На этой странице вы найдете примеры заданий олимпиады по обществознанию. Здесь представлены тестовые вопросы и открытые вопросы, которые заставят учащихся 10 класса не просто повторить материал, изученный на уроках, но также анализировать изученное, уметь применять свои знания в решении различных задач. Таким образом, используя данный материал, школьники подготовятся к олимпиаде и смогут добиться высоких результатов. Представленный комплект заданий олимпиады по обществознанию одинаково успешно можно использовать как на уроках в 10 классе, так и во время самостоятельной подготовки. Ученики смогут самостоятельно оценить себя, сверяясь с правильными ответами и решениями, записанными внизу страницы.
- Тестовые задания
- Открытые вопросы
- Ответы на тесты
- Ответы на открытие вопросы
Олимпиада по обществознанию 10 класс
Скачайте задания, заполнив форму!
После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной
Тестовые задания
1. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в А) росте культурного многообразия Б) формировании сети международных террористических организаций В) истощении природных ресурсов В) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
2. Человек воздействует на природу: А) его влияние не имеет последствий Б) благоприятно В) неблагоприятно Г) и благоприятно, и неблагоприятно
3. Характерной чертой индустриального общества является А) слабость и неразвитость демократических институтов Б) преобладание коллективного сознания над индивидуальным В) преобладание частной формы собственности Г) широкое использование внеэкономического принуждения к труду
4. А. Тойнби сформулировал закон: А) единства и борьбы противоположностей Б) «вызов — ответ» В) смены общественно-экономических формаций Г) классовой борьбы
5. Верны ли следующие суждения о самопознании? 1 — Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие. 2 — Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка. А) оба суждения неверны Б) верно только второе В) оба суждения верны Г) верно только первое
6. В познавательной деятельности в отличие от трудовой: А) субъектом выступает отдельная личность Б) средства должны соответствовать целям В) цель состоит в получении достоверного знания Г) результатом является новый продукт
7. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре А) элитарной Б) массовой В) национальной Г) обыденной 8. Верны ли следующие суждения о самообразовании? Самообразованием можно заниматься для 1 — заочного приобретения образования. 2 — повышения индивидуального уровня культуры. А) верны оба суждения Б) оба суждения неверны В) верно только второе Г) верно только первое
9. Целью правового государства является А) создание вертикали власти Б) формирование правовой культуры общества В) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию Г) создание законодательной системы
10. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией? А) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора Б) монарх является верховным главнокомандующим В) власть монарха не имеет законодательных ограничений. Г) монарх утверждает главу кабинета
Деловая игра по обществознанию, первое место
Центр развития социально-гуманитарного образования «Энциклопедист»
Всероссийская научно-педагогическая конференция
«Современные приёмы и методы в организации учебной деятельности
школьников и студентов»
Секция: «Современный урок обществознания»
Деловая игра
«Гражданское общество и государство. Становление институтов гражданского общества в РФ»
Автор: Даркина Анна Владимировна, канд. ист. наук,
Преподаватель I KK
ГБПОУ ВО «Воронежский юридический техникум»
«Энциклопедист» https://znania5.ru
2015-2016
Введение
Урок обществознания на тему «Гражданское общество и государство. Становление институтов гражданского общества в РФ» нацелен на систематизацию знаний по темам, связанным с формированием политической идеологии (в частности, либерализма) и сущности демократии. Урок представляет краткий конспект того, что и как должны выполнять обучающиеся, последовательно приводятся механизмы проведения занятия. Каждый этап занятия расписывается с учётом требований, предъявляемых ФГОС СПО (реализация основных и профессиональных компетенций) и описывается максимально подробно с учётом возрастных, психологических и иных особенностей ребят. В начале разработки представлены тип, оборудование и цели урока. В заключение приводится памятка, определяющая критерии оценивания работы на уроке. Чётко прописанный алгоритм работы позволяет студентам с разным уровнем базовой подготовки понять последовательность выполнения заданий и лучше проявить себя непосредственно на занятии.
Тип урока: практическое занятие
Оборудование: доска, проектор, схемы
Цели урока:
Образовательные:
1. Познакомиться с основными понятиями по теме: гражданское общество, институты власти, а также вспомнить уже известные – демократия, парламентаризм.
2. Раскрыть тенденции в развитии диалога государства и гражданского общества.
3. Охарактеризовать основные принципы построения гражданского общества в РФ.
Развивающие:
Развивать умения работать с документами, осуществлять поиск и систематизацию информации по теме, анализировать и делать выводы, рационально решать проблемные задачи, участвовать в дискуссии.
Воспитывающие:
Формировать отношение к проблемам гражданского общества в нашей стране, осознавать гражданское общество как часть политической системы государства, понимать опасность конфронтации между отдельными сегментами гражданского общества.
Ход урока
Организационный момент.
1. Приветствие. Выявление отсутствующих.
2. Проверка готовности обучающихся к уроку.
3. Создание доброжелательной творческой атмосферы.
Вступительное слово преподавателя. Определение целей и задач занятия.
Часть первая. Вступление.
2-3 обучающихся готовят сообщение на тему «Особенности формирования гражданского общества в разных странах». Для того чтобы полнее раскрыть тему, предлагается краткий экскурс в историю – когда (с какого времени) в Европе (а также в восточных странах и в России) стало формироваться гражданское общество. Почему именно в это время? Как сейчас там выглядит гражданское общество? Что сейчас в России? Каковы причины подобной ситуации?
(Максимальный расход времени – 15 минут)
Часть вторая. Собственно игра.
Преподаватель даёт рекомендации для студентов, заключающиеся в следующем: во-первых, на этом этапе ребята устанавливают расход времени самостоятельно, во-вторых, для этого в свободное время урок желательно отрепетировать с учётом рекомендаций.
Первая группа – представители церкви. Обучающиеся самостоятельно разделяются на представителей конфессий – например, кто-то выберет роль православного священника, другой студент – буддийский монах, третий – имам мечети (ислам).
Задача ребят – доказать, что их группа является неотъемлемой частью гражданского общества в современной России и формирует демократию в нашей стране,
для этого рекомендуется ответить на вопросы
:
- Какие шаги вы предпринимаете для формирования демократии в РФ? (т.е. что конкретно вы делаете? Это может быть встречи и консультации с другими сегментами гражданского общества в РФ: политическими партиями, СМИ, неправительственными организациями, а также консультации с правительственными структурами по соответствующим вопросам – аппаратом Президента, например. А может, вы строите храмы – тогда стоит объяснить, как эта ваша инициатива формирует гражданственность и демократию.)
- Как вы выстраиваете отношения между собой? (Т.е. диалог между православными, мусульманами, иудеями, буддистами в РФ). Как это способствует развитию демократии в РФ?
- Есть ли какое-либо сопротивление вашей работе? В чём это выражается? Как вы с этим справляетесь? (Может быть, вас «не слышат» правительственные структуры – т.е. вы делаете некие заявления, а вас игнорируют.)
Зачитывать сами вопросы на уроке не надо – обучающиеся формируют свою речь, исходя из ответов на них.
После того как выступила первая группа, звучат вопросы аудитории (представителей других членов гражданского общества – все обучающиеся должны максимально проявить себя в игре. Далее по тексту обозначено как «Вопросы из зала»).
Выступает вторая группа – представители независимых СМИ (в т.ч. Интернет-изданий)
Задача обучающихся – см. задачу представителей церкви (выше)
для этого группа отвечает на вопросы:
см. вопросы представителей церкви (выше).
Следует обозначить отдельно специфику выполнения задания на этом этапе:
1) Какие шаги вы предпринимаете для формирования демократии в РФ? (т.е. что конкретно вы делаете? Возможно, создаёте собственные сайты, где выкладываете соответствующую информацию о важности развития демократии в РФ; может быть, вы активно встречаетесь с представителями партий, лидерами церкви, некоммерческих организаций и т.п. – что угодно, проявите фантазию. Возможно, это некие консультации с властями.)
2) Как вы выстраиваете отношения между собой? Допустим, кто-то из вас – представитель печатных СМИ, а кто-то – электронных. Какие проблемы здесь возникают? Как вы их разрешаете?
3) Есть ли какое-либо сопротивление вашей работе? В чём это выражается? Как вы с этим справляетесь?
Вопросы из зала
Выступает третья группа – представители политических партий.
Алгоритм работы (ответы на вопросы, см. выше) тот же + проблема
(даётся для того, чтобы облегчить вам подготовку и уточнить ход работы на уроке):
Как государство вам помогает формировать демократические ценности и доводить их до сведения населения РФ? Что делаете в случае явно выраженного абсентеизма (отстранение избирателей от участия в голосовании)?
Вопросы из зала
(готовите самостоятельно).
Выступление четвёртой группы – представителей некоммерческих организаций (далее – НКО).
Алгоритм работы (ответы на вопросы, см. выше) тот же + проблема:
По мнению ряда экспертов, НКО в РФ спонсируются из-за рубежа, что вредит развитию демократических институтов внутри РФ? Что вы делаете, чтобы переубедить власти?
Вопросы из зала.
Завершает работу пятая группа – представители общественного движения (по выбору).
Алгоритм работы (ответы на вопросы, см. выше) тот же + проблема:
Возможен ли в нашей стране диалог государства и гражданского общества? При каких условиях?
Вопросы из зала.
Завершение работы. Итоговая рефлексия.
Предлагается задать вопросы обучающимся: каким образом проходил урок? Что нового вам удалось узнать? К каким выводам вы пришли самостоятельно? Что заинтересовало? Далее предполагается подведение итогов, выставление оценок. Можно предоставить возможность самим ребятам проанализировать ход урока, его этапы и личный вклад каждого участника и на основании полученных данных оценить работу каждого. Таким образом, с одной стороны, достигаются цели, поставленные в начале урока: образовательные
(познакомиться с основными понятиями по теме: раскрыть тенденции в развитии диалога государства и гражданского общества; охарактеризовать основные принципы построения гражданского общества в РФ);
развивающие
(развивать умения работать с документами, осуществлять поиск и систематизацию информации по теме, анализировать и делать выводы, рационально решать проблемные задачи, участвовать в дискуссии) и
воспитывающие
(формировать отношение к проблемам гражданского общества в нашей стране, осознавать гражданское общество как часть политической системы государства, понимать опасность конфронтации между отдельными сегментами гражданского общества), с другой – понимание многообразия практик проведения практических занятий по дисциплине «Обществознание», нацеленных на всестороннее развитие будущего специалиста.
Памятка
Критерии оценки ответов обучающихся
— Оценка «отлично»
выставляется в следующих случаях: активная работа на уроке, ответ полный, логически последовательный, соблюдается культура речи, речь грамотная, отсутствуют слова-«паразиты», студент без запинки отвечает на возможные дополнительные вопросы по теме.
— Оценка «хорошо»
выставляется при наличии одной-двух неточностей в ответе и недостаточной активности на уроке. Речь в целом грамотная; допускается некоторая непоследовательность в ответе, но лишь незначительная.
— Оценка «удовлетворительно»
выставляется в случаях, когда: активность на уроке минимальная, речь выступающего сбивчивая, студент путает понятия, не может ответить на дополнительные вопросы по теме, в ответе отсутствуют логические и причинно-следственные связи, а также имеется несколько грубых фактических или иных ошибок.
— Оценка «неудовлетворительно»
выставляется в случаях, когда студент отказывается отвечать или отвечает не на заданный вопрос.
Список литературы
- Агранат Д. Л. Гражданское общество в России: проблемы становления // материалы докладов Международной молодёжной научной конференции «Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации» 20–21 ноября 2009 года. Электронный ресурс: https://rikmosgu.ru/students/informatization/Agranat/
- Левакин И. В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2003. № 1. С. 5–13
- Левашов В. К. Гражданское общество и демократическое государство в России // СОЦИС. 2006. № 4. С. 6– 20
- Романенко Л. М. Гражданское общества в России уже есть, но… // Социологические исследования. 2004. № 4. С. 12–16.
- Тузиков А. Р. Идеи демократии: социологическая интерпретация // СОЦИС. 2005. № 3. С. 35–38