Урок развития речи. Учимся писать сжатое изложение Русский язык 7 класс Милютина Н.В. — презентация


Конспект урока русского языка «Описание действий» (7 класс)

Урок 77. Описание действий

Цели: совершенствовать навыки письменной монологической речи; учить создавать собственный текст на основе опорной схемы 3 «Описание действий»; пронаблюдать роль наречий при описании трудового действия; развивать внимание к человеку и его труду.

Личностные УУД.

Личностное и профессиональное самоопределение.

Познавательные УУД.

Анализ явлений. Построение речевого высказывания.
Коммуникативные УУД
. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической формами речи.

Ход урока

  1. Мотивационное начало урока.

    Слово учителя.

На уроке предстоит работать над сочинением — описанием действий, трудового процесса. Ключевыми лексическими единицами такого сочинения являются глаголы, деепричастия (описывают основное и добавочное действия) и наречия (обозначают последовательность и качество действий). В тексте важно передать последовательность действий, что делалось сначала, а что потом; важно передать отношение мастера к своему делу, отношение автора сочинения к наблюдаемому процессу.

  1. Работа с учебником.

Упр. 260.

Ученики читают, отвечают на вопросы; списывают текст, по-другому его озаглавив. (Варианты названия:
«Работа мастера»
,
«Мастерство плотника»
.) Называют наречия, участвующие в описании действий. Выполнение самостоятельное, после чего происходит проверка. (Наречия, с помощью которых автор «рисует» действия:
лучше всех
,
быстро
,
ровно
. Наречия, с помощью которых автор указывает на последовательность действий:
сначала
,
потом
.)

  1. Работа с опорной схемой 3 «Описание действий».

Беседа по вопросам:

— Понятно ли вам, из каких частей состоит сочинение? Как строить предложения основной части, описывающей собственно действие?

— С помощью каких слов передаётся последовательность трудового процесса?

  1. Чтение и анализ образца сочинения — описания действия.

Волшебная верёвка

(1) Чтобы мой день рождения запомнился гостям, я решил организовать игру «Волшебная верёвка». (2) Для этого мне понадобилось много небольших призов. (3) Сначала я завернул каждый предмет в подарочную бумагу, потом крепко обвязал толстой ниткой и аккуратно подвесил на ленту, протянутую от стены до стены.

(4) Наступил день рождения, угощение было съедено, и пришло время проводить игру. (5) Всем гостям по очереди я завязал глаза и раздал ножницы. (6) Раскрутив человека вокруг своей оси, я быстро подводил его к верёвке. (7) Взяв первый попавшийся свёрток, гость срезал его.

(8) В завершение игры кто-то получил брелок для ключей, а кому-то досталась ручка с изображением героев мультфильма. (9) Верёвка и вправду оказалась волшебной. (10) Я подарил друзьям не только сувениры, но и хорошее настроение.

(По «Энциклопедии семейных торжеств»)

  1. Беседа по вопросам:

— О чём говорится во вступлении?

— Из скольких абзацев состоит основная часть? Определите микротему каждого абзаца. (Подготовка к игре; действия во время игры.)

— В предложениях 3, 5, 6, 7 найдите глаголы. Что они обозначают? (Эти слова называют совершаемые действия, этапы осуществления задуманного.)

— На какие вопросы опорной схемы 3 даёт ответы заключительная часть?

— Из текста выпишите наречия: а) передающие последовательность действий; б)характеризующие труд исполнителя и его отношение к нему.

  1. Подведение итогов урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— В каких случаях возникает необходимость описания действия?

— Слова каких частей речи являются ключевыми при описании действий? (Глаголы, описывающие основное действие. Деепричастия, описывающие добавочное действие. Наречия, характеризующие действия.)

  1. Домашнее задание.

Упр. 263 или 264. Написать сочинение, используя опорную схему 3.

ОПОРНАЯ СХЕМА 3

ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ

1. Вступление.

— Какое действие будет описано в сочинении? Кто производит это действие? Подумайте, почему вы решили описать именно это действие. Для чего выполняется действие? Каков ожидаемый результат? Надевает ли исполнитель форму (фартук

,
халат
,
робу
,
защитный костюм
,
головной убор
)?

Я решил сделать…

Мне нравится наблюдать…

Удивляет мастерство…

Часто приходится видеть…

2. Описание последовательности действий.

— Как называются инструменты мастера? Как оборудовано его рабочее место? Что в процессе трудовых действий было сделано сначала, что потом? Что особенно привлекает к себе внимание в работе мастера?

Я (или указать имя мастера либо профессию) сделал, выполнил…

Мне (мастеру, представителю профессии) понадобилось, нужно было, пришлось…

После этого сделано…

Затем нужно было выполнить…

Ключевая лексика сочинения — глаголы, деепричастия и наречия.

Работая, в черновике полезно расписать порядок действий: 1)… 2)… 3)…

3. Заключение.

— Впечатляет ли результат труда? Радует ли он людей? Каковы, по-вашему, мысли и переживания того, кто трудился? Можно ли сказать о таком человеке, что «дело мастера боится»?

  • Наречия для описания последовательности действий:

сначала, сперва, тотчас, немедленно, потом, затем, после, несколько (раз), по очереди, наконец, ещё.

  • Наречия для описания характера действий:

быстро, ровно, ловко, крепко, сильно, слегка, чуть-чуть, мастерски, умело.

  • Наречия для описания отношения мастера к своему делу:

старательно, внимательно, вдумчиво, аккуратно, бережно, настойчиво, осторожно, уверенно, увлечённо, спокойно, профессионально, тщательно.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ — ОПИСАНИЯ ДЕЙСТВИЯ.

Волшебная верёвка

(1) Чтобы мой день рождения запомнился гостям, я решил организовать игру «Волшебная верёвка». (2) Для этого мне понадобилось много небольших призов. (3) Сначала я завернул каждый предмет в подарочную бумагу, потом крепко обвязал толстой ниткой и аккуратно подвесил на ленту, протянутую от стены до стены.

(4) Наступил день рождения, угощение было съедено, и пришло время проводить игру. (5) Всем гостям по очереди я завязал глаза и раздал ножницы. (6) Раскрутив человека вокруг своей оси, я быстро подводил его к верёвке. (7) Взяв первый попавшийся свёрток, гость срезал его.

(8) В завершение игры кто-то получил брелок для ключей, а кому-то досталась ручка с изображением героев мультфильма. (9) Верёвка и вправду оказалась волшебной. (10) Я подарил друзьям не только сувениры, но и хорошее настроение.

(По «Энциклопедии семейных торжеств»)

Конспект урока по русскому языку на тему «Развитие речи. Сжатое изложение. (7 класс)

Тема урока:
Развитие речи.Контрольное сжатое изложение.
Цель урока

: расширить знания обучающихся о сжатом изложении, познакомить с приёмами компрессии текста, отработать навыки сжатия текста; подготовиться к написанию сжатого изложения.

Планируемые результаты:

Предметные: знать: композицию повествования; роль ключевых слов в тексте; значение абзацного членения; уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст изложения, корректировать созданный текст;

Метапредметные:

Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов;

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

Познавательные: извлекать фактуальную и подтекстовую информацию из текста; пользоваться изучающим чтением; излагать содержание прочитанного текста сжато.

Коммуникативные: редактировать письменное высказывание; адекватно использовать речевые средства.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.

Объявление темы и целей урока.

3. Работ по теме.

— Владеть умением сжато излагать текст важно, оно пригодится вам в дальнейшей жизни: при сдачи экзамена, при продолжении учёбы, в общении, в профессиональной деятельности. Вот почему умению сжато излагать текст уделяется особое внимание на уроках по развитию речи.

— Что такое сжатое изложение?

Сравним цель подробного и сжатого изложения.

Ознакомление с приёмами сжатия текста.

Запись в тетради.

Приёмы компрессии текста: исключение, обобщение (замена), слияние.

Познакомимся с первым приёмом – исключение.

— Что можно исключить? (подробности, детали, повторы; то, что не связано впрямую с темой и основной мыслью текста)

— Работа с первым текстом.

— Что мы можем из него исключить?

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадежные люди.

(По В. И. Курбатову)

Второй приём компрессии текста — обобщение (или замена)

— Как можно применить этот приём? Прежде всего, можно подобрать (или найти в тексте) общее слово, объединяющее несколько перечисленных в тексте понятий, предметов и т.д.

и
одним словом заменить
несколько слов.

Прочитаем текст

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

(По Г. Арбузову)

И последний приём сжатия текста –слияние.

Обобщить можно несколько
схожих утверждений, мыслей
(предложений), т. е. из нескольких предложений составить одно. Такой способ называется
слияние.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник (По К. Паустовскому

— Работа над сжатым изложением.

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

3 Аналитическая беседа по тексту.

О чём идёт речь в тексте?

Какова тема?

Какова же основная мысль? С какой целью автор написал этот текст?

Какое название этому тексту дали бы вы и почему?

Запишите название.

Определите стиль текст? Докажите. (Публицистический, рассуждение.)

Какие художественные средства использует автор, с какой целью?

Объясните трудные для вас орфограммы и случаи постановки знаков препинания в данном тексте

4. Написание сжатого изложения.

У каждого человека есть воспоминание, связанное с его любимой игрушкой, ведь она — самое яркое воспоминание из детства любого человека. В век компьютерных технологий виртуальные игрушки получают больше внимания, чем реальные. Но несмотря на новинки техники игрушка остается незаменимой, потому что она учит и развивает ребенка. Игрушка — ключ к сознанию маленького человека, поэтому надо тщательно выбирать игрушку, которая принесет в его мир свой образ, поведение, систему ценностей и мировоззрение. Нельзя воспитать полноценного человека с помощью негативных игрушек.

Скачать материал

так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по русскому языку 7 класс

Уроки 77-78. Развитие речи. Описание действий

14.12.2011 21269 2151

Уроки 77-78. Развитие речи. Описание действий

Цели:

закрепить изученное о наречиях; показать значение на­речий при описании действий; расширять речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи.

Методические приемы:

беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа по исправлению речевых ошибок, работа над планом, устное сочинение.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка

Словообразовательный разбор и разбор слов по составу: мас­терски, виртуозно.

Узнать о происхождении слов в словарях.

II. Беседа о значении описания действий

Слово учителя.

Работу по развитию речи мы начинали с описания портрета, внеш­ности человека. Вы пробовали себя также в описании природы, мест­ности, интерьера. Сегодня нам предстоит поучиться, как описывать действия. Очевидно, что нам не обойтись в этой работе без наречий, которые покажут, как, каким образом действует, трудится человек. — Вспомните, описания каких действий вам встречались в художественной литературе? Зачитайте некоторые из этих описаний. (Например, описание работы Герасима из рас­сказа И. С. Тургенева «Муму». Описание Полтавского боя А.С. Пушкиным. Описания действий в бою в повести Н.В. Го­голя «Тарас Бульба». Много описаний действий в повести
A.M. Горького «Детство»: описание игры на гитаре дяди Якова, описание пляски бабушки, описание работы мастера в красильной мастерской. И т. д.)
т Уместны ли описания действий в других стилях речи, кроме художественного? (Разговорный стиль — рассказ-описание, например, рыбалки, приготовления пищи и т. д.

Официально-деловой стиль — инструкции, например, по работе с различными механизмами.

Научный стиль — описание порядка действий, например, в на­учном эксперименте, в лабораторной работе.

Публицистический стиль — например, репортаж или интервью о

каких-либо действиях; наиболее часто встречается в спортивной журналистике.)

Найдите примеры описания действий в разных стилях речи.

III. Работа с учебником

1. Упражнение 237: чтение, обсуждение вопросов, определениероли наречий.

Комментарий.

Заголовок текста не соответствует его содер­жанию. Варианты названия: «Работа мастера», «Мастерство плот­ника».

Наречия, с помощью которых автор «рисует» действия: лучше
всех, быстро, ровно.
Наречия, с помощью которых автор указывает на последова­тельность действий: сначала, потом.

2.

Упражнение 238: работа по исправлению речевых ошибок.

Комментарий,

в отрывке из сочинения неоправданно повторя­ется наречие
потом
(трижды). Можно использовать его синонимы:
затем, после (после этого), наконец.
3. Реализация домашнего задания (упражнение 239): сообще­ния учеников о последовательности действий работающих людей,о характере их работы.

IV. Устное сочинение

1. Работа над планом сочинения.

2. Задание:

подобрать наречия которые относятся а) к после­довательности действий
(сначала, потом, затем, тотчас, немед­ленно, после),
б) к характеристике работы
(точно, умело, аккурат­но, тщательно, мастерски),
в) к отношению к работе
(бережно,настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).
3. Устное описание действий, обсуждение описаний.

4. Работа с черновиком сочинения.

Примечание.

Можно дать опережающее задание: понаблюдать, как трудятся взрослые на работе, дома (например, как мама гото­вит обед); описать последовательность своих действий и действий товарищей, например, на уроке труда.

Наречие

Домашнее задание

Написать сочинение — описание действий в публицистиче­ском стиле.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: