Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Рефлексия должна быть построена в игровой форме, тогда она составляет содержание специально организованной деятельности.
Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию универсальных учебных действий.
Коммуникативные способы рефлексии:
«Огонёк общения»
(Дети в кругу, обнявшись за плечи, проговаривают то, что было самым интересным);
«Сердечко»
(Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят: «Сегодня меня порадовало…», «Сегодня меня огорчило…»);
«Подарки»
(Ребёнок дарит медальки (цветочки) трёх разных цветов тем, кому посчитает нужным. Например, голубой – самому вежливому в общении, зелёный – самому покладистому (уступчивому), оранжевый – самому скромному. У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?)
Образовательная деятельность
представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей – предметной и рефлексивной.
Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.
Ко всему сказанному можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать организованную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка. А чтобы подобная рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в уже группах раннего возраста.
Не зря говорят — все в наших руках.
Пока мы задаём себе вопросы, — мы развиваемся. Как только воспитатель начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только детей, но и педагога.
Важно помнить!
Если человек не рефлексирует, не осуществляет самоанализ своей деятельности и деятельности своих воспитанников, её результатов, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса;
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГА —
Исследовать, изучать свои собственные достижения и «провалы» для «шлифования» своего профессионального мастерства, осмысливать свои профессиональные позиции, свои ценности, принципы;
Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения
«Поезд» . На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ребёнка. Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале учебного занятия/урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Данная рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Учащийся настраивается на урок, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам урока. Снимается мышечное напряжение перед уроком и полностью снимается напряжение в конце урока. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент), компьютерные программы. Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Обратите внимание => Код единицы измерения услуга по океи услуга
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Рефлексия может осуществляться
не только в конце занятия, как это принято считать, но и
на любом его этапе
. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими. Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют
разные виды рефлексии
. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
Обратите внимание => Кто относится к малоимущим семьям в 2019 в перми
Развитие рефлексии педагогов ДОУ с помощью метода арт-терапии
Библиографическое описание:
Якимова, М. С. Развитие рефлексии педагогов ДОУ с помощью метода арт-терапии / М. С. Якимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5154/ (дата обращения: 10.10.2020).
В статье определяется важность развития способности к рефлексии у педагогов ДОУ, даётся определение рефлексии. Рассматривается арт-терапия как метод психологической работы, направленный на развитие рефлексии, описаны преимущества данного метода. Приводится описание конкретного арт-терапевтического упражнения, которое можно использовать на семинарах-практикумах или тренингах с педагогами ДОУ.
Ключевые слова: рефлексия, арт-терапия, арт-терапевтическое упражнение «Моя планета».
В условиях современного общества с его высокими требованиями к профессиональной пригодности и компетентности специалистов разных образовательных учреждений, психическое состояние педагогов ДОУ может вызывать серьёзную тревогу [9].
Необходимость взаимодействия с разными участниками образовательного процесса (дети, их родители, педагоги-коллеги, администрация ДОУ), осуществление самой образовательной деятельность, потребность в постоянном профессиональном развитии и самосовершенствовании, стремление творчески подходить к выполняемым обязанностям − часто бывают связаны с серьёзными интеллектуальными и эмоциональными нагрузками на членов педагогического коллектива.
Е. М. Семёнова считает, что у педагогов может наблюдаться агрессивность, повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события или, наоборот, чувство неосознанного беспокойства, тревожность, общая апатия. Все это может привести к эмоциональному выгоранию педагога, что не может не сказаться на результатах выполняемой им деятельности [6]. Для сохранения собственного психического здоровья педагогам ДОУ важно уметь отслеживать свои эмоциональные состояния, чувства, переживания, то есть иметь развитую рефлексию.
Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко определяют рефлексию как мыслительный или рациональный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, собственных действий, чувств, поведения, опыта, способностей, отношений с другими людьми [4].
Рефлексия включает так же процессы понимания и оценки другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей. Рефлексия может быть направлена на разные сферы жизни человека: на процесс общения с другими людьми (коммуникативная или социальная рефлексия), на профессиональную деятельность или всю личность человека, его чувства, эмоции, переживания (личностная рефлексия).
Т. А. Алиева считает, что, рефлексируя, анализируя свои поступки, мысли, чувства, мотивы и пытаясь понять других людей, воспитатели ДОУ могут познать себя, раскрыть свои сильные и слабые стороны. Они так же учатся контролировать актуальную ситуацию, видеть объективные причины возникающих проблем и активнее влиять на окружающую действительность [1].
В качестве инструмента, предназначенного для развития способности к рефлексии у педагогов ДОУ, можно рассматривать один из методов психологической работы, который в последнее время активно применяется педагогами-психологами — метод арт-терапии.
Российской арт-терапевтической ассоциацией арт-терапия характеризуется как система психологических коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиента изобразительной деятельностью и построение психотерапевтических отношений. [3]. С помощью арт-терапии можно достичь положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
И. В. Сусанина в современной арт-терапии выделяет множество разновидностей: изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, куклотерапия и т. д. [7].
Арт-терапия является достаточно безопасными и эффективным методом при работе педагога-психолога ДОУ с детьми и взрослыми. А. И. Копытин объясняет это следующими особенностями данного метода [5]:
− в арт-терапевтической работе может участвовать каждый человек — она не требует каких-то специальных способностей или навыков художественной деятельности, так же нет каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе;
− арт-терапия — это средство преимущественно невербального общения, она способствует самопроявлению как людей, недостаточно хорошо владеющих речью, так и людей, чрезмерно сконцентрированных на речевом общении;
− изобразительная деятельность может выступать своеобразным мостом между клиентом и терапевтом при обсуждении слишком сложного и деликатного предмета, а также позволяет исследовать бессознательные процессы, которые слабо проявляются в повседневной жизни;
− арт-терапия имеет «инсайт-ориентированный» характер, предполагает высокую степень доверия и внимание к внутреннему миру человека, позволяет преодолеть апатию и безынициативность, которые могут возникнуть в ходе работы, вызывает у людей положительные эмоции.
Одним из арт-терапевтических упражнений, которое может быть использовано на семинарах-практикумах с педагогами ДОУ и которое направлено на развитие рефлексии, является упражнение «Моя планета». За основу было взято упражнение «Маленький принц» из программы «Тропинка к своему Я» О. В. Хухлаевой [8].
Цель данного упражнения заключается в развитии способности к рефлексии и самопознанию, снятие эмоционального напряжения.
Педагогам предлагается представить собственную планету и нарисовать её. После выполнения рисунка необходимо ответить на следующие вопросы:
- Какая среда на этой планете (благоприятная/неблагоприятная)?
- Кто населяет эту планету?
- Легко ли до неё добраться? И как можно вообще до неё добраться?
- По каким законам на ней живут? За что могут выгнать с этой планеты?
Затем педагог-психолог даёт интерпретацию рисунков и ответов на вопросы. Интерпретация рисунка происходит на основе анализа использованной цветовой гаммы, а так же размера и расположения, степени прорисовки изображения [2].
Интерпретация ответов на вопросы происходит следующим образом. Ответ на первый вопрос (благоприятная среда на планете или нет) может говорить о том, насколько человеку в психологическом плане «комфортно» с самим собой. Ответ на второй вопрос может дать информацию о важных составляющих внутреннего мира автора рисунка, ответ на третий вопрос — об особенностях контакта с ним, способах установления доверительных отношений, четвертый вопрос поможет узнать о правилах взаимодействия с человеком, степень его терпения и выдержки при неблагоприятных воздействиях извне. Основная идея данного упражнения заключается в том, что изображенная планета является «отражением» внутреннего мира человека, его эмоциональных, коммуникативных и личностных особенностей.
После проведенной интерпретации рисунка важно, чтобы педагоги дали обратную связь, и рассказали, насколько данные, полученные в ходе анализа рисунка, соответствуют их собственным представлениям о себе. Это будет стимулировать процесс осознания педагогами своих личностных особенностей, то есть развивать способность к рефлексии.
Как показывает опыт применения данного упражнения в ходе работы с педагогическим коллективом ДОУ — оно является достаточно эффективным в активизации процесса самопознания, чаще всего связано с переживанием положительных эмоций и не вызывает сопротивления в процессе выполнения.
Аналогичными упражнениями, способствующими активизации процесса самопознания и развитию рефлексии, могут выступать рисуночные упражнения «Дерево» [2], «Проективный рисунок», «Мой портрет глазами группы», коллаж на тему «Мой внутренний мир» и т. д. [6].
Таким образом, метод арт-терапии может выступать эффективным, но мягким инструментом в работе с педагогами ДОУ при формировании у них способности к рефлексии, развитии процессов самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.
Литература:
- Алиева Т. М. О необходимости формирования рефлексивных способностей будущих воспитателей ДОУ / Т. М. Алиева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2020. — Т. 15. − № 2. — С. 118–122.
- Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. — Москва: Владос-Пресс, 2003. — 160 с.
- Копытин А. И. Терапия искусством в системе образования / А. И. Копытин // Школьный психолог. — 2011. − № 1. — С. 6–10.
- Мещеряков Б. П. Большой психологический словарь / Б. П. Мещеряков, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2003. − 632 с.
- Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 448 с.
- Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога / Е. М. Семёнова. — Москва: Психотерапия, 2006. — 256 с.
- Сусанина И. В. Введение в арт-терапию / И. В. Сусанина. — Москва: Когито-центр, 2007. — 90 с.
- Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1–4 класс) / О. В. Хухлаева. — Москва: Генезис, 2017. — 312 с.
- Юкарева Ю. В. Становление профессиональной рефлексии педагогов ДОУ / Ю. В. Юкарева // Молодежь в меняющимся мире: вызовы современности (Материалы IX Международной научно-практической конференции молодых учёных) — 2020. — С. 190–197.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: педагог, развитие рефлексии, рефлексия, упражнение, активизация процесса самопознания, арт-терапевтическое упражнение, внутренний мир человека, изобразительная деятельность, педагогический коллектив, психологическая работа, развитие способности, ходя работы, чувство.
Рефлексия в конце урока: примеры по ФГОС
- Он начинает понимать, ради чего изучается данная тема на уроке и как она может пригодиться ему в его жизни.
- Рефлексия в школе помогает учащимся ставить цели и добиваться их.
- Ребята начинают осознавать, что они могут внести свой вклад в общее дело.
- Рефлексия покажет, насколько ребенок умеет адекватно оценивать свою работу, а также товарищей.
Когда педагог на своих занятиях начинает систематически использовать рефлексию, то приходит осознание того, что она помогает контролировать класс, уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.
21 Дек 2020 marketur 344
Поделитесь записью
- Похожие записи
- Как вступить в наследство после смерти родственника
- Льгота на железнодорожные билеты в обнинске пенсионерам и школьникам
- Отдых после суточного дежурства по трудовому кодексу
- Кому предоставляются льготы на коммунальные услуги в котласе