Беседа с детьми старшей группы о музыке
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»
Автор: Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»
Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной школы. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального воспитания дошкольников. В беседе рассказывается о происхождении слова «колыбельная»; рассматривается колыбельные песни в творчестве русских композиторов: П. И. Чайковского, А. К. Лядова. Цель: Формирование у детей музыкально-эстетической культуры Задачи: 1.Развивать музыкальное восприятие детей. 2.Формировать у детей представления о творчестве русских композиторов на примерах вокальных колыбельных. Предварительная работа: Изготовление «Волшебной книги» Феи музыки. Материалы и оборудование: 1.Музыкальный центр. 2.Диск с записями колыбельных песен П. И. Чайковского («Колыбельная песнь в бурю» на стихи А. Плещеева, «Колыбельная песня» на стихи А. Майкова.) 3.«Волшебная книга», включающая следующие страницы: — изображение колыбельки с поющей мамой; — портрет П. И. Чайковского; — пейзаж Сурикова «Перед грозой»; — изображение спящего ребенка в колыбели; — портрет А. К. Лядова. Ход беседы: Воспитатель: Дети! Посмотрите, у меня в руках «Волшебная книга». Ее нам прислала Фея музыки, чтобы мы смогли познакомиться с колыбельными песнями русских композиторов. Фея рассказала мне, что в этой «Волшебной книге» есть необычные страницы, стоит их приоткрыть, как зазвучит изумительная музыка. Сначала мы откроем первую страницу. Что мы видим? (Ответы детей)
Правильно!!! Фея нарисовала колыбельку, в которой спит малыш, а рядом маму, поющую колыбельную песенку для своего ребенка. А вы знаете, что обозначает слово «колыбельная»? И как давно существуют колыбельные песни?
(Ответы детей.)
Название «колыбельная песня» произошло от слов «колыбель», «колебать», «качать». А в народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки (от глагола «байкать», «баюкать», «качать», «усыплять» или баять – «говорить», «сказывать».) Байкой уговаривали ребенка скорее заснуть. Колыбельная, родившись как народный песенный жанр, получила развитие и в творчестве русских композиторов. А каких русских композиторов вы знаете?
(Ответы детей)
Давайте перевернем страницу в нашей «Волшебной книге» и узнаем, что еще хочет рассказать нам Фея музыки. На второй странице мы видим портрет П. И. Чайковского. Да, этому русскому композитору принадлежат колыбельные как вокальные, так и инструментальные. Его колыбельные песни очень похожи на народные.
Переворачиваем вторую страницу, слышите музыку? Звучит грустная и тревожная мелодия, непривычная для колыбельных. Музыка такая печальная и хмурая, вызывающая целую гамму чувств – встревоженность, желание успокоить ребенка. Эта колыбельная была написана П. И. Чайковским на стихи А. Плещеева в ненастную погоду и получила название «Колыбельная песнь в бурю». Посмотрите, как изображена буря в «Волшебной книге». Этот фантастический ночной сумрачный пейзаж, изображенный художником Суриковым, вызывает такие же чувства, как и «Колыбельная песнь в бурю». Какие чувства вызывают у вас этот пейзаж и эта музыка?
(Рассматривание иллюстраций)
Помимо «Колыбельной песни в бурю» у П. И. Чайковского есть другая «Колыбельная песня» на стихи А. Майкова, которая больше похожа на народную. Давайте вновь заглянем в «Волшебную книгу». Слышите убаюкивающую, мягкую, добрую колыбельную? Эта ласковая мелодия мамы для своего дитя. Как вы думаете, чем похожи колыбельные Чайковского, и чем они отличаются? Какие чувства вызывает колыбельная песня на стихи А. Майкова?
(Ответы детей)
Перевернем страницу в нашей книге и увидим, что Фея музыки написала еще один портрет. Этого русского композитора зовут Анатолий Константинович Лядов. В его творчестве тоже есть много колыбельных песен. Например, в оркестровой миниатюре Лядова «Кикимора» одна из сказочных героинь – Кикимора – занимается, как верили в старину, прядением ткани и пряжи. С утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн. Он рассказывает заморские сказки и качает Кикимору в хрустальной Колыбельке. Кот-баюн поет ласковую, убаюкивающую колыбельную песню, под которую слышатся всхлипывания самой Кикиморы. В конце вступления возникают холодные небесные звуки челесты, как звон «хрустальчатой колыбельки».
В следующий раз мы послушаем с вами эту колыбельную и колыбельные песни других русских композиторов: Римского-Корсакова, Шостаковича, Мусоргского, Аренского. Вот с такими прекрасными колыбельными русских композиторов познакомила нас «Волшебная книга» Феи музыки.
Список литературы. 1.Радынова О. П., — Баюшки – баю: Слушаем и поем колыбельные песни. – М.: ВЛАДОС, 1995 г. — 296 с. 2.Марьина Е. С., Нагорных Г. В. Гений музыки // Читаем, учимся, играем. – 2010 г., №2.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий спортивного досуга «Малые детские Олимпийские игры» в старшей группе Сценарий спортивного праздника «Папа, мама, я — спортивная семья» для детей старшей группы с родител Физкультурный досуг в старшей группе детского сада. Сценарий Досуг по ПДД в старшей группе
Похожие статьи:
Книжкины именины в детском саду. Сценарий
Сценарии праздников в старшей группе детского сада
Физкультурный досуг в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-Зима»
Физкультурный досуг в старшей группе в детском саду «Путешествие в страну здоровья»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «В деревне»
Цикл бесед о музыке для детей старшего дошкольного возраста: Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»
Цикл бесед о музыке для детей старшего дошкольного возраста
Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»
Цель:
рассказать о композиторе К. Сен-Санс; учить различать характер музыкального произведения, развивать умение понимать эмоциональное содержание музыкального произведения, высказываться по поводу произведения, развивать умение передавать в движении различные музыкальные образы.
Беседа первая.
Педагог
: Ребята! Кто знает, что такое карнавал?
Дети
: Праздник, когда все в масках, костюмах.
Педагог
: Правильно. Карнавал — это гулянье, где все участники танцуют в костюмах и прячут лица под масками Оказывается, карнавал устраивают и животные. Это необычный карнавал Он -музыкальный. Музыку для карнавала написал композитор Камиль Сен-Санс.
Педагог
показывает портрет композитора.
Камиль Сен-Санс жил во Франции. Когда Сен-Сансу было 2 года он стал учиться играть на фортепьяно. В 6 лет Камиль Сен-Санс пробовал сам сочинять музыку, а в 10 лет уже давал свои первые концерты. Сен-Санс интересовался разными науками. Он писал стихи, очень хорошо играл на органе, очень любил животных и изучал их. Он написал музыку о животных Музыкальный альбом называется «Карнавал животных».
Давайте послушаем внимательно и попробуем догадаться, кто пришел на карнавал животных самым первым.
Педагог
ставит «Марш льва»
Педагог
: Какой характер у музыки? (Серьезный торжественный)
Педагог
: Какие инструменты вы услышали (фортепьяно или пианино)
Педагог
: Вы догадались, кто прячется в этой музыке? Дети высказывают свои предположения.
Педагог
: На карнавал приходит лев и ведет за собой маленького львенка
Давайте послушаем музыку еще раз.
Повторное прослушивание
Педагог
: Кто услышал рычание в музыке?
Как вы думаете, что это за инструмент изображал рычание?
(фортепьяно)
Как Сен-Санс показал музыкой выход львенка? (мелодия такая же, как
у льва, только выше)
Эта пьеса называется «Марш льва».
Как вы думаете, почему это марш? (под нее можно ходить, маршировать)
Какой темп у марша? (спокойный)
Как лев выходит под музыку? (гордо, величаво медленно) Представите, что вы львы Я включу музыку еще раз, а вы под музыку изобразите львов. Помните, что рычание есть в музыке. Чтобы все его услышали, мы будем показывать львов только движениями.
Звучит «Марш льва», дети выполняют движения.
Педагог
: Мы возвращаемся с карнавала в детский сад. Дети возвращаются на свои места.
Педагог
: Кого мы увидели сегодня? Какой был лев?
Как зовут композитора, который помог нам отправиться на карнавал
животных?
В музыкальном альбоме «Карнавал животных» живут еще несколько зверей. С ними мы познакомимся в следующий раз.
Беседа вторая.
Педагог
: Сегодня мы разгадаем еще одну маску на музыкальном карнавале. Кого мы услышали в прошлый раз? (льва, марш льва)
Музыкальный альбом «Карнавал животных» Сен-Санса приглашает нас в путешествие. Отгадайте загадку и узнаете следующую маску на карнавале.
На карнавале есть зверек,
Он в сумке носит кошелек,
Ловко прыгает в длину
Австралийский
Дети: Кенгуру.
Педагог
: Послушайте, как кенгуру веселится на карнавале.
Педагог
ставит музыкальную пьесу «Кенгуру».
Педагог
: Что делает кенгуру в музыке? (прыгает, подпрыгивает,
скачет)
Кенгуру подпрыгивает и замирает, как будто вертит головой. Как музыка передает движения кенгуру? (в музыке есть паузы, замедления, остановки)
Какие инструменты вы услышали? (фортепьяно)
Эту пьесу исполняют пианисты одновременно на двух фортепьяно.
Сейчас мы послушаем еще одно произведение. Его также исполняют
два пианиста на фортепьяно. Пьеса называется «Антилопы».
Педагог
ставит музыкальную пьесу «Антилопы».
Какая музыка по темпу? (быстрая, бойкая)
Чем отличается музыка антилоп от кенгуру? (в ней нет пауз, остановок)
Антилопы бегут стремительно, быстро. В музыке нет пауз.
При повторном слушании воспитатель предлагает игру:
Вариант 1:Сейчас наши руки превратятся в кенгуру, потом в антилоп. Когда вы услышите музыку кенгуру, наши ладоши будут подпрыгивать на коленях. Во время пауз — повертите головой. Во время музыки антилоп пальчики быстро побегут по ножкам. Включаются по очереди две пьесы Сен-Санса: «Кенгуру» и «Антилопы». Дети выполняют соответствующие движения.
Вариант 2: Возьмите бумагу и карандаши. Когда зазвучит музыка, изобразите ее линиями.
Во время звучания музыкальных пьес дети рисуют.
Педагог
: Ребята, давайте посмотрим, какие линии получились на музыку кенгуру. Они отличаются от линий антилоп. Почему?
Молодцы! Все услышали и отгадали животных под музыкальными масками. В следующий раз мы откроем еще одну маску на карнавале.
Беседа третья
.
На карнавале все животные веселятся, танцуют. Очень захотелось придти на карнавал рыбкам. А разве могут рыбы танцевать на суше? (нет, у них нет ног, рыбы живут в воде, на суше они не могут дышать) Сен-Санс придумал для рыбок хитрость. Он поместил рыбок в аквариум. И рыбки смогли посмотреть на карнавал. Давайте послушаем музыку Сен-Санса «Аквариум». Звучит музыка.
Какая музыка по темпу? (медленная, спокойная)
Какая музыка по настроению? (нежная, ласковая, прозрачная, мечтательная)
Сядьте удобно, закройте глаза и послушайте музыку еще раз. Повторное слушание.
Кто, что услышал в музыке? (дети рассказывают свои фантазии)
Педагог
соединяет предложения детей в рассказ: Маленькие рыбки плавают то в одну сторону аквариума, то в другую. Кружатся вокруг водорослей. Водоросли раскачиваются. Рыбки пускают воздушные пузырики. Плещется вода. Наступает ночь, и жители аквариума засыпают.
Сейчас мы представим, что мы маленькие рыбки и водоросли в аквариуме. Давайте разделимся по парам. Договоритесь, кто сначала будет рыбкой, а кто — водорослью. Во время музыки вы поменяетесь ролями. Рыбки берут ленточки, а водоросли — растения. Водоросли садятся на корточки и плавно раскачиваются под музыку, а рыбки плавают вокруг. Слушайте внимательно музыку. Вы сами поменяетесь ролями, когда почувствуете нужный момент.
Ставится музыкальная пьеса. Дети двигаются под музыку, меняясь ролями, в соответствии с музыкальным восприятием.
Рыбки и водоросли, возвращайтесь на свои места. Кем вы были сегодня на карнавале? Вам понравилось?
Беседа четвертая.
На стенке группы вывешены фотографии льва, кенгуру, антилоп, аквариума с рыбами. Одна рамка пустая. Приготовлены квадраты из цветной бумаги 2/2, клей.
Педагог
: Ребята, посмотрите, какая выставка у нас на стене. Как вы думаете, откуда все эти животные? (из карнавала животных) Здесь не хватает одной фотографии. Какой именно вам подскажет музыка.
Послушайте «Финал» из музыкального альбома «Карнавал животных» Сен-Санса. Звучит «Финал».
Какое настроение у музыки? (веселое, игривое, задорное, озорное, смешное, прыгучее, танцевальное)
Какой темп? (быстрый, резвый)
Кто исполняет эту музыку? (оркестр)
Вы узнали какие-нибудь инструменты из оркестра?
Как вы думаете, кто танцует под эту музыку?
Здесь танцуют все животные карнавала, но каждого можно услышать Давайте послушаем музыку еще раз. Повторное слушание.
Каких животных вы услышали в музыке? (дети высказывают, кто кого услышал)
В какого животного хотелось бы превратиться каждому из вас? Выберите для себя один образ и покажите мне его движениями, а я попробую отгадать.
Игра «Покажи без слов».
Педагог
, отгадав все загадки: Какой же фотографии не хватает на нашей выставке? (где все танцуют)
Давайте сделаем фотографию общего танца. Каждый превращается в свое животное, я возьму фотоаппарат и включу музыку.
Включается музыка. Дети исполняют танец своего животного под музыку. Воспитатель фотографирует.
Педагог
: Ребята! Наша фотография будет печататься в салоне 2 дня. Чтобы наша рамка не висела пустой, давайте сделаем картину сейчас. Это будет картина музыкального настроения. Перед вами квадратики разного цвета. Выберите каждый себе квадратик такого цвета, который соответствует настроению музыки (включается пьеса «Финал»). Под музыку приклейте квадратики на белый лист. Приклеивайте свои квадратики, не оставляя белого цвета (получается мозаичная картина, воспитатель вставляет картинку в рамку). Какая по настроению получилась наша картина? Почему?
В группе, в музыкальном уголке, выкладывается альбом с фотографиями композитора, животных — участников музыкального карнавала, общая фотография. Этот альбом дети могут использовать в самостоятельной деятельности с музыкальными инструментами, прослушивании аудиозаписей.
Цикл занятий по слушанию музыки в старшей группе на тему П.И. Чайковский «Вальс цветов». Занятие 1.
Конспект занятия по слушанию музыки в старшей группе
П.И. Чайковского «Вальс цветов»
Занятие 1.
Тема:
П. И. Чайковский «Вальс цветов» (первичное и повторное слушание музыки).
Программное содержание:
Образовательные задачи:
— продолжать знакомить детей с музыкой русских композиторов (Петр Ильич Чайковский);
— учиться настраиваться на восприятие музыки в процессе слушания.
Развивающие задачи:
— развивать творческое воображение через слушание музыки.
Воспитательные задачи:
— воспитывать у детей интерес к музыке и желание ее слушать;
— воспитывать навыки культурного слушания;
— приучать детей эмоционально откликаться на музыку.
Предварительная работа:
наблюдение за цветами и деревьями на участке, чтение стихотворений о цветах, рассматривание открыток, фотографий с изображением садовых и полевых цветов, рисование весенних цветов; знакомство с русскими народными промыслами, в основе орнамента которых лежат мотивы различных цветов; слушание музыки П.И Чайковского «Подснежник», «Фея сирени».
Оборудование:
музыкальный центр, диск П.И. Чайковского «Времена года», портрет П.И. Чайковского, цветные фотографии и открытки с весенними, садовыми и полевыми цветами, карандаши, листы белой бумаги, атрибуты к танцу (гимнастические ленты, цветы).
Методы и приемы:
словесные
(
беседа), наглядные (демонстрация портрета композитора, цветные фотографии и открытки с цветами, иллюстрации к танцу «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»), практические (рисование по представлению, танец).
Длительность:
30 минут.
Ход:
- Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, какое наступило время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, ребята! А что происходит весною с природой, растениями?
Дети: природа пробуждается, появляются первые цветы, распускаются почки на деревьях, цветут фруктовые деревья (слива, вишня, абрикос, черешня, миндаль).
Воспитатель: А на нашем участке какие вы наблюдали первые цветы?
Дети: Да! Первоцветы. А еще трава зеленая, почки на деревьях и цветы на веточках деревьев.
- Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы послушаем фрагмент произведения Петра Ильича Чайковского «Вальс цветов». Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, который создал много произведений классической музыки, среди них различные оперы, балетные спектакли.
Демонстрация портрета композитора.
Мы много говорили с вами о том, что балет — это большое произведение, состоящее из разных танцев. «Вальс цветов», который мы сейчас будем слушать, является отрывком балетного спектакля «Щелкунчик». В балете Щелкунчик, тоже много танцев. Мы с вами уже проходили, что такое вальс. Правильно это танец легкий, кружащийся, парный. Как все вальсы, он звучит нежно, кружит в цветах. Посмотрите на иллюстрации: какие красивые и выразительные позы у танцоров, мягкие выразительные руки!
Показ иллюстраций к танцу «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Когда вы будете слушать эту музыку, попробуйте представить себе этот танец цветов — вальс. Какие вы увидите цветы?
Показ цветных фотографий и открыток с цветами.
Как цветы танцуют? Как они выглядят? Что они делают? Или это будут не цветы. Тогда что? Во время слушания музыки обратите внимание, что вы чувствуете, что представляете? Какое у вас настроение? А после прослушивания музыки мы поделимся с вами своими впечатлениями!
Звучит отрывок (2-4 минуты) из произведения «Вальс цветов».
Воспитатель: Ребята, как называется произведение, которое вы только, что прослушали?
— «Вальс цветов».
— Верно. А кто автор этого произведения?
— Петр Ильич Чайковский.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
У этого вальса большое вступление. Какой музыкальный инструмент главный в этом отрывке? Это арфа. Как вы думаете, почему композитор выбрал именно этот музыкальный инструмент для вальса цветов? Какие бы вы выбрали музыкальные инструменты для этого танца? Какая музыка по характеру? Какое у вас настроение?
Ответы детей. Тех, кто не отвечает на вопросы вместе со всеми, воспитатель спрашивает отдельно.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте сядем за столы. Пусть каждый из вас вспомнит музыку, которую мы с вами прослушали сегодня, и постарается нарисовать то, что представлял себе во время прослушивания произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов».
Дети рисуют. Детские рисунки вывешиваются на доску.
Воспитатель:
В своем музыкальном произведении П.И. Чайковский изобразил сказочный луг с танцующими цветами. Давайте тоже покружимся с героями сказки в волшебном вальсе цветов.
Дети сами выбирают атрибуты (гимнастические ленты, цветы) и танцуют произвольно под музыку «Вальс цветов».
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Дети, как красиво вы танцевали! Но наше занятие подошло к концу. Скажите, чем вы сегодня занимались?
Дети: Слушали музыку, рассматривали картины, рисовали, танцевали под музыку.
Воспитатель: Понравилось ли вам занятие и что больше всего? Сегодня мы с вами фантазировали под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов». Давайте посмотрим на ваши рисунки, какие они красивые получились! Какие разные цветы вы себе представили! Какие работы вам нравятся больше всего и почему?
Ответы детей:
Коломыцева Настя:
Мне понравилось танцевать под музыку и рисовать. Я нарисовала цветочных фей. Они легкие, воздушные, они перелетают с цветка на цветок и получается танец.
Липартия Георгий:
Мне понравилась музыка, которую мы слушали сегодня. Рисовать понравилось. У меня на рисунке цветы: розы, тюльпаны. Они танцуют.
Петросян Марат:
Я нарисовал поляну с цветами.
Воспитатель:
Давайте подумаем, как и что можно украсить такими красивыми рисунками (игровую комнату, спальню в детском саду, свою комнату дома)?
Изображения весенних цветов.
Иллюстрации. Танец «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Самоанализ проведения слушания музыки в старшей группе
Оба занятия были направлены на слушание музыки. В ходе занятий решались следующие задачи: знакомить детей с музыкой русских композиторов, учить настраиваться на восприятие музыки в процессе слушания, внимательно слушать, запоминать и узнавать музыку; развивать творческое воображение посредством слушания музыки и музыкально-ритмических движений; воспитывать у детей интерес к музыке и желание ее слушать и др.
Что удалось провести хорошо
: Ребята внимательно слушали музыку. Запомнили композитора и на втором занятии правильно назвали его. Знали разницу между вальсом и другими видами танцев, смогли охарактеризовать музыку вальса — нежная, легкая, кружащаяся. Дети с удовольствием фантазировали и рисовали после слушания музыки. Большинство детей нарисовали цветы. С большим удовольствием кружились в вальсе -импровизации, особенно девочки, играли в музыкальную игру. Некоторые мальчики были более сдержанны в выражении эмоций и движений. Слушание музыки и игры вызывали у детей положительные эмоции, удовольствие. Применение игровых приемов в процессе работы позволили предотвратить перегрузку детей, активизировало их внимание и интерес.
Трудности:
Детям было трудно определить на слух музыкальные инструменты, звучащие в вальсе. Мне было сложно правильно и в доступной форме сообщать детям информацию о композиторе, о музыке. В этом мне очень помогала музыкальный работник. Было достаточно трудно одновременно удерживать внимание детей, сообщать им информацию, готовить атрибуты и оборудование для слушания музыки и просмотра слайдов, поддерживать дисциплину в группе. Благодаря совместным усилиям с воспитателем и музыкальным работником оба занятия были проведены на достаточно высоком уровне. По отзывам детей оба занятия им понравились.