения понимается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Организационные формы классифицируются по различным критериям.

Например:

1) по количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы);

2) по месту учебы (школьные и внешкольные);

3) по длительности занятий (классическое занятие (45 минут), спаренное занятие (90 минут), спаренное укороченное, занятие произвольной длительности).

В настоящее время продолжает развиваться классно-урочная система обучения, возникшая в 18 веке (Я.А. Коменский). Ключевой ее компонент – урок.

Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Урок музыки – основная форма организации музыкального образования в школе. Несмотря на то, что в школе ведется внеклассная работа по музыкальному воспитанию (кружки, праздники, факультативные занятия и др.), урок имеет первостепенное значение.

Сущность урока музыки, как и любого другого, составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, которая должна быть всегда эмоционально окрашена. В основе этой деятельности лежит процесс восприятия музыки.

Основными видами учебной музыкальной деятельности (способами, формами общения с музыкой) школьников на уроках принято считать слушание, исполнение музыки (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, творчество (сочинение и импровизация).

В уроке музыки должны быть представлены все компоненты образовательного процесса: цель, задачи, содержание, методы и др.

Общие и отличительные черты уроков музыки и уроков по другим предметам. С одной стороны, урок музыки – неотъемлемая часть общеобразовательного процесса в школе, поэтому он должен соответствовать всем необходимым требованиям к уроку. С другой стороны, урок музыки – это урок искусства, вследствие чего он обладает выраженным своеобразием. В связи с этим, урок музыки имеет как общие, так и отличительны черты с уроками по другим учебным предметам, особенно естественно-научного цикла.

Общие черты:

— конечная цель общего образования;

— в основе построения лежат психолого-педагогические закономерности;

— опора на общепедагогические принципы;

— сама форма урока с ее основными признаками (постоянный состав класса, обязательность урока, его продолжительность, такие формы работы, как сообщение нового, закрепление, повторение, проверка усвоения материала и др.);

— целостность, направленность на достижение цели, освоение содержания, видов учебной деятельности;

— основные методы обучения.

Отличительны черты (которые придают своеобразие и общим чертам):

— главная отличительная черта урока музыки – это урок искусства, а не научной дисциплины. Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. В связи с этим, музыкальное познание должно происходить на основе единства эмоций и разума, сознания и чувства;

— непременное единство художественного и технического, когда художественное (цель) постоянно освещает техническое (путь к цели), когда работа над техникой одновременно есть и работа над художественностью (выразительностью), образностью;

— преимущество на уроках коллективных форм работы;

— главное содержание любого урока – сама музыка, общение с ней;

— творческий характер всех видов учебной музыкальной деятельности;

— преимущество диалога;

— нетрадиционная структура уроков, своеобразие типов;

— опора на проблемный вид обучения.

Консультация «Современный урок музыки»

иван васильев

Консультация «Современный урок музыки»

Время идет быстротечно. Одно поколение незаметно сменяет другое. На дворе 21 век — «век скоростей»

,
«век интеграции»
,
«век информации»
, век новых технологий, гаджетов, Интернета и новой прогрессивной молодежи. Век новых
современных людей, чья жизнь все время в движении. Человек 21 века – человек информации, который пытается постичь все сферы жизни, стремится к свободе, через искусство перекраивает несущую действительность, выходит за рамки, меняет жизнь и достигает гармонии и свободы.
Главное требование к современному человеку, который живет в мире глобальных перемен и интеграционных процессов, чрезвычайно стремительного развития техники и информационных ресурсов, – является умение творить. Поэтому одной из задач современного образования является создание условий для формирования компетентной, творческой личности. Важное место в процессе становления образования принадлежит художественно-эстетическому циклу, который влияет на развитие эмоционально-чувствительной сферы обучающегося. Искусство – своеобразный камертон цивилизации, универсальный способ мышления, способный синтезировать истину, добро и красоту, формировать человека-творца. Художественно-эстетическое образование является посредником между общественно значимыми культурными ценностями и личностными ценностями человека и обеспечивает формирование базовых компетентностей (общекультурных, художественно-познавательных, художественно-коммуникативных и др., формирует стремление и способность к художественно-творческой самореализации духовного самосовершенствования на протяжении всей жизни. Важную роль во всей этой деятельности играет эмоционально-чувствительная сфера и творческая активность личности, развитие которой непосредственно связано с занятиями искусством.

Основной целью современного музыкальногообразования является: «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования)

.

Актуальными задачами современного школьного музыкальногообразования являются:

• развитие сознания, музыкального мышления детей;

• развитие эмоциональной сферы обучающихся;

• развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.

Актуальными проблемами современного музыкальногообразования являются:

• использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусства;

• внедрение новых образовательных технологий;

• использование инновационных форм работы;

• использование современных методов музыкального воспитания;

• использование принципов художественной дидактики.

Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, и не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке. Современный школьный урок музыки: какой урок имеет право называться современным? В общепринятом понимании современный урок музыки — это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг ребенка, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в обучающихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки. Качественной реализации государственного стандарта общего образования способствует внедрение новых образовательных технологий.

Понятие «педагогическая технология»

может рассматриваться в трех аспектах:

• научном — как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

• процессуальном — как описание (алгоритм)

процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

• деятельностном — осуществление технологического (педагогического)

процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Внедрение новых образовательных технологий направлено на совершенствование образовательного процесса, формирование художественно-практической компетентности обучающихся.

Наиболее показательным является использование инновационных технологий: технология развивающего обучения – проблемное изложение учебного материала, частично-поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою работу и работу учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности поискового, исследовательского, творческого характера.

Структура музыкальнойдеятельности ребенка содержит элементы: цель — средства — процесс — результат. Это условие является для учителя ориентиром, позволяющим организовать продуктивную музыкальную деятельность школьников. Продуктивность при этом выступает не только как результат творческого акта, представленный в создании чего-то нового и оригинального, а, прежде всего, как качество активности обучающихся.

Во все времена музыку, как мощную психологическую силу, старались использовать для оказания влияния на чувства и волю людей. Этот энергетический потенциал музыки успешно применяется и современным шоу-бизнесом, сформировавшим с помощью музыкальной продукции часто низкого качества не только «вкусы», но и устойчивое нежелание молодёжи вообще замечать величайшее богатство высокого искусства. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема организации музыкального обучения и воспитания в средней школе, что может составить альтернативу массовой экспансии суб-культуры.

Урок – зачастую не бросающаяся в глаза напряжённая работа, которая требует от учителя огромных усилий, максимальной концентрированности внимания, гибкого мышления и моментальной реакции во всевозможных психологически ситуациях.

Уроки музыки отличаются особо эмоциональной атмосферой, и это вполне нормально, т. к. музыка – язык чувств. Она шевелит, будоражит чувства школьников, создавая определенные настроения, влияя, в конечном итоге, на поведение и взаимоотношения учеников.

Урок музыки нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. «Есть искусство и есть творчество», — говорил В. Немирович-Данченко. Это противопоставление неслучайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идёт не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится сопоставлением другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема «внешнего» и «внутреннего» в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок – лишь привнесение неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это – особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема «внешнего» и «внутреннего» на уроках музыки есть, по сути, реальное взаимоотношение музыки как искусства и искусства проведения урока музыки. Изучая музыку на таких уроках, дети должны будут почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

Типы уроков музыки

Под типом вообще принято понимать форму, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками. При этом тип урока определяется наличием и последовательностью его структурных частей. Типы уроков музыки разнообразны и существенно отличаются от типов уроков по естественно-научным дисциплинам (уроки изучения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, практического применения знаний и умений, комбинированного (смешанного) типов).

Типы уроков музыки имеют как правило нетрадиционную структуру, то есть являются нестандартными. Это связано с тем, что ключевая проблема музыкального образования — создание на занятиях атмосферы интереса и увлеченности, в цель нестандартных уроков именно в том и состоит, чтобы возбудить и удержать интерес школьников к учебному труду.

Среди распространенных типов уроков музыки следующие: урок-образ, пресс-конференция, соревнование, театрализованный урок, урок, проводимый учащимися, творчества, конкурс, викторина, игра, музыкальная коллекция, концерт, интегрированный урок, урок-кроссворд, музыкальная передача, музыкальный салон и др.

Очевидно, что в разряд нестандартных уроков входят такие типы, которые обычно фигурируют как вспомогательные, внеклассные и внеурочные организационные формы. Безусловно, такие типы уроков интересны, необычны, очень нравятся учащимся. В то же время специалисты считают, что превращать их в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.

Вполне приемлемы для уроков музыки и традиционный комбинированный тип, который может быть построен, например, так: организационный момент – повторное изучение – изучение нового, формирование новых умений – закрепление, систематизация – задание на дом. Однако в связи со спецификой урока музыки структурные компоненты могут быть перемещены, а также быть своеобразно окрашены.

Тематическим построением программы Д.Б. Кабалевского обусловлены такие типы уроков как:

— урок введения в тему;

— урок углубления темы;

— урок обобщения темы;

— обобщающий урок-концерт года.

Урок введения в тему. Его главным признаком является наличие в содержании первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания. В каждой четверти один урок такого типа.

Процесс введения в тему складывается на уроке обычно из трех основных моментов:

1) активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся под углом зрения нового ключевого знания;

2) само введение в тему, которое происходит на основе создания поисковой ситуации;

3) первоначальное обобщенное представление о новом знании закрепляется в ходе восприятия музыкального материала урока.

Урок углубления темы. Главный признак – наличие в его содержании новой характеристики ключевого знания. Уроков этого типа в каждой четверти большинство.

Процесс углубления темы складывается обычно из трех основных моментов:

1) активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (прежде всего знаний, которые усваивались в данной четверти);

2) собственно углубление темы (на основе восприятия музыки, активного участия школьников в процессе познания, с привлечением разнообразных средств и приемов обучения);

3) закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений, с использованием разнообразных форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников).

Урок обобщения темы. Основной признак – наличие в его содержании целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания.

Учитель определяет содержание музыкального материала, выбирает средства и приемы обучения в зависимости от того, как учащиеся конкретного класса усвоили тему четверти.

Заключительный урок-концерт года. Цель такого урока – продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года.

В ходе урока данного типа, прежде всего, необходимо показать:

— насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной ценности искусства, эмоциональное отношение к нему;

— в какой мере усвоено тематическое содержание программы, умение размышлять о ней (осознанное отношение к музыке);

— в чем и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.

Урок-концерт должен проводиться в торжественной обстановке. Возможно объединение несколько классов одной параллели.

Урок музыки – это урок искусства, следовательно, его отличительной чертой выступает его творческий характер. В связи с этим, ведущим типом уроков музыки Н.А. Терентьева считает урок творческого типа.

Для его построения, согласно автору, необходима опора на ряд соответствующих принципов:

— направленность на воспитание эмоциональной культуры ребенка;

— направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия;

— создание на уроках атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности как важнейшего психологического фактора, направляющего процесс художественного открытия;

— воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру;

— оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений действительности;

— развитие навыков художественного обобщения как основы для целостного восприятия искусства;

— создание эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;

— формирование у школьников основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственно творческого опыта учащихся и выработки духовных критериев для осмысления явлений действительности.

Ведущим типом современного урока музыки как урока искусства является урок-образ. К нему выдвигаются следующие требования:

— целостность урока на основе художественной идеи, единой драматургии, тематических и интонационных связей;

— оправданность логических связей, контрастов, сопоставлений;

— художественная форма структуры урока (формы строения музыкальных произведений (1-частная, 2х-, 3х-частная, рондо, вариации, сонатное аллегро, импровизация, фантазия и др.), форма строения литературного произведения);

— единство учебно-воспитательного процесса, неразрывность этических, эстетических и учебных задач при акценте на культуру чувств;

— создание обстановки для созерцания, диалога, обмена впечатлениями;

— структурирование материала по принципу взаимной дополняемости, способствующей объемному видению проблемы;

— опора на методы художественной дидактики (педагогики искусства);

— создание интонационной атмосферы урока как в области ведения урока, создания доверительных отношений, так и в характере взаимодействия с произведениями искусства и их авторами;

— деятельно-практический подход к каждой теме и к проработке элементов урока (опора на механизм синестезии).

В одном уроке музыки могут сочетаться несколько типов, например, урок углубления темы может одновременно содержать признаки урока-образа и урока-путешествия, урок введения в тему может быть сразу уроком творчества и уроком образом и т.д.

Самоанализ урока музыки в 4 классе по теме «Музыка Италии»

1. Введение в урок

Урок проведен в 4 «_» классе (образовательная организация) г. __________. В классе __ человек – __ девочек и ___ мальчиков. Уровень обучаемости: на репродуктивном уровне – __ человек, на конструктивном – __, на творческом – __. Уровень обученности: высокий – __человек, средний – __человек, низкий – __ человек.

Тема года этого класса: Музыка народов мира. Данный урок – первый по теме «Музыка Италии». Имеет среднюю сложность: несмотря на изучение музыкальных произведений других стран и народов, музыка Италии имеет свои специфические особенности.

Тема урока: Музыка Италии.

Дидактическая цель урока – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Цели по содержанию были поставлены перед учащимися.

  • Образовательная: способствовать ознакомлению с музыкальной культурой Италии, познакомить с терминами «баркарола», «дискант».
  • Развивающая: продолжить формировать умение слушать и анализировать музыкальные произведения, сравнивать мелодику разных стран, развивать умение контролировать процесс дыхания, способствовать расширению кругозора учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать уважение к культуре других народов, чувство патриотизма.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.

Средства обучения: мультимедийная презентация «Музыка Италии», карточки для учащихся «Звонок другу», фортепиано, тексты песни «Белла чао».

2. Дидактический анализ урока

Дидактическая цель урока определила логику построения урока, а также характер взаимодействия учителя и учащихся.

Образовательная цель урока проходила через содержание учебного материала. Работа по ознакомлению с музыкой Италии велась на всех этапах урока — актуализации, мотивации и целеполагания, первичного изучения учебного материала, осознания и осмысления материала. Работа над ознакомлением с новыми терминами велась в ходе изучения нового материала.

На уроке велась работа по развитию умения сравнивать мелодику разных стран на этапе изучения нового материала.

Логика изучения учебного материала определила смену видов деятельности и форм организации познавательной деятельности: фронтальная — на большинстве этапах урока, парная – на одном из этапов урока. Выбранные ФОПД обеспечивают сотрудничество между учителем и учениками, способствуют включению каждого школьника в деятельность по достижению поставленной цели.

Выбранные методы урока соответствуют уровню возможностей данного класса. Частично-поисковый метод, используемый на начальных этапах урока и в процессе изучения нового материала, способствует развитию мотивации к изучению нового материала, использование объяснительно-иллюстративного метода обусловлено тем, что предложенный материал неизвестен учащимся, репродуктивный метод способствует более прочному усвоению. Выбранные методы обеспечивают усвоение теоретических знаний и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.

Средства, в том числе информационные технологии, используемые на уроке, обеспечивали развитие познавательного интереса.

На уроке осуществлялись межпредметные связи: музыка – история, музыка – МХК, что также способствует развитию познавательного интереса и мотивационной сферы обучающихся.

Для достижения развивающей цели урока использовалась беседа, которая позволила организовать работу над развитием устной речи учащихся, приемы вокальной педагогики, которые способствовали постановке правильного певческого дыхания. Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроке, является инновационными, предложенные приемы могут использоваться на каждом уроке музыки, что в конечном итоге приводит к укреплению здоровья обучающихся.

Достижению поставленных воспитательных целей способствовали содержание урока, выбранные формы организации познавательной деятельности на этапах изучения нового материала и в ходе осознания и осмысления.

3. Реальный результат урока. Считаю, что цель, поставленная на урок, была достигнута.

4. Вывод по уроку. Достижению поставленной цели способствовали отбор содержания, тип урока, ФОПД, методы, средства, приемы. В ходе урока в планируемые этапы урока были внесены изменения, связанные с (обстоятельства и причины внесенных изменений).

5. Резервы урока.
Полный текст материала Самоанализ урока музыки в 4 классе по теме «Музыка Италии» смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.

Автор: Бисерова Юлия Петровна → Публикатор 30.09.2015 0 10314 658 Комментировать

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация

Есть мнение? Оставьте комментарий

Внеклассная работа по музыкальному воспитанию школьников

Наряду с основной формой музыкального воспитания школьников (уроком) существует внеклассная работа по музыкальному воспитанию. Разнообразие форм ее организации обусловлено творческой инициативой учителя музыки, организатора внеклассной работы школы, отношением администрации.

Задачи внеклассной работы по музыке.

Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет, а отсюда – более интенсивное развитие любви и интереса к музыке вообще, получение новых знаний и умений. Дети могут на личном опыте убедиться, что школьные уроки музыки тесно связаны с жизнью, так как полученные ими на уроках музыки знания, умения и навыки активно востребуются и во внеклассное время. Учитель в процессе внеклассных занятий имеет возможность еще более приобщить заинтересованных детей к музыке, систематически формировать их творческую активность.

Организуя внеклассную работу по музыке, педагог должен следующее:

— все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов:

— широкое использование методов должно способствовать пробуждению художественных потребностей, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей учащихся;

— необходимо воспитывать у школьников интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;

— Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней; — в каждом конкретном случае нужно учитывать и то, что на формирование интересов и вкусов ребят большое влияние оказывают средства массовой информации, сверстники, семья.

Внеклассная музыкально-воспитательная работа проводится в двух основных направлениях: кружковые формы и массовые формы.

Кружковые формы.

Сюда относятся: хоровые, вокальные, оркестровые, танцевальные, инструментальные, вокально-инструментальные, фольклорные и другие кружки. Сюда же относится музыкальный театр.

Вступление в тот или иной кружок обусловлено, главным образом, желанием участников. Вместе с тем, требуется и определенный уровень развития соответствующих музыкальных способностей, который, конечно, ниже, чем в специальных музыкальных школах и студиях.

Практика показывает, что у каждого нормального здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая и певческий голос, и чувство ритма, и даже музыкальный слух.

Хоровые кружки объединяют учащихся по возрастам: младших школьников (1-4 классы), учеников среднего школьного возраста и учащихся старших классов (9-11). Большое воспитательное значение имеет создание общешкольного хора, объединяющего все коллективы для исполнения заранее намеченного произведения.

В хоре участвуют, как правило, от 25 до 80 человек. Продолжительность занятия зависит от возраста участников (от 45 до 90 минут). Каждое занятие планируется, при этом педагог старается сделать его интересным и разнообразным.

Большое значение имеет знание учителем физиологических особенностей формирования голосового аппарата детей. Тщательного подбора требует и репертуар для занятий.

Кружки обучения игре на музыкальных инструментах. Занятия проводятся индивидуально, что способствует активному развитию музыкальных способностей, воспитывает музыкальный вкус и интерес к музыке. Главное, чтобы такие занятия не сводились лишь к техническому освоению определенного репертуара и овладению суммой навыков. Важным фактором является организация концертных выступлений участников кружка.

Детский фольклорный ансамбль. Его создание требует от учителя знания народного творчества, богатства его жанров и региональных особенностей.

Уже в 7 лет дети с удовольствием исполняют попевки, потешки, прибаутки. В репертуар ансамбля входят доступные детям народные песни, характерные для того или иного региона, а также авторские сочинения, воплощающие в себе яркие народные традиции. Они должны быть доступны для детского исполнения, понятны по содержанию, вызывать интерес. Большую роль для заинтересованности детей фольклором играют, например, специально подготовленные (возможно и своими руками) народные костюмы, а также простейшие музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т.п.).

Школьный оркестр или ансамбль народных инструментов. К сожалению, таких коллективов существует мало, но опыт показывает, что они способны играть важную роль в пропаганде музыкальной культуры. Благодаря конструктивным особенностям русских народных инструментов, возможно довольно быстрое их освоение и при этом активное развитие музыкальных способностей учащихся. Даже люди с ограниченными музыкальными данными могут вполне успешно играть на музыкальном инструменте. Обучение участников проходит в подготовительной группе. При распределении на инструменты необходимо учитывать физические и музыкальные данные каждого ученика, ну и конечно желание.

Вокально-инструментальный ансамбль. Это самый популярный среди детей и подростков кружок, так как у них ярко выражено стремление и желание следовать моде и утверждаться через это в среде сверстников. Кроме того, популярная музыка доступна для восприятия и привлекает своей внешней простотой и яркостью. Участников такого ансамбля часто увлекает сам процесс игры, а не художественные достоинства произведений, что отрицательно сказывается на формировании вкуса, а интересы ограничиваются лишь подражанием популярным рок-группам.

Вместе с тем интерес к современной легкой музыке можно использовать и для приобщения подростков к музыкальной культуре. Для этого в их репертуар включают народные песни, инструментальные пьесы, иногда переложения классических произведений. Таким образом, приобщение к лучшим образцам музыкального искусства оказывает на подростков воспитательное воздействие (особенно на «трудных»), а решение образовательных задач способствует их духовному росту.

Школьный музыкальный театр. В его работу можно привлечь широкий круг учащихся, имеющих различные интересы, так как для постановки оперного спектакля требуются солисты, хор, танцевальные группы, участники массовых сцен, художники, декораторы, осветители, гримеры и костюмеры. Каждый участник в постановке спектакля, занимаясь любимым делом, вместе с тем приобщается и к музыкальному искусству.

Руководителю театра необходимо тщательно продумать репертуар, а также то, как преподнести произведение детям (увлекательный рассказ о содержании, истории создания, авторах, а после прослушивания – беседа о музыкальных характеристиках героев). Идею оперы могут помочь понять анализ средств музыкальной выразительности, запоминание главных мелодий. Подбор исполнителей и дублеров должен сопровождаться обсуждением в коллективе, сопровождаться пояснениями со стороны руководителя. Подбор костюмов и декораций может осуществляться на основе конкурса эскизов, разработанных детьми. К их изготовлению можно привлечь родителей, старших школьников. Далее каждый номер репетируется отдельно, уже затем проводятся репетиции в целом. Заключительный этап – подготовка красочных афиш.

Очень важно, что участие в оперных спектаклях развивает творческие способности ребят, их фантазию, воображение. Такой театр может стать центром широкой и действенной воспитательной работы средствами искусства. В нем постепенно формируется постоянный состав, который пополняется новыми членами. К участию в спектакле возможно привлекать школьников из других кружков.

Таким образом, музыкальные кружки создают большие возможности для проявления склонностей, развития музыкальных, творческих способностей учащихся. Расширяя рамки урока, они имеют важное значение в воспитании интересов и вкусов школьников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: