Интеллектуальная игра для детей 6-7 лет. Готовность ребёнка к школе
Блиц — турнир: «Готов ли Я к школе?»
Успешно справиться с учебной нагрузкой старший дошкольник может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития. Психологическая готовность к школьному обучению — целостное и многокомпонентное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, личностной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Подготовка детей к школе – задача комплексная, которая охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других. Для подготовки ребенка к школе важную роль играет не только укрепление здоровья, работоспособность, но и развитие мышления, любознательности, воспитание нравственно-волевых качеств, умение слушать и следовать указаниям взрослых.
Одним из показателей готовности к школе является интеллектуальная готовность – показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Уже в школе ребенку потребуются умения сравнивать, анализировать, обобщать знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным выступит компонент, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации. Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти. Для определения уровня запоминания, дается набор слов: месяц, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, окно, весна, сын. Ребенок, послушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – после дополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Волевая готовность – нужна для адаптации дошкольника к школьным условиям. Он должен научиться ставить цели и выполнять задания, следуя плану действий, развивать усидчивость при выполнении поставленных задач. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям. Отсюда следует, что развитие произвольности к целенаправленной деятельности определяет во многом школьную готовность ребенка. От того, насколько хорошо ребенок подготовлен к школе дошкольным периодом, будет во многом зависеть, его вхождение в новый режим школьной жизни, его успехи в учёбе. Эффективность предшкольного образования, во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игровые технологии. Игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения. Поэтому представления, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями, которыми ребёнок продолжает активно пользоваться в реальной жизни. Для этого я предлагаю провести со старшими дошкольниками «Блиц- турнир». Цель: Изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), волевой регуляции, логического мышления. Задачи: 1. Выявить среди дошкольников воспитанников с ответами низкого уровня; 2. Содействовать повышению уверенности в себе; 3.Учить воспитанников действовать сообща в команде; 4. Формировать интерес ребёнка к сверстникам – партнёрам по взаимодействию. Адресат: Воспитанники подготовительных к школе группы. Организация занятия: Блиц – турнир проводится в учебной или игровой зоне. Воспитанники делятся на команды. Структура блиц – игры: — ритуал приветствия команд; — момент объяснения правил; — игровые формы взаимодействия; — награждение команд. Планируемый результат: — анализ и синтез полученной информации, закрепление имеющихся знаний, умение работать в команде. Ход занятия Психолог: — Ребята, для того, чтобы ваши успехи в школе были на высоком уровне, я предлагаю Вам сыграть в игру «Блиц — турнир» и проверить свои знания, а также сверить и оценить ответы своих друзей. Все вы знаете ответы на мои вопросы, но они будут заданы в такой форме, что вам придется только внимательно слушать. А главное – это логика и воображение. За каждый правильный ответ я буду награждать фишками и в конце турнира, мы сможем оценить и выбрать победителей. Будьте внимательны.
Вопросы:
1. Что здесь лишнее: -роза, тюльпан, клен, ромашка? 2. Что здесь лишнее: -лось, кролик, волк, кабан? 3. Что здесь лишнее: -автобус, трамвай, машина, лодка? 4. Что здесь лишнее: -береза, клен, тополь, малина? 5. Что здесь лишнее: -тетрадь, стакан, книга, карандаш? 6. Назови одним словом: -машина, метро, корабль, самолет? 7. Назовите одним словом: -ель, акация, дуб? 8. Назовите одним словом: -груша, слива, абрикос, банан? 9. Назовите одним словом: -Таня, Гриша, Коля, Аглая? 10. Какое животное дает нам белый напиток? 11. Какой день недели стоит перед средой и после понедельника? 12. Сколько всего месяцев в году? 13. Утром люди завтракают, а вечером? 14. Какая цифра стоит после 7 в порядке убывания? 15. Какя цифра стоит после 5 в порядке возрастания? 16. Назовите второй весенний месяц? 17. Назовите второй осенний месяц? 18. Почему слон не берет пищу руками? 19. Маленькая кошка это котенок, а маленькая собака ….., …..а овечка…., а поросенок? 20. Что больше 1+4 или 4+1? 21. Во дворе гуляли 5 щенят, а в миске лежало 4 сосиски, как разделить на всех щенят? 22. На яблоне висело 5 груш. Одна груша упало, сколько осталось? 23. По морю плавало 7 машин. Две утонули, сколько осталось? 24. В небе летело шесть цыплят. Три цыпленка устали и вернулись обратно. Сколько цыплят долетело? 25. Какая геометрическая фигура не имеет углов? 26. Сколько линей нужно провести в кругу, чтобы получить 4 дольки? Ну, а теперь мы подведем итог и узнаем, кто у нас самый умный ученик, а также какая группа оказалась наиболее подготовленной к школе. (Этап награждения победителей). Ребята, спасибо всем за участие. Желаю успехов в учебе!
Рекомендуем посмотреть:
Как узнать, готов ли мой ребёнок к обучению в школе? Игра «Умники и умницы» для детей подготовительной группы детского сада Родительское собрание в подготовительной группе. Психологическая готовность к школе Игра «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе
Похожие статьи:
Советы для родителей будущих первоклассников
Отношение детей к учебе
Игра «Сто к одному» для детей
Игра аукцион для школьников среднего звена
Игры с мячом для детей 6 — 7 лет