Методическая разработка для педагогов на тему: «ФГОС дошкольного образования»


Методические рекомендации

Включает в себя разделы:

  • Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования
  • Педсоветы
  • Логопедия. В помощь логопедам
  • Проекты. Проектная деятельность в детском саду
  • Физическое воспитание дошкольников. Спорт
  • Музыка и хореография. Музыкальное развитие дошкольников, материалы для муз.руководителей
  • Кружковая работа. Дополнительное образование
  • ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
  • Работа с родителями
  • Психология дошкольников
  • Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
  • ГКП. Группы кратковременного пребывания
  • Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
  • ФГОС. Внедрение и реализация
  • Характеристика на ребенка в детском саду
  • Самоанализ
  • Сюрпризный момент
  • Положение конкурса. Образцы положений о проведении конкурсных мероприятий в ДОУ
  • Аттестация
  • Консультации для воспитателей
  • Тренинги для педагогов и воспитателей
  • Мастер-классы для воспитателей и педагогов
  • Дефектология. Материалы для дефектологов
  • Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
  • Планирование. Планы работ

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 38178. Все разделы | Методические рекомендации и разработки

Новое

Фото

Лучшее

Аналитический отчет воспитателя группы раннего возраста за 2019–2020 учебный год Аналитический отчет. В группе раннего возраста 34 воспитанника: 14 мальчиков, 20 девочек. Возраст детей от 2 до 3 лет. В течение года дети развивались, осваивали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Адаптация детей прошла успешно….

Аналитический отчет воспитателя младшей группы о работе за 2018–2019 учебный год Аналитический отчет воспитателя младшей группы о работе за 2018-2019 учебный год. Воспитатели: Состав группы: всего детей -36; мальчиков – 17; девочек – 19. Возраст детей на начало года 4 года В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и…

2018-2019 учебный год

Заседание городской учебно-методической группы старших воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ г.о. Самара «Творческая лаборатория по игре на народных инструментах, пляски и игры»

18 апреля 2020 года в ДОУ прошло заседание городской учебно-методической группы старших воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ г.о. Самара. Музыкальный руководитель детского сада Фомина Ольга Ильинична поделилась опытом работы с коллегами — провела мастер-класс для педагогов «Традиционная народная пляска как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре»

Программа заседания городской учебно-методической группы старших воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ г.о. Самара «Творческая лаборатория по игре на народных инструментах, пляски и игры»

Городской форум образовательных инициатив

11 апреля 2020 года в городе Самара прошёл Форум образовательных инициатив «Проекты и инициативы в дошкольном образовании городского округа Самара: эффективные практики». В рамках данного форума заведующий МБДОУ «Детский сад № 365» г.о. Самара Гриднева Елена Вячеславовна поделилась с коллегами опытом работы по теме «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста на основе реализации авторской программы «Учусь рассказывать»

Приказ и программа форума

Районная методическая неделя «Реализация деятельностного подхода в практике работы педагогов ДОУ»

  • Программа методической недели
  • Лист оценивания НОД с детьми
  • Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса

НОД во II младшей группе на тему «Лесная прогулка»

Карта НОД в подготовительной к школе группе на тему «Звуки н, нь. Буквы Н, н»

Карта НОД в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Поговорим о весне»

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Семья»!

Методические материалы по итогам занятия № 2 городской Школы молодого педагога

Организация и методика проведения прогулки в детском саду

  • Сообщение «Теремки Воскобовича»

  • Сообщение «Игры В.В. Воскобовича»

  • Сообщение «История возникновения методики В. Воскобовича. Игровое пособие «Коврограф Ларчик»

  • Задание для Игровизора Воскобовича

    Фото курсов

    Методические рекомендации и разработки — Педагогический совет на тему «Экология в детском саду»

    Публикация «Педагогический совет на тему «Экология в детском…» Педагогический совет на тему «Экология в детском саду» Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. Повестка дня: 1. Вступительное слово. а) «Что мы знаем об экологии», обсуждение вопросов. 2. Сообщение на тему:…

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    Педагогический совет «Организация работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся» Педагогический совет. Тема: Здоровые дети – здоровое будущее. ЦЕЛЬ: определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся. Повестка дня. 1. «Организация работы школы по формированию…

    Просветительская работа для воспитателей «Этикет в профессиональной культуре педагога»

    Просветительская работа для воспитателей «Этикет в профессиональной культуре педагога»
    Форма проведения мероприятия: деловой блокнот. Этикет — не просто свод правил в трудовом коллективе, это еще и залог здоровой рабочей атмосферы. Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах…

    Формирование профессиональной компетентности педагога в работе с детьми по гендерному воспитанию в ДОУ Выступление на педсовете: «Формирование профессиональной компетентности педагога в работе с детьми по гендерному воспитанию в ДОУ» Содержание Введение……………………………………………………………. …3 Часть 1. Теоретические основы проблемы формирования профессиональной компетентности педагога ДОУ в…

    Методические рекомендации и разработки — Методическое пособие «Волшебный ящик»

    Статья «Методическое пособие «Волшебный…»

    Методическое пособие «Волшебный ящик»
    «Волшебный ящик» — методическое пособие. Эта игра сделана своими руками. Легка, доступна в выполнении, универсальна, многофункциональна в применении. Апробирована в практике с детьми, как в индивидуальной, так и в групповой форме. В коробке с одной стороны сделано отверстие,…

    Консультация для педагогов старшей группы Консультация для педагогов. «Работа с родителями воспитанников старшей группы» Возраст от 5 до 6 лет-новый важный этап развития в развитии и воспитании ребенка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не представляется им столь значимым, как например…

    Методическая рекомендация «Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе» для педагогов и родителей Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Кадетская школа № 1784 имени генерала армии В.А. Матросова» Составила педагог Цыганок Е. И Методическая рекомендация. Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе. Для педагогов и родителей. Цель…

    Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих принципах. Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово….

    Страницы: … 3818

    Методический материал по развитию речи детей дошкольного возраста.

    Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

    Аннотация

    В пособии предлагаются наработки по взаимодействию ДОУ и семьи в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Материал будет интересен как воспитателям, так и другим специалистам ДОУ. В нем описаны традиционные и нетрадиционные формы и методы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста по развитию речи и коррекции речевых нарушений, которые педагоги могут использовать в своей профессиональной деятельности.

    Введение

    Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

    Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка.

    Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания ребенка установление партнерских отношений между дошкольным учреждением и родителями.

    Современная модель социального взаимодействия ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

    Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

    В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов, специалистов детского сада является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

    Особенности организации взаимодействия ДОУ

    с семьями воспитанников на современном этапе

    Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада.

    Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании и развитии ребенка. Для решения задачи должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».

    В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

    Главная цель педагогов дошкольного учреждения– профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

    • развитие интересов и потребностей ребенка;
    • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
    • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
    • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
    • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

    Данная цель реализуется через следующие задачи:

    1. воспитание уважения к детству и родительству;
    2. взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
    3. повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
    4. оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
    5. использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

    Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

    • изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
    • открытость детского сада семье;
    • ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

    Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

    I этап. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

    II этап. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

    III этап. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

    VI этап. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

    V этап. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

    Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию речи

    Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.

    Для своевременного развития речи родители и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.

    Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании его личности. Иногда с детьми, у которых есть нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не говорит, то мама и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Но не всегда родители знают, о чём и как разговаривать с ребенком.

    Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточное формирование фонематической структуры речи и звукопроизношения препятствуют развитию анализа и синтеза звукового состава слова. Это создаёт значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Отставая в учении, те школьники, у которых есть речевые расстройства, теряют интерес к обучению.

    Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

    В направлении речевого развития воспитанников задача детского сада – вооружать родителей конкретными знаниями по методике развития речи. При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей.

    По источнику информации все формы и методы работы с родителями условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.

    По формам общения:

    • коллективные, групповые, индивидуальные;
    • традиционные и нетрадиционные.

    В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.

    Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Эти формы направлены на педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

    • внутри детского садапроводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
    • работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет (через рекомендации и советы на официальном сайте ДОУ, средства массовой информации и др.).

    Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формыобщения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

    Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

    Взаимодействие по развитию речи с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста можно реализовать через:

    • информационно-аналитические формы организации общения с родителями;
    • досуговые формы организации общения с родителями;
    • познавательные формы организации общения с родителями;
    • наглядно-информационные формы организации общения.

    Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

    Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями. Формы работы:

    • составление социального паспорта семьи;
    • анкетирование;
    • тестирование;
    • целевое посещение семьи;
    • проведение социологических срезов и др.

    Доминирующую роль среди форм общения педагог – родители по сей день продолжают играть познавательные формыорганизации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание и образование ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков, в том числе и речевых. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

    По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

    Общее родительское собрание ДОУ.Его цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания и развития детей, в том числе и речевого.

    Педагогический совет по теме «Развитие речи дошкольников» с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем речевого развития детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

    Родительская конференция –одна из форм повышения педагогической культуры. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, учителя-логопеды, педагоги-психологи и т.д. Участие в конференции дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области развития речи и коррекции речевых нарушений у детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

    Тематические консультацииорганизуются с целью ответить на все вопросы по речевому развитию детей, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор беседы. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить.

    Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал педагогический опыт проведения «заочной» консультации, родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

    Групповые собрания родителей– это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

    На групповом собрании родителей в начале года педагогу необходимо познакомить их с новыми задачами воспитания, рассказать, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, познакомить с основными ошибками в речи детей.

    Важно, чтобы воспитатель заострил внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать семья. Он должен довести до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, указать какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается.

    К выступлению на собраниях по темам, связанным с речевым развитием воспитанников, целесообразно подключать специалистов детского сада (логопеда, психолога и др.), а также специалистов среди родителей, которые имеют отношение к речевому развитию дошкольников (учителя начальной школы, библиотекаря и др.).

    Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи сами родители. Воспитатель может заранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с педагогами детского сада устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка.

    Родителей старших детей следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе.

    Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за речью детей в самостоятельной игровой деятельности, за поведением в играх со сверстниками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания: «Значение речевого развития в подготовке ребенка к школе»; «Поисково-исследовательская деятельность – одна из эффективных форм активизации речевого развития»; «Речь на кончиках пальцев», «Движение и речь» и др.

    При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

    • Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения. (Приложение 1)
    • Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
    • Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
    • Подготовка конкурсов, выставок.
    • Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
    • Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента).
    • Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.

    Но следует отметить, что родительские собрания не следует проводить в их традиционном виде, в виде «игры в одни ворота», когда педагог знакомит родителей с какой-то информацией, а родители являются пассивными слушателями и зрителями. В каждом мероприятии необходимо организовать практическую часть в виде игры, практических занятий, дискуссий, небольших мастер-классов. (Приложение 2)

    «Круглый стол» на тему «Проблемы речевого развития детей и пути их решения», где в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого развития детей.

    Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ по развитию речи (коррекции речевых нарушений). Можно включить в занятие участие родителей.

    Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня, как уже отмечалось выше, изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.

    Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:

    «Дни открытых дверей».В настоящее время они приобретают широкое распространение. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов по развитию речи.

    Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, общается со сверстниками и взрослыми, самим пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

    Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы устных журналов, предлагаемые педагогами по речевому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста: «У порога школы», «Речевые игры», «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей» и др. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы развития и коррекции речи детей.

    Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития речи детей.

    Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Речевые игры в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

    Тренинги.Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком и особенно с ребенком, имеющим нарушения речи; выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

    Дни добрых дел.Дни добровольной посильной помощи родителей группе – ремонт игрушек, пособий, книг, мебели, помощь в создании предметно-развивающей речевой среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

    К группе познавательных относятся и индивидуальные формывзаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), через наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги может наметить конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

    К индивидуальным формам относятся:

    • педагогические беседы с родителями;
    • посещение семьи;
    • индивидуальные консультации;
    • индивидуальные блокноты;
    • выполнение домашних заданий;
    • выполнение индивидуальных поручений;
    • «Шкатулка вопросов» и т.д.

    Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.

    Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми, игры и общения с ними.

    Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, изготовлять пособия и игры для развития речи и пр.

    Досуговые формыорганизации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

    К данным формам можно отнести:

    • тематические развлечения;
    • литературные салоны;
    • фольклорные праздники;
    • ярмарки;
    • введение речевых традиций;
    • выпуск стенгазеты;
    • работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
    • семейные встречи
    • КВН (Приложение 3).

    Следует отметить, что досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только тогда, когда воспитатель уделяет достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии или домашних любимцах, имеют возможность проявить свои знания и умения в познавательной, театрализованной деятельности.

    Для взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста по развитию речи детей также можно использовать следующие формы организации общения:

    Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Например, выставки «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Волшебные ладошки» и др.

    Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Это и начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Соответственно у них обогащается и словарный запас. После походов дети и родители рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

    Наглядно-информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы:

    – информационно-ознакомительные;

    – информационно-просветительские.

    Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – являются ознакомление родителей с особенностями работы дошкольного учреждения по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения в данном направлении.

    В информационно-ознакомительную форму включают и проведение Дней открытых дверей, и проведение открытых занятий.

    Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем, что дошкольное учреждение стало более открытой системой.

    Лучше всего в День открытых дверей показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений (в старших группах – словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители могут повторить в семье.

    Полезны и открытые занятия по развитию речи, где могли бы участвовать родители.

    К данной форме можно отнести и информацию, размещенную в Уголке для родителей: цель, задачи, целевые ориентиры речевого развития детей данного возраста, определенные в образовательной программе ДОУ; график работы логопеда и педагога-психолога и др.

    Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок, оформление стендов, папок-ширм, папок-передвижек и др.

    В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы – познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) по направлению «Речевое развитие» и оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:

    • записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми;
    • видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, направленных на речевое развитие детей;
    • фотографии;
    • выставки детских работ;
    • стенды, папки-ширмы, папки-передвижки и др.

    Эффективны организации стендов, где даются сведения сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста.

    В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.). Материалы могут носить тематический и практический характер (Приложение 4).

    Можно рекомендовать создать «Речевой уголок», где родителям будут даваться практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции, от логопеда; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. (Приложение 5)

    В рубрике «Играем дома» можно знакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

    Необходимо также составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.

    В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

    Папки-ширмы, папки-передвижкиформируются по тематическому принципу: «Развитие фонематического слуха у детей», «Правильное дыхание – правильная речь» и др. (Приложение 6). Когда родители ознакомятся с содержанием папки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

    Новое в практике работы педагога с семьёй это использование письменных форм общения с родителями.

    Как и когда использовать письменные формы общения? Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают воспитателю встретиться с ними лично. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы.

    Памятки для родителей.Небольшое описание (инструкция) по выполнению каких либо действий (Приложение 7).

    Неформальные записки.Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном речевом навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

    Отчеты.Письменные отчеты о речевом развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

    К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

    С целью эффективного решения этой задачи воспитателям необходимо проводить самоанализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся с родителями.

    Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книгу отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия.

    Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

    Ниже представлен перспективный план работы по речевому развитию с родителями воспитанников подготовительной к школе группы.

    Опыт работы показал, что данная методическая разработка позволяет решить проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста и плавно включить родителей в образовательный и коррекционный процесс как равноправных участников.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: