Использование художественной литературы на занятиях в детском саду — мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка. Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению, воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно совершенно по-разному — это зависит от поставленных задач и тематики выбранного произведения.
- 2 Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы
2.1 Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок» - 2.2 Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)
- 2.3 Таблица: примеры конспектов НОД во второй младшей группе по художественной литературе
Польза чтения художественной литературы для детей 3–4 лет
У детей 3–4 лет происходит активное развитие воображения, познавательных процессов. Ребёнок уже способен эмоционально оценить и осмыслить тексты произведений: сопереживать героям, давать оценку, делать выводы.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление, воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в обществе.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление
Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка.
В.А. Сухомлинский
Ставятся следующие цели занятий по чтению во второй младшей группе:
- вырабатывание полного представления о мире;
- развитие навыков разговорной речи;
- продолжение знакомства с художественным словом;
- развитие способности конструировать ответы на вопросы;
- развитие восприятия художественных образов;
- приобщение к культуре чтения, формирование любви к книге;
- развитие эмоциональной реакции на события в художественных произведениях.
Книги помогают детям изучить и понять окружающий мир
Задачами проведения конкретного занятия могут быть:
- ознакомление детей с литературными произведениями, знакомство с новыми писателями;
- пополнение словарного запаса, ознакомление с новыми словами;
- формирование навыка выразительного чтения, интонации;
- расширение знаний об окружающем мире (например, знакомство с профессиями во время изучения стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»).
Потешки для купания и умывания
От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Дима умывается, Солнцу улыбается!
Ты мне ручки подай, Да с кровати вставай, Умываться пойдём, Где водичка найдём!
Зайка начал умываться Видно в гости он собрался Вымыл ротик Вымыл носик Вымыл ухо Вот и сухо
Кто тут будет куп-куп, По водичке хлюп-хлюп? В ванну быстро прыг-прыг, прыг, в ванне ножкой дрыг-дрыг, дрыг! Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется.
Буль, буль, буль, карасики. Моемся мы в тазике. Рядом лягушата, рыбки и утята.
Мы пойдем купаться И в воде плескаться, Брызгаться, резвиться, Будет Настя мыться. Мы помоем ножки Нашей милой крошке, Вымоем ручонки Маленькой Настёнке, Спинку и животик, Личико и ротик — Чистая какая Доченька родная!
Мы купаемся, мы плескаемся, И в водичке с тобой развлекаемся! Ножку вверх, ножку вниз! Ручку вверх, ручку вниз! Ножками покрутим, И плывем как ути! Плюх-плюх! Бух-бух! Вытераемся!
Щечки? Мыли. Носик? Мыли? А глазки? Забыли!
Ой-ой-ой-ой, Ой, кто голенький такой? Кто купаться пошел? Кто водичку нашел? Ах, водичка хороша! Хороша водичка! Искупаем малыша, Чтоб сияло личико!
Кто тут будет куп-куп, По водичке — хлюп-хлюп? В ванну быстро — прыг, прыг, В ванне ножкой — дрыг, дрыг! Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется.
Водичка, водичка, Умой мое личко, Чтобы глазки глядели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
Водичка-водичка, Умой Димино личико, Дима кушал кашку, Испачкал мордашку. Чтобы мальчик был Самым чистеньким всегда, Помоги, водичка, Умыть Димино личико.
Мы пойдем купаться И в воде плескаться, Брызгаться, резвиться, Будет кроха мыться. Мы помоем ножки Нашему милому крошке, Вымоем ручонки Милому мальчонке, Спинку и животик, Личико и ротик — Чистый вот какой Сыночек родной!
Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, Оба глаза! Мойтесь, уши, Мойся, шейка! Шейка, мойся Хорошенько! Мойся, мойся, Обливайся! Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
Море-морюшко, Серебряное донышко, Золотой бережок, По волнам гони стружок! Легкое суденышко, Золотое донышко, Серебряное весельцо, Мыщатое деревцо, Зеленые трали. Плыви, суденышко, подале!
Котик-коток Просыпался ранешенько, Бежал на мосток, Умывался белешенько. Носик мыл, хвостик мыл, И про лапки не забыл.
Ай, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Вода текучая, Дитя растучее, С гуся вода – С дитя худоба. Вода книзу, А дитя кверху.
Ай, лады, лады, лады Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Знаем, знаем, да-да-да Где ты прячешься, вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошку По-нем-ножку. Лейся, лейся, лейся По-сме-лей — Дима, умывайся веселей!
Рыбка в озере жила, К нам с тобою приплыла.(при этом водите рукой под водой, как будто рыбка плавает). Малыша мы будем мыть, Рыбку будем мы ловить. Нам вода не холодна. Где же рыбка? Вот она! (тихонько брызгаете водичкой на малыша)
Ушки? Мыли, Лапки? Мыли, Хвостик? Мыли, Все помыли, А теперь мы чистые Зайчики пушистые.
Зеркало любит чистые лица, Зеркало скажет: “Надо умыться”, Зеркало охнет: “Где же гребенка?” Не уж то она не причешет ребенка, Зеркало даже темнеет от страха, Если в него поглядится неряха.
Чистим чистим трубочиста — чисто чисто, чисто чисто Будет будет трубочист чист чист чист чист.
Включите душ и отрегулируйте воду. Подберите такой напор воды, чтобы струя была не жесткая и оказывала легкое давление на кожу ребенка. Обмойте ручки, ножки, спинку, животик ребенка круговыми движениями, приговаривая:
Душем мы помоем ловко Ручки, ножки и головку Лейся, лейся, вода Будем чистыми всегда!
Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока Вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела.
Моем, моем малыша Моем чисто, не спеша: Плечики намылим — водичкой обмоем Шею помоем — чистая шея! Ручки, ладошки помоем немножко, Где же наш животик? Помоем животик…
Как заниматься чтением с детьми второй младшей группы
Во второй младшей группе будет полезно использовать следующие приёмы на занятиях:
- художественное слово — чтение текста;
- рассказ воспитателя — тут можно читать текст или пересказывать его, используя различные средства в помощь: игрушки, кукольный театр, картинки, диафильмы;
- заучивание наизусть;
- индивидуальное чтение и хоровое проговаривание;
- соединение двух видов искусств — просмотр картинок, прослушивание музыки вместе с чтением;
- инсценировки (например, разыгрывание сказки «Репка» с помощью пальчиковых игрушек или фигурок);
- дидактические игры.
Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован книжный уголок, к которому у малышей будет постоянный доступ. Туда необходимо поместить несколько книг, изучаемых по программе, а также книги, рекомендованные для изучения в свободное время. В возрасте 3–4 лет обязательно ежедневное чтение перед сном после обеда.
Лучше, когда родители также поддерживают приобщение ребёнка к чтению
Перед чтением произведения детям воспитателю следует его прочитать самому и провести его анализ. Здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:
- Определить, что ребёнок может понять сам в книге, а что необходимо объяснить для лучшего усвоения.
- Отметить в тексте отрывки и слова, которые помогут развивать речь при их повторении (например, воспитатель читает отрывок: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла — молока принесла…» («Волк и семеро козлят»), затем читает ещё раз фразу и просит ребят закончить её).
- Интонационный момент: педагогу стоит выделить эмоциональные моменты интонацией.
- Подбор иллюстраций к книге.
Проведению более комфортного занятия без перегрузки детей лишней информацией и утомления будут способствовать:
- смена обучающих приёмов игровыми (например, после чтения стиха С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» можно провести игру «Найди мышонка»);
- чередование групповых и индивидуальных ответов малышей (как словесных, так и выраженных двигательно);
- включение в занятие демонстрационных материалов (игрушки, фигурки, рисунки и т. д.) — это радует малышей, помогает сфокусировать их внимание;
- использование действий, которые потребуют от ребят сменить позу, двигаться (например — «Дети, давайте искать, куда же спряталась кошечка» — и заглядывать под стулья и столы). Такой приём значительно оживляет занятие, оживляет воображение малыша и препятствует утомлению.
Организация чтения на примере русской народной сказки «Колобок»
Задачи занятия — познакомить ребят со сказкой «Колобок», обучить их словообразованию.
Детям младшего дошкольного возраста проще воспринимать текст, сопровождаемый иллюстрациями
Занятие можно составить следующим образом:
- Вводная часть. Воспитатель проводит беседу с детьми, спрашивает, кто такой Колобок, слышали ли ребята о нём раньше (из домашнего чтения, мультиков).
- Затем зачитывание отрывка сказки: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок…» (малыши демонстрируют руками, как лепят колобок).
- Выразительное чтение сказки (здесь стоит эмоционально выделить моменты радости, когда Колобку удаётся убежать от животных, чтобы дети радовались, и момент огорчения, когда лиса своей хитростью обманула его).
- Воспитатель повторяет вместе с детьми, что говорили разные животные колобку («Колобок, колобок, я тебя съем!»).
- Словесная игра («Ребята, а теперь играем! Я буду вам говорить слова, которые обозначают большой предмет, а вы произносите слова, обозначающие те же предметы, только поменьше: стол — столик, чашка — чашечка»).
- Затем воспитатель показывает детям рисунки к сказке «Колобок», говоря, что многие известные художники изображали Колобка.
Педагог должен в полной мере использовать нужные методические приёмы для усвоения материала, развитие навыков слушания, понимания прочитанного. Выразительное чтение произведения помогает ребятам лучше запомнить материал и дать ему оценку. При обсуждении прочитанного можно использовать сравнение ситуации в книге со сравнением случая из жизни, подсказывать при ответах.
Выразительное чтение поможет лучше запомнить материал
При выборе тематики занятия очень полезно будет связать её с каким-то праздником, временем года для лучшего усвоения материала ребятами.
Таблица: перспективный план по художественной литературе (фрагмент, автор Наталья Александровна Артюхова)
Месяц | Тема | На что направлены занятия |
Сентябрь | Стихотворение «Приставалка» Саши Чёрного |
|
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» |
| |
Русская народная сказка «Три медведя» |
| |
Октябрь | Чтение русской народной сказки «Колобок» |
|
Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» |
| |
Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень» |
| |
Ноябрь | Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок» |
|
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» |
| |
Чтение стихов о маме |
| |
Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр» |
| |
Декабрь | Русская народная сказка «Маша и медведь» |
|
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» |
| |
Русская народная сказка «Лиса и волк» |
| |
Январь | Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» | Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада. |
Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» |
| |
Е. Чарушин рассказ «Волчишко» |
| |
Февраль | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» |
|
З. Александрова стихотворение «Мой мишка» |
| |
Русская народная сказка «Рукавичка» |
| |
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» |
| |
Март | Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама» |
|
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» |
| |
Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
| |
Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже» |
| |
Апрель | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» |
|
К.Чуковский чтение рассказа «Цыплёнок» |
| |
Русская народная сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца» |
| |
Май | Чтение рассказа «Праздник» Я. Тайца |
|
В. В. Маяковский «Что такое хорошо — что такое плохо?» |
| |
С. Маршак стихотворение «Детки в клетки» |
|
В педагогической практике существует огромное количество материалов в помощь педагогам для проведения занятий.
Таблица: примеры конспектов НОД во второй младшей группе по художественной литературе
Автор и название конспекта | Описание материала |
Татьяна Осипова. «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Конспект по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» (направлен на общее художественное развитие детей, также служит иным воспитательным целям). |
Ксения Яковлева. «Чтение сказки «Волк и семеро козлят» | Конспект поможет в планировании занятия по чтению сказки, цель которого — вызвать в детях любовь к животным, научить сопереживать им. |
Ольга Янцен. «Чтение сказки «Колобок» | Конспект направлен на развитие разговорной речи у детей второй младшей группы. |
Галина Кочулова. Интегрированное занятие во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Теремок» | Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации («Ладошки»). |
Стихи для заучивания вторая младшая группа
Детские стихи: в детский сад
Форма: прикольные | красивые | короткие
Были бы у ёлочки Ножки, Побежала бы она По дорожке.
Заплясала бы она Вместе с нами, Застучала бы она Каблучками.
Закружились бы на ёлочке Игрушки — Разноцветные фонарики, Хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке Флаги Из пунцовой, из серебряной Бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке Матрёшки И захлопали б от радости В ладошки.
Потому что у ворот Постучался Новый год!
2
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. — Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.
3
Петушки распетушились, Но подраться не решились. Если очень петушиться, Можно пёрышек лишиться. Если пёрышек лишиться, Нечем будет петушиться.
4
Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей… Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой…
5
Поспевает брусника, Стали дни холоднее И от птичьего крика В сердце только грустнее Стаи птиц улетают Прочь за синее море Все деревья блистают Разноцветном уборе Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснется И заплачет спросонья.
6
Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот Тише, мыши, не шумите, Кота- Ваську не будите. Вот проснется Васька кот, Разобьет весь хоровод.
7
Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик- Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.
8
Осень наступила. Высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах
9
В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.
10
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, Угостим честной народ.
11
Грибы и ягоды Раз, два, три, четыре, пять …
Раз, два, три, четыре, пять. Будем мы грибы искать. Подберезовик, маслята, Сыроежки и опята.
12
Скачет белка-шалунишка, Рвет с еловых веток шишки, А потом на землю — прыг И отыщет боровик. Гриб нанижет на сучок — Подсушись, боровичок!
13
Детский сад, детский сад! Ты всегда ребятам рад! Ждут нас книжки и игрушки, И шары, и погремушки… В детский сад идём с утра. Очень рада детвора. Водим-водим хоровод: Можно – задом наперёд. Можно – прыгать и скакать, И друзей своих позвать. Поиграли и попели, Отдохнуть на лавку сели… А теперь, детвора, Пообедать пора!
14
Мы на даче помогать Будем с братиком опять! Только к грядке подошла – Ой, крапива обожгла! Больно мне, но я не плачу. Мы работаем на даче. Полем, полем по порядку… Разомлели от жары. Оглянулись мы на грядку- Ни морковки, на травы…
15
На улице три курицы С петухом дерутся В окошечко три девицы Смотрят и смеются: «Кыш-кыш! Ха-ха-ха! Пожалейте петуха!»
Еще стихи: 10
Все стихи для заучивания