Проект по технологии «Волшебная нить — ниткография»


Что это такое

Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» – пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.

Ниткография — это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы

Основной целью художественно-эстетического образования дошкольников является пробуждение интереса у детей к изобразительной деятельности. Что касается целей использования нетрадиционных техник рисования, в частности, ниткографии в старшей группе, то к ним можно отнести

  • формирование умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка;
  • развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • воспитывать положительное восприятие процесса творчества.

Виды и приёмы ниткографии, применяемые в детском саду

Есть 4 разновидности изобразительной деятельности с использованием ниток.

Вариант №1 — собственно ниткография

Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток. Обычно это происходит в средней группе.

Что нужно:

  • шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение);
  • краска (гуашь или акварель);
  • 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).

Инструкция:

  1. Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см.
  2. Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик.
  3. Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные).
  4. Прикладываем чистый лист, прижимаем.
  5. Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо.
  6. Снимаем верхний лист, убираем нить.
  7. Дорисовываем узоры, которые оставила нитка, придумывая образы.

Это интересно. Лист основы можно сложить пополам и накрывать нить половинкой, тогда рисунок получится симметричным.

Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета.

Видео: как работать в технике ниткография

Вариант № 2 — ниткопись

В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы.

Это интересно. Ниткопись можно выполнять на ткани, тогда нитки просто выкладываются на основу. Клей использовать не нужно. Только вот картинки получатся временные — пока ниточки не осыпятся.

Инструкция:

  1. На листе рисуем контур сюжета картинки (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски).
  2. Наносим клей по контуру.
  3. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась.
  4. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов.

Технику можно усложнять способом выкладывания ниток:

  • по спирали;
  • по кругу;
  • ровными линиями;
  • зигзагообразными линиями и т.д.

Видео: учимся рисовать нитками по ткани

Вариант №3 — аппликация нитками

Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.

Это интересно. Знакомство с ниткописью цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции).

Вариант №4 — изонить

Эта техника ниткографии применяется не во всех детских садах в виду того, что малышам приходится работать с острыми предметами. Обычно изонить — прерогатива дошкольных учреждений с художественно-эстетической направленностью. Освоение этого вида техники ниткографии начинается в старшей группе.

Для основы рисунка в технике изонить нужно брать картон средней плотности

Что нужно:

  • нитки;
  • кнопки в виде гвоздиков;
  • дощечка;
  • рисунок на бумаге;
  • ножницы.

Инструкция:

  1. На дощечки прикладываем рисунок (можно из раскраски).
  2. По контурам всех элементов вставляем кнопки-гвоздики или булавки.
  3. Аккуратно, чтобы не вытащить гвоздики, вынимаем бумажный образец.
  4. Обматываем гвоздики нитками, делая по два оборота вокруг каждого, хорошо натягиваем ниточки.

Это интересно. Как более простой вариант, по контуру рисунка прокалываются дырочки, в которые малыши пропускают ниточки с помощью иголки.

Материалы для занятий ниткографией

нити

Ниткография сочетает в себе использование довольно необычных сочетаний из материалов и инструментов. Вам понадобятся:

  1. Рабочая поверхность. Это основа. Желательно, чтобы она была шероховатой. В вопросах цвета ограничений нет. Выбирайте то, что вам по душе. Можно взять картон или любую другую плотную бумагу, ДВП, отрез фланелевой ткани, кусочек однотонного ковролина и т.д. Достаточно основы размером A5. Для разнообразия заранее изготовьте шаблоны для будущих рисунков.
  2. Шерстяная, акриловая или х/б нить диаметром не меньше 2 мм. Для малышей в средней группе детского сада можно взять капроновый шнурок толщиной около 4 мм. Главное — он не должен скользить. Нитки заранее нарезать на кусочки нужно длины. Дошкольники старшего возраста могут это сделать самостоятельно.
  3. Клей ПВА с кисточкой.
  4. Салфетки, клеенка, ножницы.
  5. Для ниткографии понадобятся также зубочистки или тонкие палочки, с помощью которых ребенок будет выравнивать рисунок.

Если нужно, можно взять карандаши, фломастеры и другие дополнительные приспособления.

Если вы решили заняться ниткописью, подготовьте альбомный лист формата A5, нитки длиной около 45 см, разноцветную гуашь, кисти и баночки, в которых будете разводить краски с водой.

Схема составления конспекта занятия для старшей группы

Удачный план занятия — это залог успешной деятельности малышей. Начинать работу над конспектом нужно с описания целей и задач урока. Кроме общих целей использования данной техники в старшей группе можно выделить

  • систематизацию знаний о получении оттенков путём смешения красок;
  • воспитание терпимого отношения к процессу творчества.

Задачи формулируются на основании темы занятия. В целом же «скелет» выглядит так:

  • развивать память, мышление, креативность;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • работать над развитием фантазии.

После того, как обозначены цели и задачи, необходимо чётко распределить время между всеми этапами работы над темой.

Важно, чтобы у детей было достаточно времени на выполнение рисунка нитью

Занятие в детском саду длится 30 минут. За этот промежуток воспитатель должен отработать с малышами 3 этапа.

  • Введение (около 5 минут). Включает мотивационные приёмы: чтение сказок, показ отрывка инсценировки, разучивание песен/стихотворений и пр. в зависимости от темы занятия.
  • Основная часть (около 20 минут) – работа над рисунком, физкультминутка и пальчиковая гимнастика.
  • Заключение (около 5 минут). Предполагает одобрение взрослым результатов работы малышей, а также рефлексию детей, можно в форме ответов на вопросы: «Тебе понравилось рисовать ниточками?», «Ты думаешь, твой рисунок удался?», «Чья картинка тебе нравится больше других?» и пр.

Пример конспекта

Муравлёва Дарья «Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Цветы для мамы» (техника «Ниткография»)» (фрагмент)

<�…Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “ниткография”. (Показывается прием рисования) – Берём нитку, а теперь круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги. Теперь нитку нужно окунуть в выбранную краску, держась за конец нитки аккуратно помогая кисточкой, сворачиваем нить на листок по спирали , как это делали сухой ниткой. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки, слегка придавливая, медленно вытягиваем нить из -под ладошки. Происходит волшебство! Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши краски, но не все, а лишь те из них, которые подходят для вашего необычного цветка. – Пробуйте, и посмотрим, получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу) В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения, а пока они подсыхают, самим превратиться в цветы и немножко поиграть…>

Техники ниткографии

Чаще всего на занятиях используется ниткопись, рисование штампами и аппликации. Рассмотрим каждую технику подробнее.

Рисование нитками

Нить играет роль кисточки. Процесс выглядит так:

  1. Нитку окунуть в краску выбранного цвета.
  2. Как только она хорошо пропитается, разместить ее между двумя листами бумаги. Можно уложить зигзагом. Это сделает картинку необычной.
  3. Слегка сдавливая бумагу, вытащить нить наружу.

На листах останется интересный след. Его либо дополняют деталями, либо вырезают и используют как аппликацию.

Перспективный план по ниткографии и ниткописи

Перспективный план по нетрадиционным техникам рисования помогает организовать работу детей, скомбинировав тематику занятия с подходящей техникой для её изображения. Форма составления плана является стандартной. Обычно указывается

  • месяц работы;
  • темы занятий и техники выполнения рисунка;
  • цели использования методики;
  • источники, где подробно описан ход работы над данной техникой.

Отдельно выделяется графа для примечаний, в которой воспитатель делает пометки, касающиеся работы с конкретной группой.

Поскольку при работе в технике ниткографии сюжет рисунка выявляется уже после того, как изображение получено, то и методику сложно встроить в общую тематику занятий. В средней группе ниткография и ниткопись применяютя на тех занятиях, в которых в графе «техника» стоит пометка «различные». Как правило, это темы, связанные с природными явлениями (дождь, снег), созданием узоров, например, для вазы и пр.

В старшей группе нетрадиционной технике с нитками обычно посвящены занятия на свободную тему или уроки, посвященные разговорам о мечтах, фантазиях, другими словами, абстрактные темы.

Елизарова Ольга «Перспективное планирование по рисованию (старшая группа)» (фрагмент)

<�…МАЙ «Страна цветных снов». Цель: закреплять умение использовать нетрадиционные техники – рисование «нитками»…>

Что касается ниткописи, то её используют в тех темах, где возможно применение готовых шаблонов для раскрашивания или абстрактных рисунков.

Алексеева Надежда «Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в старшей группе» (фрагмент)

Рисование цветными ниточками
  1. Угадай, что это?
  2. Угадай, что это?

Цель: познакомить детей с техникой рисования цветными нитками, развивать фантазию и воображение, воспитывать аккуратность.

Проект по инновациям: ниткография в подготовительной группе

эльвира рамазанова

Проект по инновациям: ниткография в подготовительной группе

Проект по инновационной деятельности воспитателя группы №14 Рамазанова Э. С.на тему:

«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники «Ниткография»

».

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: краткосрочный.

Автор проекта: воспитатель подготовительной к школе группы №14 Рамазанова Э. С.

Участники проекта: воспитатель, младший воспитатель, дети, родители.

Количество участников: учащиеся — 29 человек, родители (законные представители)

– 55 человек.

Срок реализации проекта: февраль – май 2018г.

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)

Формы образовательной деятельности:

Работа по развитию мелкой моторики в процессе использования новой технологии выстроена по трем блокам педагогического процесса:

• организованно — образовательная деятельность;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей.

Актуальность проекта.

Актуальность проектапо развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, тёплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т. к. зрительно — моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много — это рисование (мелки, карандаши, краски, пластилин, лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки и т. п. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать использование техники «Ниткография»

.

Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения.

«Ниткография»

— выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть
«рисование»
с помощью нити.
«Рисунки»
, выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и
«живыми»
по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.

Отличительная черта «Ниткографии»

в том, что задания для детей можно корректировать в зависимости от состояния развития мелкой моторики. Она вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине
нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити; желание довести работу до нужного результата.
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников, через внедрение в воспитательно – образовательный процесс технологии «Ниткография»

.

Задачи:

Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, точность и координацию движений руки.

Подготавливать руку ребенка к письму.

Развивать зрительно-моторную координацию.

Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.

Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

Формировать личностные качества – усидчивость, терпение, старательность, аккуратность, трудолюбие.

Эпиграф проекта

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют

развитию мозга».

И. П. Павлов

Условия при организации образовательной деятельности по обучению детей технике «Ниткография»

.

1. Обеспечение предметно — развивающей среды играми, способствующей развитию моторики дошкольников в процессе нетрадиционной техники рисования «Ниткография»

.

2. Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом.

3. Создание и оформление центра для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей.

4. Организация и посещение выставок детьми и родителями.

5. Взаимодействие детского сада и семьи.

Педагогические методы и приёмы в технике «Ниткография»

.

Наглядные методы

Практические методы

Словесные методы

Перспективный план реализации проекта

«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники «Ниткография»

.

Ожидаемые результаты.

Умение находить новые способы для художественного изображения. Овладеть умениями и навыками правильного выполнения работы, соблюдая алгоритм и технику безопасности работы. Работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию.

Этапы работы над рисунком в технике ниткографии

«Козлик»

Для этого рисунка дети должны поворачивать нить по определённой схеме

Необычность этого рисунка в том, что дети заранее получают задание: им необходимо нарисовать дымковскую игрушку — козлика.

Инструкция:

  1. «Рассмотрите внимательно дымковского козлика, определите, в какую сторону нить нужно поворачивать за верхний хвостик, а в какую за нижний (верх — вправо, низ — влево)».
  2. «Отрезаем нить около 40 см».
  3. «В тарелочку наливаем немного гуаши, разводим её водой».
  4. «Окунаем ниточку, держа её за верхний и нижний хвостики».
  5. «Прикладываем нить на лист, расположенный горизонтально перед вами».
  6. «Накрываем чистым листом и, придерживая его левой рукой, правой водим верхний хвостик нити вправо, а затем левый хвостик — влево».
  7. «Снимаем верхний лист».
  8. «Карандашом чёрного цвета дорисовываем контуры козлика, очертания мордочки, носик, рот».
  9. «Обводим контуры коричневым карандашом».

Это интересно. Приведённый пример можно прорабатывать с детьми, которые уже хорошо знакомы с техникой выполнения рисунков ниткографией, так как по заданию дети рисуют сюжет как бы «вслепую». Более лёгкие варианты — создание цветов, бабочек и пр., то есть тех сюжетов, которые придумываются на основе готовых узоров, сделанными нитками случайно.

Фотогалерея рисунков в технике ниткографии


Очень интересно, когда дети сами придумывают названия своим картинкам


Для выполнения бабочки можно взять 1–2 цвета для окрашивания ниток, а остальные оттенки дорисовать вместе с туловищем


С помощью ниткографии дети получают представления о различных сочетаниях цветов

Этапы работы над рисунком в технике ниткописи

Приведём пример работы в технике ниткописи с применением цельной нити и кусочков.

«Цветы»

Для рисунков нитками на цветной бумаге лучше использовать силикатный клей, чтобы не оставалось следов после высыхания

Инструкция:

  1. «Располагаем лист бумаги зелёного цвета вертикально, клеем делаем «дорожку» для стебля цветка».
  2. «Берём нитку зелёного цвета и выкладываем ею стебель».
  3. «Делаем клеем большие капли и выкладываем на них листья, располагая нитки по кругу, как бы заматывая клубок».
  4. «Снова делаем большие капли клея, распределяя его равномерно по всей области бутона будущего цветка».
  5. «Заполняем элемент кусочками ниток, выкладывая сначала один слой, а затем второй в другом направлении».
  6. «Добавляем пару зелёных ниточек для чашечки цветка».

Фотогалерея рисунков цельной ниткой


Домик и дерево можно выполнить без предварительно нанесённых контуров


В этом рисунке отрабатывается складывание ниток по спирали и по кругу


Такие сюжеты не требуют мелких складок на нитках

Присылайте свои фотографии

Тоже делаете красивые поделки? Присылайте фотографии своих работ. Лучшие фото мы опубликуем и вышлем вам диплом участника конкурса.
Посмотрите также:

Собачка под ёлочку. Поделка из пластилина.

Новая работа на наш конкурс в детскую номинацию. Автор: Горбачёв Денис, 4 года. Новый год – время и…

Дары осени. Мозаика из яичной скорлупы

Екатерина Петровна Викторова (с. Хворостянка) представляет на конкурс работу «Дары осени». Из яичной…

Аппликация с элементами рисования «Новогодняя ёлочка и Зайчик»

Работа на наш конкурс — аппликация с элементами рисования «Новогодняя елочка и Зайчик», которую сдел…

Аппликация – картина «Букет»

«Букет» из салфеток — новая работа Ольги Пивневой. Картину – аппликацию, изготовленную своими рука…

Осенний венок

Еще одна работа на наш конкурс от Ольги Киселевой из города Искитим Новосибирской области. Это панно…

Панно «Маки»

Работа учителя начальных классов Елены Власовой на конкурс поделок из природного материала. Мастер-к…

Как плести из резинок крючком — основные элементы

Плетение из резинок Rainbow loom стало одним из самых популярных видов рукоделия. И если изначально …

Аппликация для мальчика: мяч, машинка и другие (вязание крючком)

Аппликации, крючком, для мальчика Очень многие любят вязать различные аппликации для детей. Вязаной…

Лиса из природного материала

Виктория Золотая и ее ученицы продолжают удивлять нас необычными конкурсными работами. На этот раз -…

Бумажная аппликация — осеннее дерево

Мастер-класс: Аппликация из листьев «Деревья» Автор: Казьянская Татьяна Михайловна, педагог дополн…

Аппликации для девочки, вязание крючком

Вязаные аппликации очень красиво смотрятся на одежде. А еще их можно использовать в качестве брошек….

Объемная аппликация «Улитка»

Детская поделка — объемная аппликация из бумаги — это огромный простор для творчества. Достаточно пр…

Метки: Аппликации, Техники рукоделия

Обсуждение: 17 комментариев

  1. Альбина Николаевна:
    5 ноября 2020 в 6:09

    Во как она теперь называется, ниткография. Замудренное название, в детстве на уроках труда,нам учитель рассказывала о рисование нитками, правда шерсти цветной был дефицит, рисовали обычной шерстью потом подкрашивали красками, и клей силикатный канцелярский только был, оставались пятна от клея.

    Ответить

    Лариса:

    5 ноября 2020 в 17:59

    Да, название интересное получилось, полурусское-полугреческое. Или тогда уж «ниткописание» или … Может, Ольга подскажет

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: