Дидактические упражнения для детей 6 или 7 лет
Игры по развитию речи в старшей группе немного сложнее, так как к такому возрасту ребята уже овладевают базовыми навыками речи, и им нужно совершенствовать ее.
«Тепло – холодно»
Дидактические игры для развития речи дошкольников такого плана направлены на поиск антонимов слов.
Перед выполнением нужно убедиться, что ребенок понимает значение слов «разный», «противоположный» «похожий», «одинаковый».
Воспитатель дает слово и словосочетание ребенку, чтобы он сказал противоположное по значению выражение (мяч большой – мяч маленький, лента длинная – лента короткая, фигурка белая – фигурка черная, кубик легкий – кубик тяжелый, пруд глубокий – пруд мелкий, мальчик веселый – мальчик грустный, погода ясная – погода пасмурная).
Дидактические игры на антонимы можно усложнить – добавить для замены не только прилагательное, но и существительное (ясный день – дождливая ночь, теплое лето – холодная зима).
Родственники
Упражнение помогает дошкольнику разобраться в родственных отношениях и устанавливать степень родства между людьми.
Воспитатель в рамках упражнения на развитие понимания родства задает вопросы о родственных связях, а ребенок должен на них ответить:
- кто ты для мамы и бабушки (сын/дочь, внук/внучка);
- кто тебе папин брат (дядя);
- кто тебе дочь папиного брата (двоюродная сестра).
Составить предложение
Дидактические игры на предложения помогает повысить внимание дошкольника и научить его правильно согласовывать слова. Логопед дает 2 несогласованных между собой слова, а ребенок делает из них словосочетание или предложение.
Например, педагог говорит «мяч прыгать», а дошкольник – «мяч прыгает», «девочка плавать» – «девочка плавает».
Профессии
Игры по развитию речи для дошкольников, связанные с профессиями, улучшают знания ребенка в профессиональных областях, а также учат его образовывать из одной части речи другую.
Педагог, предлагая такие дидактические игры на слова, дает название профессии, а дошкольник говорит, чем такой человек занимается. Например:
- строитель – строит;
- врач – лечит.
Уменьшительно-ласкательные слова
Дидактические игры на формы слов учат образовывать уменьшительно-ласкательные формы известных детям слов. Воспитатель навязывает слово в его обычной форме, а ученик – в уменьшительно-ласкательной:
- кукла – куколка;
- сумка – сумочка;
- шарф – шарфик.
Дидактические игры на улучшение речи – один из самых простых и эффективных способов улучшить коммуникативные навыки детей и научить их отличать формы слов, а также их значения.
Для разных групп ребят сложность упражнений разная — игры по развитию речи в старшей группе гораздо сложнее, чем в младшей. Придумывать задания родителям можно самостоятельно по примерам, а можно обратиться за помощью к логопедам.