Сборник «Развивающих игры для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»
Екатеринбург
2018
Сборник развивающих игр для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста / Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа №25 имени В.Г. Феофанова. Екатеринбург, 2020. — 36 с.
Составитель: Суздальцева Олеся Сергеевна, учитель начальных классов.
В сборник включены развивающие игры и упражнения на развитие восприятия, внимания, памяти для успешного обучения ребенка в общеобразовательной школе, способствующие формированию психологической готовности к усвоению материала. задания, упражнения, игры расположены по возрастанию степени сложности.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………… | 4 |
Дидактические игры, применяемые на уроках письма и развития речи…………………………….. | 7 |
Дидактические игры, используемые на уроках математики………………………………. | 16 |
Дидактические игры, используемые на уроках окружающего мира…………………………….. | 30 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………. | 36 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Как правило, эти дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.
Игра – метод обучения. В школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
– в качестве самостоятельной технологии для усвоения темы;
– в качестве урока, его части.
Дидактическая игра является и игровым методом и формой обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности учащегося. Это сложное педагогическое явление.
Любая дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую преследует учитель, другая игровая, ради которой действует ученик. Эти две цели должны дополнять друг друга. Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала. Она дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний учащихся. Иначе говоря , определяя дидактическую игру, нужно знать:
- какие знания, умения, навыки имеют учащиеся;
- какие знания, навыки, умения нужно закрепить;
- какие умственные операции развиваются;
- какие личностные качества формируются.
Дидактические игры могут проводиться, как с игрушками, предметами и картинками та и без наглядного материала, в форме словесных игр.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.
1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре.
Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока.
Дидактические игры, применяемые на уроках
письма и развития речи
Цели: развитие слухового восприятия, умения выделять звуки в словах, их место, проводить сравнительный анализ слов, составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове, активизация словаря учащихся, закрепление правописания слов на изученное правило.
Игра «Чудесное превращение слов»
Прослушивание стихов с «заблудившимися» буквами. В каждом стихотворении есть слово, которое не подходит по смыслу и в котором вместо одной буквы стоит другая. После чтения каждого стихотворения проводится анализ и новая пара слов записывается на доске.
Говорят, один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом. (сом) | Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами. |
Врач напомнил дяде Мите: — Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять цапель перед сном. (капель) | На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. (лес) Забодал меня котел, (козел) На него я очень зол! |
Игра «Два колодца»
На таблице изображены два колодца. Рядом стоят ведра, на которых написаны буквы. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем словам, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по четыре разных слова. отличающихся одной буквой.
м | к | л | к | |
б | к | с | к | |
р | к | б | к | |
л | к | ж | к |
Игра « Что перепутал художник»
Ученики работают с карточками, на которых нарисованы: рак (подписано мак), коза (подписано роза), мышка (подписано мишка), кот (подписано кит), муха (подписано мука). Исправь ошибку.
МАК | РОЗА |
МИШКА | КИТ |
МУКА |
Игра «Спрятавшееся слово»
На доске в столбик написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, зубр, удочка, клещ. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались? Найдите их в соседнем столбике и соедините.
Новые слова: лев, точка, стол, ель, зуб, дочка, лещ.
ХЛЕВ | ТОЧКА | |
УТОЧКА | СТОЛ | |
СТОЛБ | ЕЛЬ | |
ЩЕЛЬ | ЛЕВ | |
ЗУБР | ДОЧКА | |
УДОЧКА | ЗУБ | |
КЛЕЩ | ЛЕЩ |
Игра «Впиши слова в пирамидку»
Вписать слова, используя рисунки с изображениями: баран, бусы, барабан, бык.
Б | ||||
Б | ||||
Б | ||||
Б |
Игра «Перекрестки» ( отгадай загадки )
По описанию догадайтесь, о каком предмете идет речь и впишите его в строки
1. Инструмент, которым забивают гвозди.
2. Инструмент, которым рубят дрова.
3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.
4. Большой населенный пункт.
5. Овощ красного цвета.
(Молоток, топор, ягоды, город, помидор.)
1 | О | О | ||
2 | О | О | ||
3 | О | |||
4 | О | О | ||
5 | О | О |
Игра «Угадай последнее слово и запиши»
Угадать последнее слово и записать его, подчеркивая орфограммы.
- Не поедет без бензина наша быстрая … (машина).
- Ты к обеду положи ложки, вилки и ….. (ножи).
- Захотели малыши поточить….. (карандаши).
- Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся ….. (мыши).
- Белокрылые хозяйки, над волной летают….. (чайки).
- Стали звездочки кружиться,
- Стали на землю ложиться,
- Нет, не звезды, а пушинки,
- Не пушинки, а ….. (снежинки).
- Удивляется наш Сашка:
Блюдце есть, а где же….. (чашка)?
- Принесла нам дождь плакучий
Эта грозовая …..(туча).
- Я от досады чуть не плачу –
Не решается….. (задача).
Игра «Цепочка из слов»
Попробуй составить цепочку из слов, меняя лишь одну букву, и превратить лук в сок, кошку в мышку, кита в сома.
К | И | Т |
к | о | т |
к | о | м |
С | О | М |
К | О | Ш | К | А |
м | о | ш | к | а |
М | Ы | Ш | К | А |
Л | У | К |
с | у | к |
С | О | М |
Игра «Собери слово»
Вы сможете прочитать слово, если расставить буквы по росту
Игра «Занимательные слова»
Раздели каждый ряд букв так, чтобы получились слова. Запиши полученные слова.
Дидактические игры, используемые на уроках математики
Игра «Математический бег по числовому ряду»
Цель: обучение детей приёмам прибавления и вычитания числа 2 с опорой на числовой ряд.
Оснащение: числовой ряд, указка, записанные на доске пары примеров
4 + 2 = 8 + 2 = 6 + 2 =
4 – 2 = 8 – 2 = 6 – 2 =
Содержание игры. Перед началом игры повторяем, что, прибавляя единицу, мы получаем следующее число.
— С какой стороны в числовом ряду стоит следующее число от данного? (справа).
-На сколько шагов мы продвигаемся вправо от числа, чтобы получить следующее число? (на 1)
— Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько шагов продвинемся вправо? (показываю по числовому ряду каждое следующее число, дети хором считают шаги и отмечают, что их 2).
— Давайте побегаем глазками по числовому ряду, прибавляя 2 к разным числам. (Учащиеся совершают игровые действия по заданию учителя.)
Игра «Было – стало»
Цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.
Оснащение. На доске и у каждого ученика на парте рисунок ёлочки и игрушки.
Содержание. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок ёлочки. На ветках «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3 + 2. После того, как он будет решён, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё один пример на сложение: 2 + 3. Решив его дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3 – 4 пары примеров учащиеся подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Игра «Диспетчер и контролёры»
Цель. Ознакомление с составом числа 10.
Оснащение. На доске схематически изображается аэропорт и самолеты. Ученик, выполняющий роль диспетчера, отправляет по 1 самолету из аэропорта (перемещает по 1 самолету). Контролёры (все остальные учащиеся класса) ведут учёт, сколько самолетов отправили и сколько их остаётся после отправления каждой машины.
Чтобы не забыть число отправленных и оставшихся самолетов, они выкладывают разрезные цифры из кассы таким образом:
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
В результате делается вывод о составе числа 10.
Игра «Волшебная яблоня»
Цель. Закрепление знания таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка.
Оснащение. Изображение яблони с кармашками для яблок. Примеры на сложение и вычитание с пропущенными числами.
Содержание. На доске висит изображение яблони. На этой яблоне «волшебные яблоки». На них написаны цифры. Сорвать яблоко может только тот, кто догадается, какое число пропущено в примере.
2 + □ = 5 4 + 2 = □ □ – 3 = 6 и т. п.
Ученики вспоминают примеры на сложение и вычитание чисел первого десятка. Догадавшись, какого числа не хватает, срывают яблоко с этим числом и вставляют в окошечки.
Игра «Восстанови путь Карлсона»
Цель. Закрепление знаний таблицы умножения и деления с числом 8.
Оснащение. Изображение Карлсона, запись примеров на доске.
Содержание. Записанными на доске примерами зашифрованы города. Учащимся нужно восстановить путь Карлсона, узнав города, в которых он побывал. Код городов также зашифрован, узнать его можно, решив пример, записанный под Карлсоном. Узнав код (это число 8), учащиеся находят города с таким же кодом (ответом) и восстанавливают путь, проводя линию от одного примера к другому.
Игра «Незадачливый математик»
Цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.
Оснащение. Кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.
Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.
Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.
Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер — и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему”. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.
43 = + 3 | = 20 + 9 | 57 = 50 + |
35 = 30 5 | 1 = 10 + 5 | 4 = 40 + |
Игра «Вырастим сад»
Цель. Обобщение любых вычислительных навыков.
Оснащение. Изображения деревьев, ягодных кустарников, цветов. на обратной стороне картинок записаны примеры.
Содержание игры. Ученик берёт понравившуюся картинку, выполняет задание и сажает растение в «школьном саду». Если играющий ошибся, картинка остаётся лежать на столе. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся саженцы.
Учитель приглашает ребят полюбоваться выращенным садом, делается вывод о роли математических знаний в успешном выполнении задания.
По такому же принципу можно запускать рыбок в аквариум, и расселять животных по местам их обитания и т. д.
Игра «Что перепутал Незнайка?»
Цель. Повторение таблицы умножения, формирование умения сравнивать числовые выражения.
Оснащение. Изображение Незнайки и записанные на доске верные и неверные неравенства.
Содержание. Учащимся предстоит проверить правильность постановки знаков в неравенствах в домашнем задании Незнайки. Учитель поочерёдно указывает на неравенство, учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Нашедший ошибку, выходит к доске и исправляет её, доказывая свою правоту объяснением.
Игра «Проводи Красную Шапочку к бабушке»
Цель. Повторение таблицы умножения.
Оснащение. На магнитной доске – изображения домика бабушки, Красной шапочки, деревьев, кустов, цветов, под которыми записаны примеры на умножение и деление.
Содержание. Игра построена по типу «круговых примеров». Ученики поочерёдно выходят и, решив пример. Передвигают девочку от одного объекта к другому. Игра продолжается до тех пор, пока Красная шапочка не окажется у домика бабушки.
Эту игру можно проводить в форме соревнования. Одна команда будет искать тропинку волка, другая – Красной шапочки. Кто быстрее доберётся до бабушки, тот и победил.
Игра «Составь поезд»
Цель. Формирование вычислительных навыков. Проверка решения примеров с помощью составления слов.
Оснащение. Рисунки вагонов с отмеченными на них буквами алфавита – по одной на вагоне – и окошками для записи примеров.
Содержание. На рисунках вагонов в пустые клетки записываются примеры на вычитание числа 4. Примерами зашифровываются номера вагонов. Решив примеры и расставив вагоны по порядку, дети, читают слово, получившееся из букв на вагоне.
Например, на вагоне с буквой «В» написан пример (5 – 4), с буквой «А» —
(6 – 4), с буквой «Г» — (7 – 4), с буквой «О» — (8 – 4), с буквой «Н»
(9 – 4). Составив поезд, дети читают слово «вагон».
Игра «Ну, погоди!»
Цель: повторение порядкового счета; развитие внимания, логического мышления.
— Если расставим все числа правильно, то волк не догонит зайца.
Игра «Треугольники»
Цель: развитие восприятия формы предметов.
На рисунке изображены треугольники: Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изображено на рисунке?
Дидактические игры, используемые на уроках окружающего мира
Игра «Я на уроке в первый раз»
Цель: Закрепить представления детей о правилах поведения на уроке, упражнять детей в действиях, соответствующих требованиям Правил для учащихся.
Оборудование. Кукла в ученической форме.
Ход игры. Слышится стук в дверь. Учитель вводит куклу. Она здоровается с учителем и ребятами (за куклу, изменяя голос, говорит учитель). Педагог знакомит с новой ученицей и усаживает на свободное место за партой. Просит детей рассказать и по возможности показать новой ученице правила поведения на уроке.
Игра «Что нам нужно для учебы»
Цель. Закрепить представления школьников о названии и назначении учебных принадлежностей. Учить правильно, произносить слова.
Оборудование. Кукла Буратино, портфель, в котором лежат учебные и не учебные вещи (на усмотрение учителя).
Ход игры. Учитель знакомит детей с куклой Буратино. Потом, переводит взгляды детей на портфель Буратино. Под руководством педагога, дети рассматривают и называют содержимое портфеля. Отбирают предметы нужные для учебы. Объясняют, как этот предмет используется в процессе обучения.
Игра «Собери картинку»
Цель: закрепить знания детей об основных характерных признаках пор года; упражнять в складывании целого из частей; развивать восприятие, воображение, внимание, память; формировать интерес к игре.
План игры:
- Предложить ребятам поиграть, сообщить правила игры.
- Рассмотреть с детьми картинки, с изображением пор года, уточнить, как дети определили, что это именно та пора года, используя вопросы: «Что изображено на картинке?», «Какая пора года?», «Как ты узнал, что это зима (весна, лето, осень)?».
- Раздать детям разрезные картинки и предложить им сложить их, используя игровой приём: злая волшебница разорвала картинки и их надо сложить.
- Подвести итог игры.
Игра «Осень»
Цель. Закрепить представления детей о признаках осени. Учить показывать действиями и проговаривать признаки осени, подражая педагогу.
Оборудование. Картинки с изображением отдельных признаков осени.
Ход игры. Учитель показывает картинки с признаками осени. Дети, подражая ему, показывают движения и проговаривают то, что изображено. Аналогично можно провести игры: «Зима», «Весна», «Лето».
Игра «Овощи и фрукты»
Цель. Закрепить умения детей классифицировать и называть овощи и фрукты.
Оборудование. Картинка с изображением сада и огорода, картинки из серии «Овощи и фрукты».
Ход игры. Дети достают предметные картинки и называют то, что на них изображено. Определяют, где растет.
Игра «Птицы»
Цель. Учить узнавать птиц по словесному описанию.
Оборудование. Картинки из серии «Птицы».
Ход игры. На доске вывешиваются картинки с изображением птиц. Педагог вызывает кого-либо, приводит краткое описание одной из птиц и просит ее найти на картинке.
Игра «Помоги домашним (диким) животным»
Цель. Расширить и уточнить значение слов, связанных с названием домашних (диких) животных и с образом их жизни.
Оборудование. Трафареты с изображением домашних (диких) животных. Картинка с изображением дома, сарая, конуры (леса, куста, берлоги, дупла).
Ход игры. Дети по очереди достают трафареты с изображением домашних (диких) животных, называют их и помогают найти животному свой дом. Если ребенок при ответе допускает ошибку, то учитель призывает на помощь других детей.
Игра «Покорми животных»
Цель. Обогащать и уточнять представления о самих животных, о том, чем они питаются.
Оборудование. Картинки из серии «Домашние (дикие) животные». Мелкие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, кости, ветки с листьями, капусты, моркови…
Ход игры. Учитель кратко описывает какое-либо животное. Дети отгадывают. Затем, учитель предлагает из мелких картинок выбрать ту, которая соответствует пище животного.
Игра «Загадки Мудрого портфеля»
Цель. Уточнить представления о значении учебных принадлежностей.
Оборудование. Портфель, в котором находятся учебная книга, карандаш, тетрадь.
Ход игры. В класс входит Мудрый портфель. Он приветствует детей, знакомится с каждым ребенком. В процессе беседы он сообщает детям то, что он знает загадки обо всем, что есть в школе и предлагает детям отгадать некоторые из них.
Отгадывая загадку, дети четко проговаривают слово-отгадку. Мудрый портфель расспрашивает о нужности данных учебных вещей в процессе обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы [Текст] / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М. : Издательство «Просвещение», 1987. – 176 с.
- Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженными нарушениями интеллекта. Программно – методические материалы [Текст] / И. М. Бгажнокова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос, 2007. – 181с.
- Волина, В. Учимся играя [Текст] / В. Волина. – М. : Издательство «Новая школа», 1994. – 448 с.
- Катаева, А. А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя [Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стреблева – М. : Владос, 2001. – 191 с.
- Кутявина, С.Е. «Играем в слова» [Текст] / Е. С. Кутявина, Н. Г. Топоркова, И. Т. Щербинина. – Ярославль. : Издательство «Академия развития», 1997.
- Ушаков, И. Н.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах [Текст] / И. Н. Ушаков. – М. : Издательство «Просвещение», 1971. – 192 с.
1
Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми
Внимание в жизни человека выполняет много различных функций: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или в виде деятельности. В системе познавательных процессов свойств внимание занимает особое место, объединяя восприятие, память, воображение и мышление в единую систему, направленную на изучение окружающей действительности.
Проблемой внимания занимались выдающиеся отечественные и зарубежные учёные: Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Дейч, Н. Ф. Добрынин, Д. Канеман, К. Коффка, Д.Норман, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн, С. Я. Рубинштейн, И. М. Сеченов, А. Трейсман, Д. И. Узнадзе, А. А. Ухтомский и др.
Внимание играет важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребёнка, обеспечивая успешность его социализации и обучения. При развитости внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и чётко, что положительно сказывается на обучении в школе.
Школа предъявляет особые требования к развитию детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Многие учёные, исследовавшие особенности психического развития детей с умственной отсталостью (В. Г. Белякова, И. В. Петрова, Е. А. Стребелева и другие), в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, стойкие нарушения в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний, отсутствие интереса к окружающему. Внимание младших школьников с умственной отсталостью преимущественно непроизвольно, характеризуется небольшим объёмом, неустойчивостью, трудной переключаемостью. Такие особенности внимания приводят к дезадаптации детей, отрицательно влияют на выполнение ими учебной и трудовой деятельности. Поэтому проблема развития свойств внимания у детей с умственной отсталостью является актуальной проблемой детской психологии.
Для оптимизации обучения и развития детей с умственной отсталостью необходимы способы педагогического воздействия, направленные непосредственно на активизацию познавательных процессов. Большое значение для развития свойств внимания имеет игра, как особый и чрезвычайно важный для психического развития вид деятельности детей. В процессе дидактической игры ребёнок учится координировать и направлять свои действия сообразно поставленным задачам, в соответствии с заданными правилами. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались В. Н. Аванесовой, 3.М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Ф. Н. Блехер, Л. А. Венгером, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, А. П. Усовой, Б. И. Хачапуридзе и другими авторами.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; проявляется способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач которая, должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.
Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.
Привлекая внимание детей, побуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаками. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно учатся собирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т. п. Поэтому очень важно, что музыкальный и литературный материал был подлинно художественным.
Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста, и имеют большое значение для дальнейшего воспитания.
Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. Он писал, что в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения действительности, она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Игровая деятельность в младшем школьном возрасте является одним из эффективнейших способов развития ребёнка, формирования познавательной сферы, в том числе, формирования свойств внимания.
Как утверждает В. Ф. Мачихина, учебная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания обучающихся специальных (коррекционных) школ, поэтому развитие свойств внимания является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. Автор подчёркивает, что в развитии внимания младших школьников с УО школа и учебная деятельность играют особую роль, так как наиболее интенсивно внимание, его свойства развиваются именно под руководством педагога в познавательной, учебной деятельности.
Внимание детей, как непроизвольное, так и произвольное развивается во всех видах деятельности: на уроке, в процессе самостоятельной работы, во внеучебное время (кружковая, культурно-массовая работа, индивидуальные внеклассные занятия, игровая деятельность). Одной из основных форм обучающего воздействия взрослого на младшего школьника является дидактическая игра.
Дидактическая игра рассматривается и как специфический вид детской деятельности, и как форма организации детей, и как средство и метод воспитания в целостном педагогическом процессе. Как форма обучения детей, дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра имеет определённую структуру — основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов). Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и так далее.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и так далее. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. Правила игры, их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.
В педагогике дидактические игры разделяют на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами предполагают использование в них игрушек и реальных предметов. Ценность данного вида игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками (цвет, величина, форма, качество), в них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Данный вид игр оказывает положительное влияние на развитие свойств внимания школьника. В игре с предметами возникает необходимость удерживать в поле зрения одновременно несколько предметов, распределяя внимание между ними, вовремя переключать внимание в соответствии с правилами игры и т. п.
Настольно-печатные игры направлены на развитие мышления школьников, их внимания, памяти. Являясь увлекательным занятием, они развивают умение действовать в команде, формируя социальные навыки.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития ребёнка. Используемая в работе с младшими школьниками с УО, дидактическая игра позволяет сделать процесс психического развития детей более эффективным, даёт возможность развивать мышление, память, виды и свойства внимания.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, внимание представляет собой направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, объем внимания, распределение и переключение.
Развитие внимания — сложный, длительный процесс. Пройдя длительный путь развития, лишь к младшему школьному возрасту, под влиянием новых видов деятельности и новых требований, качественно изменяется процесс внимания, становясь произвольным. К младшему школьному возрасту получают активное развитие и все свойства внимания.
Игры:
развивают цветоощущение, чувство формы, величины, ритма;
развить память, элементарную логику, наглядно-образное мышление, глазомер;
улучшить мелкую моторику, координацию движений, сформировать навык и умение правильно держать карандаш, ножницы и т. д;
расширить словарный запас и образную речь.
Литература:
- Осипова Е. Ю. Дидактические игры для развития психических процессов с умеренной умственной отсталостью.
- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 3. 2010г
- Алиев Ю. Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. — Тула, 1997
- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 3,4,5,6. –М., 2010г
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду., М., Просвещение, 1991.