Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе
Библиографическое описание:
Созонова, С. Д. Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе / С. Д. Созонова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2020 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2020. — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14073/ (дата обращения: 10.10.2020).
В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.
Ключевые слова: технология проектного обучения, метод проектов, проектная технология, начальная школа, работа над темой проекта, эффективность технологии проектного обучения.
Технология проектного обучения — это технология, активно внедряемая в настоящее время в учебный процесс начальной школы. Данную технологию в педагогической литературе называют также «методом проектов», «проектной технологией».
Проектная технология — это в первую очередь личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников.
Технология проектного обучения позволяет учителю организовывать самостоятельную работу учащихся по конкретной теме, проблеме, а учащимся даёт возможность развивать свои творческие способности как по отдельным учебным предметам, так и во внеурочной деятельности. Работая над проектом у учащихся развиваются такие качества, как любознательность, то есть появляется искренний интерес к изучаемой теме, самостоятельность, то есть желание самому «докопаться до истины», узнать неизведанное, а также формируется чувство ответственности за начатое дело перед самим собой, перед одноклассниками, перед учителем.
Е. С. Полат предъявляет следующие требования к применению технологии проектного обучения:
1) основу любого проекта должна составлять значимая, интересная или малоизученная проблема;
2) должна быть теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов работы над темой проекта;
3) доминирование самостоятельной (индивидуальной или парной, или групповой) деятельности учащихся;
4) обязательное наличие продуманной структуры работы;
5) использование методов исследования, изначально предполагающих последовательность этапов действий.
Многообразие форм проектной деятельности породило в педагогической науке ряд классификаций проектной технологии: по роду преобладающей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности (по времени реализации), по количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, по форме презентации (конечного представления проекта).
1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на:
‒ информационные;
‒ творческие;
‒ практико-ориентированные;
‒ исследовательские.
Информационные проекты — нацелены на поиск информации учащимся по какой-либо теме и на дальнейшую работу учащегося с найденной информацией.
Творческие проекты — ориентированы на достижение поставленной цели, получение планируемого результата. Вся работа над проектом строится и подчиняется предполагаемому результату (выпуск стенгазеты, запись видеоролика, проведение акции и др.).
Практико-ориентированные проекты — также ориентированы на конечный, но только практический результат деятельности учащихся.
Исследовательские проекты — отличает от других проектов, наличие продуманных основных этапов будущего исследования, которые изначально направлены на достижение поставленной цели.
2. По предметно-содержательной области выделяют проекты надпредметные, межпредметные имонопредметные.
Надпредметные — внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний. Данные проекты выходят за рамки учебных школьных предметов.
Межпредметные — проекты, реализуемые благодаря взаимодействию на стыке двух или нескольких предметных областей науки.
Монопредметные — проекты, реализуемые в рамках одного учебного предмета или научной области (например, математики, литературы, русского языка или окружающего мира).
3. По продолжительности (по времени реализации) проекты бывают кратковременные идлительные.
Кратковременные — проекты, реализуемые за короткий промежуток времени (урок, два урока, неделю, две недели).
Длительные — проекты, на реализацию которых уходит от одного месяца и более.
4. По количеству участников, принимающих участие вреализации проекта, выделяют: индивидуальные проекты (выполняемые одним учеником), групповые (выполняемые группой учеников), коллективные (выполняемые классным коллективом, коллективом всей школы).
5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как: открытка, газета, книжка, словарь, видеоролик, клип и др.).
В начальной школе учитель, на своё усмотрение, может давать детям задание подготовить как индивидуальные, так и групповые проекты, как монопредметные, так и межпредметные, как кратковременные, так и длительные в зависимости от масштабности темы проекта, возраста учащихся и их заинтересованности темой проекта.
Тематика проектных работ для учащихся начальной школы должна определяться, с нашей точки зрения, содержанием курса школьных предметов. При выборе темы проекта важное значение имеет личная мотивация учащегося, а также социальная значимость проблемы исследования, которая в первую очередь значима для самого учащегося.
Далее хочется поделится накопленным опытом реализации проектной технологии в учебном процессе начальной школы.
Элементы проектной технологии начинаю внедрять в учебный процесс с середины (со второго полугодия) 1 класса. Во втором классе учащимся уже смело даю домашние задания — подготовить проект по какой-либо теме. Чаще всего даю задание ребятам на дом, на уроках окружающего мира — подготовить проект. Темы этого предмета позволяют организовывать проектную деятельность учащихся. Например, на уроках окружающего мира в первой четверти во втором классе мы изучаем тему «Моя семья. Состав семьи». За две недели до проведения урока учащиеся получают задание подготовить проект на тему: «Древо моей семьи». Все учащиеся поставлены в равные условия. Каждый ученик должен подготовить проект, но каким он будет — будет зависеть от самого ученика и его родителей (без помощи родителей во втором классе учащиеся ещё не могут выполнить исследовательский проект), от творческих способностей ребёнка и его родителей, от степени заинтересованности.
В течение двух недель учащиеся совместно с родителями работают по теме проекта, собирают информацию об истории происхождения фамилии, семьи, собирают и изучают сведения о близких и дальних родственниках. После сбора и обработки информации учащиеся оформляют свои проекты (готовят презентацию, оформляют стенгазету, рисуют семейное древо, лепят семейное древо из соленого теста, рисуют родословную своей семьи и др.). Оформленные проекты учащиеся должны защитить перед одноклассниками.
До начала урока дети вывешивают свои оформленные проекты в классе на доску или выставляют в классе у доски, или сбрасывают подготовленные презентации на компьютер учителя. На уроке учащиеся, подготовившие проекты, защищают свои работы. Ребята рассказывают о членах своей семьи, о том, кто кому и кем приходится, чем занимался, где, кто и кем работал и т. п. Ребята в классе внимательно слушают выступающих, а потом задают им вопросы по теме, спрашивают о том, что нового выступающий узнал о членах своей семьи и от кого.
Рис. 1. Древо семьи Никитиных
На уроках русского языка при организации работы со словарными словами, мои ученики теперь уже просто не могут обходиться без такого задания на дом, как подготовка проекта по теме «Словарные слова в моей жизни» или «Словарные слова в литературе», или «Словарные слова и правила хорошего тона», или «Словарные слова в математике» и т. п. Ребята с удовольствием берутся за подготовку и выполнение подобных домашних заданий, выписывают словарные слова, написание которых требуется запомнить, идут в библиотеку или обращаются к ресурсам интернет, чтобы узнать этимологию словарных слов, значение, сферу употребления, а потом принимаются за создание своих проектов. В чём-то ребятам помогают их родители. А есть и такие ребята, которые уже в третьем классе способны самостоятельно продумать структуру работы над проектом и самостоятельно создать проект на заданную тему.
Рис. 2. Словарные слова в моей жизни
Работа над проектом развивает, увлекает, организует деятельность учащихся, а учителю позволяет организовать не только изучение словарных слов, но и поиск, и чтение дополнительной научной литературы, пополнение и расширение словарного запаса учащихся. Читая дополнительную литературу, ребята встречают новые и непонятные слова, находят их значение в словаре и берут «на заметку». А ещё учащимся удается включить в работу над проектом и своих родителей. Они не только подсказывают и помогают своим детям, а иногда и сами принимают активное участие в оформлении проектов, в создании презентаций. В этом кроется ещё один положительный момент проектной технологии — совместное времяпрепровождение, организация взаимодействия детей и их родителей, формирование у учащихся таких качеств как умение выражать своё мнение, обсуждать, доказывать свою точку зрения, а также умение слушать другого человека.
Проектная технология — технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас. Технология проектного обучения также развивает у учащихся различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.
Литература:
- Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов /Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2007. — 112 с.
- Метод проектов. Полат Е. С., ИОСО РАО URL: https: //docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit?pli=1#
- Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: Аркти, 2014. — 80 с.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: проект, проектная технология, начальная школа, проектное обучение, учащийся, слово, класс, окружающий мир, урок, учебный процесс.
Как выбрать тему школьного проекта
В зависимости от конкретной ситуации, тематика учебных проектов будет разной. В некоторых ситуациях тема берется с учетом требований школьной программы. Например, на уроках технологии проекты по изготовлению швейных или вязаных изделий являются обязательными. А так как часть проектов предлагается педагогом для углубления знаний по предмету, их направление выбирается самим учителем. Идеальной будет ситуация, когда ученик сам выбирает тематику проекта, учитывая свои интересы: прикладные, творческие и познавательные.
В основном в проектах поднимают вопросы, актуальные для конкретного региона. Например, вопросы, связанные с загрязнением окружающей среды, утилизацией бытовых отходов или обустройством дорог, могут рассматриваться учениками старших классов. Такие проекты объединяют в себе сразу несколько направлений: экологию, химию, физику, географию и биологию. А младшим школьникам подходят темы, связанные с характеристикой сказочных героев.
Результаты сделанных проектов должны быть материальными, оформленными должным образом. В качестве подтверждения результатов работы могут выступать альбомы, альманахи, видеофильмы и газеты. Решая проектную задачу, ребята привлекают умения и навыки из разнообразных наук: физики, химии, географии.
Ученикам начальных классов можно предложить проект, связанный с выращиванием лука на подоконнике. Для саршеклассников подходят исследования, связанные с изучением потребительского спроса, с социологическими исследованиями, опросами.
Значение проектной технологии
Активность мыслительной деятельности, критическое мышление, желание искать и находить новые знания и навыки – важнейшие качества современного человека. Педагогическая технология проектного обучения направлена на формирование у школьников всех этих качеств.
Учителя убеждены в том, что пришло время поменять дидактическую парадигму, сконцентрированную на репродуктивном варианте (классический вид), на индивидуальное обучение. Для решения подобной задачи нужны новые формы и методы, внедрение в образовательные учреждения новейших технологий.
Методы проектной технологии обучения акцентируют внимание на индивидуальной самостоятельной работе и развитии коммуникативных навыков.
Цели в проектном обучении
Для современных образовательных систем применяют следующие цели:
- Когнитивные. Они предполагают изучение окружающей действительности, решение вопросов, которые связаны с объектами природы. Реализация таких целей формирует у школьников навыки работы с источниками информации и лабораторным оборудованием.
- Организационные и деятельные. Заключаются в формировании навыков самостоятельного планирования работы. Школьники учатся ставить собственные цели при работе над проектом, осваивают навыки научной дискуссии, развивают коммуникативные умения.
- Креативные цели связаны с творческой деятельностью: моделированием, конструированием и проектированием.