Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное»


Система уроков русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное».

Какую роль играют прилагательные в словосочетании, в предложении, в тексте?Подчеркивают признак предмета, помогают более подробно описать предмет или явление, делают речь красочной, выразительной.

Как называется средство художественной выразительности, помогающее образно описать предмет? ЭПИТЕТ. Все выписанные словосочетания — эпитеты.

4). Подберите однокоренные слова к словам: темным, редкие.

Темным, темнота, темнеть, темень. Редкие, редеть, редкость, редкостный.

5). Сделаем вывод о роли им. прил. в тексте. Делают текст красочным, выразительным, помогают художнику передать все оттенки чувств и впечатлений.

6). Какую синтаксическую роль выполняют им. прил. в предложении? Определение и сказуемое.

7). Синтаксическая пятиминутка.

С высоты она казалась огромным темным морем.4

8. Подведение итогов урока. Обобщение знаний по таблице «Имя прилагательное как часть речи». (Учитель вешает на доску.) Оценка знаний уч-ся.

9. Домашнее задание: Рассказ об имени прилагательном как части речи, упр. № 571(пис.), выписать 10 словосочетаний с прил. из рассказа «Васюткино озеро».

Урок № 2

Тема: Имя прилагательное как часть речи. (Закрепление.)

Цель: закрепить знания и умения, полученные на предыдущем уроке.

Задачи:

— развивать умение находить имена прилагательные в тексте, связывать их с именами существительными, от которых они зависят, определять их роль в словосочетании и предложении;

-научиться подбирать к именам прилагательным синонимы, антонимы, определять прямое и переносное значения;

-продолжать развивать навык определения морфологических признаков имени прилагательного;

-развивать представление об эпитете;

-прививать интерес к литературе, к языку, любовь к природе, к родине, воспитывать духовно-нравственную личность.

Работа по развитию речи: устный рассказ об имени прилагательном как части речи, элементы анализа прозаического текста (отрывка из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро», изучаемого на уроках литературы.)

Оборудование: индивидуальные карточки № 1-4, таблица «Имя прилагательное как часть речи», раздаточный материал с текстом для анализа (отрывок из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания. 1). Самопроверка домашнего упражнения № 571, выполненного на доске.

№571. Разбейте текст на два абзаца. Спишите, расставляя пропущенные знаки разделения. Подчеркните сказуемые, выраженные именами прилагательными.

Подруги говорят о Наташе, что она хорошая. Но так можно отозваться о многих людях. А вот что добавили о Наташе ее мама, учителя, тренер. Мама рада, что Наташа добрая, ласковая, отзывчивая, чуткая, душевная. Учителя уважают девочку за то, что она скромная, требовательная к себе, старательная. Тренер считает, что она трудолюбивая, настойчивая.

Учебный материал. 5 класс. Имя прилагательное как часть речи. — презентация


Учебный материал. 5 класс. Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи Назовите грамматические основы. Дайте характеристики предложениям.Назовите грамматические основы. Дайте характеристики предложениям. 1.Я получил от тебя твоё премилое письмо. (А.С.Пушкин.) 2.Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.(С.Есенин).

Сравнение одного и того же текста без прилагательных и с ними Везде белели снега. Топились в деревнях печи, и дымы не растворялись в воздухе, а жили как бы отдельно от него, исчезая потом бесследно. Леса виднелись ясно и близко, была везде тишина. Везде белели чистые снега. Топились в деревнях дневные печи, и золотые дымы не растворялись в воздухе, а жили как бы отдельно от него, исчезая потом бесследно. Рябые после вчерашнего снегопада леса виднелись ясно и близко, была везде густая светлая тишина.(По В.Белову)

Словарная работа Назовите эпитеты и метафоры из четверостишья А кругом роса жемчужная Отливала блёстки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. С.Есенин Что придают эпитеты и метафоры тексту? -Слова какой части речи использованы автором в данных эпитетах? Подберите синонимы к прилагательному АЛЫЙ..

Поздняя осень 1.Погода хмурая, дождливая, сырая. 2.Солнце холодное, далёкое, невесёлое. 3.Небо серое, бледное, угрюмое. 4.Деревья голые, тёмные, сырые. 5.Листья ломкие, сухие, бурые. 6.Ветер холодный, сильный, резкий. 7.Дождь мелкий, непрерывный, скучный. Напишите по этому образцу сочинение «Русская зима».

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных Согласуйте с существительными прилагательные, данные в скобках. Выделите окончания прилагательных.Определите падеж. По(чистый) песку; об (ужасный) шуме; о (грозный) вое; с (прекрасный) зарёю; в (тихий) рощу; среди (высокий) травы, о (нежный) ландыше; в (дальний) дорогу; (майский) ветерком; в (сладкий) сне; о (прекрасный) пении; в (чудный) искусстве; о (туманный) вечере.

Прилагательные полные и краткие Прилагательные полные и краткие Выделите грамматические основы предложений и определения. 1.Язык должен быть прост и изящен.(А.Чехов) 2.Воздух так чист и свеж, как поцелуй ребёнка, солнце ярко, небо сине.(М.Лермонтов.) 3.В зимний холод всякий молод. 4.Рыбка мала, да уха сладка.(Пословицы.) 5.Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых радужных цветов на нём разбросаны букеты.(А.Суриков.) 6.Воздух чистый и прозрачный.

Охарактеризуйте героев басен И.А.Крылова: ворону, свинью, лисицу, волка-с помощью кратких прилагательных. Образуйте их от предложенных полных форм. Составленные предложения запишите. 1.Глупый, тщеславный, высокомерный.1.Глупый, тщеславный, высокомерный. 2.Хитрый, пронырливый, неискренний, льстивый.2.Хитрый, пронырливый, неискренний, льстивый. 3.Невежественный, грубый, неблагодарный.3.Невежественный, грубый, неблагодарный. 4.Жадный, злой, несправедливый.4.Жадный, злой, несправедливый.

Выделить суффиксы прилагательных Нож – самый старый из столовых приборов. До бронзового века ножи были каменными. С появлением металла кухонные ножи стали железными или стальными. Ножи для сервировки стола были серебряными и золотыми. Рукоятки ножей украшались драгоценными камнями, искусной резьбой. Своим округлым концом ножи обязаны Наполеону. Он запретил производство остроконечных ножей.

Прочитайте и озаглавьте текст, спишите, разделите текст на предложения; расставив знаки препинания и восстанавливая пропущенные буквы. Хорош(?) зимний день воздух свеж(?) прозрачен и чист сквозь обл…ка изредка проб…рется луч(?) солнца и опять исчезн…т он не горяч(?) но осл…пителен и ярок ветер жгуч(?) и порывист но детям м…роз не страшен они всегда в…селы и б…дры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: