Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: особенности формирования, диагностика


Каждый человек живет в обществе и занимает в нем определенное место. Следовательно, он обязательно имеет те или иные отношения с окружающими людьми. Благодаря процессу общения мы начинаем понимать себя и окружающих, а также оцениваем их действия и чувства. Все это в конечном итоге позволяет каждому из нас реализовать себя как личность и занять собственное место в том обществе, в котором мы живем.

Однако характерной чертой современной эпохи является замена столь необходимого для человека живого общения электронными коммуникациями. Многие малыши, еще не достигнувшие двухлетнего возраста, с легкостью осваивают родительские смартфоны и планшеты. Одновременно с этим у некоторых детей возникают социально-психологические проблемы в плане общения. Они не умеют это делать и, как кажется на первый взгляд, вовсе и не хотят этого.

Недостаточное развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является поводом для серьезного беспокойства преподавателей и психологов. Ведь общение является обязательным атрибутом, без которого становится невозможным развитие человеческой личности. Именно поэтому данная статья обязательно пригодится тем родителям, которые хотят, чтобы их малыш успешно развивал свои коммуникативные навыки. Это и позволит убрать для него преграды в общении со сверстниками и взрослыми.

О коммуникации

Что подразумевает это понятие? Само слово «коммуникация» пришло к нам из латинского языка. В нем communicatio означает «передача, сообщение», а communicare — «передавать, сообщать, беседовать, делать общим».

Исходя из научной точки зрения термин «коммуникация» можно разъяснить, давая ему различные определения. Так, в философии под коммуникацией понимают общение. То есть информационный обмен, осуществляемый между живыми организмами. Данный процесс отличается многоплановостью и сложностью, подразумевая установление контактов между различными людьми, а также их развитие. Подобный тип общения называют еще и межгрупповым или межличностным. Конкретное его наименование будет зависеть от числа участников. Коммуникативные навыки людей позволяют им выражать свои чувства, мнение, идеи. Они также необходимы человеку для понимания значения того, что было сделано для него или сказано ему.

Согласно суждениям специалистов в области психологии, коммуникация является способностью общения индивида с окружающими вне зависимости от их возраста, культурного и социального образования, развития и уровня жизненного опыта.

Помимо этого такие навыки относят еще и к навыкам эффективного общения. Подобные умения выражают степень легкости установления контактов между отдельными людьми или же целыми их группами. Коммуникативные навыки также иллюстрируют способность человека поддержать разговор, отстоять свои законные права и договориться о чем-либо. Относят к таким умениям и синтонное общение (неконфликтное, доброжелательное и нейтральное).

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Спросите лучше у них «Что тебе понравилось сегодня в школе, а что нет?». Это научит его анализировать прожитый день и описывать свои чувства.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов. Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции.

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Коммуникативные способности у детей

Общаться в той или иной степени способен каждый человек уже с раннего возраста. Так, плачущий малыш, который старается, чтобы на него обратила внимание мама, начинает вступать в коммуникативные связи и социально взаимодействовать с другими людьми. Тем не менее плача для достижения успеха маленькому человеку явно не достаточно. Очень важно, чтобы со временем малыш начинал эффективное выстраивание общения с другими людьми.

В чем заключаются коммуникативные навыки, которыми обладают дети? По утверждениям психологов, успех формирования и закрепления коммуникативных навыков общения у детей зависит от нескольких факторов. Среди них:

  1. Желание общаться. Осуществление коммуникативных связей без мотивации является невозможным. Подтверждением тому может служить аутизм. У этих пациентов нет никаких интеллектуальных проблем. У них лишь отсутствует мотивация, позволяющая открывать свой внутренний мир для окружающих. Аутисты развиты психологически. Однако при этом у них отсутствует социальное развитие.
  2. Способность слушать своего собеседника и слышать его. Для осуществления коммуникации весьма важно проявлять интерес к окружающим и понимать то, что они хотят сообщить.
  3. Эмоциональное взаимодействие. Эффективное общение становится невозможным без сопереживания и сочувствия.
  4. Знание правил общения и умение применять их на практике. Существуют некоторые неписанные нормы, которые в разных обществах могут иметь некоторые различия. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста возможно только в том случае, если они будут владеть этими нормами. В противном случае в будущем у них непременно возникнут сложности в установлении социальных связей. Например, ребенок должен быть вежлив. Тот, кто игнорирует это правило, в глазах окружающих станет хулиганом.

Для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста психологи рекомендуют родителям ограничивать их времяпровождение перед монитором компьютера, экраном телевизора или планшетом. Установлено, что те малыши, которые практически не расстаются с гаджетами, общаться не умеют. Взаимодействуя с такими устройствами, ребенок воспринимает поданную ему информацию пассивно. Для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста этого явно недостаточно. Уже доказано, что малыши, слишком часто играющие в компьютерные игры, разговаривают хуже, чем их сверстники. Помимо этого, им сложно понимать эмоциональную реакцию окружающих на те или иные события и действия.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.


Методы развития умений коммуниковать
Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.


Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития
Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Ситуативно-личностное общение

К этой форме коммуникации малыши готовы в возрасте примерно 2-3 месяцев. Возникает она благодаря потребности ребенка во внимании взрослых. В младенческом возрасте подобное общение является ведущим.

Проявляется эта первая форма коммуникативных навыков в «комплексе оживления». Это различные эмоционально-положительные реакции малыша на взрослого человека. Сопровождаются они активными движениями, улыбкой, фиксированием взгляда на подошедшем, прислушиванием к его голосу, а также вокализацией. Подобные проявления и указывают на развитие первых коммуникативных навыков детей раннего возраста. Контакт со взрослым очень необходим ребенку, из-за чего малыш его и требует.

Ситуативно-деловое общение

Следующий этап в развитии социально-коммуникативных навыков у детей наступает приблизительно к шести месяцам жизни крохи. В это время развивается ситуативно-деловая форма, позволяющая младенцу общаться со взрослыми на новом уровне. Существует она вплоть до 3 лет жизни ребенка.

Коммуникативные навыки общения детей в указанном возрасте заключаются в необходимости сотрудничества в рамках предметно-орудийной деятельности, которая преобладает у них в этот период жизни. Главным поводом для контакта ребенка со взрослым является теперь общее для обоих дело. Им выступает практическое сотрудничество. Именно поэтому из всех мотивов для общения на первый план выдвигается деловой.

Ребенок вместе со взрослым, который для него является организатором и помощником деятельности, манипулирует имеющимися в его распоряжении предметами. Также они выполняют сложные действия с их применением.

Взрослый при этом показывает малышу, что ему можно делать с различными вещами и как их использовать. При этом перед ребенком раскрываются качества предметов, обнаружить которые самостоятельно крохе вряд ли бы удалось.

Социально-коммуникативные навыки дошкольников

В детском возрасте изучаются языки, усваиваются способы информационного обмена, вырабатываются умения выслушать и понять собеседника. Всё это входит в определение коммуникативной компетенции. Умение вести беседу, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении, наряду с использованием невербальных средств (тембра голоса, жестов, мимики), является основой диалоговой культуры. Социальные навыки включают в себя умение проявлять чувства, общаться с людьми, контролировать эмоции.

Общение важно для детей

Невербальная стадия

Описанные выше этапы становления коммуникативных навыков детей проходят без использования речи. Разумеется, такая форма контакта доступна людям любого возраста. Однако как утверждают ученые, детям свойственна наиболее яркая мимика в связи с отсутствием рамок норм и условностей. Особенно важным такое умение становится при установлении контакта со своими сверстниками. Младшие дошкольники еще не могут познакомиться с новым другом и договориться с ним о чем-либо с помощью речи. И здесь на помощь малышам и приходит мимика, которая служит для них своеобразным подручным средством. Так, находясь в песочнице, дошкольник улыбается своему новому знакомому, тем самым приглашая его вместе лепить куличи. Подтверждается подобное предложение также довольно просто. Новому другу протягивается формочка или лопатка.

Помимо этого малыши всегда стремятся показать то, что они уже умеют. Привлекать внимание они стараются с помощью прикосновений, а для демонстрации песочного замка используются руки.

Свою симпатию или антипатию дошкольники, как правило, также стараются проявлять невербально. Если они кого-то любят, то этому человеку достаются поцелуи и объятия. Те дети и взрослые, которые не пользуются расположением дошкольника, видят его нахмуренный лоб. Помимо этого, ребенок может просто отвернуться или спрятаться за маму.

Музыкальные коммуникативные игры

Музыкальные коммуникативные игры преследуют те же цели, что и классические. Они стараются подтолкнуть детей к выстраиванию отношений.

В процессе появляются условия для свободного проявления личностных качеств. Единственное отличие — наличие звукового сопровождения.

Датская народная мелодия

Другое название игры — «Здравствуйте!» Ведущий включает музыку. Игроки совершают танцевальные движения, пока не услышат протяжный аккорд. В этот момент они должны пожать руку другому участнику. Затем танец продолжается до следующего длинного аккорда. Каждый раз нужно здороваться с новым игроком.

«Что видели — покажем»

Дети разбиваются на несколько команд. В каждой должно быть от 2 до 6 человек. После этого дается время на подготовку, в течение которого участники придумывают, что они будут показывать. Это может быть небольшая сценка, демонстрация какого-то вида спорта или имитация поведения животного. Затем первая команда молча показывает задуманное, а другие должны отгадать, что участники изображали. После этого выступает следующая группа.

«Ищи музыку»

Под музыку дети становятся парами и выстраиваются в круг так, что один стоит к центру спиной, а другой — лицом. В середине находятся водящий. Он дает команду «Ищи!», после чего все, кто стоят лицом к центру, забегают в круг. Остальные поворачиваются и ждут следующего раунда, в котором искать будут уже они. Играет музыка, участники внутри круга танцуют. Когда наступает тишина, игроки быстро должны найти себе пару из тех, кто стоит на месте. Тот, кто остался один, становится следующим ведущим.

«Звериное пианино»

Дети присаживаются на корточки в один ряд. Они исполняют роль клавиш в пианино. Каждому ребенку дают карточку с изображением животного, голосом которого он становится. Ведущим проходит мимо пианино и нажимает на «клавиши», т.е. прикасается к головам детей. Каждый игрок должен откликаться голосом соответствующего животного.

Возникновение речи

На следующем этапе в развитии коммуникативных навыков у детей происходит преобразование предметной деятельности. Ребенок начинает овладевать речью. О новом этапе развития общения, которое происходит между ребенком и взрослым, можно говорить тогда, когда кроха начинает задавать свои первые вопросы: «Почему?», «Откуда?», «Зачем?», «Как?». Эта форма коммуникаций является внеситуативно-познавательной. Возникает она в младшем, а также в среднем дошкольном периоде. Это возраст 3-5 лет. Формирование коммуникативных навыков детей происходит из-за их потребности в уважительном отношении взрослых. К появлению такого общения ребенка побуждают познавательные мотивы. С его помощью дети расширяют рамки того мира, который доступен для их познания. Также для малышей открывается взаимосвязь событий и причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Ребят все больше начинает привлекать то, что происходят в социальной сфере.

Коммуникативно-речевые навыки детей все более развиваются с пополнением их словарного запаса. Ребенок еще продолжает посылать невербальные сигналы. Однако к ним он уже добавляет самые простые пояснения, например: «Моя машинка» или «Сыпь песочек в ведерко».

Четырехлетними дошкольниками уже легко произносятся повествовательные предложения. Во время общения со своими сверстниками у них возникает причастность к обществу. При этом они радостно констатируют: «Мы бегаем», «Мы катаемся» и т. д.

Пятилетние дети, начинающие приглашать сверстников в игру, активно используют предложения с более сложными конструкциями. Они могут сказать следующее: «Давай поиграем в магазин. Ты будешь продавцом, а я – покупателем».

Порой при общении младших дошкольников возникают и конфликтные ситуации. Как правило, провоцирует их детский эгоцентризм. Происходит это, например, когда малыш не соглашается отдавать свою игрушку. Конфликтную ситуацию могут создавать и дети, увидевшие красивую куклу или машинку у другого ребенка. Они желают немедленно получить интересующий предмет. И в том, и в другом случае взрослые должны быть рядом, поясняя дошкольнику, каким образом необходимо обратиться с просьбой к своему сверстнику, чтобы тот поделился игрушкой. Также важно научить маленьких коммуникаторов вежливым фразам, которые приняты в обществе для регулирования общения.

Вербальные коммуникативные навыки детей дошкольного возраста особенно хорошо развиваются к пяти годам. В данном возрасте малыши уже достаточно полно овладевают связной речью, а также начинают осознавать, насколько важны слова для общения. На этой стадии коммуникативные способности приобретают для маленького человека особую важность.

Внеситуативно-личностная форма

Для коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста характерно появление высшей в этом возрастном периоде формы общения. Ее называют внеситуативно-личностной. Возникает она благодаря потребности в сопереживании и во взаимопонимании.

Главенствующим мотивом общения в этом случае становится личностный. Подобная форма общения имеет непосредственную связь с высшими в дошкольном возрасте условиями при развитии игровой деятельности. Ребенок начинает больше обращать внимание на особенности, которые имеют место в межличностных отношениях, то есть тех, которые существуют на работе у родителей, в его семье и т. д.

Для коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста характерно то, что малыши уже начинают хорошо ориентироваться в группе сверстников. Помимо этого, они устанавливают многообразные отношения с теми людьми, которые их окружают. Среди особенностей детей с коммуникативными навыками, находящимися на должном уровне, можно выделить прекрасное усвоение ими правил общения, а также понятие о своих обязанностях и правах. Такой ребенок быстро приобщается к нравственным и моральным ценностям общества.

Межличностные контакты в детском коллективе младших дошкольников

Помимо общения с педагогами и родителями дети нуждаются в коммуникации со сверстниками. При этом личностное взаимодействие в группах раннего возрастного периода также обладает динамикой.

Коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста еще пока недостаточно хорошо развиты. Именно поэтому в таких группах нередко можно наблюдать то, что малыши осуществляют свою деятельность рядом, но при этом не вместе. Подобная стадия называется предсотрудничеством. Общаясь со сверстниками, каждый из малышей при этом осуществляет процесс предметно-отобразительных действий. Они водят только свою машинку, укачивают только свою куколку и т. д.

По мере развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста между ними постепенно возникают совместные действия. Тем не менее на первом этапе это является лишь механическим слиянием и соучастием, при котором взаимное согласование выражено в минимальной степени.

По мере развития социально-коммуникативных навыков у детей все их совместные действия в группе начинают приобретать элементы сотрудничества. Проявляется это в установлении избирательных и эмоциональных контактов со своими сверстниками. Объединение детей при этом происходит на основе общих игровых интересов. Важная роль в правильной организации такого общения принадлежит взрослым.

Развитие коммуникативных навыков у детей рождает у них субъективное отношение к сверстникам. Они становятся партнерами по совместной деятельности, играть без которых уже просто неинтересно.

В этот период у ребенка происходит активное развитие осознания себя как субъекта, участвующего в совместной деятельности. Более всего заметен этот процесс в играх сюжетно-ролевого типа. Именно в них дошкольники ориентируются как на сюжет, так и на своего сверстника с его уровнем умений и возможностей, со сферой интересов.

По мере формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста у них можно наблюдать стремление наладить сотрудничество для того, чтобы придти к общей цели. При этом создаются первые в их жизни игровые объединения, носящие в большинстве случаев весьма неустойчивый характер. Преобладающими у малышей являются диады и намного реже – триады.

Основное требование, которое предъявляется к сверстнику перед тем как принять его в совместную игру, состоит в его владении необходимыми навыками. При этом каждый ребенок определяет свое отношение к сверстнику, основываясь более на эмоциональных, чем на рациональных мотивах. Поступки другого оцениваются довольно просто. Дал игрушку — хороший.

Производить оценочные суждения, а, следовательно, и строить оценочные отношения, помогают детям взрослые. Младшие дошкольники нередко обращаются к ним, чтобы уточнить правила взаимодействия.

К пятому году жизни связи, имеющие место между детьми, еще более укрепляются, становясь более устойчивыми. В них начинают проявляться симпатии и антипатии.

Социально-коммуникативные навыки детей в младшем дошкольном возрасте имеют как правило, эмоционально-практическую форму. Основным поводом для общения друг с другом являются совместные игры, занятия, а также выполнение различных бытовых обязанностей. Дошкольники стремятся привлечь к себе внимание, а также получить свою оценку. При этом заметна и избирательность в общении.

Межличностные контакты в группе старших дошкольников

С возрастом происходит дальнейшее развитие коммуникативных умений и навыков детей. У старших дошкольников ведущей деятельностью становятся игры сюжетно-ролевого плана. Объединяясь для них, дети проявляют общность требований, совместное планирование и согласованность действий. Ребенок в этом возрасте уже начинает учитывать интересы своих партнеров. Возникает чувство взаимной поддержки, товарищества, а также сопереживание неудачам и успехам. Дети начинают осознавать, насколько эффективной может быть совместно организованная деятельность. В этом возрасте, как правило, преобладают диады, которые являются весьма устойчивыми объединениями. Но при этом возникают еще и группы, состоящие из трех человек. Пятилетние малыши создают «чистые» по полу объединения.

Хорошо развитые коммуникативные навыки общения дошкольников позволяют показать свое умение в организации игр. В этом случае проявляется стремление к справедливости, дружелюбие, доброта, а также широта кругозора и внешняя привлекательность ребенка.

При нарушении коммуникативных навыков у детей, малыши оказываются непринятыми в игры. Подобное происходит из-за дефектов их нравственно-волевой сферы, непривлекательности для сверстников и замкнутости.

Взаимоотношения детей 5 лет, как правило, определяются отсутствием или наличием у ребенка тех нравственных качеств, которые являются преобладающими для группы. И здесь очень важна роль педагогов. Ими должна быть проведена диагностика коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и организовано правильное общение между воспитанниками. Это исключит у ребенка возможность возникновения негативного эмоционального состояния.

На пятом году жизни игры сюжетно-ролевого типа становятся по-настоящему коллективными. Причем строиться они начинают на основе сотрудничества. Ребенок в этом возрасте делает все, чтобы сверстники обратили на него внимание. И здесь в общении между детьми возникает феномен, который носит название «невидимое зеркало». В своем сверстнике ребенок видит себя, причем с положительной стороны. Меняется такая ситуация несколько позже, к шестому году жизни. Малыш уже начинает видеть и самого сверстника, причем более всего недостатки последнего. Подобная особенность в восприятии малышей в группе сочетается с ревностным интересом ко всем их поступкам и действиям.

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста приводит к тому, что в 6-7 лет у них в общении со сверстниками начинает появляться внеситуативно-деловой тип связи. При этом ребенком не только рассматриваются конкретные типовые ситуации, но и обобщается представление об окружающем мире.

Типичные ошибки при формировании модели поведения дошкольника

Психология выделяет несколько видов модели поведения несмышленышей, созданных в результате неправильного семейного воспитания:

  1. «Надежда, гордость семьи». С момента рождения карапуза, жизнь всех членов семьи посвящена любимому чаду. С первых дней у родственников малыша нет сомнения, что родился исключительный карапуз. Родители, бабушки, дедушки уверены, что отпрыск превосходит по всем показателям остальных ровесников, его ждет слава, успех. Такому отпрыску прощаются все капризы, выполняются все его пожелания. В результате вырастает эгоистичное, избалованное чадо.
  2. «Мамин любимчик». Это может быть и папина любимица или бабушкино сокровище. Обычно такие детки воспитываются в семьях, где больше одного ребенка. У каждого родителя появляется свой любимчик, которого надо баловать, прощать ошибки. В результате такого подхода к воспитанию, несмышленыши ощущают нехватку любви второго родителя, к тому же возникает негативное чувство соперничества к брату, сестре.

  3. «Послушная умница» или послушный паинька. С самого рождения несмышленышу внушается понятие прилично, неприлично. Устанавливаются свои правила, чтобы показать хорошее воспитание, послушание «выдрессированного» отпрыска. Интересы чада, не совпадающие с красивой картинкой правильного воспитания, просто игнорируются. Именно про таких детей говорят «в тихом омуте черти водятся». Чаще всего именно послушные паиньки, вырвавшись из под опеки взрослых совершают поступки, выходящие за грани норм приличия и морали.
  4. «Бедная золушка». В семьях с несколькими детьми всегда есть чей-то любимчик и бедная золушка, которую загружают всей хозяйственной работой по дому. Обычно это роль достает девочке. Взрослые не считают ее красивой, от нее не ждут никаких достижений. Родня с раннего детства настраивает такого ребенка на то, что цель крохи прислуживать успешным братьям, сестрам. У малышки воспитывается огромный комплекс неполноценности, прививается чувство несамостоятельности, культивируется зависть.
  5. «Хрустальная ваза». Напугав в раннем детстве родных своей болезнью, такой маленький человечек навсегда остается для родителей, подобным хрустальной вазе. Кроху надо оберегать от ветерка, солнца, дождя, снега. Малыш очень хрупок, не должен напрягаться, а тем более что-то делать по дому. Такие дети считают себя вечными жертвами обстоятельств, абсолютно безынициативны, считают что им должные все окружающие оказывать внимание, делать поблажки.
  6. «Ходячая проблема». Озорной темперамент, повышенная гиперактивность — все эти качества держат в напряжении членов семейства. Малыш создает вечные проблемы для семейки, он не слушается выговоров, не боится наказаний. Постоянные нотации пропускает мимо ушей. Психологи считают, что появление такого ребенка в семье не обусловлено неисправимым характером и плохим воспитание непоседы. Чаще всего жалобы на неисправимость озорника обусловлены не желанием заниматься воспитанием дошкольника.
  7. «Виновник всех бед». Бедный карапуз обвиняется во всех проступках, которые он совершал и не совершал. Он всех раздражает. Домочадцев злит его походка, его голос, то как карапуз ходит. Бедный маленький человечек служит громоотводом для плохого настроения членов семейки. Жизнь в вечном страхе получить наказание, почти всегда физическое, разрушает психику несмышленыша, превращает его в запуганного загнанного изгоя.

Недостатки воспитания коммуникативных навыков не всегда заметны домочадцам, пока чадо развивается в замкнутом пространстве семьи. Приходит время отдавать непоседу в детсад или водить в подготовительную группу для подготовки к школе. Все огрехи по развитию коммуникативности, умению идти на компромисс среди ровесников сразу выступают на передний план.

Незнание простейших методов общения, неумение общаться сразу создают проблемы для дошколят. Детский коллектив живет по своим правилам, отличным от тех, что были приняты в семье. Интересы дошколят сталкиваются, не каждый малыш умеет договариваться. Часто вопрос лидерства в группе решается банальной дракой. Каждый дошкольник был приучен дома, что его запросы самые важные, капризы, просьбы выполняются очень быстро. Но в садике начинается противоборство эгоистичных натур. Никто не хочет идти на уступки.

Агрессивные дошкольники подавляют тихих домашних малышей, выросших в тепличных условиях. Неуверенные закомплексованные крохи боятся открытого противостояния с невоспитанным, агрессивным, напористым сверстником. Такой малолетний хулиган начинает чувствовать свое превосходство, компенсируя собственное ущемленное чувство неполноценности, возникшее от недостатка родительской любви.

Психологи выделили несколько причин, мешающих взаимодействию дошколят:

  • агрессивное поведение, провоцирование конфликтов с последующим решением всех проблем силовым путем;
  • развивающиеся болезненные состояния психики детей: возбудимость, нервозность, постоянная смена настроения, страхи, обостренная тревожность, чрезмерная плаксивость;
  • неумение чувствовать эмоции сверстников, эмоциональная глухота;
  • игнорирование всех контактов, замкнутость собственного мира, куда нет хода посторонним.

Воспитателям и психологам, совместно с родителями придется долго заниматься с такими детьми, чтобы скорректировать поведение дошкольников, подготовить их к переходу в школьный социум. Только общими усилиями можно решить вопрос, как развить коммуникативность дошколят.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]