Проект по развитию речи у детей первой младшей группы при помощи фольклора

Речь — неотъемлемая часть жизни не только взрослого, но и ребенка. По мере освоения речи у детей происходят изменения в коре головного мозга, улучшается память и меняется мышление. Естественным периодом формирования речи являются жизни малыша первые три года.

Именно это время — самое благоприятное для освоения родного языка. От многих факторов зависит, насколько быстро детсадовец освоит речь. Для удобства можно выделить две группы факторов: биологическую и социальную. К первой группе относится физическое здоровье и наследственность. А ко второй окружение, в котором растет и развивается детсадовец.

Развитие речи у детей

Особенности развития речи детей раннего возраста

Каждый малыш для освоения речи должен пройти несколько этапов

Естественные периоды формирования речи малыша

Первый — этап подготовки к словесной речи. Он приходится на возраст до года.

Второй — освоение основ языка, четкое произношение звуков. Один из самых коротких периодов, заканчивается примерно в три года.

Третий — ежедневная практика разговорной речи и правильное построение предложений. Этот этап затрагивает детей от трех лет и до шести.

Четвертый — освоение письменной речи.

Теперь необходимо рассмотреть подробно первый и второй этапы, которые включают в себя подгруппы в зависимости от возраста ребенка.

Важно! Все дети с рождения имеют потребность и способность подражать речи взрослых, которую они постоянно слышат. Поэтому в течение первых трех лет в развитии происходят большие изменения.

С рождение и до двух месяцев — единственный способ коммуникации с окружающим миром является крик. Он кричит, когда голоден, ему жарко или щипает памперс. Также он зовет маму или других взрослых, если их нет поблизости.

В возрасте от двух и до трех месяцев дети начинают «гулить». У них непроизвольно в процессе движения голосовых связок возникают звуки, похожие на «а», «ы», «у», «г». Учатся реагировать на собственное имя и имена близких.

В три — шесть месяцев дети начинают лепетать, повторяя интонацию матери либо отца. Откликаются на собственное имя. Улыбаются, когда с ними говорят. Начинает нравиться внимание.

К шести месяцам у малыша появляются произношение осознанных звуков и слогов. Например, «ма», «ба», «ля», «да». В это время стоит повторять звуки, которые он издает, ему будет не только приятно, что на него обращают внимание. Но и появится понимание, как надо говорить.

С семи до девяти месяцев речь становится более оформленная, появляются комбинации слогов. «Ма-ма», «ба-ба», «па-па», «де-да», «ля-ля». Также дети начинают говорить с интонацией: радостная, просящая, недовольная.

В районе между одиннадцатью и тринадцатью месяцами дети продолжат осваивать звукоподражание. Например, машина едет — «жжж», собачка гавкает — «гав-гав». К тому же начинают слушать и понимать. Слова «нет», «давай», «положи», «нельзя» подкрепляются действиями.

К году — формируется активный (используется ежедневно, 10-15 слов) и пассивный (понимание, но в речи не используется, 30-50 слов) словари. Появляется интерес к книгам, желание и интерес слушать длинные сказки. Активно использует жестикуляцию. Машет на «пока-пока», кивает головой, подразумевая согласие.

Важно! В полутора годам — активно подражает речи родителей, благодаря этому увеличивается словарный запас. Дети показывают части тела и знают их названия: голова, рука, нога. В речи малышей наряду с существительными появляются глаголы, характеризующие требования и действия.

К двум годам — пытается строить предложения, не всегда верно. На этом этапе важно поддерживать и направлять его в нужную сторону. Он уже знает более 150 слов, которые часто использует сам и слышит от взрослых. Читать сказки, если нет возможности, то включать аудио сказки, чтобы развивать воображение.

В три года с легкостью составляет простые предложения. Рассказывает выученные стишки, пересказывает сюжет полюбившихся рассказов. Правильно показывает цвета, понимает размеры предмета, может сравнивать вещи и события.

Этапы речевого развития

Таблица последовательности появления в речи ребёнка звуков родного языка.

Последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка зависит не от частоты повторения их взрослыми. А от того, какие произносить легко. Такие звуки связаны с физиологическими особенностями развития.

  • Губные звуки появляются с помощью сосательного рефлекса. «Б», «п», «ф», «м», «в».
  • Небные, заднеязычные связаны с лежанием на спине. «Г», «к», «х».
  • Мягкие пары из-за того, что язык больше ротовой полости. «Сь», «зь», «нь».

Важно! Дети осваивают новые звуки не сразу, а с помощью переходных звуков. Например, «б» — «бь» — «п», «г» -«гь»-«к».

Последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка, таблица для детей от года и до 5 лет

Примерный план для консультации родителей по развитию речи в первой младшей группе

Семья оказывает самое значительное влияние на ребенка. Поэтому очень важно, чтобы родственники и педагог сотрудничали, воспитывая детсадовца.

Важно! Родители при помощи педагога должны повысить свою компетентность в развитии ребенка. План, составленный относительно федерального стандарта.

Сентябрь.

  1. Знакомство родителей между собой и воспитателем на собрании. Основная тема — «Особенности двух- и трехлетних детей».
  2. Наглядная агитация для родителей.
  3. День открытых дверей — «Мы теперь не малыши!».

Октябрь.

  1. Совместная работа семей над созданием альбомов об их жизни.
  2. Консультация и анкетирование на тему занятий в саду.
  3. Соревнования на открытом воздухе.

Ноябрь.

  1. Праздник в честь матерей. Изготовлением им подарков.
  2. Памятка «Игры для развития мелкой моторики».
  3. Составление схемы — «Распорядок дня».

Декабрь.

  1. Создание новогоднего альбома.
  2. Подделки для всей семьи.
  3. Праздник «Новый год».

Январь.

  1. Конкурс между родителями на создание костюма на тему русской народной сказки «Теремок»
  2. Создание папок-передвижок на тему «Польза чтения».
  3. День открытых дверей.

Февраль.

  1. Собрание на тему «Истерики и капризы — что делать?».
  2. Брошюра — «Становление ребенка личностью».

Март.

  1. Оформления комнаты к предстоящим праздникам.
  2. Фотовыставка ” Наши души — наши руки«.

Апрель.

  1. Выставка рисунков детей.
  2. Беседа «Рисунок как отражение внутреннего мира».

Май.

  1. Родительское собрание, подведение итогов года.
  2. Утренник «Наш любимый детский сад».

Как сформировать правильное произношение звуков речи у детей

Родители должны понимать и нести ответственность за всестороннее развитие ребенка. Важно, чтобы с самого начала своей жизни старался правильно произносить звуки, которые являются основой речи. Для этого ему необходимо слышать четкую, грамотную речь окружающих.

Стоит уделять время на заучивание и произношение скороговорок, стишков, чистоговорок. Дошкольник должен четко произносить и дифференцировать звуки языка. Его речь должны понимать не только папа с мамой, но и чужие люди.

Важно! При дефектах речи (искажениях) стоит обратиться к логопеду, который выяснит причину проблемы и устранит ее. Правильное произношение звуков речи должно быть сформировано у детей до шести лет.

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста

Речь ребенка напрямую связана с моторикой пальцев, которые соединены с корой головного мозга. Поэтому дети начинают говорить, когда движение их пальчиков становятся точными. Благодаря пальчиковой гимнастике развивается воображение, концентрация внимания, улучшение произношения звуков.

Связь между родителями и детьми крепнет. Пальчиковые игры можно поделить на три группы: статические и динамические упражнения для пальцев, занятия для кистей. Начиная с полутора лет, можно активно играть в «Ладушки», «Сорока-белобока…», «Идет коза рогатая», постепенно увеличивая сложность игр.

Малые фольклорные жанры — эффективное средство развития речи дошкольника.

К малым фольклорным жанрам относятся заклички, загадки, потешки, пестушки, приговорки, колыбельные песни. Активное применение таких фольклорных форма способствует развитие речи, пополнение словарного запаса, яркого воображения. Они бывают на различные темы, которые способствуют лучшему запоминанию материала.

Важно! Занятия с детьми эффективнее, когда проводятся в коллективе. Потому что ребенку интересно со сверстниками, он равняется на старших. Стоит отдавать ребенка в детский сад, где с ним будет работать не только воспитатель, но и логопед. Ведь речь в первую очередь необходима для социализации.

Читаем по теме: Литвинова О. Е. «О речевом развитии детей раннего возраста»

Книга для родителей трехлеток и воспитателей дошкольных образовательных объектов. В ней можно найти не только теоретическую часть, но и НОД, составленный по всем федеральным требованиям. Основной упор делается на развитие врожденных талантов детей, поощрение их способностей.

Формирование базы разговорной речи охватывает первые годы жизни. Речевые зоны полностью сформированы к трем годам. За это время он учится говорить, начиная с примитивных звуков и заканчивая осознанным говором. Поэтому важно отслеживать своевременные успехи малышей. Иначе трудно будет наверстать упущенное.

Проект во второй младшей группе «Колобок»

татьяна голубева

Проект во второй младшей группе «Колобок»

Проект по русской народной сказке «Колобок»

Продолжительность: 2-3 недели.

Тип проекта: творческий, групповой, игровой.

1 этап. Целеполагание.

Участники проекта: Воспитатель группы, родители, дети 2 мл. группы.

Цель: развивать речевую активность детей путём использования малых фольклорных форм.

Актуальность для родителей. Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности детей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия)

.

Актуальность для детей. Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного характера, еще и познавательный, исследовательский и творческие элементы,ведь они: развивают слух и произношение, формируют понятия «добро»

и
«зло»
, способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас

Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели иллюстрации, а также, если в сказку поиграли.

Цели для родителей: Создание условий для положительного взаимодействия взрослых и детей, развитие взаимопонимания, творческого сотрудничества.

Цели для детей: Создание условий для развития устойчивого интереса к сказке, развитие познавательной активности.

Задачи: способствовать развитию речи ребёнка, познакомить детей с фольклорным произведением о колобке, продолжать учить детей слушать речь воспитателя, вникать в смысл сказки, стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы и произведения, расширять представления о диких животных, побуждать выполнять движения под музыку, подпевать песни, внимательно слушать музыкальные произведения, формировать у детей интерес к художественному творчеству, развивать познавательные способности, восприятие детей, обогащать двигательный опыт через подвижные игры, развивать эмоциональный отклик на любимое произведение, моторику рук, творческие способности, воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к животным.

Задачи для педагога: составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности, вовлечь родителей в реализацию проекта.

Задачи для родителей:

• Приобщать современных родителей к чтению сказок детям.

• Расширять понимания нравственного смысла сказки «Колобок»

.

• Обогащать знания родителей о способах взаимодействия с детьми и ДОУ.

• создание мини-музея в группе, показ спектакля по сказке детям.

Задачи для детей:

Образовательные:

• создавать необходимые условия для знакомства с миром сказок

• расширять кругозор, словарный запас, знания о нормах и правилах поведения и безопасности;

2 этап: Разработка проекта.

Итоговое мероприятие: драматизация сказки «Колобок»

родители-детям.

Продукт проекта: создание мини-музея в группе «колобок»

, создание масочного театра, фотоотчет о проведении
проекта.
Ожидаемый результат проекта:

Родители творчески подходят к вопросам воспитания детей;

У детей формируется интерес к сказкам, они бережно относятся к книгам. повысилась речевая активность у детей, дети знают произведение, говорят фразы из сказки, разучили пальчиковую гимнастику по сказке, узнали как выращивают хлеб, что можно испечь из муки, способствовали воспитанию бережного отношения к хлебу. Получили необходимые знания о диких животных; педагог усовершенствовал технику проектной деятельности; родители участвуют в образовательной деятельности детей в детском саду.

3 этап. Выполнение проекта.

План реализации проекта.

Образовательные области Виды детской деятельности

Физическая культура Подвижные игры: «Зайка беленький сидит…»

,
«Догони лису»
,
«Перепрыгни через ручеёк в лесу»
.

Движения: попрыгать, как зайки, походить, как медведь.

Здоровье Беседа «Полезные овощи для зайки»

,
«Витамины я люблю»
,
«Научим Мишку чистить зубы»
.

Безопасность Беседа-игра «выкупаем колобка»

.

Социализация Дидактические игры: «Чудесный мешочек»

(овощи для зверят,
«Кто ушёл?»
(герои из сказки,

Сюжетно-ролевая игры «печем баранки для лисички»

.

Труд Подмести тропинку от листьев для Колобка.

Познание Непосредственно-образовательная область:

Познание: «как хлеб растет»

,
«Животные леса»
,конструирование:
«Построим дом для колобка»
,
«Загородка вокруг дома для дедушки и бабушки»
.

Коммуникация Пальчиковые игры «колобок»

Игра-драмматизация настольный театр «колобок»

.

Чтение художественной литературы Загадывание загадок о животных из сказки, чтение сказок «Колобок»

, стихотворений о животных.

Художественное творчество Лепка: «Колобок»

.

Раскрашивание «колобок»

Музыка Игра с использованием музыкальных инструментов «покажи героя»

Работа с родителями:

— предложить родителям создать мини-музей по сказке колобок, выполнив объемный персонаж в разной технике.

— предложить родителям сыграть для детей сказку колобок с использованием масочного театра.

— консультация для родителей «роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

— информационный лист «что читать детям 3 лет»

.

Проект по русской народной сказке «Колобок»

Продолжительность: 2-3 недели.

Тип проекта: творческий, групповой, игровой.

1 этап. Целеполагание.

Участники проекта: Воспитатель группы, родители, дети 2 мл. группы.

Цель: развивать речевую активность детей путём использования малых фольклорных форм.

Актуальность для родителей. Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности детей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия)

.

Актуальность для детей. Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного характера, еще и познавательный, исследовательский и творческие элементы,ведь они: развивают слух и произношение, формируют понятия «добро»

и
«зло»
, способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас

Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели иллюстрации, а также, если в сказку поиграли.

Цели для родителей: Создание условий для положительного взаимодействия взрослых и детей, развитие взаимопонимания, творческого сотрудничества.

Цели для детей: Создание условий для развития устойчивого интереса к сказке, развитие познавательной активности.

Задачи: способствовать развитию речи ребёнка, познакомить детей с фольклорным произведением о колобке, продолжать учить детей слушать речь воспитателя, вникать в смысл сказки, стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы и произведения, расширять представления о диких животных, побуждать выполнять движения под музыку, подпевать песни, внимательно слушать музыкальные произведения, формировать у детей интерес к художественному творчеству, развивать познавательные способности, восприятие детей, обогащать двигательный опыт через подвижные игры, развивать эмоциональный отклик на любимое произведение, моторику рук, творческие способности, воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к животным.

Задачи для педагога: составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности, вовлечь родителей в реализацию проекта.

Задачи для родителей:

• Приобщать современных родителей к чтению сказок детям.

• Расширять понимания нравственного смысла сказки «Колобок»

.

• Обогащать знания родителей о способах взаимодействия с детьми и ДОУ.

• создание мини-музея в группе, показ спектакля по сказке детям.

Задачи для детей:

Образовательные:

• создавать необходимые условия для знакомства с миром сказок

• расширять кругозор, словарный запас, знания о нормах и правилах поведения и безопасности;

2 этап: Разработка проекта.

Итоговое мероприятие: драматизация сказки «Колобок»

родители-детям.

Продукт проекта: создание мини-музея в группе «колобок»

, создание масочного театра, фотоотчет о проведении
проекта.
Ожидаемый результат проекта:

Родители творчески подходят к вопросам воспитания детей;

У детей формируется интерес к сказкам, они бережно относятся к книгам. повысилась речевая активность у детей, дети знают произведение, говорят фразы из сказки, разучили пальчиковую гимнастику по сказке, узнали как выращивают хлеб, что можно испечь из муки, способствовали воспитанию бережного отношения к хлебу. Получили необходимые знания о диких животных; педагог усовершенствовал технику проектной деятельности; родители участвуют в образовательной деятельности детей в детском саду.

3 этап. Выполнение проекта.

План реализации проекта.

Образовательные области Виды детской деятельности

Физическая культура Подвижные игры: «Зайка беленький сидит…»

,
«Догони лису»
,
«Перепрыгни через ручеёк в лесу»
.

Движения: попрыгать, как зайки, походить, как медведь.

Здоровье Беседа «Полезные овощи для зайки»

,
«Витамины я люблю»
,
«Научим Мишку чистить зубы»
.

Безопасность Беседа-игра «выкупаем колобка»

.

Социализация Дидактические игры: «Чудесный мешочек»

(овощи для зверят,
«Кто ушёл?»
(герои из сказки,

Сюжетно-ролевая игры «печем баранки для лисички»

.

Труд Подмести тропинку от листьев для Колобка.

Познание Непосредственно-образовательная область:

Познание: «как хлеб растет»

,
«Животные леса»
,конструирование:
«Построим дом для колобка»
,
«Загородка вокруг дома для дедушки и бабушки»
.

Коммуникация Пальчиковые игры «колобок»

Игра-драмматизация настольный театр «колобок»

.

Чтение художественной литературы Загадывание загадок о животных из сказки, чтение сказок «Колобок»

, стихотворений о животных.

Художественное творчество Лепка: «Колобок»

.

Раскрашивание «колобок»

Музыка Игра с использованием музыкальных инструментов «покажи героя»

Работа с родителями:

— предложить родителям создать мини-музей по сказке колобок, выполнив объемный персонаж в разной технике.

— предложить родителям сыграть для детей сказку колобок с использованием масочного театра.

— консультация для родителей «роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

— информационный лист «что читать детям 3 лет»

.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: