Комплекс упражнений и игр для развития мелкой моторики у малышей


Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Автор:

В. А. Сухомлинский

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

ГруппаПриёмы
Первая младшая
  • Массаж кистей рук,
  • пальчиковая гимнастика,
  • собирание мелких предметов,
  • лепка колбасок, лепёшек,
  • вылавливание предметов ложкой или совком,
  • выжимание губки,
  • проталкивание мелких игрушек через отверстие,
  • шнуровка,
  • постройка башни из кубиков.
Вторая младшая
  • Пальчиковые игры,
  • нанизывание бусинок или пуговиц на нитку,
  • использование пинцета, пипеток, прищепок,
  • работа с иглой,
  • собирание матрёшки, пирамидки,
  • поиск предмета в тарелке с рисом,
  • завязывание бантиков, узелков,
  • сматывание нитки в клубок,
  • закрепление канцелярских скрепок, резинок для волос,
  • выдавливание фигурок из пластилина с помощью трафарета.
Средняя
  • Пальчиковые игры,
  • образы из пальчиков,
  • конструирование из счётных палочек и строительных игрушек,
  • собирание мозаик и пазлов,
  • изготовление аппликаций и фигур из салфеток,
  • инсценировка стихов с помощью рук,
  • рисование.
Старшая
  • Упражнения с использованием массажных резиновых мячиков с шипами,
  • ванны с шариками,
  • упражнение «гладильная доска»,
  • создание картин из ниток,
  • изображение на картонке с отверстиями чисел методом шнуровки,
  • плетение из цветных шнурков,
  • аппликация семенами, крупами, макаронными изделиями,
  • конструирование из камушков, природного материала,
  • решение логических задач со счётными палочками,
  • изготовление украшений из пуговиц, бусинок.
Подготовительная
  • Пальчиковая гимнастика,
  • самомассаж с помощью горошин, карандашей,
  • игры с мелкими предметами,
  • собирание мелкой мозаики,
  • изобразительная деятельность,
  • раскрашивание картинок,
  • изготовление оригами,
  • художественный труд с использованием плетения, аппликации, папье-маше,
  • рисунки по клеточкам,
  • графический диктант,
  • прописи,
  • рисунки по точкам,
  • работа с ножницами,
  • определение на ощупь что спрятано под салфеткой,
  • проведение по лабиринту шарика с помощью указки.

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Вид игрыПримеры дидактических разработок
Пальчиковая гимнастика со стихами и потешками
  • «Пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет».
  • Корчагина Ирина «Пальчиковые игры для детей 2–3 лет».
  • Макашова Миляуша «Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет».
Пальчиковые игры (гимнастика для рук)
  • «Пальчиковые игры для детей 3–4 лет в детском саду».
  • Шабан Ирина «Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)».
  • Гладышева Евгения «Дидактические игры по развитию мелкой моторики рук».
Игры на развитие тактильных ощущений
  • «Сенсорные игры для развития тактильных ощущений».
  • Селезнёва Татьяна «Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры».
Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами
  • Хамзина Ильмира «Игры с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические рекомендации».
  • Масина Марина «Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики».
  • Утте Инесса «Игры и упражнения с еловыми и сосновыми шишками в развитии ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Шнуровка, откручивание крышек, болтов
  • «Игры для развития мелкой моторики своими руками».
  • Опринчук Антонина «Игры для развития мелкой моторики своими руками».
  • Кудрявцева Лариса «Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Игры с прищепками, скрепками, нитками, пуговицами
  • «Игры с предметами для развития мелкой моторики».
  • «Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5–6 лет».
  • Игры для развития мелкой моторики рук».
  • Быкова Татьяна «Картотека игр на развитие мелкой моторики».
Творческий труд, игры с бумагой, рисование
  • Пшенникова Мария «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
  • Кузьмина Ольга «Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников».
  • «Игры на развитие мелкой моторики для детей 5–6 лет в детском саду».
  • «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы».

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики


Пальчиковая игра «Два медведя» направлена и на запоминание частей тела


Дошкольники с удовольствием выполняют упражнение «Чижик-пыжик»


Игра «Царёв двор» требует хорошей координации движений


Игра «Зайка и ёжик» подойдёт для самых маленьких воспитанников

Фотогалерея: театр теней


С помощью театра теней можно показывать различных животных


Данные фигуры не так просты в исполнении, как кажется


Ребёнок должен запомнить определённое положение рук для получения соответствующего образа

Речь и пальчики взаимосвязаны!

Развитие мелкой моторики у детей — важнейший этап, определяющий насколько быстро и правильно будет происходить формирование речевых навыков. Дело в ом, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев расположены в непосредственной близости друг к другу. В ходе проведения электрофизиологических исследований, учеными разных стран было установлено, что, когда ребенком выполняются ритмичные движения пальцев, резко активизируется деятельность определенных отделов мозга — двигательной речевой зоны, сенсорной (височной), то есть, под влиянием импульсов, идущих от пальцев, формируются речевые области.


Лепка — отличное упражнение для развития у ребенка навыков мелкой моторики.

От родителей требуется не только окружить ребенка вниманием, заботой, обеспечить всем необходимым для счастливого детства, но и принимать активное участие во всех процессах его развития.

Первым и главным шагом является формирование высокого уровня мелкой моторики. Она развивается уже с рождения, первоначально кроха учится управлять своими ручками, выполняет простые жесты, например, захват погремушки всей ладонью. Затем он учится управлять пальчиками, берет игрушку указательным и большим пальцами. Сначала движения неловкие и негармоничные. Стимулирование этого навыка — процесс постепенный и индивидуальный, у каждого он протекает по-разному. Но, если он не активен, то затормозится развитие речи, координации, ловкости, памяти, внимания, интеллекта.

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
  2. Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
  3. Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.

Подробнее о том, как составить план по развитию мелкой моторики, читайте в нашей статье — Как составить план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста

Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

АвторГончарова И. Ф., воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №5, г. Павловск
Тема«Пальчиковые игры с Лизой»
ЦельПроработать с детьми различные приёмы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.
Задачи
  • Учить детей различным приёмам самомассажа.
  • Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами домашнего обихода (прищепки, крупы).
  • Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями, сопровождаемыми звукозаписью.
  • Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слов, обозначающих названия пальчиков.
  • Использовать в работе по развитию мелкой моторики приёмы нетрадиционного рисования (рисование пальчиком по манной крупе).
  • Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.
Вводная частьВ.: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.
  • Пять да пять — родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку, Держат все они лопатку. Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие «пять да пять». Угадайте, как их звать? (Пальчики).

В.: Верно, эти помощники — наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют здороваться.

  • Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю — Я вас всех приветствую! (Дети на каждую строчку стихотворения поочерёдно соединяют одноимённые пальчики).

В.: На каждой руке есть по пять пальчиков. Они хоть и похожи, но у каждого пальчика есть своё имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.

  • Разожми свой кулачок, Посмотри скорей-ка: В кулачке твоём живёт Славная семейка. Первый палец главный самый, Он, как папа, он большой. И совсем похож на маму Указательный, второй. Третий палец — средний, Твой братишка пятилетний, А четвёртый очень странный, Оттого, что безымянный. У него, как у щенка, Нету имени пока. А мизинец — пятый пальчик, Как его мне не узнать? Это ты и есть, мой мальчик, Научившийся считать. (Дети постепенно разжимают свои кулачки сначала на левой руке, дотрагиваясь пальцами правой до каждого пальчика, поглаживая их, затем — на правой).

В.: Наши пальчики — наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.

  • Большой палец встал один, Указательный — за ним. Средний будит безымянный, Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все — «Ура!», На работу им пора. (Сжимают пальцы в кулачок, поочерёдно разгибают их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все» широко расставляют пальцы в стороны).
Основная частьКто-то стучится в группу. Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь. В.: Слышите, к нам кто-то пришёл. Кто это? (Воспитатель вносит большую куклу). Это наш друг — кукла Лиза. Здравствуй, Лиза! (Дети здороваются с Лизой). Ребята, Лиза принесла с собой волшебный сундучок.
  • Что же в этом сундучке лежит? Не пора ли нам его открыть? Может, для начала надо взять И пальчиками с Лизой поиграть?

В.: Что ж, попробуем открыть сундучок. (Пытается приподнять крышку, не получается).

  • Что же это получается? Сундучок опять не открывается! Погодите, мы не станем унывать, Надо Лизины загадки отгадать!

В.: Для начала Лиза приготовила нам задание. (Воспитатель ставит перед детьми «сухой бассейн», наполненный каштанами). Сейчас наши пальчики превратятся в волшебных гномиков и помогут нам отыскать «сокровища», которые спрятала Лиза. (Дети достают из «сухого бассейна» прищепки). Для чего же эти прищепки? Послушайте первую загадку:

  • Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть — не мигаю, Крылья есть — не летаю. (Рыба).

Воспитатель достаёт бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста. В.: Ребята, чего не хватает нашей рыбке? Давайте починим её с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста). Молодцы! Послушайте вторую загадку.

  • Зимой и леток одним цветом. (Ель). (Дети прикрепляют прищепки вместо иголок).
  • Всех лохматых расчесать, Кудри в косы заплетать, Делать модную причёску Помогает нам… (Расчёска). (Дети чинят поломанную расчёску. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки).
  • Он в лесу живёт под ёлкой, Носит острые иголки. Ходит-бродит вдоль дорожек Весь колючий братец… (Ёжик). (Дети прикрепляют прищепки ёжику вместо иголок).
  • Ночью спрячется оно — Станет во дворе темно. Утром снова к нам в оконце Бьётся радостное… (Солнце). (Дети прикрепляют прищепки вместо лучиков).

В.: Мы отгадали все Лизины загадки. (Вновь пытается открыть сундучок, но не удаётся.)

  • Что такое? Как же так? Не открыть его никак! Сундучок мы отопрём, Если рисовать начнём.

Воспитатель выставляет на мольберт солнышко. В.: Ребята, почему стало так светло и тепло? А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? Чем? А какое оно, солнышко? Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет ещё светлее и теплее. (Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе). В.: Ещё наши пальчики умеют рисовать в воздухе.

  • Мы кружок нарисовали, Наши пальчики устали. Мы руками потрясём И рисовать начнём. (Дети под музыку указательным пальчиком обводят в воздухе фигуры: круг, черту, волну, точку).
  • Вот и песенке конец! Сундучок наш, наконец, Свою крышку приподнял! Что же он от нас скрывал? Да здесь же сладости лежат Для ребят и для девчат!

Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нём конфеты.

Заключительная частьВ.: Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все Лизины задания, ей очень понравилось у вас в гостях! А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники — наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку научиться хорошо говорить. А теперь Лизе пора домой! Она прощается с нами. Давайте скажем ей до свидания!
  • До свиданья, до свиданья, Приходите к нам опять, До свиданья, до свиданья, Будем с Лизой мы играть! До свиданья, до свиданья, Приходите к нам ещё, До свиданья, до свиданья, Мы вас любим горячо!
Цит. по: https://infourok.ru/zanyatie-po-razvitiyu-melkoy-motoriki-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-1520776.html

Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

АвторХалилова С. А., учитель-дефектолог МБОУ «Добровская школа-гимназия имени Я. М. Слонимского», Симферопольский р-н, Республика Крым.
Тема«Развитие мелкой моторики, навыков письма, артикуляторной моторики»
Цели
  • Создание положительного эмоционального фона,
  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук,
  • освоение элементов самомассажа,
  • развитие навыков письма и артикуляторной моторики.
Задачи
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  • Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  • Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание;
  • логическое мышление;
  • зрительное и слуховое восприятие;
  • память;
  • речь;
  • умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
  • контроль за собственными действиями.
Вводная частьПсихологический настрой.
  • Каждый день — всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.

Сообщение темы занятия. Загадка:

  • Пять да пять — родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку, Держат все одну лопатку. Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие «пять да пять», Угадайте, как их звать? (Пальцы).

Дефектолог: Что же могут наши пальчики? (Держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать…). Наши пальчики могут всё, значит, они волшебные! Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами поможем быть пальчикам умелыми, мы будем выполнять упражнения, которые помогут вам научиться красиво писать, рисовать. Разминка (зарядка) для рук (самомассаж).

  • Чтобы нам писать красиво И красиво рисовать, Пальчики должны размять, Сделать нужно упражнения, Чтобы пальцы укреплять.

Упражнение «Пила». Цель: учить навыкам разминки кистей рук. Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Левая рука лежит на столе ладонью вверх, ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки. Можно аналогично выполнять и для тыльной стороны ладони.

  • Вверх ладошку подниму И пилить её начну. Не пугайся, ведь пила — Это правая рука.

Упражнение «Крутись, карандаш». Цель: учить катать карандаш (или трубочку) по столу сначала одной рукой, а потом другой. Упражнения с пальцами. Круговыми движениями большого и указательного пальцев разминать каждый пальчик, начиная от их кончиков:

  • Раз, два, три, четыре, пять — Будем пальцы разминать. Каждый пальчик разминаем И опять всё начинаем.
  • Пальчики мы разминаем И с большого начинаем Каждый пальчик разотрём — На другой руке начнём.
Основная частьУпражнение «Раз копилка, два копилка». Понадобится стеклянная банка или другая прозрачная ёмкость. В крышке прорезаем небольшие прямоугольные отверстия (одно большое — для предметов большего размера, другое поменьше — для предметов меньшего размера). Готовим разноцветные разные по диаметру пуговицы. Предлагаем ребёнку опускать в ёмкости пуговицы, как в копилку. Можно затем посчитать количество больших и маленьких пуговиц. Пуговицы можно заменить монетами. Пальчиковая гимнастика «Птички» (расслабление мышц рук).
  • Две синички прилетели (машут кистями рук, изображая крылья), На ладошки дружно сели (показывают ладошки), Стали семечки клевать И тихонько напевать (стучат указательными пальчиками по ладошкам). Мы погладим нежно птичек (гладят ручки с обеих сторон) И отпустим невеличек (встряхивают кистями рук и машут ими, как крылышками).

Рисование линий:

  • «Прямые дорожки». Ребёнка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с неё и не отрывая карандаша от бумаги.
  • «Фигурные дорожки». Ребёнка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки воспитаннику следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий. Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги и лист во время выполнения задания не переворачивается.
Заключительная частьУпражнение «Волшебные очки» (развитие эмпатии друг к другу, повышение самооценки, М. В. Киселёва). Дефектолог: Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, весёлые, умные! Подходя к каждому воспитаннику, дефектолог называет всё то, в чём успешен был ребёнок сегодня на занятии.
Цит. по: https://infourok.ru/konspekt-korrekcionnorazvivayuschego-zanyatiya-razvitie-melkoy-motoriki-navikov-pisma-artikulyatornoy-motoriki-997094.html

Развитие моторики у детей с ДЦП

Детский церебральный паралич – тяжелое заболевание центральной нервной системы. Нередко у ребенка нарушения не только двигательной активности, но и речи. Для этих детей очень важны занятия и игры, которые разбудят нервные окончания, отвечающие за активность рук, пальцев. Нужен также массаж, который укрепит мышечную систему, повысит тонус, поможет сократительной способности мышц.

Развитие моторики у детей с ДЦП

При этом массаж можно делать:

  1. Зубной щеткой;
  2. Массажной расческой;
  3. Карандашом, фломастером;
  4. С мячиками, крупами;
  5. С грецким орехом.

Игры с массажером

Можно катать массажный мячик от кончиков пальцев до локтя, перекатывать между ладонями и по тыльной стороне кисти.

Пальчиковые игры

Гармошка

Упражнение без речевого сопровождения. Пальцы сходятся и расходятся.

Катушка

Ладонью нужно катать карандаш, мячик, другие предметы.

«Крапива»

У нас на клумбе всем на диво (дети тянут за указательный палец одной руки большим и указательным пальцем другой руки)

Вырос жгучий куст крапивы (меняют руки и то же самое проделывают с указательным пальцем правой руки)

Чтобы розу посадить (повторяется упражнение),

Его надо победить.

«Огонь»

Чтобы нам огонь добыть (дети трут ладонью о ладонь, повторяют четверостишие)

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится (выполняются разные движения пальцами).

Пластилиновые игры

С пластилином детям играть нравится. Можно мять и отщипывать, катать и давить, резать, лепить, формировать фигурки.

Игры с пластилином

Бумажные игры

Замечательный материал, который можно рвать и резать, мять и складывать. При этом непослушные пальцы начинают работать. Также развивается фантазия и внимание.

Нетрадиционное рисование

Ребенку с ДЦП сложно держать кисточку пальцами, но это не должно помешать насладиться творческим процессом. Можно взять пальчиковые краски или мел, и ребенок сможет порисовать. Также можно предложить порисовать скомканной бумагой, губкой, пробкой. Такая необычная живопись заинтересует ребенка.

Нетрадиционное рисование

Пирамидки и матрешки

Играть с такими игрушками очень полезно детям с ДЦП. Надевать, снимать, вкладывать – эти движения помогают развитию мелкой моторики рук. Кроме того, идет осознание реальных размеров игрушки, знакомство с формами и цветами. Появляется тактильная чувствительность.

Развитие моторики у детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние. Дети с синдромом Дауна нередко страдают нарушениями интеллекта. При этом страдает речь, мышечный тонус слабый. Здесь необходимо применить специальную методику, причем заниматься систематически.

Надо помнить, что у детей с синдромом Дауна есть особенности:

  1. Вместо движения кистью они нередко используют движение плечом и предплечьем.
  2. Ребенку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твердую поверхность большим пальцем вверх.
  3. Такие дети захватывают предмет так: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы.

Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, поэтому сначала нужно развить кисти.

При помощи специальных упражнений можно формировать навыки мелкой моторики.

Самые простые упражнения: это массаж ладошек и пальцев, кистей рук с помощью щеток, мягких и жестких. Интересными и полезными будут упражнения по разрыванию бумаги, работа с мелкими предметами, крупой, песком. Можно предложить игры по нанизыванию бус, с тканевыми фигурами на пуговицах, которые нужно расстегнуть и застегнуть.

Понравятся театрализованные обучающие сценки с пособиями из фигурок, которые крепятся к экрану, стене и пр.

Уточки на прогулке

  1. Игра развивает фантазию и воображение.
  2. Ребенок начинает разбираться в цветах и формах.
  3. Он работает руками.
  4. Усваивает ценности: доброта, помощь.

На доску крепятся фигурки уток. Когда идет рассказ, появляются на доске новые элементы: озеро, солнышко, травка, лучики и пр.

Взрослый обращается к ребенку: «Смотри! В гости к нам пришли уточки. Они спешат на озеро поплавать. Поздоровайся, какие хорошие уточки! А где же озеро? Вот оно. А вот уточки захотели травку пощипать. Где травка? Вот она. (появляются и озеро, и травка на липучках, крепятся на доску). Уточки искупались. Им надо обсохнуть. Где же солнышко? Оно потеряло лучики! Давай поможем (крепятся лучики). Уточки рады. Они наплавались, наелись и обогрелись. Какой ты молодец!»

Волшебные пуговицы

  1. В этой игре пальцы начинают активно работать, в то же время ребенок учится фантазировать.
  2. Получает опыт интересной работы.
  3. Появляются усидчивость, терпение, внимательность.

Снова взрослый обращается к ребенку: «Винни-Пух идет в гости! Но у него нет шариков, которые он хотел подарить Пятачку. Поможем? Смотри сколько пуговиц, давай сделаем из них много шариков!» Пуговицы-шарики выкладываются на лист, где обозначены места – контуры для каждой пуговицы. Ребенок должен вложить пуговицу в конкур, который подходит по размеру и форме.

Помогут и другие пальчиковые игры, рисование пальчиковыми красками и лепка из пластилина. Можно придумать интересные занятия с бумагой. Делать мозаику, аппликации, коллажи.

Для укрепления запястья полезно использовать игры с мячиками, массажными и гладкими. Нужно научить ребенка катать мячик. Помогут игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек.

Водяные бомбочки

Для развития мелкой моторики помогут игры с водой. В емкость с водой бросают пластмассовые шарики, а потом вылавливают их сачком.

Лекарство для куклы

В стакане с водой нужно размешать гуашь, которую бросают комком. Ребенок должен тщательно размешать краску ложкой.

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.

Видео: диагностика мелкой моторики детей 4–5 лет

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: