Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников


Развитие речи через театрализованную деятельность

Дошкольники всё чаще пользуются в повседневной жизни гаджетами, уверенно входящими в современную жизнь. Говорящие и поющие игрушки, двигающиеся на мониторах картинки не только тормозят речевое развитие, но также снижают необходимую в раннем возрасте физическую активность, удерживая внимание малыша, находящегося в неподвижном положении.

Утренник

Обратите внимание! Физический контакт с миром особенно важен в дошкольный период для ребенка, которому нужно видеть результат своего действия в реальности.

Для формирования у малыша эмоций и самосознания, умения общаться с окружающими людьми и воспитания интереса к происходящим вокруг него процессам и различным явлениям важно создать ситуационный проект, живую игру.

Сюжетно-ролевая игра

Производители предлагают огромный выбор дидактических игрушек, сюжетных игр. В продаже имеются игрушечные продукты питания, кукольная мебель и бытовая техника, наборы профессиональных аксессуаров и многое другое. Всё это делает игровую ситуацию приближенной к реальности, помогает разобраться в новых понятиях, воспитывает необходимый в данном возрасте жизненный опыт, вырабатывает связную, осознанную манеру говорения.

Игра «Магазин»

Чтобы начать игру, ребёнок должен представить себе воображаемую ситуацию, наделить характером и чувствами игрушку, придумать сценарий, по которому будут развиваться события. Но не всегда ребятам известны правила игры, её основная суть, поэтому им должен помогать взрослый.

Важно! Взрослые должны на начальном этапе создать игровую атмосферу, показать приёмы и важные для игры действия, предоставить свою помощь, предложить ход развития сюжета.

Воспитателю имеет смысл оформлять свои наработки в конспекты занятий, помогающие ребятам знакомиться с самыми разными темами и понятиями:

  • климатическими и природными особенностями родного края;
  • традиционными профессиями;
  • характерами разных сказочных героев;
  • правилами безопасности;
  • нормами вежливого поведения.

Игра как самый эффективный способ воздействия на детей

Начиная с младшей группы детского сада, ребята учатся играть в дидактические игры. Для раннего развития отлично подходят хороводы, когда каждый имеет возможность видеть воспитателя и других участников. Повторение слов помогает развивать память и речь, обогащать словарный запас новыми выражениями, воспитывает ситуационное поведение.

Игра с родителями

Для хороводной игры легко подобрать сюжет из народных сказок, отличающихся простотой текстов, многократными повторениями и возможностью сопровождать каждое слово действием.

Например:

Стоит в поле теремок, теремок (дети поднимают руки над головой в виде треугольной крыши),

Виды и использование интерактивных технологий в дошкольном образовании

Он не низок, не высок (приседают на корточки, вытягивают ручки и показывают расстояние от пола 20-30 см).

Или использовать детские стихи, в которых встречается много слов, поддающихся театрализации:

Мишка, косолапый

По лесу идёт (дети идут вразвалочку, изображая походку косолапого медведя),

Шишки собирает,

Песенку поёт (нагибаются, собирают невидимые шишки, укладывают их в воображаемую корзину).

К сведению! В группу могут прийти няня с воспитателем в образе знакомых сказочных героев, персонажей книг и мультфильмов. Вместе с ними ребята узнают новые понятия, дадут им наставления и советы.

Театральное представление

Начиная со средней группы ДОУ, для ребят проводятся тематические утренники, частью которых становится представление с участием юных артистов. Воспитатель проводит дидактические занятия, содержащие в себе навыки для будущих самостоятельных детских игр. «Кукла заболела», «Построим дом для Чебурашки», «Игрушки едут в отпуск» и многие другие темы помогают развивать навыки общения со сверстниками, умение проговаривать свои действия, желание взаимодействовать в социуме.

Например, воспитатель в роли путешествующего странника стучится в воображаемые двери. Дети в роли гостеприимных хозяев встречают путника, приглашают войти, угощают, предлагают отдохнуть. В игре могут возникать новые повороты и отрабатываться уже полученные ранее знания.

Постепенно развиваясь, игры усложняются, и к моменту окончания детьми садика они должны представлять собой полномасштабные развёрнутые сюжеты. Роль воспитателя в них сводится к позиции наблюдателя, следящего за безопасностью происходящего.

К сведению! По статистике, только 5-7 % воспитанников подготовительных групп умеют самостоятельно играть в развёрнутую игру.

Помочь в поисках нового образа для игр детям могут разные источники вдохновения:

  • значимые события (дни рождения, праздники, каникулы, поездки и т. п.);
  • сезонные изменения (уличные игры напрямую зависят от погоды);
  • литература (персонажи книг, желание продолжить любимую сказку, обыгрывание ситуации, описанной в книге, с другими героями);
  • слайды, фото и видео материалы.

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка» консультация на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Теремок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

Сильченко Наталия Ивановна

Консультация для родителей

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

— игры в кукольный театр;

— игры- драматизации;

— игры- представления (спектакли);

— плоскостные и теневые театры.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини- центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного и теневого театров.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольника

Занимаясь разыгрыванием сюжета, дети воссоздают придуманную ситуацию. Исполняя импровизированные роли, они формируют качества, необходимые для развития полноценного внутреннего мира:

  • интеллект;
  • воображение;
  • способность выражать задуманное словами;
  • умение действовать в предлагаемых обстоятельствах;
  • желание контактировать со сверстниками.

Развитие речи через театрализованную деятельность

Одна из возможных форм ролевой игры — это участие в театре. Разыгрывая знакомые истории и участвуя в постановках, юные артисты не только обогащают словарный запас и улучшают воображение, благодаря роли у исполнителя появляется возможность прочувствовать несвойственные ему черты характера.

Театр

Обратите внимание! Трусишка может сыграть храбреца, а малыш с плохим аппетитом изобразить Робина Бобина Барабека. Одному актёру следует перестать шептать и вырабатывать умение говорить открыто и уверенно. Некоторые страдают излишней громогласностью и с помощью роли учатся не кричать, владея силой голоса.

Гимнастика пробуждения после сна для 2 младшей группы ДОУ

Исполнение пьесы, разбитой на реплики, заставляет всех артистов следить за происходящим, чтобы не пропустить свои слова. Это учит быть внимательным к разговору собеседника, не перебивать, следить за общим ходом беседы.

Почему театральная деятельность способствует развитию речи? Занятия театром во многом влияют на развитие артикуляционного аппарата ребёнка. Посредством репетиций исправляется нечёткость произносимых звуков, невнятность употребляемых слов, неумение говорить достаточно громко.

Важно! Заучивание ролей помогает связному изложению мысли, делает детскую речь более яркой, эмоционально окрашенной.

Развитие речи в старшей группе через театрализованную деятельность можно проводить с помощью разных видов кукол:

  • стоячих;
  • пальчиковых;
  • марионеток;
  • перчаточных.

Движения пальцев и кистей рук сами по себе способствуют улучшению мелкой моторики и, как следствие, развитию речевого аппарата, ребёнок повышает свои способности к концентрации внимания. Слова должны соответствовать действиям кукол.

Сцена кукольного театра всегда намного меньше, чем пространство, предназначенное для театра живых людей. Поэтому юные артисты находятся очень близко друг к другу. Любое необдуманное движение способно разрушить декорацию или помешать спектаклю. В таких условиях вырабатывается умение координировать свои действия, быть терпеливым и внимательным.

Кукольный спектакль

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Екатерина Апрелкова

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Подготовила воспитатель: Апрелкова Е. В.

Доклад на тему: Театрализованная деятельность,

как средство развития речи дошкольников

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Младший дошкольный возраст — наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваютсявсе психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра «Кто мы такие?»

,
«Назови мне свое имя»
, сказка-потешка
«Кисонька-Мурысонька»
, А. Барто
«Лошадка»
,
«Прогулка по лесу»
). Учат детей находить выразительные
средства в интонации логики речи (показ сказки «Теремок»
, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (
«Прогулка в лесу»
, где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами). Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией,
развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята»
(ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко,меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, Ша-ша ша-наша каша хороша и т. д.).

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

-настольный кукольный театр: плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры, сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона, вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли, лепные (из глины по типу дымковской игрушки, деревянные резные (по типу богородской игрушки, пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.

стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка)

;

театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки, движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла

театр кукол с «живой рукой»

. Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

Куклы на тростях (основа такой куклы–гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является «позвоночником»

куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.

куклы системы «люди–куклы»

.Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту)

. Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к
развитию речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время театрализованных игр раскованно и свободно.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Мастер-класс по развитию речи через театрализованную деятельность

Развитие речи посредством театральной деятельности часто используется по стандартам ФГОС в формате ритмической части или физкультминутки между другими занятиями.

Например, малыши любят стихи про зверят:

Зайка серенький сидит (дети садятся на корточки),

Он ушами шевелит, вот так, вот так (поднимают руки над головой и шевелят ими).

Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть, хлоп, хлоп (встают, обнимают себя руками, хлопают),

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, прыг-скок (прыгают на одной ноге, на другой, на двух вместе).

Ах ты совушка-сова, ты большая голова (показывают руками, какая большая голова),

Ты на дереве сидела, головою ты вертела (вертят головой).

Во траву свалилась, в яму покатилась (садятся на корточки, потом падают на спину и машут руками и ногами в воздухе).

Театральная деятельность в детском саду

Исполнение актерских ролей вносит огромный вклад в развитие речи детей. По статистике, большинство дошкольников с удовольствием участвуют в постановках. Поэтому в детских образовательных учреждениях в воспитательную программу входят различные направления на основе театральных игр.

Развитие речи посредством театральной деятельности

Различают следующие виды театрализованных представлений:

  • Имитация. Ребёнок изображает уже существующих героев сказок. Тренируется передавать эмоции героев. Учится действовать по заранее спланированному сценарию.
  • Импровизация. Задается общая тема игры. Остальное ребёнок продумывает сам. Выступает одновременно и актером, и режиссером, и сценаристом.

Посредством театральной деятельности развивается не только речь, а общие психические и умственные способности малыша. Он становится более наблюдательным, самостоятельным и выдержанным. Чаще проявляет фантазию и творческий подход в жизненных ситуациях.

Как приобщить ребёнка к театру

Театр — удивительная форма досуга, интересная для всей семьи. Традиция проведения домашних спектаклей обязательно найдёт отклик в детской душе. Взрослые могут разыграть сказку на дне рождения или вместе с детьми устроить театрализованную постановку для бабушки. Зимой интересно показывать театр теней, а летом сложить персонажей из бумаги с помощью техники оригами, взять их с собой на дачу.

Театралы

Главный секрет прост — все дети хотят и любят делать то, чем занимаются их родители. Искренняя заинтересованность взрослых, их участие и неподдельный интерес к происходящему помогут ребёнку научиться красиво и грамотно говорить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: