Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей первой младшей группы

В младших классах особое внимание уделяют развитию у детей мелкой моторики, фантазии, мышления. Гимнастика для пальчиков в начальной школе помогает рукам стать послушными, что необходимо для выполнения точных движений в изобразительном искусстве, письме. Повторяя движения учительницы, ученики приводят в активность моторику, вырабатывают умение концентрироваться, управлять движениями. Перед тем как приступить к занятиям, которые родители легко могут провести даже дома с ребенком 7-8 лет, рекомендуется изучить все особенности и правила увлекательных уроков.

Пальчиковая гимнастика для начальных классов

Пальчиковые игры, которые так нравятся детям 7-8 лет – занятие, позволяющее значительно повысить навыки. Учеными было установлено, что движения рук напрямую связаны с корой головного мозга, что способствует развитию.

В начальной школе пальчиковые занятия – обязательное условие, которое позволяет детям отдохнуть от непривычной нагрузки, получить заряд энергии, расслабиться. Есть немало упражнений, которые дополняются веселыми стишками, даже песенками, имеющими определенное значение – способствуют развитию речи, чувства ритма, словарного запаса.

Несмотря на пользу упражнений для пальцев, злоупотреблять интересными играми также не стоит. Длительность одного занятия не должна превышать четверть часа, причем лучше начинать с непродолжительных уроков – всего по нескольку минут.

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.

Картотека игр по ОБЖ для старшей и подготовительной групп по ФГОС

Обратите внимание! Специалист подбирает упражнения исходя из возраста и уровня развития группы.

Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.

В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.

4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).

В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.

Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений.

К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.

Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:

  • 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
  • 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».

Для чего нужна

Основная цель пальчиковых упражнений – развитие мелкой моторики. При регулярных занятиях польза для детей несомненная, ведь одновременно улучшаются:

  • точность и ловкость;
  • фантазия, мышление;
  • память, речь;
  • концентрация внимания;
  • творческие способности.

Упражнения во 2 классе также позволяют ученикам отдохнуть от продолжительного рисования, письма. Простые движения рук снимают усталость мышечной ткани, предотвращают спазмы пальчиков, что нередко случается у детей, руки которых не привыкли к продолжительным нагрузкам.

Разработка проекта «Пальчиковые игры» в детском саду

Проектная деятельность в образовательном учреждении предполагает углублённое исследование какой-либо темы или методики. Проект должен быть инновационным — направленным на получение новой информации, быть полезным участникам проекта (детям), руководителю (воспитателю) и его коллегам.

Пальчиковая гимнастика — широкая тема. Для разработки проекта рекомендуется взять одно из направлений развивающей методики. Примеры тем для проектов по пальчиковой гимнастике в детском саду:

  • «Русские народные пальчиковые игры»;
  • «Английские пальчиковые игры» (для кружка иностранного языка в старшей и подготовительной группах);
  • «Су-джок массаж в пальчиковой гимнастике»;
  • «Сопряжённая гимнастика в логопедической группе» (для детей с речевыми нарушениями);
  • «Пальчиковые упражнения и подготовка к обучению письму»;
  • «Пальчиковые игры как средство раннего развития детей»;
  • «Пальчиковый театр: сказки на кончиках пальцев»;
  • «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика: игры с инвентарём из бросового материала».

В рамках проектной деятельности осуществляется практические занятия: ребята занимаются пальчиковой гимнастикой

Педагог подробно описывает методическую основу проектной деятельности, прилагает план работы. В течение реализации проекта фиксирует результаты выполнения упражнений, успехи воспитанников. Рекомендуется делать фотографии и видеозаписи занятий и досуговых мероприятий в рамках проекта.

Проект по пальчиковым играм раскрывается в теоретическом и практическом видах работы

В документальном сопровождении проекта фиксируются:

  1. Тема проекта, сроки проведения, участники.
  2. Проблема и её актуальность.
  3. Цели и задачи.
  4. Теоретическая база:
      методические статьи и монографии по теме;
  5. ссылки на практические исследования;
  6. опыт коллег.
  7. Перспективный план освоения пальчиковых игр.
  8. График и содержание консультаций/мастер-классов для родителей.
  9. Конспект отчётного мероприятия.
  10. Приложения (дополняются по мере реализации проекта): результаты мониторингов, отчёты об открытых занятиях и т. д.

Реализация проекта по пальчиковым играм подразумевает обязательное привлечение родителей к работе с детьми в заданном направлении

Отчётное мероприятие по проекту имеет форму открытого занятия или досуга. Совместно с музыкальным руководителем воспитатель может подготовить праздник пальчиковых игр. Или это будет спектакль в пальчиковом театре. В качестве гостей приглашаются родители, методисты, коллеги, молодые специалисты и студенты педагогических колледжей/вузов.

В качестве отчётного мероприятия ребята могут подготовить спектакль в пальчиковом театре

Таблица: фрагмент проекта «Сопряжённая гимнастика, или Театр пальчиков и языка»

АвторСимонова С., воспитатель МБДОУ Д/с №16 «Радуга», г. Петровск, Саратовская обл.
НовизнаРазработаны, усовершенствованы и скомбинированы нетрадиционные формы проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики с использованием игровых технологий и наглядных средств на занятиях с дошкольниками.
ЦельПовысить речевую активность детей.
Участники
  • Воспитатели,
  • дети,
  • родители.
Сроки реализации проекта1 год.
Этапы реализации
  1. Самомассаж рук. Лёгкое растирание подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони на одной руке, затем на другой.
  2. Растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки.
  3. Движения кистями рук, сначала одной, потом другой, затем двумя руками одновременно: катание, перебрасывание из рук в руки, подбрасывание на разную высоту теннисного мячика; сжимание резиновых игрушек. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.
  • Пальчиковая гимнастика. Изучение пальчиковых игр («Моя семья», «Сорока» и др.) и создание пальчиковых игрушек. Пальчиковые игры помогают ребёнку научиться свободно владеть своими не всегда послушными пальчиками, развивают координацию движений. Попутно малыш запоминает небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширяются представления ребёнка об окружающем мире, пополняется словарный запас. Пальчиковые игры улучшают внимание и память, помогают выработать терпение и усидчивость, развивают творческие способности и фантазию малыша.
  • Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка.
    • «Лиса» (текст, произносит взрослый): Уж как шла лиса по тропке, Нашла грамоту на топке. (Дети пальцами «пробегаются» от плеча до кончиков пальцев правой руки, язык выполняет движения вверх-вниз) Она села на пенёк (Сжимают кулаки, один кулак ставят на другой, широкий передний край языка кладут на нижнюю губу и удерживают его в таком положении). И читала весь денёк. (Ладони разворачивают от груди).
    • Мамочка, мама! Милая моя. Мамочка, мама! Я люблю тебя. (Ладони прижимают одну к другой, на каждый слог пальцы поочерёдно смыкают и размыкают, поочерёдно растягивают губы в улыбке и смыкают трубочкой). <�…>
Выводы
  • У детей улучшилась координация артикуляционного аппарата.
  • Усовершенствовалась общая координация движений.
  • Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-soprjazhenaja-gimnastika-ili-teatr-palchikov-i-jazyka.html

Упражнения

Учителя должны помнить – начинать лучше с одного-двух упражнений, позволяя ребенку усвоить особенности каждого движения. Рекомендуется проводить занятия до урока и после.

«Колечко»

Движения пальчиками позволяют расслабиться уставшим мышцам, отдохнуть, способствуют улучшению моторики.

Пошаговое проведение упражнения:

  1. Соединять вместе большой пальчик с другими.
  2. Обязательно проследить, чтобы образовывались ровные «колечки».
  3. Провести упражнение поочередно на одной и другой руке.
  4. Одновременно соединять пальцы на двух руках.

Во время занятия можно произносить любую считалочку – это способствует развитию ритма у ребенка.

«Кулачок, ладошка, ребро»

Еще один комплекс гимнастических движений, способствующий развитию ученика младшего класса.

Проведение:

  1. Сжать кулачки, легонько постучать по поверхности парты.
  2. Разжать кулаки, постучать по парте ребром ладошки.
  3. Сменить положение руки, осуществить постукивание по поверхности ладонями.

Не рекомендуется делать резкие рывки – пользу принесут расслабляющие плавные движения рук.

«Нолики и крестики»

Можно превратить простое занятие в увлекательную игру для детей. Главное – усвоить, что нолик – это скрещенные пальчики (средний с указательным пальцем). Нолик – соединенные подушечки больших и безымянных пальцев.

Теперь детям остается следить за командами учителя и воспроизводить нужные фигуры. Можно даже устроить соревнования – кто первым отреагирует и изобразит крестик или нолик. Со временем усложнить упражнение – чередовать безымянный и средний пальчики, начинать с движений левой или правой руки, заканчивать – одновременно двумя.

«Рыбки»

Сложить вместе ладошки – это юркая «рыбка», которая двигается по команде учителя. Кистями рук делать движения вверх-вниз, вперед и возвращаться в исходное положение. Можно одновременно делать наклоны, повороты в разные стороны, ведь рыбки не двигаются в одном направлении.

Легкая разминка

Завершить комплекс упражнений рекомендуется легкой разминкой. Дети могут поиграть в «ладушки», поочередно сжимать и разжимать пальчики, держа руки на весу, просто потрясти кистями, изображая веер.

Пальчиковая гимнастика для младших школьников

Пальчиковая гимнастика для младших школьников Ни для кого уже не является секретом, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук, а именно мелкой моторики. Однако, пальчиковая гимнастика не утрачивает своей актуальности и для детей 6-7 лет. Дело в том, что даже просто правильно держать ручку весьма нелегко. Не говоря уже о том, чтобы выводить различные крючки и палочки. Итак, развиваем речь, память и внимание у самых маленьких школьников. Предложенные далее упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма.

! Заниматься с ребенком нужно каждый день в любое время, но не перед сном. Все упражнения выполняйте энергично, иначе тренировка не принесет никакого эффекта.

1. «Кольца» Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать. 2. «Рожки» Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать «рожки»). Повторите эти фигуры по 3 раза каждой рукой.

3. «Кулак-ребро-ладонь» Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

4. «Крестики-нолики» Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

5. «Зеркальное рисование» Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

6. «Ухо-нос» Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

7. «Рыбка» Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

8. «Змейка» Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

9. «Замок» Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения ребёнка совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», чтобы ребёнок мог продемонстрировать, как широко он открыл замочек. Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», ритмично произносить: — На двери висит замок, — Кто его открыть бы смог? — Постучали, постучали, (не расцепляя пальцы, постучать друг об друга основаниями ладоней), — Покрутили, покружили (не расцепляя пальцы, одну руку тянуть к себе, другую от себя, попеременно меняя их), — Потянули, потянули (тянуть ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью), — И открыли! (резко расцепить пальцы, широко развести руки в стороны).

10. «Восьмерки» Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

11. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).

12. Ладони сомкнуть перед грудью. Левая ладошка скользит вверх, пальцы левой руки обхватывают пальцы правой и крепко их сжимают. То же самое нужно сделать правой рукой. Повторить 20 раз.

13. Крепко сжать обе руки в кулачки, а потом с силой растопырить пальцы в стороны. Повторить 10 раз.

14. Положить ладони на стол и барабанить пальчиками по столу. Пусть ребенок представит, будто играет на пианино. Теперь нужно по 5 раз стукнуть каждым пальчиком по столу. Ребенок должен научиться управлять каждым пальчиком по отдельности.

15. Легко сжать обе руки в кулачки и медленно вращать кистями. Затем встряхнуть кистями. Повторять по 8 раз в каждую сторону.

16. Массировать каждый пальчик от ногтевой фаланги вниз по пальчику и по ладони вдоль косточек. Если ребенку трудно и у него быстро устают руки, помогите сделать это упражнение своему малышу. Массируйте ручки в течение 1-2 минут.

17. Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь кончика носа указательным пальцем правой руки, затем левой. Повторите упражнение 10 раз, после встряхните руками.

18. Встаньте, закройте глаза, разведите руки в стороны. Коснитесь правой рукой мочки левого уха (рука перед лицом), затем еще раз коснитесь мочки левого уха правой рукой (рука за головой). Проделайте то же самое левой рукой. Повторите упражнение 10 раз в каждую сторону, после встряхните руками.

19. Карандаш лучше дать ребёнку карандаш с гранями

Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

20. Помощник насыпать на стол разной крупы — пусть ребёнок попытается определить не глядя и назвать зернышки

Я крупу перебираю, Мамочке помочь хочу Я с закрытыми глазами, Рис от гречки отличу.

21. Орехи взять 2 грецких ореха или похожих по размеру шарика

Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.

Конец формы

Советы

Есть несколько полезных советов, которые позволят извлечь из занятий максимальную пользу и избежать нежелательных ошибок. Обязательно в каждом уроке учитывать такие требования и рекомендации:

  • перед уроком убедиться в том, что руки ребенка теплые, при необходимости провести разминку – тереть ладошки, разгибать или сгибать пальчики;
  • если упражнения сочетаются со стихотворным текстом, торопиться с чтением не стоит – слова произносить в медленном темпе;
  • после усвоения темпа начать постепенное ускорение;
  • с обновлением репертуара лучше не спешить – достаточно и 3-5 разных игр;
  • если ребенок устал, сразу прекратить урок.

Еще одно важное правило – выбирать игры, в которых требуется участие мизинцев, обычно уступающих по подвижности другим пальчикам.

Пальчиковая разминка – полезные и увлекательные занятия для детей, которые позволяют добиться положительных результатов в развитии многих навыков. Главное – не заставлять ребенка – если по какой-либо причине он отказывается повторять упражнение, лучше на некоторое время отказаться от уроков. В противном случае желание продолжать у школьника быстро исчезнет, и полезные занятия станут для него неприятной обузой и лишней тратой времени.

Зимой

Снег пушистый лег на ветки. (изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их, пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева)

И гулять бегут все детки. (указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки
)
Лепят бабу под окном, (делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим
)
Дружно катят снежный ком. (соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»
)
Лыжи, (скользить по столу ладонями вперед-назад
)
Санки (ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад
)
И коньки (ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе
)
Мчатся наперегонки.


Источник: instagram @undeuxtroismag

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]