Практические задания по экономике «Экономика и экономические условия жизни»
В современном мире каждый человек должен быть экономически грамотным. С экономикой так или иначе связано все, что окружает человека. Для того, чтобы жить, ему необходимы воздух, вода, земля, пища и многое другое. Каждый его шаг направлен на удовлетворение потребностей. В этом практическом занятии мы знакомим учащихся с тем как определить те или иные потребности человека и как их можно изменить в тех или иных условиях жизни.
С экономикой так или иначе связано все, что окружает человека. Для того, чтобы жить, ему необходимы воздух, вода, земля, пища и многое другое. Каждый его шаг направлен на удовлетворение потребностей.
Чем естественнее потребность, тем яснее ее границы.
Нетрудно определить, сколько воды или хлеба нужно человеку, чтобы насытиться. А как измерить необходимое ему количество дружбы? Попробуйте самостоятельно определить, что такое потребности и чем они отличаются друг от друга.
Человек удовлетворяет свои потребности, используя все, что создано природой и наработано веками развития цивилизации — полезные ископаемые, лесные богатства, водные ресурсы, промышленность, торговлю, искусство, образование и т. д.
ПОТРЕБИТЕЛИ – это люди, которые уже пользуются или собираются пользоваться товарами или услугами.
Как только ты вошел в магазин, аптеку или кинотеатр, ты — потребитель. Удовлетворяя свои потребности, человек должен помнить, что используемые ДЛЯ ЭТОГО РЕСУРСЫ ОГРАНИЧЕНЫ.
РЕСУРСЫ — запасы полезных ископаемых, лесов и ценного пушного зверя, пресной воды и рыбы, а также РЕСУРСЫ фабрики и заводы, произведенные товары, деньги и все прочее, что произведено человеком для своих нужд.
Ресурсы бывают воспроизводимые, невоспроизводимые и невосполнимые. Воспроизводимые ресурсы можно пополнять по мере их использования (например, срубив одно дерево, можно посадить другое или даже несколько деревьев).
Нефть, золото, уголь и другие полезные ископаемые считаются невоспроизводимыми ресурсами, так как для их восполнения необходимо длительное время — десятки веков.
ПРОИЗВОДСТВО – процесс переработки ресурсов в товары и услуги, необходимые людям.
Задание № 1 — 10 баллов
Заполни таблицу – приведи примеры.
К невосполнимым ресурсам можно отнести…
ЭКОНОМИКА – наука о том, как удовлетворить неограниченные потребности с помощью ограниченных ресурсов.
ЭКОНОМИСТЫ – специалисты, которые выбирают наилучшие возможности для удовлетворения потребностей при использовании ограниченных ресурсов.
Ресурсы ограничены, а потребности безграничны, поэтому люди всегда стоят перед проблемой ВЫБОРА. Каждый день тебе приходится выбирать: купить жевательную резинку или блокнот; сделать уроки до прогулки или после; смотреть телевизор или почитать книгу. Делать правильный выбор очень сложно. Этому нужно учиться.
ВЫБОР — отказ от одной вещи в пользу какой-либо другой более ценной на данный момент.
Делая выбор, экономика отвечает на вопросы…
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ – цена одного из двух вариантов товара, которым пришлось пренебречь при выборе.
Например, если на 2 рубля ты можешь купить или жевательную резинку, или блокнот, но выбираешь блокнот, то это значит, что альтернативная стоимость резинки = блокноту
Задание № 2 — 15 баллов
Сделай свой выбор. Определи его альтернативную стоимость. Вечером ты можешь:
A) посмотреть телевизор,
Б) пойти погулять с друзьями,
B) приготовить уроки,
Г) почитать интересную книгу,
Д) лечь пораньше спать.
Впиши эти пункты в таблицу в порядке убывания важности мероприятия, которое ты выбираешь.
Объясни свой выбор и определи его альтернативную стоимость.
Проблема выбора стоит не только перед отдельным человеком, но и перед обществом. Конечно, выбор зависит от степени развития общества. Человеческое общество может по-разному вести свое хозяйство для удовлетворения потребностей.
Задание № 3 — 15 баллов
Представь, что ты один или с друзьями попал на необитаемый остров. Напиши рассказ о том, как ты выживешь на нем в течение месяца. Вспомни историю Робинзона Крузо — это поможет тебе составить свой рассказ.
Сделай вывод и заполни таблицу
Задание № 4 — 15 баллов
Продолжаем фантазировать: на острове Робинзона, кроме тебя, поселилось еще два дружественных племени плюс команда с затонувшего корабля. Приведут ли такие изменения к развитию обмена? Объясни свой ответ. Сделай вывод и заполни таблицу.
Задание № 5 — 15 баллов
Какая форма хозяйства ведёт к развитию рынка? Почему?
ТОВАР – любой продукт или услуга, предназначенные для купли продажи.
Задание № 6 — до 30 баллов
Сделай два рисунка. На одном изобрази натуральное хозяйство, на втором – товарное хозяйство. Задача состоит в том, что бы любой человек, глядя на эти рисунки, понял, что речь идёт о двух различных типах хозяйства.
Весь материал — в документе.