Проведение открытого занятия — волнующий момент в жизни педагога. Перед воспитателем, занимающимся с ребятами средней группы (4–5 лет) — маленькими «почемучками», стоят задачи сделать мероприятие запоминающимся и интересным для детей и при этом получить одобрение коллег и родителей воспитанников. Грамотно продуманная структура урока, подборка литературы, разработка упражнений, подготовка оборудования — такая тщательно выполненная работа позволит показать себя хорошим профессионалом и человеком, занимающимся любимым делом.
- 1.1 Виды открытых занятий в ДОУ
1.1.1 Примеры открытых занятий в средней группе с учётом возрастных особенностей воспитанников - 1.1.2 Видео: открытое занятие по социально-эмоциональному развитию в средней группе
- 2 Проведение открытого занятия в средней группе ДОУ
2.1 Таблица: план выступления педагога перед открытым занятием
- 2.2 Перечень тем открытых занятий для средней группы
- 2.3 Таблица: временной план открытого занятия в средней группе
- 2.4 Таблица: пример конспекта открытого занятия в средней группе
Подготовка открытого занятия в средней группе детского сада
Открытое занятие — это одна из форм методической работы учреждения образования. Педагог, проводящий такое занятие, демонстрирует своим коллегам какие-то новые идеи или технологии в образовательной сфере либо делится накопленным опытом, иллюстрируя его результатами, достигнутыми детьми. Это может быть и мероприятие для родителей воспитанников с целью ознакомления их с особенностями воспитательно-образовательного процесса в детском саду и успехами ребят.
Для дошкольников же это обычное занятие, которое входит в систему общего планирования работы группы и предназначено для выполнения определённых задач воспитательного и образовательного характера. Дети приходят на урок без какой-либо специальной подготовки и предварительных «репетиций». Воспитанники средней группы уже многое знают и умеют, у них активно развивается речь, интеллектуальные способности и эмоционально-волевая сфера, наблюдаются позитивные изменения в развитии моторики, проявляется самостоятельность. При проведении открытого занятия педагогу следует учитывать высокую мыслительную активность дошкольников данного возраста.
Открытое занятие по своему содержанию и темпу деятельности не должно отличаться от обычного
Пятилетних «почемучек» интересуют причинно-следственные связи в разных сферах жизни, их увлекает профессиональная деятельность взрослых, у них начинает складываться представление о различных сторонах окружающего мира.
Виды открытых занятий в ДОУ
По своим целям открытые занятия в средней группе могут быть разных видов:
- Открытое занятие как часть деятельности МО учреждений образования. Может проводиться для подготовки молодых специалистов или в качестве обмена опытом между коллегами.
- Занятие для аттестационной комиссии перед сдачей экзамена на более высокую квалификационную категорию.
- Занятие в рамках участия в профессиональном конкурсе.
- Открытый просмотр для родителей воспитанников.
Открытое занятие для коллег или аттестационной комиссии должно показать что-то новое в процессе преподавания. Это может быть новая технология ведения урока или новый приём в преподнесении материала, подборке заданий, мотивации детей, организации рабочего места и т. д.
Открытое занятие отличается от обычного наличием методической цели, отражающей то, что педагог хочет продемонстрировать присутствующим наблюдателям.
Примеры открытых занятий в средней группе с учётом возрастных особенностей воспитанников
Открытые занятия в средней группе могут проводиться в рамках различных предметных областей и с использованием различного оборудования:
- Использование компьютерных технологий. Интерактивная доска, компьютер значительно расширяют возможности наглядных методов обучения, которые в этом возрасте являются основными в силу преобладания у детей наглядно-образного мышления. ИКТ позволяют представить объект изучения в более целостном и красочном виде. Дошкольников не может не привлечь яркость и выразительность демонстрируемого мультимедийного материала. Следует учитывать, что применение большого экрана уменьшает нагрузку на зрение дошкольников, что особенно важно, так как хрусталик глаза детей находится в стадии формирования. Всё перечисленное говорит в пользу проведения занятий с применением компьютерной техники. Киреева Светлана «Конспект занятия с использованием ИКТ «Здравствуй, ёжик!».
- Звонарева Елена «Конспект открытого занятия с воспитанниками средней группы с использованием ИКТ и ЭОР».
- Молявчикова Ольга «Тыква для Золушки».
Рисование может выступать отдельным этапом открытого занятия
- Яшкузина Евгения «Мы Весну спасать пойдём».
- Васильева Елена «Будь здоров!».
- Кабина Валентина «Учимся дружить».
- Андрианова Ольга «Интересное путешествие».
- Афанасьева Любовь «В гости к воде!».
- Открытое занятие психолога с элементами сказкотерапии «Настроение моего дня».
- Городничева Нина «Открытое занятие по социализации «Научим Шапокляк дружить».
- Шабан Екатерина «Открытое занятие по плаванию».
Открытое занятие по плаванию потребует от педагога тщательной подготовки
Занятия по плаванию проводятся только в тех детских учреждениях, где есть бассейн, соответствующий санитарным нормам.
Видео: открытое занятие по социально-эмоциональному развитию в средней группе
Таблица: как подготовить открытое занятие
Автор | Капустянская Л. В., методист, г. Павловск |
Этапы подготовки |
|
Как мотивировать детей на активную работу в ходе занятия
Открытое занятие имеет большое значение для профессиональной карьеры педагога. Воспитатель должен приложить усилия, чтобы произвести положительное впечатление на гостей. Главное на любом уроке — это дети, и нужно сделать так, чтобы они с удовольствием принимали участие в этом мероприятии, несмотря на присутствие незнакомых людей.
Занятие следует начинать с создания положительного настроя дошкольников
Что можно рекомендовать:
- В центре внимания всегда находится воспитатель. Именно он создаёт атмосферу на занятии. Нужно настроиться на хорошее настроение и уверенность в своих силах, дети это обязательно почувствуют. При выполнении упражнений дошкольники должны чувствовать вашу поддержку. Фраза «У нас всё получится!» должна стать девизом занятия.
- Использовать приёмы, хорошо зарекомендовавшие себя при работе с детьми для повышения их познавательной активности: Использование сказочного героя. Воспитатель показывает игрушку или изображение сказочного персонажа и рассказывает в какую беду он попал, какая ему необходима помощь.
Дошкольники с радостью откликаются на просьбы сказочных персонажей
- Организация игры. Можно использовать игры-путешествия в волшебную страну или организовать сюжетно-ролевую игру (например, «Лесная школа», дети становятся учениками такой школы и изучают правила поведения в лесу).
Существует большой выбор настольно-печатных развивающих и обучающих игр, играть в которые можно всей группой или дать индивидуальное задание.
- Помощь педагогу. Воспитатель обращается за помощью детям. Например: «Скоро Новый год. Помогите украсить нашу группу к празднику».
- Роль учителя переадресуется детям. Воспитатель просит детей научить его какому-то делу. «Ребята, кукла Света пойдёт на прогулку в парк, научите меня, как её нужно одеть, что положить в рюкзачок».
- Самостоятельное изготовление предметов, поделок для своей семьи. Воспитатель показывает изготовленную из цветной бумаги ёлочную игрушку. «Ребята, мы сегодня делаем такие украшения. А когда сделаете, свою игрушку вы можете забрать себе и нарядить ёлку дома».
- Элемент соревнования. «Кто первый расскажет, что ему понравилось на экскурсии», — задавая такой вопрос, воспитатель создаёт ситуацию соревнования между детьми.
- Использование наглядных пособий: картинок, плакатов, иллюстраций. Опора на зрительный образ помогает детям в повторении материала или усвоении нового, красочно оформленные задания создают положительный эмоциональный настрой. Поэтому метод наглядности необходимо использовать постоянно.
- Применение средств ИКТ. Показ презентации по теме урока, просмотр видеоматериала о работе группы или любимого мультфильма, использование интерактивной доски — всё это привлечёт внимание детей яркостью образов и необычностью.
Проведение открытого занятия в средней группе ДОУ
При организации такого занятия нужно учитывать, что нахождение на уроке незнакомых взрослых может отвлекать дошкольников, создавать ненужную нервозность. Желательно заранее подготовить места для гостей так, чтобы они не находились в поле зрения дошкольников. Количество присутствующих не должно быть слишком большим.
Чтобы для воспитанников это не было неожиданным, воспитатель за день-два предупреждает ребят, что к ним на занятие придут гости, они хотят познакомиться с ребятами и научиться у них играть. Если проводится открытый просмотр для родителей, можно сказать, что мамам и папам очень интересно, чем занимаются ребята в детском саду, поэтому они придут посмотреть на занятие.
Открытое занятие не следует репетировать, но предупредить о нём детей стоит
Спокойный тон педагога, уверенность в своих силах и доброжелательное отношение к детям помогут ребятам воспринять ситуацию без лишнего волнения.
Непосредственно перед началом урока с детьми воспитатель предоставляет гостям план будущего занятия, цели его проведения и даёт характеристику группы.
Таблица: план выступления педагога перед открытым занятием
Пункт характеристики | Содержание |
Характеристика группы |
|
Характеристика проекта предстоящего занятия |
|
Обоснование проекта предстоящего занятия |
|
Проспект открытого занятия |
|
Перечень тем открытых занятий для средней группы
Тему открытого занятия и методы его организации, воспитатель выбирает в соответствии с планированием работы и опираясь на методические материалы и оборудование, которыми он может воспользоваться. По объёму изучаемого материала это должно быть обычное занятие. Не нужно выходить за рамки программы обучения.
Для проведения открытого занятия педагог выбирает тему, в которой он компетентен и может поделиться своими наработками
Список тем, которые можно использовать для проведения открытого занятия в средней группе ДОУ:
- Экологическая направленность: «Воздух», «Вода и её охрана», «Природа», «Знакомство с кроликом».
- Здоровый образ жизни: «Чем полезны овощи и фрукты», «Если хочешь быть здоров — закаляйся!», «О пользе витаминов».
- Безопасное поведение: «Повторим правила дорожного движения», «Электробезопасность дома».
- Нравственно-эстетическое воспитание: «Урок доброты», «Книжкина неделя», «Мисс вежливость».
- Использование известных сказок, например «Красная шапочка» или «Колобок», для проведения урока по математике, обучения грамоте.
- Социализация дошкольников: «Труд взрослых», «День отца», «Моя семья».
Таблица: временной план открытого занятия в средней группе
Этап | Описание | Планируемое время (в минутах) |
Организационный | Организация детей для проведения занятия. | 2–3 |
Вводный | Объявление темы, мотивация для участия в работе, при необходимости упражнения для разминки. | 5–10 |
Основной | Упражнения для повторения пройденного материала, изучение и закрепление нового. Физкультминутка. | 30–35 |
Заключительный | Поощрение детей, релаксация. | 4–5 |
Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Открытое занятие «Путешествие в волшебную страну Цветалию» в средней группе Открытое занятие в средней группе «Путешествие в волшебную страну Цветалию»
Цели: Обучающие: -Выявить уровень знаний детей. -Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обратных слов; — к обобщающему слову подбирать…
Открытое занятие по рисованию с использованием нетрадиционных техник «Золотая осень» в средней группе Открытое занятие по рисованию с использованием нетрадиционных техник в средней группе «Золотая осень»
Программное содержание: познакомить детей с новой техникой рисования – печати листьями, закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию,…