Памятка для родителей по подготовке ребенка к школе

Еще в конце прошлого века мало кто из родителей задумывался о дошкольном развитии детей, доверяя эту заботу образовательным учреждениям. Но сегодня мы должны хорошо представлять, что должен уметь ребенок к школе, и не можем позволить себе терять драгоценное время. Будущего первоклассника необходимо снабдить определенным багажом знаний и умений, а также обеспечить ему нужный психологический настрой.

Уровень физического развития

Перед зачислением в 1 класс дети обязательно проходят собеседование с психологом, но им не требуется сдавать никаких нормативов по физкультуре. А ведь успешная адаптация ребенка к новым условиям во многом зависит от его физической подготовки и состояния здоровья. Новый коллектив, смена режима, повышенная ответственность, необходимость концентрироваться и выдерживать длительные занятия — все это вызывает неизбежный стресс у первоклассника, даже отлично подготовленного.

Безболезненно выдержать такую встряску и быстро включиться в интенсивную школьную жизнь организму помогают его внутренние ресурсы, обусловленные генами и укрепленные в дошкольный период.

Основой физического развития ребенка, помимо занятий в детском саду, должны стать:

  • прогулки и подвижные игры на свежем воздухе несколько раз в неделю;
  • закаливающие процедуры;
  • посещение ребенком спортивных или танцевальных секций.

Регулярное выполнение хотя бы двух из этих пунктов круглый год обеспечит дошкольнику достаточную физическую нагрузку для полноценного развития организма и поддержания в тонусе иммунитета. Лето, особенно предшествующее поступлению в 1 класс, желательно посвятить активным видам деятельности на свежем воздухе — спорту, походам, играм, посильной помощи старшим в садово-огородных работах. Укрепить таким образом здоровье ребенка намного важнее, чем тренировать навыки чтения или счета.

Компьютерные игры и игры в мобильном телефоне могут быть вредны как сами по себе, так и потому, что ребенок заменяет ими другие занятия — в том числе физическую активность и прогулки. Ограничивая время, которое ребенок проводит с гаджетами, ориентируйтесь на длительность его пребывания на свежем воздухе: она не должна быть меньше.

Когнитивные навыки

Нормально развивающийся, любознательный, посещающий ДОУ или занимающийся дома ребенок к 6–7 годам обычно накапливает достаточно знаний и опыта, чтобы легко начать осваивать школьную программу. И все же родителям следует убедиться, что малыш обладает достаточным интеллектуальным багажом.

Одно из главных требований, предъявляющихся к первокласснику, – чистая, правильная речь. Дефекты в произношении отдельных звуков не являются причиной отказа при поступлении в школу, но они могут существенно затруднить для ребенка процесс обучения и социализации. Особенно это касается детей, которые не посещали детский сад. Поэтому перед школой желательно поработать над дикцией, а при необходимости и позаниматься с логопедом.

Перед выпуском из ДОУ готовность детей к учебе в первом классе определяет психолог. Он задает на собеседовании вопросы, которые предполагают наличие у ребенка следующих знаний о себе и окружающем мире:

  • Ф. И. О., адрес проживания, имена членов семьи;
  • дни недели;
  • сезоны и месяцы года, месяц рождения;
  • направления — лево, право, вверх, вниз, вперед, назад;
  • названия растений, овощей и фруктов, животных, цветов радуги, частей тела.

Помимо проверки общих знаний, специалист может предложить задание на проверку мышления и речи, например:

  • объединить несколько предметов под одним понятием (стул, стол, кресло — мебель);
  • определить лишний предмет из нескольких предложенных;
  • расположить картинки в логическом порядке, составить по ним связный рассказ из нескольких предложений.

Часто во время беседы ребенку задают вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» Ответ важен не столько психологу, сколько самому будущему первокласснику. От этого зависит то, с каким настроем он пойдет учиться, чего будет ждать от школьной жизни. Задача родителей и воспитателей ДОУ — внушить ребенку позитивное отношение к ней, пробудить тягу к учебе. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, интересные школьные истории, рассказанные родителями и старшими детьми, книги и мультфильмы о школе.

Многие дети в 6 или даже в 7 лет начинают волноваться перед комиссией, теряются, отвечают сбивчиво или вообще стесняются говорить. Поэтому рядом с ребенком должна находиться мама или кто-то из близких, чтобы поддержать и подбодрить его. Преодолеть волнение помогут домашние репетиции и позитивный настрой.

Не переживайте, если сын или дочь ответили не на все вопросы психолога. Вне зависимости от того, как ребенок покажет себя на собеседовании, в первый класс его все равно примут.

«Школьная готовность» — памятка для родителей будущих первоклассников

«ПРИШЕЛ ЛИ СРОК ИДТИ НА УРОК…»

(памятка для родителей, будущих одноклассников)

Когда ребенок достигает 6-7 лет, у родителей возникает множество вопросов, касающихся подготовки к школе. Ведь просто купить ранец, форму и другие школьные принадлежности – это далеко не все, что необходимо для успешного обучения малыша. На что же необходимо обращать внимание?

  1. Готовность самих родителей

Психологи говорят, что на успешность адаптации первоклассника и его последующего обучения в школе во многом влияет готовность родителей и их психологический настрой.

Отрицательный результат влечет за собой как чрезмерная тревожность взрослых, так и их безразличное отношение к новому этапу жизни ребенка.

Конечно же, важным является, организационный момент. Приобретение школьных принадлежностей, учебников, формы, ранца – не только хлопотно, но и приятно. Если ребенок будет принимать в этом непосредственное участие, то положительный настрой к школе обеспечен. Ведь известно, что у многих дошкольников в качестве мотивации выступает внешняя сторона школьного обучения.

Так же, не менее важным моментом является здоровье и безопасность будущего первоклассника. Для этого следует позаботиться о следующем:

  • Режим дня.

    После начала школьного обучения он станет отличным от того, к которому ребенок привык в дошкольном учреждении. Обязательно необходимо включать в него прогулки на свежем воздухе. Домашние задания следует выполнять во второй половине дня, но не вечером (желательно в 15-16 часов). Тогда ребенок успеет отдохнуть от школы, однако, не наступит вечерняя усталость.

  • Безопасность первоклассника.

    Первые месяцы обучения ребенка необходимо будет приводить и забирать из школы. Поэтому многие родители заранее начинают перестраивать свой рабочий график, чтобы могли это делать. Не следует забывать и о беседах по безопасности поведения на улице, правилах дорожного движения, которые постоянно нужно напоминать малышу, даже если он находится вместе со взрослым.

  • Приучение к самостоятельности.

    Одна из основных ошибок многих родителей – выполнение домашних заданий за ребенка. Большинство мам и пап желают, чтобы их малыш учился лучше всех. Поэтому они стараются ему помочь сделать задания идеально, а в итоге просто выполняют его сами. Результатом становится совершенно противоположный эффект – ребенок не может выполнять работу в классе, соответственно, приносит совсем не те оценки, что ожидают взрослые. Психологи и педагоги рекомендуют взрослым только контролировать выполнение заданий, давая подсказки лишь в крайних случаях (если ученик по какой-либо причине не усвоил тему на уроке).

  1. Физическая готовность ребенка

Физиологическая готовность к школе является важным компонентом общего развития ребенка. Этот параметр оценивается педиатрами, которые смотрят на несколько критериев:

  • Биологический возраст.

    Специалисты обращают внимание на пропорции тела, которые должны соответствовать возрастным нормам, количество появившихся коренных зубов и пр.

  • Физическое развитие.

    Учитываются масса тела, рост, окружность грудной клетки.

  • Общее состояние здоровья.

    Педиатры условно делят детей на пять групп. Это необходимо для соответствующих рекомендаций по дальнейшему обучению, ведь встречаются дети, которые могут испытывать трудности при обучении в массовой школе из-за проблем со здоровьем.

Будущего первоклассника ожидает смена режима дня, значительное возрастание умственных нагрузок, установление новых связей с учителями и сверстниками. Все это приводит к напряжению функциональных систем организма ребенка, следовательно, отражается на его здоровье.

Для успешной адаптации, занятия по физической подготовке рекомендуется начинать не менее чем за год до поступления в школу. Особенно это касается детей, не посещающих дошкольные учебные учреждения.

  1. Отношение ребенка к себе.
    Самооценка

Самооценка является важной составляющей личности, формирующимся непосредственно в дошкольном возрасте. Она состоит из следующих компонентов:

  • интеллектуальный;
  • эмоциональный.

У старшего дошкольника преобладает эмоциональная составляющая. Иначе говоря, самооценка формируется под воздействием отношения взрослых к ребенку и его положения в группе сверстников.

Любые продукты деятельности малыша неразрывно связаны с его личностью. Если взрослый негативно отзывается о рисунке, то ребенок переносит отрицательную оценку на себя.

В случаях, когда родители или другие члены постоянно критикуют дошкольника и его работы (пусть даже и обоснованно), большой риск формирования заниженной самооценки. В результате у ребенка появляются такие черты характера как неуверенность, замкнутость.

Избежать проблем с самооценкой поможет выполнение следующих рекомендаций:

  1. Взрослые являются непререкаемым авторитетом для ребенка. Любые оценочные высказывания перечеркивают умозаключения самого малыша. Авторитарные заявления родителей не только снижают самооценку, но и приводят к отсутствию собственного мнения уже во взрослом возрасте.

Взрослым рекомендуется воздерживаться от категоричных заявлений («Мама лучше знает», «Папа не ошибается» и др.). Гораздо эффективнее в таких случаях является метод убеждения с аргументацией высказывания.

  1. Взрослым необходимо грамотно оценивать деятельность ребенка. Любая критика должна подаваться в мягкой форме и быть нацелена непосредственно на работу малыша, не касаясь его личности. При этом следует подбодрить дошкольника, сказав, что в следующий раз у него обязательно получится лучше.
  2. Если у ребенка что-то не получается, то нужно помочь ему, и ни в коем случае не упрекать.
  3. Взрослые должны избегать сравнения ребенка со сверстниками, особенно в пользу других.

Заниженная самооценка часто приводит к проблемам адаптации первоклассника в новом коллективе. Такие дети могут получить социальный статус «отвергаемого» или «изолированного». В дошкольном возрасте родители еще могут корректировать самооценку. При обнаружении проблемы в первом классе желательно обратиться к школьному психологу, который поможет исправить ситуацию.

  1. Интеллектуальная подготовка к школе

В интеллектуальную готовность к школе включается несколько факторов. В идеале, ребенок, пришедший в первый класс, должен обладать следующими характеристиками:

  • Иметь необходимый запас знаний об окружающем мире;
  • Хорошо ориентироваться во времени и пространстве;
  • Уметь сравнивать группы предметов, выделять существенные и несущественные признаки;
  • Уметь составлять простые тексты по изображению и группе картинок;
  • Понимать и выполнять словесные инструкции;
  • Иметь развитую тонкую моторику (умение держать карандаш, обладать простыми навыками рисуночной деятельности);
  • Иметь устойчивое произвольное внимание.

Общая осведомленность

К 6-7 годам ребенок уже должен обладать достаточно широкими знаниями об окружающем мире. Дошкольник должен знать:

  • свое полное имя;
  • домашний адрес, город и страну, в которой он живет;
  • основные правила дорожного движения;
  • членов семьи, их имена, род занятий;
  • основные цвета и оттенки;
  • времена года, их признаки;
  • профессии.

Кроме того, ребенок должен владеть прямым и обратным счетом в пределах 10, уметь сравнивать числа, решать простые задачи («больше на …», «меньше на …»). У дошкольника должны быть сформированы понятия о множествах, формах и размерах, величине.

Умение ориентироваться во времени и пространстве

Время и пространство являются специфичными понятиями, которые труднее всего усваиваются дошкольниками. Это связано с тем, что они не являются материальными, и дети не могут их «увидеть». Поэтому в занятиях с будущими первоклассниками особое внимание следует уделять пространственному ориентированию.

К началу школьного обучения ребенок должен:

  • знать времена года, их признаки;
  • уметь называть месяца года;
  • ориентироваться в днях неделях, частях суток;
  • знать понятия «лево»-«право»;
  • уметь определять расположение предмета (над, перед, за, около, между и др.)

Для формирования временных понятий

, следует включать в занятия следующие вопросы и задания:

  1. Если ты завтракаешь утром, то обедаешь … (днем).
  2. Какое время суток наступает после вечера?
  3. Какое время суток между вечером и утром?
  4. Как называется третий по счету день недели?
  5. Если сегодня пятница, то какой день недели был вчера?
  6. Назови осенние (летние, зимние, весенние) месяцы.
  7. В какое время года у тебя (мамы, папы, сестры) день рождения?
  8. Какое время года наступает после весны?
  9. В какое время года мы лепим снеговика? Почему?

Использование пословиц, стихов, загадок о временных категориях способствует лучшему усваиванию этих понятий.

Для изучения пространственных ориентиров следует рассматривать различные иллюстрации. Взрослый может задавать ребенку вопросы типа «Где находится тот или иной предмет?», «Что находится рядом с …?» и т.п. С этой целью эффективно применять упражнение «Елочка». Дошкольнику предлагается нарисовать дерево посередине листа. После того, как он это сделает, взрослый просит нарисовать под елочкой гриб, над елочкой – солнце, рядом – зайчика и др.

Для развития пространственных представлений

детям предлагаются графические диктанты. Они выполняются на листах в клеточку, где необходимо составить узор по подсказке. Взрослый при этом дает инструкции: одна клеточка вправо, две вверх, одна влево и т.д.

Развитие памяти

Непроизвольная память у дошкольника в норме развита в достаточной мере. Иначе говоря, то, что ему интересно или вызывает какие-либо эмоции, он очень быстро запоминает. У ребенка в 5-6 лет только начинается формирование произвольной памяти. Этот вид психического процесса предусматривает приложение усилий для запоминания какого-либо материала. В школе, без сомнения, учитель будет опираться именно на произвольные действия.

У будущего первоклассника преобладает наглядно-образная память (с опорой на иллюстрации и наглядный материал) и только начинает формироваться словесно-логическая. Для того чтобы определить уровень развития познавательного процесса, можно воспользоваться упражнением «Воспроизведи картинки».

Ребенку показывается 5-6 картинок на листе в течение нескольких секунд. Затем лист убирается, а малыша просят назвать предметы, которые он запомнил. Дети с хорошо развитой памятью называют все предметы (допускается 1 ошибка).

Психологами рекомендуется игра «Что изменилось». В течение 10 секунд дошкольник смотрит на расставленные игрушки, затем отворачивается. Взрослый меняет расположение некоторых предметов, а ребенок должен назвать, какие изменения произошли.

Развитие мышления

Развитие логического мышления поможет ребенку быть успешным в школьном обучении. Будущий первоклассник должен обладать следующими умениями:

  • Уметь анализировать;
  • Выполнять сравнение;
  • Устанавливать закономерности;
  • Выявлять причинно-следственные связи;
  • Обобщать предметы по определенным признакам.

При поступлении в школу ребенок должен знать такие группы предметов, как «фрукты», «овощи», «мебель», «посуда», «транспорт» (разграничивать воздушный, наземный, водный) и др.

Для развития логического мышления используются упражнения «Исключи лишнее» (ребенок должен аргументировать выбор), «Назови одним словом», «Что было раньше» и др.

Развитие внимания

Внимание, как и память, у дошкольника преобладает непроизвольное. Дети интересуются лишь предметами, которые кажутся им внешне привлекательными или по другой причине их интересуют.

Для формирования произвольного внимания у будущих первоклассников, психологи рекомендуют чаще предлагать малышам рассуждать вслух.

Для развития внимания используются такие знакомые всем с детства игры, как «Съедобное – несъедобное», «Мы были в зоопарке…» и др. На занятиях применяются задания «Найди отличия между картинками», «Найди пару одинаковых изображений».

Развитие речи

Речь имеет большое значение в общем развитии ребенка. Плохо говорящие дети обычно становятся застенчивыми и замкнутыми. Они пассивны на уроках и редко участвуют в общественной жизни школы. К тому же неправильное произношение в устной речи и недостаточно сформированный фонематический слух приводят к ошибкам на письме.

Ребенок, поступающий в первый класс, должен знать и уметь следующее:

  • Четко произносить все звуки речи, не делать ошибок при проговаривании сложных слов (иллюстрация, конструктор и др.) и предложений.
  • Слышать и дифференцировать звуки, различать, на каком месте находится звук в слове (в начале, середине, конце).
  • Делить слова на слоги.
  • Правильно изменять формы слова и образовывать новые лексические единицы. Например, «сок из яблок» — «яблочный сок», «варенье из клубники» — «клубничное варенье».
  • Называть предметы уменьшительно – ласкательно (гриб-грибочек, куст-кустик).
  • Называть действия, подбирать антонимы (широкий – узкий, высокий – низкий) и синонимы.
  • Составлять подробный рассказ по иллюстрации или группе картинок.
  • Объяснять значение определенного слова.

Развитие речи можно стимулировать не только специальными занятиями, но и в ежедневном общении с ребенком. Эффективным в данном направлении является использование упражнений «Продолжи рассказ». В дошкольном возрасте следует уделять большое внимание чтению книг малышам. Этому занятию следует отводить от 30 минут в день.

Развитие воображения

Для развития воображения ребенку необходим практический опыт и расширение представлений об окружающей действительности. К примеру, в играх дошкольникам часто даются словесные инструкции. При этом ребенок будет подчинять им свои действия, выполнять что-либо целенаправленно. Представляемые образы дошкольник должен каким-либо образом выражать: лепить, рисовать, говорить и др.

Воображение не должно рассматриваться как обычное фантазирование. Оно должно быть направлено на создание какого-либо продукта деятельности: рисунка, поделки, истории.

При развитии воображения необходимо ориентироваться на то, что оно должно быть своеобразным отображением окружающей действительности. Занятия творчеством являются важнейшим и незаменимым элементом общей подготовки к школе. В уроки по развитию воображения следует включать упражнения «Сочини сказку», «Что было бы, если …».

Подводим итоги

Любые занятия с дошкольниками должны проводиться в игровой форме, так как именно игра является преобладающим видом деятельности в этой возрасте. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка учиться, что приведет к негативному отношению к учебе и к самой школе.

Не следует возлагать на ребенка слишком большой груз обещаний «ты обязательно должен быть отличником», «учись только на 5». Если первоклассник не сможет отвечать этим требованиям родителей, то он становится тревожным, замкнутым, болезненным. Взрослые должны понять сами и объяснить ребенку, что отметка – это не всегда совершенная система оценивания. И даже если он получил не то, что ожидал, то в следующий раз у него обязательно получится сделать лучше.

Многие родители сильно тревожатся, когда их ребенок собирается в первый класс. В таких случаях необходимо помнить, что дети «считывают» состояние взрослых. Чрезмерная тревога может передаться малышу, в результате чего и так непростой период адаптации будет осложнен дополнительными проблемами. Поэтому родителям необходимо глубоко выдохнуть и спокойно наблюдать за тем, как их малыш делает свой первый шаг во взрослую жизнь.

Материал подготовила воспитатель МБДОУ №7:

Корчагина Ирина Павловна

Практические знания

Никто не обязывает родителей научить ребенка читать и считать до школы. Но по статистике более половины первоклассников уже умеют все это делать, и многие школьные программы принимают этот факт во внимание, ориентируясь на большинство. С практической точки зрения это оправдано: разумнее подтянуть нескольких ребят до общего уровня и идти дальше, чем подолгу останавливаться на знакомых темах.

Специализированные школы (лицеи, гимназии) могут предъявлять особые требования к будущим первоклассникам по тем или иным предметам. Лучший выход в этом случае — посещать подготовительные курсы именно в том учебном заведении, в котором предполагается начать полноценное школьное обучение.

Счет

Проверяя знания выпускника ДОУ, психолог обычно просит его посчитать от 1 до 10 и обратно. Ребенок также должен быть готов:

  • посчитать от заданной цифры, например от 5, в прямом или обратном порядке;
  • сравнить два числа в пределах 10 (больше/меньше);
  • назвать «соседей» заданного числа.

Этих умений достаточно, чтобы начать учиться арифметическим действиям в первом классе. С другой стороны, если ребенок выполняет такие задания быстро и не задумываясь, родителям не стоит препятствовать дальнейшему развитию математических навыков, даже если школьное обучение еще не началось. Многие дети к первому классу уже будут уметь производить сложение и вычитание в пределах 10 или даже 20, считать десятками до 100 и больше.

Убедитесь, что ребенок хорошо знает основные геометрические фигуры — круг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Чтение

По мнению психологов именно скорость чтения является важнейшим фактором, оказывающим влияние на успеваемость. Плохо читающий ученик тратит много времени, чтобы понять задание, вместо того, чтобы начинать думать, как его выполнить. Перед школой ребенок должен владеть хотя бы минимальными познаниями в области грамматики родного языка:

  • уметь различать гласные и согласные буквы;
  • определять на слух твердые и мягкие звуки;
  • называть местонахождение заданной буквы — в начале, середине или конце слова;
  • находить слова, начинающиеся на предложенную букву;
  • иметь понятие о слогах, уметь их читать.

Технику чтения у первоклассников проверяют уже в первом полугодии, а в следующий раз — весной, в апреле или мае, чтобы выявить динамику показателей. При этом учитывается не только количество слов, прочитанных за минуту, но и понимание смысла текста, интонационная выразительность. Чем лучше малыш будет читать до школы, тем легче ему будет даваться обучение по всем предметам.

Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать — это может вызвать у него стойкую неприязнь к книгам. Нужна грамотная мотивация, основанная на индивидуальных особенностях и интересах дошкольника.

Письмо

Способность быстро и правильно писать напрямую связана с уровнем развития мелкой моторики. Если пишущие принадлежности не будут слушаться детской руки, ежедневные занятия в прописях превратятся для ребенка в сплошную муку. Домашнее задание в первом классе носит рекомендательный характер, но без усиленных тренировок научиться хорошо писать невозможно.

Чтобы осилить программу по этому предмету в полном объеме, дошкольнику необходимо уметь:

  • правильно держать пишущие принадлежности: ручку, карандаш, кисть;
  • заштриховывать крупные и мелкие фигуры, не выходя за контуры;
  • ровно обводить детали рисунка;
  • аккуратно закрашивать небольшие очерченные пространства, не оставляя пробелов;
  • повторять по образцу несложные элементы письма (палочки, крючки, петли);
  • писать большие и маленькие печатные буквы, цифры.

В подготовительной группе детского сада воспитатели дают будущим выпускникам подобные задания. Если с ними у ребенка не возникает проблем — значит, и в школе с письмом все будет в порядке. А если получается не все, то родителям следует уделять больше внимания развитию мелкой моторики малыша.

Если ребенок не любит рисовать, занимайтесь с ним объемной или плоскостной лепкой, вырезанием и аппликацией. Вызвать интерес к раскрашиванию помогут групповые занятия (подействует испытанный эффект присоединения к большинству).

Памятка для родителей по подготовке детей к школе

Главная / Всё для родителей / Советы родителям /

Готовность к обучению в школе — это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает:

физиологическую готовность – хороший уровень физического развития

психологическую готовность – достаточное развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, ощущения, речи), обучаемости

социальную готовность – умение общаться со сверстниками и взрослыми

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе.

Кроме занятий в детском саду мы рекомендуем играть с детьми дома для закрепления полученных знаний и навыков.

Мамы и папы будущих первоклассников!

В эти игры вы можете играть с детьми дома:

Назови одним словом

Игра проводится с предметными картинками, либо с игрушками. Смысл упражнения – научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, и просит назвать их одним словом. Например,

1)лиса, заяц, волк, медведь – животные;

2)кровать, стул, диван, кресло; — мебель;

3)сосна, ель, ива, клен – деревья и т.п.

Назови три предмета

Эта игра развивает у ребенка словесно-логическое мышление. Ведущий (вначале взрослый, а затем – кто-то из детей) называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.

Графический диктант

Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого, например:

Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо.

Предложите ребенку закончить узор самостоятельно до конца строчки. Далее можно давать задания посложнее, например, две клетки вверх, одна влево и т.д.

Задание на внимание

Ребенку предлагают нарисовать 10 (для начала можно меньше) треугольников (или любых других фигур) и закрасить, например, вторую, седьмую и девятую фигуры (или любые другие по порядку).

Что изменилось?

Перед ребенком выкладывают 7 картинок или игрушек (для начала можно 3-4), он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет 2 (затем можно больше) картинки (игрушки) местами или убирает одну (или больше) из них. Ребенка просят открыть глаза, он должен заметить, что изменилось.

Четвертый лишний

Это упражнение можно проводить в нескольких вариантах:

1)с картинками: взрослый выкладывает 4 картинки с изображением предметов и говорит ребенку: «Здесь три картинки подходят друг к другу, а одна не походит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя? Например, кот, собака, ласточка, мышь (ласточка – лишняя, т.к. это птица, а остальные – животные) или любые другие картинки

2)с окружающими предметами: взрослый обращает внимание ребенка на любые предметы дома или на улице и спрашивает, что лишнее и почему. Например, стул, стол, чашка, кровать.

3)со словами: взрослый называет четыре слова и спрашивает у ребенка, какое слово лишнее и почему. Например, нос, уши, очки, глаза.

Найди предмет треугольной (квадратной, прямоугольной, круглой) формы

Игра развивает у ребенка восприятие формы. Ребенку предлагают в окружающей обстановке или на картинке находить и называть предметы заданной формы. Например, треугольной формы: подставка для кастрюли, формочки для печенья, колпачок у Петрушки, елка, крыша у домика. Кто больше назовет предметов заданной формы, тот выиграл.

Волшебный мешочек

В мешочек помещают мелкие предметы различной формы. Ребенку предлагают опустить руку в мешочек, выбрать предмет и определить его на ощупь. Затем он достает предмет из мешочка, рассматривает его и рассказывает о нем: на какую фигуру он похож.

Вначале в мешочек помещают простые геометрические фигуры, а затем более сложные – предметы и игрушки, которые ребенок отгадывает, обследуя их форму на ощупь.

Штриховка

Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по-диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.

Последовательность событий

Ребенку предлагают по картинкам рассказать о каком-либо событии, при этом спрашивают, что было сначала, что потом и чем все закончилось. Чем подробнее ребенок рассказывает, тем лучше, желательно, чтобы он говорил полными предложениями.

Если дома нет таких картинок, можно поговорить с ребенком о том, как прошел его день в детском саду, что было утром, днем и вечером, чем они с ребятами занимались, что ели, что нового и интересного он узнал в детском саду за этот день.

Можно прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить его подробно и последовательно пересказать.

Пожелания родителям

1. Занимайтесь с ребенком систематически

(2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.

2. Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

3. Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.

4. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

5. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.

6. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

7. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

8. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: