Материал для групповой диагностики дошкольников 6-7 лет

Активность познавательного развития ребёнка у каждого своя, кто-то яркий теоретик, а кому-то легко на практике. Это связано с индивидуальными особенностями развития познавательных процессов, полученными знаниями и умениями. При этом каждому возрасту характерна своя степень интенсивности и выраженности, цельность и направленность познавательного содержания.


Игровая диагностика детей 3-4 лет “Кто что делает”

Общие требования

Для детей 2-3 лет объектом познания выступают окружающие предметы, звуки, действия. Благодаря манипуляции с ними, зарождающейся игровой деятельностью, наблюдениям за людьми, животными, явлениями природы происходит накопление и усвоение познавательной информации.

Дошкольников 4 лет привлекают не только предметы и действия, но и их признаки и свойства (цвет, форма, размер). А это способствует их умению проводить сравнительный анализ по каким-либо категориям, объединять предметы в группы по одному признаку и т.д.

К 5 годам у дошкольников главным средством познания выступает речь. Дети этого возраста легко воспринимают информацию, неплохо запоминают и могут применять её на практике.


Качественная диагностика позволяет внести коррективы в развитие детей

У ребёнка старшего дошкольного возраста особенностями познавательного развития являются формирующиеся умения анализировать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать.

Опираясь на эти возрастные особенности детей, проводится диагностика. Для младшего возраста обязательно подбираются игры и задания, старших дошкольников нужно настроить на рабочий лад.

Разрабатываются критерии оценки, они могут быть такими:

  1. Низкий уровень — ребенок не понимает или не выполняет задания даже при помощи взрослого.
  2. Средний уровень — ребенок хорошо понимает, что требуется, выполняет правильно задания и отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. Пытается самостоятельно объяснить свой выбор.
  3. Высокий уровень — ребенок с удовольствием, правильно самостоятельно выполняет предложенные задания, грамотно отвечает на вопросы. Делает простейший анализ своих действий, поясняет свой ответ.


Задания для диагностики и результаты оценивания
Разговаривать с ребенком необходимо спокойным, доверительным тоном, хвалить за успехи, подбадривать, если что-то не получается. Итоги диагностики покажут уровень познавательного развития детей, взрослый увидит, какие вопросы вызывают затруднения и требуют дополнительного внимания.

Вторая ситуация «Конструктор»

Малыши играют в стройку парами. Воспитатель показывает каждой паре конструкторный набор и дает задание что-нибудь выстроить. Но соблюдать правила:

  • делать постройку по очереди;
  • кто не строит, тот охраняет детальки, дает детали по одной штучке товарищу, который в данный момент занят строительством, если тот попросит.

Есть и ограничительные рекомендации:

  • нельзя дотрагиваться до деталек конструктора до тех пор, пока второй ребенок не запросит их;
  • нельзя вмешиваться в строительство напарника, ничего ему нельзя подсказывать, не помогать, даже если ну очень хочется;
  • давать строго по одной детальке.

К «строителю» тоже рекомендации имеются. Он имеет право выстроить все, что угодно, но не должен брать без разрешения детали, а попросить вежливо, взять одну, которую ему даст товарищ.

Дети должны выполнять правила данной ситуации и следить, как напарник выполняет инструктаж воспитателя. Игра продолжается 5 мин., затем дошкольники меняются ролями.

Воспитатель следит, следуют ли дети правилам.

Диагностическое обследование детей 2-3 лет

Поскольку у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышления, все задания подкрепляются иллюстративным материалом.

Знания предметов ближайшего окружения

«Что где?». Перед ребёнком предметы (по 4-5 шт.), объединённые одной лексической темой «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь». Взрослый показывает на каждый из них и спрашивает: «Что это?», или найти из ряда предметов один, например, «Покажи чашку», можно спросить: «Из чего сделана юбка ткани или стекла?»


Тест на знание названий цветов

«Поручения». Подготовить большого и маленького зайцев, матрёшка, машинка, красная и зелёная чашки, большой и маленький кубики. Попросить ребёнка перечислить предметы, определить их цвет и размер и выполнить задания такого типа:

  • угости большого зайца чаем из зелёной чашки, Из чего ещё можно пить?
  • поставь машинку на большой кубик. Куда нужно убирать машинки после игры? И т.д.

Знания членов семьи

Ребёнок рассматривает сюжетную картинку «Моя семья» и отвечает на вопросы:

  • кто изображён на картинке? А с кем живёшь ты?
  • что делает мама? А как зовут твою маму? Я чем твоя мама занимается дома?
  • чем занята бабушка? И т.д.

В завершении беседы желательно спросить: «Нужно ли заботиться друг о друге? Как?»

Знания об объектах и явлениях природы

«Живое и неживое». Перед малышом иллюстрации различных предметов, нужно разложить картинки на две группы «живое» и «неживое». Например, самолёт и птица; рыба и лодка и т.д.;


Тест для детей 3-х лет: назови зверушку

«Кто у кого?». Перед ребёнком фигурки диких и домашних животных. Взрослый спрашивает «Какие животные перед тобой? Где живут медведь и лиса? Конь и собака?». Затем просит найти и назвать их детёныша и поставить рядом со взрослым животным. «Где чей домик?». Для игры желательно сделать макеты или коллаж двора с хозяйственными постройками и леса. Взрослый показывает малышу картинки с изображением диких и домашних животных и просит его найти их дом: рядом с макетом леса положить диких животных, двора – домашних. Затем ребёнок говорит, кого куда расселил.

«Кто как голос подаёт?». Ведущий показывает карточки с изображением животных и птиц и просит сказать, кто как подаёт голос, например, корова мычит, собака гавкает, утка крякает и т.д.

«Кто как передвигается?». Для ребёнка заранее подбираются фигурки животных, птиц, насекомых, взрослый кого-то из них называет, а ребёнок его находит и говорит, как он передвигается (кузнечик прыгает, рыба плавает).


Тест для детей 2-х лет

По аналогии проводятся задания на выявления других знаний и умений, а именно о:

  • травах и деревьях (3-4 вида);
  • домашних птицах;
  • диких птицах (2-3 вида);
  • овощах и фруктах (5-6 видов);
  • некоторых свойствах песка и воды;
  • трудовых действиях взрослых и детей;

Введение.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение ее выразить является проблемой для большинства людей. Поэтому с дошкольного возраста нужно развивать ощущения, восприятие, память, речь, воображение, внимание, мышление, для будущей учебной деятельности.

Ощущения

Упражнение №1 «Парные предметы»

Цель: развития тактильных ощущений.

Возраст с 4 лет

Ход упражнения: Взрослый показывает ребёнку пару предметов, отличающиеся друг от друга. Например: толстый и тонкий фломастеры, короткий и длинный карандаши, узкую и широкую линейки и т. п. Затем кладёт их в непрозрачный мешочек. Ребёнку нужно на ощупь найти парные предметы и определить чем они отличаются друг от друга.

Упражнение №2 «Погремушки».

Цель: Диагностика и развитие слуховых ощущений.

Возраст с 3 лет

Оборудование: Пустые коробки, различная крупа, горох, камешки, песок и др. мелкие предметы.

Ход упражнения: В приготовленные коробки насыпают различные материалы (крупа, горох, песок, бусины и др.) и дают детям погреметь каждой коробочкой по отдельности.

Правила: Детей помладше можно просто спросить, какой звук (громкий или тихий, приятный и неприятный) Дети постарше могут попробовать угадать, какой величины предметы в коробке (мелкие или крупные), а так же попробовать ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шумом дождя, падающие камни, грохот машины и т.п.)

Упражнение №3 «Дорожки».

Цель: Диагностика и развитие осязательных ощущений.

Возраст с 3 лет

Оборудование: Карточки, материалы разной фактуры (наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань, клеенка)

Ход упражнения: Перед ребенком на стол кладутся картинки с наклеенными на них дорожками разной длины и из материала разной фактуры. Ребенок проводит пальчиком по каждой дорожке.

Правила: Ребенок проводит пальчиком по каждой дорожке и рассказывает воспитателю о своих ощущениях: холодная дорожка или теплая, длинная или короткая, мягкая или твердая на ощупь, приятная или неприятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

Упражнение №4 «Кот в мешке»

Цель: Развитие осязательных ощущений.

Возраст с 4 лет и старше

Оборудование: Мешочек с различными предметами.

Ход упражнений: Ребенку дается мешочек, в котором лежит что-то, но что не видно. Ребенок должен на ощупь описать предмет. Его свойства (мягкий, холодный, гладкий), форму и по возможности узнать его (можно определить тему: например овощи, животные).

Упражнение №5 «Соедини коробки»

Цель: диагностика и развитие осязательных ощущений.

Возраст с 4 лет и старше

Материал: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).

Ход игры: на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.

Диагностическое обследование детей 3-4 лет

Для диагностики понадобятся игры, аналогичные играм для детей 2- 3 лет.

Знания о ближайшем окружении

«Четвертый лишний». Закрепляются знания по лексическим темам «Игрушки», «Мебель», «Обувь», «Одежда», «Посуда», «Транспорт». Ведущий раскладывает по 4 предметных картинки, ребёнку нужно выбрать лишнюю и объяснить выбор, например, стол, стул, чашка, диван.


Тест для детей 4-х лет на знание эмоций

«Каждой вещи свое место». Подготовить небольшие картинки (одежды, обуви, посуды, игрушек) и крупные с изображением шифоньера, полки для обуви, ящика, буфета. Взрослый раскладывает большие картинки перед ребёнком, и поочерёдно показывая маленькие, спрашивает: «Где место для чашки, сапог, кубиков и т.д.».

Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями

«Что сделано человеком, что природой?». Нужно подготовить конверты, на одном изображён человек, на другом – солнце; предметные картинки с изображением объектов природы и природных явлений (куст, река, дождь, облака); предметов, изготовленных людьми (брюки, чашка, стул, машина). Ведущий просит ребёнка положить в конверт с изображением солнца, картинки с природными объектами, а человека – те, что сделаны людьми и объяснить почему.


В 4-е года ребенок уже должен быть знаком с книгами

«Когда это бывает?». Взрослый даёт малышу картинки с изображением разных действий, которые совершает человек (спит, обедает, готовится ко сну, чистит зубы, делает зарядку, ужинает) и задаёт вопросы: «Что мы делаем ночью? Утром? Днём? Вечером?». Дошкольник должен показать соответствующую картинку.

Знания об объектах и явлениях природы

«Чудесный мешочек». Ведущий заранее кладёт в мешочек овощи и фрукты (яблоко, апельсин, банан, огурец, чеснок). Ребёнок должен выбирать по одному предмету и на ощупь определить, что нашёл.


Игра “Чудесный мешочек” – угадай фрукт на ощупь

«Узнай по описанию». На столе в хаотичном порядке разложены карточки с изображением диких и домашних животных. Взрослый перечисляет характерные признаки одного из них, малыш должен узнать, о ком говорится. Например, живёт с человеком, пасётся на лугу, мычит, даёт молоко и мясо.

Диагностика может быть оформлена в таблицу.

Знания и уменияКритерии оценки
Умение определять состояние погоды: холодная, тёплая, жаркая, ветреная, дождливая
Знание характерных особенностей времен года (осенью – желтеют листья, весной – бегут ручьи…)
Знание 3-4 комнатных цветов, их частей. Понимание, что для их роста необходимы вода и свет, забота человека.
Определение овощей и фруктов, узнавание их на вкус.
Первоначальные представления о диких и домашних животных: названия, места проживания, детёныши.
Названия членов семьи, их домашние обязанности
Название города, улицы, некоторые особенности района.
Профессии (3- 4 вида)

Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины «Дошкольная педагогика»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Алтайская государственная педагогическая академия»ЛЕКЦИОННЫЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕдля студентов специальностей:«Дошкольная педагогика и психология»«Педагогика и методика дошкольного образования»и бакалавров педагогики по профилю «Дошкольное образование»Барнаул 2014
Н.П. Сазонова Лекционные и семинарские занятия по дошкольной педагогике / учебное пособие для студентов педагогических факультетов – Барнаул : АлтГПА, 2014. – 381 с.

Рецензенты: канд.пед.наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики АКИПКРО В.Е. Морозова;

Канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики АлтГПА М.П. Тырина.

Учебное пособие представляет собой курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины «Дошкольная педагогика». Каждая лекция представляет собой систему, включающую план, список рекомендуемой литературы, расширяющий круг педагогических знаний по теме, задания для самостоятельной работы, основное содержание лекции, разделенное на подразделы. Текст лекций сопровождается вопросами к читающим, которые стимулируют их мысленный диалог с автором. Курс лекций сопровождается разработками семинарских занятий, заданий для самоконтроля и самостоятельной работы студентов по изучаемой дисциплине.

Пособие адресовано студентам педагогических факультетов, обучающихся в системе высшего профессионального образования. Материалы пособия могут быть использованы в рамках изучения предмета «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования» для студентов бакалавром педагогического образования по направлению «Дошкольное образование». Учебное пособие может быть полезно специалистам дошкольных учреждений и преподавателям педвузов.

© Алтайская государственная

педагогическая академия, 2014 СОДЕРЖАНИЕ
Введение
БЛОК 1. Лекционные занятия по дошкольной педагогике

4
Тема 1. Дошкольная педагогика как наука и учебная дисциплина6
Тема 2. Становление и развитие дошкольной педагогики и образования (краткий экскурс)17
Тема 3. Логика и методы педагогического исследования в дошкольной
педагогике
35
Тема 4. Ребенок как субъект воспитания и объект педагогического
исследования

Тема 5. Дошкольное образование в целостной системе образования РФ

Тема 6. Целостный педагогический процесс в ДОУ

45 57 70
Тема 7. Сущность игры как деятельности дошкольников84
Тема 8. Сюжетно-ролевая игра в структуре игровой деятельности
дошкольников

Тема 9. Воспитание, обучение и развитие детей раннего возраста

99 114
Тема 10. Воспитание в целостном педагогическом процессе ДОУ126
Тема 11. Обучение в целостном педагогическом процессе ДОУ143
Тема 12. Содержание дошкольного образования. Тенденции
его обновления
153
Тема 13. Результаты обучения в ДОУ172
Тема 14. Метод проектов в системе обучения и воспитания дошкольников184
Тема 15. Подготовка детей к школе в ДОУ и семье201
Тема 16. Развивающая среда и ее проектирование в ДОУ233
Тема 17. Планирование образовательного процесса в ДОУ260
БЛОК 2. Семинарские занятия по дошкольной педагогике275
Раздел 1. Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики275
Раздел 2. Особенности периода раннего детства. Значение в развитии личности.281
Раздел 3. Игра как ведущий вид деятельности дошкольников287
Раздел 4. Теория и методика воспитания дошкольников295
Раздел 5. Теория и методика обучения дошкольников306
Список основной литературы по курсу322
Тестовые задания для самостоятельной работы студентов325
Приложение348

ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Дошкольная педагогика» является одной из профилирующих в системе вузовской подготовки специалистов дошкольных учреждений. Она работает на формирование мотивационной, теоретической и технологической готовности студентов к выполнению профессиональных функций, способствует формированию необходимых профессиональных компетенций.

В ходе изучения дисциплины решение педагогических проблем основано на признании:

— дошкольного детства как самоценного и малокомпенсируемого периода в формировании личности;

— ведущей роли воспитания и обучения в реализации генетически заложенной программы развития дошкольника;

— субъектной позиции ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье;

— значимости личностного, деятельностного, антропологического подходов к организации жизнедеятельности детей. Цель дисциплины «Дошкольная педагогика» — способствовать формированию педагогической культуры и профессиональной компетентности будущих специалистов в области воспитания, обучения, развития и организации жизни детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. На достижение этой цели направлен предложенный курс лекций и практических занятий.

Учебное пособие поможет студентам освоить ряд ключевых тем дисциплины. Каждая из тем пособия включает отобранный автором основной лекционный материал по теме. Изучение материалов лекции сопровождается выполнением самостоятельных теоретических и практических заданий. Объем информации может быть расширен при выполнении рефератов, а затем практикоориентированных исследовательских работ. Лекция представляет собой систему, включающую план, список рекомендуемой литературы, расширяющий круг педагогических знаний по теме, задания для самостоятельной работы, основное содержание лекции, разделенное на подразделы. Текст лекций сопровождается вопросами к читающим, которые стимулируют их мысленный диалог с автором. Изученные вопросы дополняются, приобретают практическую направленность в ходе последующих семинарских занятий. Планы семинарских занятий, вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы по дисциплине помогают студенту полно освоить необходимое содержание профессионального опыта.

По результатам работы с учебным пособием студенту важно:

— знать: ведущие понятия дисциплины, устанавливать связи между ними, понимать их общее и специфичное; видеть разницу между дошкольной педагогикой наукой и учебной дисциплиной; ориентироваться в логике и методах педагогического исследования; четко осознавать место и значимость дошкольного образования в целостной системе образования, видеть проблемы, перспективы и тенденции развития дошкольной ступени; рассматривать дошкольника как субъекта воспитания и обучения; выделять закономерности и принципы, структуру и логику организации воспитания и обучения в ДОУ; понимать и раскрывать сущность этих процессов (понятие, цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, предполагаемые результаты, связь с другими процессами, участники, характер взаимодействия и др.); знать место, цели, задачи, педагогические условия, содержание, способы организации игровой деятельности дошкольников; выделять специфику и принципы построения развивающей среды; понимать процесс подготовки детей к школе и ее результаты, основания обеспечения преемственности в работе ДОУ, семьи, школы и др.

— уметь применять полученные теоретические знания для анализа разных аспектов профессиональной деятельности и выполнения практических заданий, решения педагогических проблем в педагогической практике; устанавливать межпредметные связи при освоении профессионально значимых дисциплин; проявлять творчество и импровизацию в решении педагогических задач;

— иметь ценностное отношение к педагогической профессии, направленность на профессиональное развитие и самосовершенствование.

Содержание курса лекций, практических занятий и заданий по учебной дисциплине «Дошкольная педагогика» разработано на основе требований государственного образовательного стандарта к уровню вузовской профессиональной подготовки студентов по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». Может быть активно использовано в организации аудиторной и самостоятельной работы бакалавров образования по направлению «Дошкольное образование»

Успехов в изучении дисциплины!
БЛОК 1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕТема 1.Дошкольная педагогика как наука и учебная дисциплинаПлан

  1. Дошкольная педагогика как наука. Предмет науки. Основные категории.
  2. Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики.
  3. Функции и задачи дошкольной педагогики на современном этапе.
  4. Система педагогических наук. Связь дошкольной педагогики с другими науками.
  5. Дошкольная педагогика как учебная дисциплина.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в индивидуальный словарик трактовки понятия «наука», расставить смысловые акценты в определениях, выделить общие значимые признаки. На основе выделенных признаков доказать, что дошкольная педагогика самостоятельная наука.
  2. Рассмотреть источники педагогической науки. Дайте им краткую письменную характеристику. Для выполнения задания используйте источник 6 из списка с.40 – 42.
  3. Составить схемы: «Связь дошкольной педагогики с другими науками», «Дошкольная педагогика в системе педагогических наук». Подготовиться к их обсуждению. Для выполнения задания используйте учебники «Дошкольная педагогика» разных авторов, Российскую педагогическую энциклопедию (т. 1, раздел «дошкольная педагогика»).

Рекомендуемая литература

  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.
  2. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
  3. Драгунова О.В. Дошкольная педагогика: Ч.1. – Чебоксары, 2003.
  4. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М., 1998.
  5. История дошкольной педагогики/ Под ред. Л.Н. Лиштвана. – М., 1989.
  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.
  7. Красницкая Г.С., Борщанская Б.Р. Практикум по дошкольной педагогике. – М., 1996.
  8. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1997. — № 7.
  9. Куликова Т.А. Семейная педагогика. – М., 1998.
  10. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.
  11. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998.
  12. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998.
  13. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1994-1999.
  14. Фуряева Т.В. О развитии современной педагогики дошкольного детства // Современное образование рабенка дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – С.6-8.

Нормативные документы

  1. Всероссийский эксперимент «Развитие новых форм Российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях». Вып.4. Сб. статей и документов. – М., 2002.
  2. Закон РФ «Об образовании». – М., 2005.
  3. Декларация прав человека. Права ребенка: Основные международные документы. – М., 1992.
  4. Дошкольное образование в России. – М., 1996.
  5. Конвенция о правах ребенка. – М., 1989.
  6. Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Вестник образования. — № 2. – 1995.
  7. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. – № 8. — 1996.
  8. Стеркина Р.Б. Аттестация и государственная аккредитация ДОУ. – М.. 1997.
  9. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 5, 9. -1989.

1. Содержание понятия «наука». Элементы, характеризующие науку
Эта тема является вводящей в весь курс дошкольной педагогики. Она задает понимание основных категорий, функций, предмета, задач дошкольной педагогики – науки. При раскрытии темы мы рассмотрим отличия дошкольной педагогики как науки от учебного предмета, изучаемого студентами в вузе, определим ее связь с другими науками, место в системе педагогических наук.

Прежде чем говорить о дошкольной педагогике как науке, необходимо дать определение понятию «наука», а затем рассмотреть дошкольную педагогику через призму этого понятия. Наука

(в общефилософском понимании) – форма общественного сознания, включающая деятельность по получению знаний и ее результат – систему знаний, лежащих в основе общенаучной картины мира. Это особый вид человеческой деятельности, направленный на раскрытие сущностных свойств и закономерностей окружающего мира.
?
Выделите основные логические части определения.

На эту трактовку мы будем опираться, рассматривая дошкольную педагогику как науку. Следовательно, дошкольная педагогика как наука направлена на раскрытие сущностных свойств и закономерностей… (воспитания и обучения детей дошкольного возраста).

Определим, что характеризует науку дошкольную педагогику.

Любую науку характеризуют 3 основных элемента

, отличающие ее от других. Это
предмет
науки,
понятийно-категориальный аппарат
и
методы исследования
.

Таким образом, мы имеем общий план рассмотрения темы. Для того, чтобы охарактеризовать дошкольную педагогику – науку, мы должны ответить на 3 вопроса:

  1. Каков предмет изучения дошкольной педагогики как науки?
  2. Какими категориями и понятиями она оперирует?
  3. Какие методы исследования наука использует для открытия нового знания?

Ответив на эти основные вопросы, мы охарактеризуем дошкольную педагогику как науку. Вспомним, что такое предмет
науки. Это множество процессов и явлений, которые изучает данная наука.

? Что же изучает дошкольная педагогика? Обозначьте ее предмет на основе имеющейся информации.

? Что является предметом педагогики как науки? (сущностные свойства и закономерности процессов воспитания, обучения и образования личности). Предметом

изучения
дошкольной педагогики
являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.

Таким образом, дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников. Предмет науки четко обозначает область ее исследований и ту сферу, на которую направлены методы исследования.
Понятийно-категориальный аппарат дошкольной педагогики
. Вспомним, что такое понятия и категории.
Категории
– наиболее общие и фундаментальные понятия конкретной науки. Для другой науки те же категории могут быть только понятиями. Это более высокий уровень обобщения по отношению к понятиям.
Понятие
– это форма мышления, отражающая сущностные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Исходя из предмета исследования, выделите фундаментальные понятия (категории) данной науки. Это воспитание, обучение, образование. Чем они являются по отношению к дошкольной педагогике (ДП). Категориями. Это самые важные, ведущие, наиболее общие для данной науки понятия.

Раскроем содержание ведущих понятий дошкольной педагогики. Важно отметить, что эти категории рассматривались разными учеными, с различных методологических позиций. Как следствие, множество трактовок, зачастую противоречащих друг другу. Каждому педагогу-специалисту важно знать эти понятия и иметь свою обоснованную позицию в определении их содержания. Владение понятийно-категориальным аппаратом науки является необходимым компонентом педагогической культуры специалиста.

Категория «воспитание» рассматривается в науке в широком, узком и локальном смысле.
Воспитание
(в широком смысле) — это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность их к жизни и труду.
Воспитание
(в узком смысле) – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

В локальном смысле воспитание

– формирование у ребенка какого-либо качества, привычки поведения.

При рассмотрении теории и методики образовательного процесса в ДОУ мы будем опираться на определение воспитания в узком смысле.

При определении содержания понятия обучение существует множество вариантов. Отличия в них зависят от понимания авторами функций, целей и результатов этого процесса. Так, Ю.К. Бабанский раскрывает процесс обучения

как целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и детей, в ходе которого решаются задачи их воспитания, развития, образования.

В психолого-педагогическом словаре П.И. Пидкасистого обучение

трактуется как целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколениям опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.

И.Я. Лернер под обучением

понимает процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Нам это определение симпатизирует в большей степени, в связи с тем, что обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опыта творческой деятельности.

Понятие образования системно рассмотрено в законе «Об образовании». Образование

рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней.

В.В. Краевский определяет образование

как особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из деятельностей воспитания и обучения и осуществляемый в интересах человека, общества, государства. Ю.К. Бабанский под
образованием
понимает процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей.

Это лишь малая часть определений ведущих для дошкольной педагогики понятий. Каждый педагог, проанализировав фундаментальные профессиональные категории, определяет их содержание и вправе обоснованно разделить чью – то авторскую позицию.

Можно ли сказать, что это единственные понятия науки? Нет. Дошкольная педагогика в своем словаре использует множество других понятий, являющихся ведущими для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.), для психологии (развитие, личность, психика, эмоциональный климат, мышление и др.), анатомии (мозг, скелет, мышечный тонус, физиологические особенности и др.) и т.п. Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, общество во всех ипостасях. Язык ее богат, многообразен, что позволяет всесторонне охарактеризовать предмет дошкольной педагогики.

Третий элемент, характеризующий дошкольную педагогику как науку, это методы исследования

. Это методы, с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, эксперимент, беседа, анкетирование, интервью, наблюдение, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, продуктов деятельности детей и др. Подробному рассмотрению этого вопроса посвятим отдельную тему.

Выявив предмет науки, определив основные категории дошкольной педагогики, перейдем к раскрытию ее функций и задач.
2. Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики
Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены на данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах ДП можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественно-научный и историко-педагогический.

1) Философские основы.

В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики – науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

2). Естественно-научные основы

дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и проведенные их учениками и последователями – В.М. Бехтеревым, Н.Е. Введенским, А.А. Ухтомским. П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др., исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условно-рефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в т.ч. воспитание.

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, т.к. одна из закономерностей развития условно-рефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.

Учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о трех единствах – диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития, являются физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.

Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип – основа формирования умений, навыков, привычек поведения, его формированием объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.

Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественно-научной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются методические рекомендации методов и средств обучения.

3) Психологические основы дошкольной педагогики

составляют:

— культурно-историческая теория развития поведения и психики человека Л.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятие о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

— учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

— теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

— теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

— психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

— концепция В.т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства и др.

4) Историко-педагогические основы отечественной дошкольной педагогики

имеют древние корни. Народная педагогика и прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох и стран стали истоками развития дошкольной педагогики как науки. Заложенные в истории гуманистические идеи воспитания и обучения детей в дошкольный период, мысли о защите прав детей на детство, индивидуальное развитие, уважение личности, необходимости развития потенциала каждого дошкольника легли в основу современной теории дошкольного образования.

Достаточно широкий характер исследований по дошкольной педагогике в нашей стране отмечается после создания общественной системы дошкольного воспитания. Большую роль в развитии дошкольного воспитания сыграли Н.К. Крупская, Е.И. Тихеева, А.С. Макаренко, Е.А. Флерина, Л.К. Шлегер, Д.А. Лазуркина, А.В. Суровцева. Впервые в истории мировой педагогики была создана научно-обоснованная система воспитания детей раннего возраста: Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, Н.М. Аксарина, Е.И. Радина. Вопросы физического воспитания в дошкольном возрасте разрабатывались Е.А. Аркиным, А.И. Быковой, Е.Г. Леви-Гориневской и др. Существенное значение в теорию и практику умственного воспитания дошкольников внесли работы Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, А.И. Сорокиной и др. В теорию воспитания внесли свой вклад ученые А.В. Суровцева, Ф.С. Левин – Щирина, Р.И. жуковская, Т.А. Маркова и др.

В 1960 г. создан первый в мире научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, директором которого до 1981 г. был А.В. Запорожец. На базе этого НИИ велись исследования по разным направлениям дошкольного образования. Лабораторией воспитания детей раннего возраста руководила Е.И. Радина, с 1970 г. А.М. Фонарев. Лабораторию физического воспитания возглавляла М.И. Кистяковская. Руководителем лаборатории эстетического воспитания и художественного творчества была Н.А. Ветлугина. Вопросы умственного воспитания раскрывались под руководством А.П. Усовой, Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. Лабораторию нравственного воспитания возглавляла В.Г. Нечаева. Подготовкой к школе занимались под руководством Т.В. Тарунтаевой. Результаты исследований публиковались, внедрялись в педагогическую практику деятельности детских садов, в практику подготовки педагогических кадров.

Заложенные теоретические основы являются отправной точкой в современной науке. Развиваются новые направления дошкольной педагогики, вырабатываются новые теории и технологии дошкольного образования. Важно изучать, развивать имеющийся опыт, анализировать его плюсы и минусы и на этом основании выстраивать научно-исследовательскую работу. Необходимость новых исследований определяется изменением времени, изменениями в общественной жизни, модификации целей непрерывного образования человека. 3. Функции и задачи дошкольной педагогики как науки
на современном этапе
Для понимания особенностей науки «Дошкольная педагогика» рассмотрим ее функции, а так же задачи, которые она решает.
Функция
– это обязанность, круг деятельности, назначение, роль; совокупность действий и операций.

При определении функций дошкольной педагогики будем исходить из понимания функций науки вообще. Таким образом, дошкольная педагогика как наука выполняет пять основных функций.
Функции дошкольной педагогики как науки

  1. Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.
  2. Объяснительная – (основная) направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.
  3. Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.
  4. Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем на перспективу.
  5. Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Дошкольная педагогика выполняет направляющую роль по отношению к педагогической практике. Дошкольная педагогика обеспечивает единство воспитательных и обучающих воздействий детского сада, семьи, преемственность работы ДОУ и школы. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.

Задачи дошкольной педагогики как науки определяются потребностями педагогической практики деятельности дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем, задачи науки заключаются не только в изучении и объяснении существующего опыта, но и в прогнозировании дальнейшего развития практики, в создании новых, перспективных педагогических технологий, опережении реальной педпрактики. Рассмотрим основной круг задач. Задачи дошкольной педагогики — науки

1. Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (выяснение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).

2. Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад – школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

3. Создание госстандарта дошкольного образования (сегодня действует проект, находящийся в стадии апробации)

4. Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

5. Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

6. Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

7. Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.

8. Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОУ.

9. Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

10. Построение модели современного педагога – профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Выделенные задачи можно продолжать, укрупнять или, наоборот, подвергать детализации. На основе анализа литературы нами выделен ряд основных задач всегда стоящих перед наукой.

Вместе с блоком постоянно действующих задач, существуют задачи, определяемые единовременной потребностью практики дошкольного образования. Например, экологический кризис привел к необходимости разработки программ экологического воспитания дошкольников, материалов и рекомендаций к ним; стихийное появление групп кратковременного пребывания привело к необходимости обоснования теоретических и методических основ их деятельности. Круг таких задач постоянно меняется, тогда как выделенные нами выше задачи решаются системно и постоянно.

Дошкольная педагогика как наука постоянно сталкивается в своем развитии с целым рядом проблем, требующих постоянного внимания ученых — исследователей. Это проблема взаимодействия с практикой, разработка новых теорий и методик воспитания, обучения, развития дошкольников, изучение особенностей этих процессов в разных возрастных группах; решение проблем сохранения и поддержания психического и физического здоровья педагогов и дошкольников в условиях ДОУ; поиск способов создания благоприятного эмоционального климата в группах; проблемы организации развивающей среды; разработка теорий и технологий индивидуализации дошкольного образования и др. Теоретическое и практическое обоснование путей решения возникающих проблем составляет постоянно действующий круг задач дошкольной педагогики.
4. Система педагогических наук.Связь дошкольной педагогики с другими науками
Педагогика за долгие годы своего становления (с 17 века) и развития преобразилась в систему наук о воспитании разных категорий людей (по возрасту, направлению воспитания, профессиональной направленности и др.). Система педагогических наук представляет собой единство относительно самостоятельных наук, постепенно выделившихся из педагогики и являвшихся ранее ее отраслями. Таких наук достаточно много. Фундаментом системы педагогических наук является общая педагогика. В современную систему педагогических наук входят: история педагогики, общая, дошкольная, школьная, вузовская педагогика, андрогогика (наука об образовании взрослых), методики преподавания различных дисциплин, социальная, специальная педагогика, военная, инженерная, музыкальная и др. Дошкольная педагогика является частью возрастной педагогики. Ее первоначальной отраслью. Дошкольная педагогика как наука непосредственно связана с науками о человеке. Установите эти связи, отобразите их в схеме, укажите характер связей
?
Раскройте этот вопрос самостоятельно, для этого выполните задание 3 к данной теме. Схемы поместите в материалы конспекта лекции.
5. Дошкольная педагогика как учебная дисциплина
Рассмотрев дошкольную педагогику как науку, выясним, в чем отличие науки от учебной дисциплины, которую изучают студенты. Проведем сравнительный анализ.

ДП наукаДП учебная дисциплина
  1. Выявляет, объясняет, прогнозирует пед.явления и процессы, изучает закономерности воспитания, обучения образования.
  2. Реализует описательную, объяснительную, прогностическую, конструктивно-техническую, мировоззренческую функции.
  3. Наука работает на уровне объективных открытий абсолютно нового знания, которое становится элементом культуры человечества.
  1. Включает основы ДП науки, т.е. ее закономерности, принципы, теории, технологии, т.е. содержит дидактически адаптированное содержание основ ДП как науки.
  2. Реализует обучающую, воспитательную, развивающую функции по отношению к обучающимся.
  3. При изучении дисциплины студент делает субъективное открытие – открытие нового для себя.

Дошкольная педагогика как наука и учебный предмет для изучения студентами представляют собой разные педагогические явления. В основе их различия лежат объем, сложность, объективная (субъективная) новизна педагогического знания, функции дошкольной педагогики как науки и учебной дисциплины.

Мы рассмотрели дошкольную педагогику как науку, выделили ее ведущие понятия и категории, раскрыли предмет, задачи, функции, теоретические основы дошкольной педагогики, связи с другими науками, соотнесли между собой педагогические явления – наука и учебный предмет.

Каталог:

unibook
Поделитесь с Вашими друзьями:

Диагностическое обследование детей 4- 5 лет

Для этого возраста также предлагаются игры для закрепления лексических тем с некоторым усложнением.

Знания о предметах ближайшего окружения

«Виды транспорта». Для ребёнка подбираются картинки с видами транспорта. В одном варианте ему нужно разделить его на специальный, пассажирский, грузовой; в другом – водный, наземный, воздушный.


Задание для детей 4-х лет на знание геометрических фигур

«Что из чего?». На столе предметы из разных материалов: пластмассовый мяч, деревянный и стеклянный стаканы, пластмассовый и деревянный кубики, деревянная ложка, стеклянный шар, пластмассовая ложка. Взрослый просит ребёнка разделить предметы на группы из стекла, пластмассы, дерева, рассказать о качестве материалов (твёрдый или мягкий, хрупкий или прочный, что ещё может быть изготовлено из этих материалов).

«Школа дорожного движения». Для этого возраста обязательно нужно проводить игры по ознакомлению с правилами дорожного движения. Полезно изготовить макет улицы, который подойдёт и для этой игры, дородные знаки лежат отдельно «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Сначала взрослый беседует:

  • Как называют людей, идущих по улице?
  • Где должны ходить пешеходы?
  • Где можно переходить улицу. Расставь недостающие знаки.
  • Что означают цвета светофора?


Карточки для знания причин пожара
«Причины пожара». Ребёнку предложены сюжетные картинки (ёлка украшена горящими свечами, у мальчика в руках спички, дети кормят глубей, рядом с сухими листьями разведён костёр и т. д.). Нужно выбрать ситуации, из-за которых может возникнуть пожар, и объяснить свой ответ.

«Кому что нужно». Для детей подготовлены иллюстрации людей разных профессий и игрушечные орудия труда. Взрослый просит положить орудия труда к нужным картинкам.

«Что загадано?». Заранее для дошкольников разложить 4-5 предметов одежды. Взрослый описывает вещь, но не называет её, нужно угадать, о чём идёт речь. Например, «Эта вещь длинная, красного цвета, тёплая, есть пояс, белые квадратные пуговицы, воротник. Что это?»

Знания об объектах и явлениях природы

«Детки с ветки». Заранее подготовить карточки с изображениями ели, сосны, берёзы, дуба, рябины и их плоды, для детей будет полезнее, если они будут настоящими – шишки, жёлудь, серёжка рябины, ягоды рябины. Ведущий интересуется, все ли деревья знакомы и просит к каждому дереву подобрать их «деток».

«Что хорошо, что плохо». Игра будет интересней, если будут принимать участие несколько детей. Нужно приготовить круглое игровое поле со стрелкой в середине, разделённое на сектора, в каждом изображение отрицательного и положительного поведения человека (кормление птиц, рыхление почвы, спиленное дерево, сорванный цветок и др. Дети по очереди крутят стрелку и поясняют выпавшее поведение.


Задание для детей 4-5 лет на внимательность

«Кто чем питается?». Для дошкольников подготовлены карточки с изображением животных и продуктов питания. Ведущий показывает карточку с изображением еды, а ребёнок – карточку с соответствующим животным (банан – обезьяна, орехи – белка, капуста – коза и т.д.).

Результаты диагностики познавательного развития также могут быть занесены в таблицу.

Знания и уменияКритерии оценки
Овощи и фрукты, способы ухода.
Название частей растения: корень, ствол (стебель), ветки, листья
Названия деревьев (5-7 видов)
Названия садовых цветов (5-6 видов)
Времена года
Зимующие и перелётные птицы (по 4-5 видов)
Домашние птицы, детёныши
Насекомые
Некоторые свойства воды, песка
Профессии (5-7 названий). Орудия труда
Владение обобщёнными понятиями: посуда, мебель, обувь, одежда, головные уборы.
Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный)
Семья. Имена членов семьи, их профессии, домашние обязанности.
Названия страны, столицы, узнавание символов государства.
Названия родного города (посёлка), улицы, достопримечательностей, 1-2 известных земляков.
Государственные праздники.
Некоторые рода войск, военной техники

Воображение

Упражнение №1 «Пантомима»

Цель: используется для развития воображения.

Возраст с 3 лет

Группа детей становится в круг. Инструкция: — Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в центр круга, и, с помощью пантомимы покажет какое либо действие. Например: представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, все изображаем только движениями. Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.

Упражнение №2«На что это похоже?»

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст с 4 лет

Стимульный материал: карточки с кляксами, «Морозными рисунками»

Ход проведения:

«Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри. Затем ты должен сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи». Далее демонстрируются карточки с изображениями.

Упражнение №3 «Внутренний мультфильм».

Цель: Диагностика и развитие творческого воображения.

Возраст с 5 лет

Оборудование: Текст рассказа.

Ход упражнения: «Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь — что смотришь мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься, и вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома ,и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок.»

Упражнение № 4 «Нарисуй своё настроение»

Цель: развитие творческого воображения

Возраст с 4лет и старше

Материалы: альбомный лист, краски, кисти.

Ход игры: перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно – грустное, весёлое, изобрази его на бумаге любым способом, как захочется.

Упражнение №5 «Неоконченный рассказ»

Цель: развивает творческое воображение.

Возраст с 5 лет и старше

Ход игры: подобрать произведение (отрывок) зачитать и дети его продолжат (досочиняют).

«Проделки белки»

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину орехов.

Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидомо…

Ребёнок не только довести рассказ (сюжет до конца, но и учесть название).

Диагностическое обследование детей 6-7 лет

Для выявления уровня познавательного развития дошкольников этого возраста задания могут проводиться в форме беседы, поскольку у детей уже есть некоторый багаж знаний, позволяющий не опираться на иллюстрации.


Занятие с ребенком 6-ти лет

Знания о национальной культуре

У старших дошкольников происходит начальное знакомство с историей и культурой России. Для развития познавательного интереса, расширения кругозора, воспитания патриотических чувств детей этого возраста необходимо водить в музеи, выставки, готовить развлечения познавательного характера.

«Одень куклу». Игру лучше будет проводить для двоих детей, тогда она будет иметь не только познавательный, но и соревновательный характер. Подготовить бумажных кукол (мальчика и девочку), изображения современной одежды и национального костюма (сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, кушак, кафтан, лапти). Детям нужно одеть кукол в национальные костюмы, выигрывает тот, кто это сделает быстро и правильно.


Тест в игровой форме на знание русского национального костюма

«Русские обычаи». Сюжетные картинки с изображением праздников, издавна отмечаемых на Руси (Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха и др.). Взрослый просит ребёнка назвать изображённые праздники вспомни народные праздники и рассказать о них, опираясь на вопросы:

  • Когда отмечают Рождество?
  • На какой праздник пекут блины?
  • Когда красят яйца?
  • Для чего сжигают чучело?

Изучение мотивации у детей старшего дошкольного возраста по М.Р. Гинзбургу

Эта методика появилась в 1988 году. А система оценок по этой методики была разработана Р.В. Овчаровой в 1993 году.

Цель: определить наличие мотивации к осуществлению познавательной деятельности.

Методика основана на принципе персонификации мотивов. Воспитаннику предлагается короткий рассказ, в котором все мотивы являются личностными позициями одного из персонажей.

После того, как ребенку прочитывается каждый абзац, дошкольник должен схематически выложить рисунок в соответствии с содержанием, что поможет ему запомнить историю.

Полученные результаты позволяют выявить мотивы ребенка:

  • учебный мотив: он относится к познавательной деятельности;
  • социальный мотив: он относится к пониманию общественной значимости учения;
  • отметка: ребенок хочет получить высокую оценку;
  • игровой: ребенок переносит учебную сферу в игровую;
  • позиционный: ребенок желает занять особое положение по отношению к окружению;
  • внешний: ребенок просто подчиняется указаниям взрослого человека.

Результаты исследования по первой методике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования готовности дошкольников к учебной деятельности на констатирующем этапе эксперимента

группавысокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
кол-во%кол-во%кол-во%
экспериментальная группа213,3213,31173,3
контрольная группа16,7426,71066,7

Согласно результатам, высоким уровнем готовности дошкольников к учебной деятельности обладает лишь один испытуемый в контрольной группе, что составляет 6,7 процентов от общего числа и два дошкольника экспериментальной группы (13,3%).

Эти дошкольники обладают достаточно большим запасом знаний, могут использовать эти знания для достижения поставленных ими задач, самостоятельно справляются с заданием, не нуждаются в дополнительных вопросах или помощи. У них есть все необходимые навыки, они умело их применяют.

Средним уровнем обладают 4 детей из контрольной группы, что составляет 26,7 процентов от общего числа. А в экспериментальной группе число таких детей – 2 (33,3 процента). достаточно хороший запас знаний, они применяют его, решая задачи.

Однако иногда они нуждаются в небольшой посторонней помощи, во вспомогательных вопросах. Если дошкольники стараются самостоятельно справиться с заданием, то они выполняют его не в полном объеме, который рекомендуется программой для их возраста. Дошкольники владеют определенными навыками, необходимыми для работы, используют их, но нуждаются в помощи.

Низким уровнем обладают 106 детей из контрольной группы, что составляет 66,7 процентов от общего числа. 11 человек из экспериментальной группы показали тот же результат (73,3 процента).

Эти дошкольники обладают представлениями о навыках и знаниях, которые предусмотрены программой для их возраста, но у них возникают трудности при их использовании на практике. Нуждаются в помощи педагога и во вспомогательных вопросах. Однако это не приносит положительного результата.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: